Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 104


Служба Рассылок Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  104

12 декабря 2001 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Классики религиоведения. Мирча Элиаде. Заметки о религиозных символах

3. Тексты:

4. Religion in the World

5. Литература

6. Новости религиоведения

7. Обзоры сайтов о религии

8. Почта Упельсинке

 


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

В преддверии Нового года открыта новая рассылка. Название Вам уже знакомо - Новости "Упельсинкиной страницы" . Рассылка также будет выходить на сервере Subscribe.Ru, режим выхода - 1-2 раза в неделю. Код рассылки - media.culture.upelsinka Желающих подписаться приглашаю на домашнюю страницу рассылки в Каталоге:

http://subscribe.ru/catalog/media.culture.upelsinka

Предполагаемая тематика рассылки несколько шире, чем просто новости сайта, Сомневающимся сразу скажу: обещаю всячески избегать повторений. В связи с этим наши родные "Упельсинкины новости" претерпят некоторые изменения. Надеюсь, что все это будет весьма интересным для читателей.

Сегодняшний Выпуск, вышедший с задержкой в один день, вновь несовершенен. Конец года - не самое благоприятное время. Однако, стараемся изо всех сил. Посему в ближайших Выпусках открою новый раздел "Религии современности" очерком о дианетике. "Предмет и структура религиоведения" решено отложить до лучших времен. Кому же охота накануне Нового Года читать теорию? А что до практики... Господа, вот тут-то и понадобится Ваша помощь. В Новый Год хочется чего-то новогоднего. Все те, кто с уже больше года читают рассылку, наверняка помнят о том, что прошлой зимой мы говорили о некоторых традициях празднования Нового года. Предлагаю поделиться своими знаниями и рассказать, если Вам что-нибудь известно по этому поводу. Интересует прежде всего связь религии с событием Нового года, а также традиции, обычаи и поверья. Адрес прежний: upelsinka@mail.ru

И перед тем, как перейти к тематическим разделам, напомню о существовании Упельсинкиного Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


2. Классики религиоведения

Мирча Элиаде

Заметки о религиозных символах

Мода на символы

Как мы много раз говорили, с некоторого времени в моду вошли символы. В том, что изучению системы символов отведено сегодня привилегированное место, сказывается воздействие многих факторов. Это, с одной стороны, открытия глубинной психологии, и в первую очередь, тот факт, что деятельность бессознательного можно уловить посредством образов, сценариев, которые не следует понимать буквально; они представляют собой, нечто вроде "шифров" ситуаций и персонажей, которые бессознательное не хочет или не может признать.

Еще в начале века произошел взлет абстрактного искусства, а после первой мировой войны начались поэтические эксперименты сюрреализма, благодаря которым культурная публика освоилась с мирами метафорического и галлюцинаторного. Однако значение этих вселенных раскрывалось только в той мере, в какой удавалось расшифровать их структуры, имевшие "символическую" природу. Существовал и третий фактор, возбудивший интерес к символам: работы этнологов, изучавших первобытное общество, особенно гипотезы Люсьена Леви-Брюля относительно структуры и функций "первобытного мышления". Леви-Брюль считал, что "первобытное мышление" является дологическим; предполагалось, что в нем преобладает так называемое "мистическое соучастие". В конце жизни Леви-Брюль отказался от гипотезы до логического первобытного мышления, радикально отличающегося от современного и противопоставленного ему. В сущности, его гипотеза не нашла массового понимания в среде этнологов и социологов. Однако гипотеза "первобытного мышления" оказалась полезна в той мере, в какой она повлекла за собой дискуссии между философами, социологами и психологами. А главное, она привлекла внимание интеллектуальной элиты к поведению "первобьпного человека", к его психомыслительной жизни к его культурному творчеству. Нынешний интерес философов, особенно европейских, к мифу и символу возник в большой мере благодаря книгам Леви-Брюля и спорам вокруг этих книг.

И наконец, вышеупомянутая мода своим появлением во многом обязана изысканиям некоторых философов, эпистемологов и лингвистов, стремившихся вскрыть символический характер не только языка, но и всех других видов деятельности человеческого разума, от ритуала и мифа до искусства и науки. Поскольку человек обладает способностью создавать символы (symbol-forming power), все, что он создает, имеет символическую природу. Запомнив об основных факторах, способствовавших пробуждению всеобщего интереса к символике, мы тем самым перечислили те плоскости, в которых начало развиваться изучение символа. Это плоскости глубинной психологии, изобразительного искусства и поэзии, этиологии, семантики, эпистемологии и философии. Историк религии может только порадоваться, что исследования на тему, столь важную для его собственного поля деятельности, ведутся со всех этих точек зрения. В силу взаимосвязи между всеми науками о человеке, каждое важное открытие в одной области знания получает резонанс в соседних областях. То что сообщает нам о функциях символов психология или семантика, наверняка окажется существенно для религиоведения. Ведь тема изучения у этих дисциплин, в сущности, одна и та же! Все они стремятся понять человека и его место в мире. Если бы взяться и изучить связь между упомянутыми дисциплинами и религиоведением, это могло бы даже оказаться весьма плодотворно.

Однако не менее верно и то, что у религиоведения - свое особое поле деятельности, не такое, как у прочих отраслей знания. Поэтому закономерно, что у специалиста по истории религий ≈ свои приемы, отличные от приемов психолога, лингвиста или социолога; они отличны даже от приемов теолога. Работа специалиста по истории религии отличается от работы лингвиста, психолога и социолога тем, что он занимается исключительно религиозными символами, теми, которые неразрывно связаны с религиозным опытом и с религиозной концепцией мира.

Приемы специалиста по истории религии отличаются также и от тех, которыми пользуется теолог. Любая теология предполагает систематические размышления над содержанием религиозного опыта и ставит себе целью углубить и прояснить связи между Богом-Создателем и человеком-созданием. Для специалиста по истории религии, напротив, характерен эмпирический подход. Он имеет дело с историко-религиозными фактами, старается понять их и сделать понятными для других. Его привлекают одновременно и значение религиозного факта, и его история; он пытается не жертвовать ни тем, ни другим. Разумеется, специалист по истории религии тоже вынужден систематизировать результаты своих исследований, размышлять над структурой религиозных феноменов. Но в этих случаях он дополняет свою работу историка трудом феноменолога или специалиста по философии религии. В широком смысле слова религиоведение включает в себя как религиозную феноменологию, так и философию религии, но историк религии в узком смысле слова никогда не может отказываться от общения с исторической конкретикой. Он пытается расшифровать, во временной и исторической конкретике, судьбу опытов, вытекающих из неукротимого человеческого желания вырваться за временные и исторические границы. Любой аутентичный религиозный опыт подразумевает отчаянные попытки постичь основы всех вещей, постичь высшую реальность. Однако любое выражение или концептуальное изложение данного религиозного опыта вписывается в определенный исторический контекст. Выражение и формулировки становятся, соответственно, ⌠историческими документами■, сравнимыми с любым \другим фактом культуры - художественным творчеством, явлениями социального, экономического порядка и т. д. Для историка религии дело чести -именно разглядеть в "факте", неизбежно обусловленном историческим моментом и культурным стилем эпохи, экзистенциальную ситуацию, в силу которой этот факт стал возможен.

Нельзя забывать и о другом элементе: теология занимается по преимуществу историческими религиями и религиями откровения, иудейским, христианским и мусульманским монотеизмом и лишь в дополнение к этому - религиями древнего Ближнего Востока и античного Средиземноморья. Теологическое исследование религиозной символики неизбежно будет основываться гораздо в большей степени на документах великих монотеистических религий, чем на "первобытном" материале. Между тем историк религии почитает своим долгом освоить как можно большее число разных религий, особенно архаических и первобытных, где у него есть возможность набрести на некоторые религиозные институты еще на их ранней стадии.

Короче, хотя историку религии рекомендуется быть в курсе исследований символов вообще и религиозных символов в частности, которые ведутся в других отраслях наук, но в конечном счете он вынужден изучать эту тему средствами своей собственной науки и под тем углом зрения, который присущ именно ему. Наилучшим образом свести воедино историко-религиозные факты возможно именно с точки зрения всеобщего религиоведения. Историки религии разве что из робости соглашались иногда объединить усилия с социологами или антропологами. В той мере, в какой возможно сформулировать общие соображения относительно религиозного поведения человека, никто не сумеет сделать это лучше историка религии. Разумеется, при том условии, что он будет иметь в своем распоряжении результаты исследований, которые были проведены во всех важнейших областях его науки, и сумеет обобщить эти результаты. <...>


3. Тексты

Одна из великих книг в человеческой культуре, Зогар ("Сияние") имеет свою собственную драматическую судьбу. Это основной источник еврейской каббалы. Для иудаизма мистический подъем в конце средневековья оказался прологом к мистическому подъему XVI-XVIII веков, религиозное творчество испанских евреев несло в себе зародыш грядущего творчества евреев Палестины, Турции, Италии и Польши.

Жертва бедного

(Зогар 3, 8б-9а)

Если всесожжение жертва его, то из крупного скота (1).
Сказал раби Йосе:
- Какая разница: из крупного скота всесожжение, из мелкого скота (2) всесожжение, из птиц (3) всесожжение? Если это одно и то же, зачем различены они, ведь служат они для одной цели? Вот как: тот, кто в состоянии, приносит из крупного скота. Если не может, то из мелкого, а если не может, то из птиц. Как об этом написано:
А если бедняк он, и рука его не достигает (4).
Ибо Святой, благословен Он, не накладывает на человека бремя, которое тот не осилит.
Сказал раби Эльазар:
- Каков грех, таково и приношение. Богач, чье сердце временами коснеет, приносит быка, потому что сердце особо склоняет его ко греху пред Господином его. Человек средний приносит из мелкого скота, потому что не настолько он закоснел в желании согрешить. Бедняк, чье сердце не закоснело, а желания скромны во всем, приносит самое легкое из всего. И равнозначны их приношения, каждого из них, и Святой, благословен Он, воздает каждому мерой верною.
Раби Эльазар спросил у раби Шимона, отца своего, говоря:
- Вот мы учили, что за три греха приводит голод в мир. И это все такие грехи, которые обыкновенны у богатых, так как закоснели сердца их, и несвойственны бедным. В чем тогда смысл наказания этого, если Святой, благословен Он, губит бедняков и сохраняет жизнь богатым, которые вновь будут грешить пред Ним?
Сказал ему:
- Прекрасный вопрос ты задал. И так ответили на него Собратья и сказали: "Когда хочет Святой, благословен Он, взыскать с грешников и истребить их из вселенной, посылает Он им благополучие и дает им достаток во всем".
Но приди, взгляни. Нет среди сынов земли более приближенных к высшему Царю, чем те сосуды, которыми служат Ему. И кто они?
Сердце сокрушенное и смиренное (5),
И смиренный и кроткий дух... (6) -
вот они, сосуды Царя. И когда случается беда в мире, и голод и наказание обрушиваются на бедных, тогда плачут они и жалуются Царю, а Святой, благословен Он, всех им ближе. Об этом сказано:
Ибо не пренебрег и не погнушался нуждой бедного (7).
И тогда Святой, благословен Он, вспоминает то, что привело голод в мир. Горе тем грешникам, которые вызвали это! Когда голос бедных призывает Царя взглянуть на мир, ≈ Милостивый, сохрани пае от них и от их скорбей! ≈ тогда написано:
Услышать услышу вопль его (8).
Услышать услышу ≈ дважды: один раз, чтобы внять их голосу, второй ≈ чтобы взыскать с тех, кто послужил тому причиной. Об этом сказано:
И услышу, ибо милостив Я (9),
И разгорится гнев Мой и т. д.(10).
И поэтому в то время, когда бывает голод во вселенной, горе грешным богачам от стенания бедняков перед Святым, благословен Он.
Приди, взгляни. Жертва бедняка самая легкая из всех, потому что сердце его сокрушается. И хотя посещают его греховные мысли, но не задерживаются в нем, ибо достаточно ему забот о себе и о чадах дома своего . И поэтому каждое приношение любого из них одинаково значительно для священника.

Примечания:

1. Ваикра, 1, 3.
2. Там же, 10.
3. Там же, 14.
4. Там же, 14, 21.
5. Тегилим, 51, 19.
6. Ишая, 57, 15.
7. Тегилим, 22, 25.
8. Шемот, 22, 22.
9. Там же, 26.
10. Там же, 23.


ЖИТИЕ СУР ДАСА

(из сборника "Жития 84 вишнуитов")

Одним из распространенных в XVII- XVIII вв. жанров прозы была житийная агиографическая литература. К наиболее известным ее образцам на севере Индии относятся "Жития 84 вишнуитов" и "Жития 252 вишнуитов", которые, по мнению доктора П. Миталя, на языке браджа записаны в XVII в. И действительно, уже в первой половине XVII в. эти "Жития" были известны, так как имеется к ним обширный комментарий Харирайя на брадже под названием "Бхао пракаш" ("Проявление чувств"). Автор-составитель наиболее раннего "Жития 84 вишнуитов" - махатма Гокульнатх (1551 - 1640), внук знаменитого философа Валлабхачарьи - основателя секты "Валлабха". Главные эпизоды "Жития Сур Даса" - это: 1) обнаружение Валлабхачарьей местного поэта; 2) встреча поэта и философа; 3) знакомство Валлабхачарьи со стихами поэта и восхищение ими; 4) странствование поэта и философа; 5) создание поэтом прославленной поэмы "Океана поэзии" Сура и других стихов; 6) поэт становится учеником философа и его профессиональным храмовым певцом и 7) достойная старость и смерть поэта. Один из наиболее ярких "добавочных" эпизодов - встреча поэта с императором Акбаром.

И создал Сур Дас тысячу падов, которые назвали "сагаром" ("океаном") ≈ и стали они известны во всем мире. Услышал повелитель страны пады Сур Даса и подумал: "Хорошо будет встретиться с Сур Дасом". Но желанию Господа они встретились, и сказал император: "Слышал я, Сур Дас джи, что ты много сочинил прекрасных падов. Мне Всевышний пожаловал царство. Все восхваляют мои добродетели, и ты пропой что-нибудь".

Тогда Сур Дас джи пропел перед повелителем страны киртан (1): "Возлюби более себя Господа"(?). Сур Дас пропел перед императором этот весь гимн. А пад (гимн) этот такой: "Постоянно созерцай Господа. Живи всегда в любви к богу и в отречении от всего земного. Опасайся дурного общества, возлюби общество благословенных (бхактов). Всегда люби стопы Шри Тхакура джи (2), не питай привязанности к державной власти" и т.д.

Выслушав его, император остался очень доволен и сказал: "Мне Всевышний дал царство. Все восхваляют мои добродетели поэтому пропой (что-нибудь) во славу мне!" Тогда Сур Дас джи пропел такой пад на рагу (мелодию) кедаро: "Не осталось в душе места" Этот весь пад пропел Сур Дас. Услышав его, император Акбар подумал: "Я приказал ему пропеть мне славу. Если он жаждет что-либо получить от меня, то пропел бы: (но) он ≈ подданный Всевышнего". А Сур Дас джи закончил таким падом: "Пусть видят жаждущие очи Сура!" Пропел это, а император спросил: "Сур Дас джи, ты ведь лишен зрения, как же ты умираешь от желания (видеть) и как без зрячих глаз ты даешь сравнения, как?" Сур Дас джи ничего не ответил. Тогда снова сказал император: "Его глаза ≈ у Всевышнего. Что там видит, то и описывает". И тогда подумал в уме император про Сур Даса джи: "Следовало бы ему что-нибудь пожаловать, но он ≈ благословенный (бхакт)(3), нет у него никаких желаний". Затем Сур Дас джи, простившись с императором, отправился в храм Шри Натха (4).

(Сур Дас прожил долгую жизнь и умер, как рассказывает "Житие", со стихами на устах.)

Когда заметил Махатма Виттхальнатх, что странно печально выражение у поющего Сур Даса и витают его мысли неведомо где, то спросил: "Что видит теперь (незрячими) глазами Сур Дас?" И тогда тот пропел еще стих о прекрасной Радхе, возлюбленной Кришны, что кончался словами: "Иссяк источник жизни Сур Даса, ничего не осталось, отлетев, ухожу". И пропев именно так, покинул Сур Дас свое тело.

Перевод Н. Сазановой.

Примечания:

1. Киртан ≈ особый вид хвалебного гимна.
2 Шри Тхакур джи - одно из имен Кришны. Секта Валлабха чтила Кришну в облике и под именем Шри Тхакура джи. Главный храм в Гобардхане носит название храма Шри Натха Тхакур джи.
3 Здесь употреблено слово бхагвадий, точный перевод его означает "благословенный бхакт господа".
4. Храм Шри Натха-Кришны-властителя находится в Брадже в местечке Гобар-дхан и является одной из главных кришнаитских святынь секты Валлабхачарьи. Сур Дас пел свои пады в этом храме Шри Натха.


4. Religion in the World

Herrigel: inner archery

Eugen Herrigel, 1953. Zen in the Art of Archery. London: Routledge and Kegan Paul (p.18).

The Dane Eugene Herrigel spent many years in Japan acquirung the skills of archery. By 'working' at this 'sport' he in fact took himself to be 'working' on himself. Herrigel's hook provides a pioneering account ol what can he thought of as the 'Sell-work ethic'.

Zen Buddhism has struck out on paths which, through methodical immersion in oneself, lead to one's becoming aware, in the deepest ground of the soul, of the unnamable Groundlessness and Qualitylessness - nay more, to one's becoming one with it. And this, with respect to archery and expressed in very tentative and on that account possibly miisleading language, means that the spiritual exercises, thanks to which alone the technique of archery becomes an art and, if all fects itself as the 'artless art','are mystical exercises, and accordingly archery can in no circumstances mean accomplishing anything outwardly with bow and arrow, but only inwardly, with oneself. Bow and arrow are only a pretext for something that could just as well happen without them, only the way to a goal, not the goal itself, only helps for the last decisive leap.


Sai Baba: 'bliss'

Sai Baba, cited in Samuel H. Sandweiss, 1975: Sai Baba The Holy Man... and Psychiatrist. New Delhi: M. Gulab Singh & Sons (p. 116).

Sai Baba, the most influential of all contemporary Indian gurus, writes of the shift from the dull realm of delusion to what the 'Highest Self' has to offer.

Do not tell me that you do not care for that bliss, that you are satisfied with the delusion and are not willing to undergo the rigors of sleeplessness. Your basic nature, believe me, abhors this dull, dreary routine of eating, drinking and sleeping. In seeks something which in knows it has lost - santhi, inward contentment. It seeks liberation from bondage to the trivial and the temporary. Everyone craves for it in his heart of hearts. And it is available only in one shop: contemplation of the Highest Self, the basis of all this appearance.


5. Литература

2. Классики религиоведения: М. Элиаде. Мефистофель и Андрогин. СПб, "Алетейя", 1998. С. 332-338.
3.Тексты:
"Раби Шимон". Фрагменты из трактата "Зогар": Пер. с арамейск. сост., статьи, примеч. и коммент., кабб. коммент. М.А. Кравцова. - М.: Гнозис, 1994. С. 79-82.
Литература Востока в Средние века: Тексты/ Под ред. Н.М. Сазановой. - М., изд-во МГУ; изд-во "Сиринъ", 1996.С. 321-322.
4. Religion in the World: Religion in Modern Times. An Interpretive Anthology. Edited by Linda Woodhead and Paul Heelas. Blackwell Publishers, 2000. P. 125, 127.


6. Новости религиоведения

В прошлом Выпуске нашей рассылки было опубликовано объявление о конференции "Путь Востока. Традиции и современность", проводимой научным обществом студентов, аспирантов и молодых ученых "Традиции Востока" 24-26 апреля 2002 года. Место проведения - г. Санкт-Петербург, СПбГУ.


7. Обзоры сайтов о религии

Буддизм:

Новый сайт, посвященный тибетскому буддизму, главным образом школе Гелуг-па. Сайт зарегистрирован в Ассоциации "Буддизм в Интернете".
http://buddha.nf.ru

Вайшнавизм:

Новая рассылка "Я никого не ем!" - вегетарианские рецепты
http://subscribe.ru/catalog/home.eat.vegetable

Христианство:

Новый сайт "Русское религиозное Зарубежье"
http://zarubezhje.narod.ru/index.html

Официальный сайт Московской Епархии Русской Православной Церкви
http://www.meparh.ru


8. Почта Упельсинке

Писем нет :(


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное