Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Здоровье и физическое развитие." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2001 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
13
|
14
|
15
|
16
|
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
|
31
|
Статистика
0 за неделю
Введение в религиоведение Выпуск 106
Выпуск 106
25 декабря 2001 г. |
|
Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!
Поздравляю всех с праздником Рождества! Ведь именно сегодня многие христиане собрались вместе, чтобы отпраздновать рождение Иисуса Христа. Православный мир будет праздновать Рождество Христово спустя две недели, т.е. 7 января.
В сегодняшнем Выпуске читайте следующие материалы. Раздел Религии состоит из двух частей. Первая часть посвящена празднику Рождества. К теме Рождества мы также вернемся в одном из следующих Выпусков нашей рассылки. Во второй части читайте рассказ о календарях и об их отличиях. В конце Выпуска - разделы Литература и Почта Упельсинке.
Сегодня перед Вами последний Выпуск рассылки "Введение в религиоведение" за 2001 год. Время подводить итоги. В этом году рассылка выходила 59 раз. За это время "Упельсинкина страница" также существенно выросла и пополнилась многими материалами. Почтовому Форуму "Упельсинкино Со-Дружество" в декабре исполнился ровно год. Огромное количество писем, множество интересных дискуссий - все это можно найти в архиве Листа.
За сим раскланиваюсь. Надеюсь, что количество наших встреч в следующем году останется прежним. Поздравляю всех с наступающим Новым Годом! Увидимся в новом году! :-)))
Рождество Христово, один из главных христианских Праздников,
установленный, согласно церковному Вероучению, в честь рождения Иисуса Христа.
Отмечается 25 декабря Временное несовпадение празднования Рождества Христова
различными Церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская
и другие православные Церкви) пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого
соответствует 7 января григорианского календаря. В православной традиции относится
к двунадесятым праздникам.
Большой Энциклопедический Словарь.
Рождество Иисуса Христа: "В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле... Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк., 2).
В Средние века эта история подверглась дальнейшей разработке: "Они вели с собой вола и осла и странствовали, подобно бедным скототорговцам. Когда же прибыли в Вифлеем, то, поскольку средства их были ограниченны и множество народу собралось там, чтобы записаться, не нашли они жилья... и пришлось им укрыться под навесом, где люди обычно скрывались от дождя... Когда пришло время рожать, в ночь воскресения, Пресвятая Дева поднялась, прислонившись к столбу, который был там. Иосиф, однако, сидел в печали, ибо не было у него того, что было нужно Ей. Затем, встав, взял сена из яслей, положил у ног Пречистой Девы и удалился. Тогда Сын Бога вечного вышел из чрева Своей Матери, не причинив Ей ни малейшего вреда или ущерба, и был во мгновение ока перенесен на солому у ног Ее. Мать наклонилась, бережно подняла Младенца, положила Его к Себе на колени и, наученная Святым Духом, принялась обмывать Его Своим святым молоком. Сделав это, Она запеленала Его в Свой головной платок и положила в ясли. Тогда осел и вол преклонили колени, опустили головы на край яслей, словно бы разумные существа, понимающие, - что теплом дыхания своего могут согреть столь бедно укрытое Дитя в такое холодное время. Мать же Его опустилась на колени и поклонилась Первенцу Своему, и благодарила Бога" (Бонавентура).
О поклонении вола и осла упоминает пророк Исайя: "Ибо вол признал
повелителя своего, и осел - что хозяин его лежит в яслях", - и это рассматривалось
как подтверждение того, что Христос действительно был Мессией. По другой версии
рождение произошло в темной пещере, которая "озарилась, когда Мария вошла в
нее, словно бы то было само солнце", и ангелы окружили новорожденное Дитя, поклоняясь
ему и говоря: "Слава Богу в вышних, и на земле мир, и в человеках благоволение"
(Новозаветные апокрифы. Псевдо-Матфей).
С. Бернер, Р. Бернен. Мифологические и религиозные мотивы в европейской живописи
1270-1700.
Календарь (от лат. Calendarium, букв. - долговая книжка;
в Др. Риме должни ки платили проценты в день календ), система счисления больших
промежутков времени, основанная на периодичности видимый движений небесных тел.
Наиболее распространен солнечный календарь, в основу которого положен солнечный
(тропический) год. Современный календарь называется Григорианским (новый стиль),
он был введен папой Григорием XIII в 1582 и заменил юлианский календарь (старый
стиль), который применялся с 45 г. до н.э. В юлианском календаре средняя длительность
года в интервале 4 лет равнялась 365,25 суток, что на 11 мин 14 с длиннее тропического
года. Длина года в григорианском календаре в среднем равна 365,2425 суток, что
лишь на 26 с. превышает тропический год. Григорианский календарь более точен,
поэтому в нем меньше високосных годов, вводиимых для устранения расхождения
календаря со счетом тропических лет. В России григорианский календарь введен
с 14 февраля 1918 г. Различие между старым и новым стилями составляет в 18 в.
11 сут, в 19 в. 12 сут. и в 20 в. 13 сут. В ряде мусульманских стран пользуются
лунным календарем, в котором начало календарных месяцев соответствует моментам
новолуний. Лунный месяц (синодический) составляет 29 сут. 12 ч. 44 мин. 2,9
с 12 таких месяцев дают лунный год в 354 суток, который оказывается на 11 суток
короче тропического года. В ряде стран Юго-Восточной Азии, Иране, Израиле существуют
разновидности лунно-солнечного календаря, в котором сменя фаз Луны согласуется
с началом астрономического года. В таких календарях важную роль играет период
в 19 солнечных лет, равный 235 лунным месяцам (т.н. Метонов цикл).
Большой Энциклопедический Словарь.
Календарь (calendar), система отсчета дней и др. промежутков времени, периодичности видимых движений небесных тел. В Древнем Египте тот или иной год обозначал правление фараона или верховного жреца. В Риме годы отсчитывались от основания города (AUC - ab urbe condita). по традиции - это 753 г. до н.э., или, что было чаще, со ссылкой на имя правящего консула и императора. В 6 в. н.э. в качестве исходной точки летосчисления взяли дату рождения Иисуса Христа, но в расчетах была допущена ошибка в несколько лет. Мусульмане используют как начало отсчета дату бегства Мухаммеда из Мекки.
Самым ранним календарем в Риме был лунный, деливший год на 10
месяцев, позже был принят 12-месячный с 355 днями в году. Понтифики (жрецы)
время от времени вставляли дополнительный месяц, чтобы год хотя бы в грубом
приближении не расходился с солнечным. Поначалу первым месяцем был март (отсюда
"сентябрь", означающий "седьмой месяц", но к 153 г. до н.э.
его заменили январем. Месяцы до сих пор носят римские названия. Июль (сначала
"квинктилий" - пятый) получил название от имени Юлия Цезаря еще при
его жизи, а август (сначала "секстилий" - от Августа. В каждом месяце
было три наименованных дня: календы (1-е число), ноны (5-е или 7-е) и иды (13-е
или 15-е). В 45 г. до н.э. Юлий Цезарь ввел солнечный календарь, которым пользуются
и по сей день. Месяцам было дано нынешнее количество дней, и каждый 4-й год
считался "високосным", чтобы компенсировать те 6 часов, которые превышают
в каждом солнечном году 365 дней. Однако ежегодный излишек в 11 минут 14 секунд
составил к 1582 г. уже 10 полных избыточных дней. Специальная комиссия, созданная
папой Григорием XIII, постановила пропустить эти дни. Католические страны приняли
эту реформу, а Англия согласилась с ней только в 1752 г., вычеркнув из календаря
11 дней. В России старый календарь сохранялся до 1918 г. Календарь был модифицирован
т.о., что в каждом столетии високосными вляются лишь те годы, порядковое число
которых делится на 4 (кроме годов, оканчивающихся на 2 нуля, но не кратных 400).
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия.
Календарь.
I. Еврейский календарный год основан на годичном лунном цикле и состоит
из 12 месяцев по 29 и 30 дней в каждом попеременно, что составляет 354 дня.
Подобные системы летосчисления были свойственны кочевым народам. Следует отметить,
что в еврейском языке существительное ходеш - "месяц" - имеет ту же основу,
что и глагольная форма "быть новым" (о новом дне, о новой луне). С луной был
связан праздник Новомесячия (1 Цар 20:5; Ис 1:13, 14; Ос 2:11; Ам 8:5). Израильтянам
был известен и египетский способ летосчисления по солнечному году, обусловленный
сезонными полевыми работами и соответств. ежегодными праздниками (см. Лев 23:11,39,40;
Неем 8:14-16). Солнечный год состоял из 12 месяцев по 30 дней в каждом плюс
5 дополнительных дней, что в сумме давало 365 дней. Поскольку между лунным и
солнечным годами было расхождение в 11 дней, возникала необходимость каждые
2-3 года согласовывать лунный календарь с солнечным, чтобы праздник Пасхи, который
приходился на 15-й день первого месяца, не отмечался раньше начала уборки урожая
(Лев 23:10,15,16). С этой целью вводился дополнительный месяц. Но практика прибавления
13-го месяца, ве-адара (второго адара), известна ученым только со времени возвращения
израильтян из вавилонского плена; в Библии об этом сведений нет.
II: 1) со времени исхода из Египта и до конца вавилонского плена месяцы в еврейском календаре именовались в соответствии с порядковым номером: первый, второй и т.д. (Исх 16:1; Чис 33:38; 3 Цар 12:32; 4 Цар 25:1,3,8,25; 1 Пар 27:2-15; 2 Пар 15:10). Но в Библии встречаются и более древние, употреблявшиеся еще хананеями, названия месяцев, производные от слов, обозначающих времена года, - авив, зиф, афаим и бул. Остальные названия израильтяне заимствовали у вавилонян во время пребывания в плену. В соответствии с заповедью (Исх 12:2; 13:4), началом года считался весенний месяц авив, или нисан. От него отсчитывалось не только время проведения праздников, но и время правления израильских царей. Гражданский, или хозяйственный год, видимо, начинался осенью, в месяц тишри (Исх 23:16; 34:22; Лев 25:4,9,10), от него же исчислялось и время правления царей Иудеи.
2) о том, что время правления иудейских царей исчислялось с осени, свидетельствуют следующие места в Библии: а) Иосия повелел восстановить храм в 18-й год своего правления (4 Цар 22:3 и след.). Затем была найдена книга Закона (ст. 8 и след.), после чего последовали ее публичное прочтение и заключение завета (4 Цар 23:1-3), очищение храма от идолов и разрушение капищ в окрестностях Иерусалима (ст. 4-14), в Вефиле и городах Самарии (ст. 15-20). Вслед за этим, опять-таки в 18-й год правления Иосии, была совершена Пасха Господу (ст. 21-23). Все эти события вряд ли могли произойти в короткий промежуток между 1-м и 14-м нисана, что говорит в пользу исчисления времени правления начиная с осени; б) согласно Иезекиилю, исчисляющему годы плена с того времени, когда в 597 г. до Р.Х. в Вавилон был уведен - Иехония, падение Иерусалима произошло в 587 или в 586 г. до Р.Х.; 25-й год плена - это 14-й год от падения Иерусалима, следовательно, падение Иерусалима приходится на 12-й год плена (см. Иез 40:1; ср. 33:21 и табл. ниже). Год падения Иерусалима был, согл. 4 Цар 25:2, 11-м годом правления царя Седекии. А т.к. вавилонская хроника сообщает, что Седекия начал править во втором адаре 597 г. до Р.Х., то падение города в 4-й месяц (4 Цар 25:3,4; Иер 39:2; 52:6) могло приходиться на 11-й год его правления только в гражданский год (начинавшийся с месяца тишри), в священный же год (начинавшийся с нисана) оно приходилось бы на 12-й год его правления (следует иметь в виду, что время от фактического вступления на престол до даты официального начала первого года правления не учитывалось). Библейские сведения о дате падения Иерусалима согласуются друг с другом только в том случае, если время правления Седекии исчислялось с осени (см. расхождения относительно даты падения Иерусалима - в 587 или 586 г. до Р.Х.); 3) время правления царей отсчитывалось с осени, в то время как счет месяцев в году производился с весны до весны; 4) первым свидетельством об исчислении года правления с осени являются сведения о строительстве "храма, продолжавшемся с зифа (2-й месяц) 4-го года правления Соломона до була (8-й месяц) 11-го года, т.е. семь лет (3 Цар 6:1,37,38). В случае же исчисления времени строительства по священному календарю результат равнялся бы восьми годам. Т.о., время правления Соломона исчислялось уже по гражданскому календарю.
III. Порядок проведения полевых работ описан в т.н. "Гезерском календаре" (ок. X в. до Р.Х.). Сельскохозяйственный год начинался с осени; при этом два месяца отводилось на сбор урожая оливок, два - на сев зерновых культур, два - на поздний сев, один - на теребление льна, один - на сбор урожая ячменя, один - на сбор урожая пшеницы и праздник Пятидесятницы, два - на подрезание виноградной лозы, один - на сбор летних фруктов.
IV. Разделение года на месяцы: 1) в месяце АВИВ, или НИСАН,
было 30 дней (в европейском календаре он соответствует периоду с середины марта
до середины апреля). В память об исходе израильтян из Египта Господь определил
для них этот месяц как первый месяц года (Исх. 12:1,2; 13:4). После вавил. плена
название "авив" ("месяц колосьев") было заменено на "нисан" (Неем. 2:1; Есф.
3:7). В первый день этого месяца, как и в первый день всех других месяцев года,
отмечался праздник Новомесячия ( Луна). Вечером 14-го нисана праздновалась Пасха
(Исх. 12:18,19; 13:3-10) как начало праздника Опресноков, продолжавшегося с
15-го по 21-й день месяца (Лев. 23:6). 16-го совершалось принесение Господу
первых (Первородство, 11,3) весенних плодов (Лев. 23:10-14). Ранние или поздние
дожди (Дождь) приводили к подъему воды в Иордане (Нав. 3:15; 1 Пар. 12:15).
Начинался сбор урожая: льна (Нав. 2:6) и ячменя на прибрежных равнинах, ячменя
и пшеницы - в долине Иордана. Затем наступал засушливый период; 2) в месяце
ЗИФ, или ИЯР, было 29 дней (середина апреля - середина мая). Во время этого
"месяца цветов" (3 Цар. 6:1,37),в 14-й день, праздновалась т.н. малая Пасха
для тех, кто не смог по каким-либо причинам принять участие в праздновании настоящей
Пасхи (Чис. 9:10-12). Повсеместно шла уборка ячменя (Руфь 1:22) и пшеницы (2:23),
чему не могли помешать редкие в этот период дожди; 3) в месяце СИВАН было 30
дней (середина мая - середина июня) (Есф. 8:9). В шестой день этого месяца праздновалась
Пятидесятница (Лев. 23:15-21), или праздник Седмиц (Втор. 16:9-11), называвшийся
также праздником Жатвы (Исх. 23:16,19). Начинался сбор урожая яблок и ранних
смокв (инжира). Цветение олеандра возвещало о начале лета. До октября прекращались
дожди. Преобладал северо-западный ветер; 4) в месяце ТАММУЗ (середина июня -
середина июля) было 29 дней (Зах. 8:19). В 17-й день таммуза соблюдался пост
в память о разбитии Моисеем скрижалей завета (Исх. 32:19). Жители горных областей
приступали к жатве пшеницы. Созревание первого винограда совпадало с наступлением
летней жары; 5) в месяце АВ (середина июля - середина августа) было 30 дней
(Езд. 7:9). В 9-й день этого месяца соблюдался пост в память о разрушении Навузарданом
храма (4 Цар. 25:8,9; Зах. 7:3,5; 8:19). Начинался сбор урожая винограда, инжира
и грецкого ореха. Летняя жара усиливалась; 6) в месяце ЭЛУЛ (середина августа
- середина сентября) было 29 дней (Неем 6:15). Это время позднего сбора винограда,
гранатов, миндаля, фиников и олив. Все еще стояла летняя жара; 7) месяц 442
АФАНИМ (возм.,месяц "постоянно текущих ручьев", т.е. наводнений), или ТИШРИ,
(середина сентября - середина октября) был священным праздничным месяцем; в
нем было 30 дней (3 Цар. 8:2). В 1-й день месяца отмечался праздник Труб (Лев.
23:24 и след.; Чис. 29:1), который позднее стал праздником Нового года (Рош-Гашйна).
В 3-й день соблюдался пост в память об убийстве Годолии (4 Цар. 25:25; Зах.
7:5; 8:19); 10-й день месяца был великим Днем очищения (Йом-Кипур; Лев. 16;
23:26-32). С 15-го по 21-й день отмечался праздник Кущей (Суккот), самый радостный,
сопровождающийся многочисленными народными обрядами праздник израильтян. Он
устраивался в знак благодарения за полученный урожай, а также в память о странствовании
в пустыне (Лев. 23:34 и след.). Поэтому в дни этого праздника израильтяне жили
в специально сооруженных шалашах, или шатрах. Приносились в жертву Богу первые
плоды винограда и масличных (Исх. 23:16; Втор. 16:13); 22-й день - "великий
день" священного собрания (Лев. 23:36; Чис. 29:35; Неем. 8:18; Ин. 7:37).
Наступало время сбора урожая оливок и фиников. начинался сезон дождей, приступали
к пахоте, севу и посадке различных культур (см. Притч. 20:4; Еккл. 11:4); 8)
в месяце БУЛ ("дождливый месяц"), или МАРХЕШВАН, (середина октября
- середина ноября) было 29 или 30 дней. Это "месяц ростков" или, возм.,
"месяц дождей" (3 Цар. 6:38). Производился сев ячменя и пшеницы, сбор
урожая оливок в Северной Галилее, созревали зимние смоквы; 9) в месяце КИСЛЕВ
(середина ноября - середина декабря) было 29 или 30 дней (Неем. 1:1; Зах. 7:1
- в Синод. пер. - "хаслев"). Начиная с 25-го дня кислева восемь дней
праздновался праздник Обновления - очищения храма (Ин. 10:22). Наступала зима,
шли дожди, в горах выпадал снег; собирали зимние смоквы, начинала прорастать
трава; 10) в месяце ТЕВЕТ (середина декабря - середина января) было 29 дней
(Есф. 2?16 - в Синод. пер. - "тебеф"). В 10-й день месяца соблюдался
пост в память о начале осады Иерусалима Навуходоносором (4 Царю 25:1; Зах. 8:19).
В этот самый холодный месяц года, когда нередки были снег и град (Нав. 10:11),
созревали апельсины, а долины пестрели цветущими ветреницей и маком; 11) в месяце
ШЕВАТ (середина января - середина февраля) было 30 дней (Зах. 1:7). Это время
цветения миндаля и персиковых деревьев. Наступали теплые дни; 12) в месяце АДАР
(середина февраля - середина марта) было 29 или 30 дней (Езд. 6:15; Есф. 3:7).
В 14-й и 15-й дни месяца отмечался праздник Пурим в память об избавлении евреев
(Есф. 9:20-28). В это время гремели частые грозы и шли дожди с градом; начинался
период поздних дождей, от которых зависел будущий урожай. Шел сбор урожая цитрусовых;
13) ВЕ-АДАР, т.е. второй адар, вводился только в високосный год.
Библейская энциклопедия Брокгауза.
3. Литература
Рождество:
Большой Энциклопедический Словарь. М.: "Большая Российская энциклопедия",
СПб.: "Норинт", 2001. С. 1024.
С. Бернер, Р. Бернен. Мифологические и религиозные мотивы в европейской
живописи 1270-1700. СПб.: "Академический проект", 2000. С. 208-209.
Календарь:
Большой Энциклопедический Словарь. М.: "Большая Российская энциклопедия",
СПб.: "Норинт", 2001. С. 480.
Оксфордская иллюстрированная энциклопедия. Том 3. Всемирная история с древнейших
времен и до 1800 года. Ред. Гарри Джадж. - М.: "Инфра-М", "Весь
мир", 1999. С. 142.
Библейская энциклопедия Брокгауза. Сост. Фритц Ринекер, Герхард Майер/Пер.
с нем. - Кременчуг, "Христианская заря", 1999. С. 439-442.
Добрый день,
уважаемая Упельсинка! :)Я совсем недавно подписалась на Вашу рассылку и даже не ожидала получить столь желанный для меня материал - гимны Шри Шанкарачарьи, - великого Святого Шанкары, философию которого я изучаю ! Это редкий материал, собирать который мне приходится по крупицам... Тем более я рада, что смогла получить этот неоценимый дар на страницах Вашей рассылки!
Большое Вам спасибо!!!
Надеюсь, благодаря Вам знакомиться и с другой интересной информацией.
С почтением,
Ирина.
Большое Вам спасибо за Ваши отклики и теплые письма. Я также хотела бы поделиться с Вами письмами, содержащие вопросы. Буду признательна, если Вы сможете чем-то помочь:
Здравствуйте Упельсинка!
Подскажите, пожалуйста, где можно узнать о традициях использования растительных галлюциногенов в славянских культурах (сайт, форум, рассылка)?
С уважением, Роман Равве
... Я искал в сети Сказания о Нартах" и наткнулся на Ваш сайт, здесь очень интересно и много мифов, но чего искал не нашел.
Не могли бы Вы помочь мне, где можно найти полное сказание. В журнале "Дарьял" только несколько частей.
Заранее благодарю,
Удачи!!!
Александр.
Упельсинка. UPELSINKA - Upelsinka's Page e-Mail: upelsinka@mail.ru e-Home: http://www.upelsinka.com Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||