Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 121


Информационный Канал Subscribe.Ru Новый модный поиск - www.lycos.ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  121

12 апреля 2002 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Классики религиоведения. Г.В.Ф. Гегель. Из "Энциклопедии философских наук в кратком очерке" (1817)

3. Тексты. Азиз Ад-Дин Ибн Мухаммад Насафи (XIII век). Зубдат ал-хакаик

4. Religion in the World

5. Словарь религиоведения. Кенозис

6. Литература

7. Новости религиоведения

8. Поучительные истории


1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение. Сегодняшний Выпуск практически весь составлен по Вашим письмам. И я хочу поблагодарить всех, кто принял участие в работе над этим Выпуском рассылки. Ая Макарова прислала фрагмент из "Энциклопедии философских наук" Г.В.Ф. Гегеля - материал в разделе Классики религиоведения. Евгений Осипов прислал ряд интереснейших текстов, среди которых - "Зубдат ал-хакаик" Азиза Ад-Дина Ибн Мухаммада Насафи и "Таннисе", опубликованный в прошлом Выпуске рассылке - раздел Тексты. Ката Важнова прислала притчу, которая сегодня размещена в разделе Поучительные истории, в конце рассылки. Также в сегодняшнем Выпуске читайте разделы Religion in the World и Новости религиоведения. Вся Литература приведена в одноименном разделе. Обзора почты сегодня не будет, хотя вы присылаете интересные письма, материалы (о чем красноречиво говорит этот Выпуск рассылки) и... даже свои фотографии. :-))) За что всем большое спасибо. Читаю, смотрю, правда, не всегда имею возможность ответить.

В прошлом Выпуске замечена опечатка. Полный вариант текста "Таннисе" см. на странице http://www.upelsinka.com/Russian/tanis.htm

Жителей и гостей Санкт-Петербурга приглашаю посетить фотовыставку "Религиозное искусство Нидерландов: архитектура", которая расположилась в помещении Библиотеки РХГИ по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, 6-й этаж (ст. м. "Гостиный двор"). Выставка открыта ежедневно с 11 до 19 часов (кроме сб, вс). Вход свободный. Подробнее о выставке см. здесь.


2. Классики религиоведения

Из "Энциклопедии философских наук в кратком очерке" (1817)

Философия духа. Часть третья

Абсолютный дух

п. 453. Понятие духа имеет свою реальность в духе. В том, что реальность полностью тождественна с понятием как знанием абсолютной идеи, заключается необходимая сторона: в себе свободная интеллигенция освобождается для своего понятия, чтобы быть достойной его формой. Субъективный и объективный дух может поэтому рассматриваться как путь, на котором развивается эта сторона реальности или существования (п. 304). И, наоборот, этот путь имеет также и то значение, что субъективный дух рассматривается как нечто первое, которое в своей непосредственности лишено понятия, которое постигает и формирует свою сущность и посредством этого сообщает себе свободное тождество с последней, свою абсолютную реальность.

п. 454. Поскольку субъективная единичность в ее свободном проявлении вовне, а именно в отрицании отдельной непосредственной жизни, опосредствующем существование нравственной субстанции, рассматривает эту высшую интенсивность бытия и тем самым все наличное бытие мира как нечто ничтожное, что должно быть принесено в жертву, постольку нравственная субстанция приобретает значение абсолютной силы и души, сущности природы, равно как и духа.

п. 455. Расчленение этой всеобщей и чистой субстанции духа есть поэтому суждение внутри себя и переход в некоторое знание, для которого эта субстанция выступает как таковая.

п. 456. Непосредственной формой этого знания является форма созерцания и представления абсолютного духа как идеала.

п. 457.Значением идеала является субстанциальность как тождественная и конкретная сущность природы и духа, и эту конкретную сущность называют богом. Доказательством того, что это значение есть абсолютная истина, является опосредствование, через которое природа преодолевается в духе, а дух благодаря деятельности снимает свою субъективность в абсолютном духе и тем самым познает абсолютный дух как свое последнее основание, а также как свое абсолютно первое, ибо это опосредствование есть в самом себе также снятие опосредствования, противоположности.

п. 458. Так как это знание прежде всего само является непосредственным и поскольку оно держится этой определенности непосредственности, то и определенный образ бога выступает для этого знания прежде всего как абстрактный образ некоего непосредственного бытия, стихийного или более конкретного природного бытия, или, напротив, чистого мышления.

п. 459. Но истина этого непосредственного образа или этой бесформенной отрицательности, посюсторонности и потусторонности, есть рожденный из духа конкретный образ, в котором естественная непосредственность выступает лишь как знак мысли, освобожденной от случайности и благодаря этому преображенной так, что образ не обнаруживает в себе больше ничего другого,≈ это образ красоты.

п. 460. Поскольку красота вообще есть наполненность созерцания или образа мыслью, есть наглядная мысль, то она является чем-то формальным, и содержание мысли, так же как и материал, используемый мыслью для своего воплощения, может быть самым различным.

п. 461. Но поскольку форма содержит в себе свое истинное содержание, а именно эту наполненность мыслью как таковую, духовную субстанцию в ее абсолютном значении (п. 457), то вследствие той непосредственности, в которой это знание есть созерцание или образное представление, образ представляет собой нечто конечное ≈ отчасти потому, что бытие есть непосредственный и поэтому внешний материал, отчасти же потому, что содержанием является лишь особенный народный дух.

п. 462. То, что это существование является продуктом субъекта, постигающего идею и приводящего ее к внешнему изображению,≈ это не принадлежит к его конечности. Ибо субъект есть лишь чисто формальный момент деятельности, а произведение искусства лишь в том случае является выражением бога, если в нем нет никакого признака субъективной особенности, а внутренний дух народа воспринят и выражен без примеси субъективности, незапятнанный ее случайностью. Опосредствование, пройдя через боль и деятельность субъекта и став образом, непосредственно преодолено; произведение представляет субстанцию субъекта, и боль, сопровождающая рождение произведения,≈это именно абсолютное отрешение вовне и отрицательность субъективного своеобразия.

п. 463. Но поскольку теперь непосредственно имеется образ бога, то другие в своем отношении к нему, побуждаемые их в-себе-сущей сущностью, отказываются в культе от своей субъективности благодаря молитве, погружению в мысли. Они символически жертвуют своей особенной действительностью и с воодушевлением и радостью осознают свое тождество с субстанцией, которая благодаря этому теряет свою внешнюю форму, а своей субъективности, выступающей в субстанциальности лишь как внутренняя, сообщает ≈ в качестве всеобщего знания ≈ наличное бытие.

п. 464. Однако в мировой истории абсолютный дух преодолевает эту конечность своей знающей действительности, ограниченное наличное бытие своей идеи, которая в себе и для себя переходит, подобно форме созерцания, во всеобщность непосредственного знания и наличного бытия, в опосредствующее себя знание, в наличное бытие, которое само есть знание, в откровение.

п. 465. На этой ступени снятой непосредственности своего образа и своего знания, то есть на ступени рефлексии, абсолютный дух есть, с одной стороны, в себе и для себя сущий всеобщий дух природы и духа, но, с другой стороны, он существует для представления. Субъективность знания, будучи рефлексией, предоставляет самостоятельность моментам его жизни, целостностью которых он, по существу, является, и делает их по отношению друг к другу предпосылками и последовательным рядом явлений, связь которых устанавливается сообразно конечным определениям рефлексии.

п. 466. Рефлексия разрывает форму и содержание', различенные моменты понятия (выступают в ней как особенные сферы или элементы, каждый из (которых представляет абсолютное содержание.

п. 467. 1) В моменте всеобщности, в сфере чистой мысли или абстрактном элементе сущности это, следовательно, абсолютный дух, выступающий вначале как предпосылка, как субстанциальная сила в рефлексивном определении каузальности, ≈ как творец неба и земли. Но в этой вечной сфере он рождает себя самого лишь как своего Сына; однако рожденность и положенность Сына тоже полностью снята и есть вечное бытие понятия, так же как вечно снимается и его отличие от всеобщей сущности. Благодаря этому опосредованию снимающего себя опосредования первая субстанция выступает лишь как конкретная единичность дух.

п. 468. 2) Но в моменте особенности как суждении (Urtheil), на которое вообще решается единичность, или опять-таки в моменте рефлексии, эта конкретная вечная сущность есть предпосылка, и ее движение ≈ это действительное творение, или распадение вечного момента опосредования, единого Сына, на самостоятельные противоположноста, а именно, с одной стороны, небо и землю, элементарную и конкретную природу, а с другой ≈ дух, как соотнесенный с природой, то есть конечный дух. Последний, обособляясь в качестве полюса в себе сущей отрицательности, превращается в зло; непосредственно же такой полюс существует благодаря своей соотнесенности с противостоящей природой и положенной тем самым своей собственной природности.

п. 469. 3) В моменте единичности как таковой, а именно субъективности и понятия как противоположности всеобщего и особенного, вернувшейся в свою тождественную основу, а) представляется осуществившейся предпосылка как всеобщая субстанция, перешедшая из своей абстракции в единичное самосознание; и поскольку последнее предстает как непосредственно тождественное с сущностью, зло снимается тем самым в себя и для себя. Затем же эта непосредственная конкретность умирает в абсолютной боли отрицательности, и, будучи в этой отрицательности тождественна с собою, становится тем самым для себя как абсолютное возвращение из отрицательности и всеобщее единство всеобщей и единичной сущности ≈ идея вечного, но живого и действительного духа.

п. 470. Р) Эта целостность, так как она осуществляется еще в сфере рефлексии, является сущей в себе, или предпосылкой, и ей противостоит разрыв и конечная непосредственность единичной субъективности, для которой эта первая предпосылка и ее движение есть сначала нечто другое, созерцаемое. Однако это ≈ созерцание в себе сущей истины этого единичного субъекта, благодаря чему он в силу своей непосредственной природы определяется для себя как нечто ничтожное и злое. Поэтому, сообразно своей истине, он есть движение к освобождению от своей непосредственной природной определенности и от своей воли, движение к объединению со своей сущностью в боли отрицательности, во всеобщей абстракции, к познанию себя тождественного с нею, так что она y) благодаря этому опосредованию оказывается внутренне присущей самосознанию и выступает как действительно всеобщий дух.

п. 471. Откровение абсолютного, раскрывающее его жизнь в 'Круговороте конкретных образов представления, собирает их из их разрозненности и самостоятельности, временной и внешней последовательности, объединяя в этом последнем результате как истинном и действительном. В этой форме истины истина является предметом философии.

п. 472. Философия является единством искусства и религии постольку, поскольку простое созерцание и субстанциальное созидание первого посредством распадения и опосредствования второй поднимаются до осознавшего себя мышления. В этом элементе осознавшая себя идея очищается как от своей первоначальной непосредственности, так и от видимости чего-то происходящего, случайного, внеположного и существующего во времени, что составляет ее содержание в религии. Это знание есть тем самым понятие искусства и религии, в котором то, что было различно в прежнем содержании, познается как необходимое, а это необходимое и непосредственное познается как свободное.

п. 473. Здесь уже осуществлено познание необходимости содержания абсолютного представления, так же как и необходимости обеих форм, непосредственного созерцания и его поэзии, с одной стороны, а с другой ≈ предполагающего представления, объективного и внешнего откровения, а также субъективного движения к нему и внутреннего отождествления с ним веры, осуществлено признание содержания и формы и освобождение от этих форм, поскольку философия в конечном итоге постигает свое собственное понятие, то есть принимает во внимание только свое знание.

п. 474. Это ее понятие есть мыслящая себя идея, знающая себя истина (п. 183) или логическое, понятое как всеобщность, удостоверенная в конкретном содержании. Наука таким образом вернулась к своему началу, и логическое ≈ ее результат; предпосылка ее понятия или непосредственность ее начала, а также сторона явления, которая в ней была, преодолена.


3. Тексты

Азиз Ад-Дин Ибн Мухаммад Насафи (XIII век)

[Зубдат ал-хакаик]

Во имя Аллаха милостивого, милосердного. Слава Богу, Господу миров, и воздаяния богобоязненным, и молитва за Пророка Его Мухаммада и за род его, блаженных, непорочных, да будет им мир. Теперь же скажет слабейший из слабых, слуга нищих Азиз бинни Мухаммад ан-Насафи, ибо некие дервиши просили меня, бедняка: составьте трактат о познании мира великого и мира малого, о познании истока (мабда) и возврата (маад) и разъясните, различен ли исток каждого, или исток всего один, различен ли возврат каждого, или возврат всего один; разъясните, что есть нисхождение (нузул) и что есть восхождение (урудж); объясните, было ли сначала нисхождение, а затем восхождение, или сначала было восхождение, а потом нисхождение. И еще они. просили: изложите суждения [об этом] всех существующих общин, изложите их беспристрастно и, ни одно- не предпочтя, приведите то, что гласит каждое из них. Я ответил на их просьбу, собрав воедино то, о чем они просили. Свод этот я назвал "Рисала-е мабда ва маад". Однако некоторые, прочтя его, сказали, что [книга] пространна, и речения весьма ясны, и избранным она доступна, и всем другим, пусть бы она такой была, чтобы, кроме избранных, никто не мог извлечь из нее пользу. И на эту просьбу я ответил, сократил "Рисала-е мабда ва маад" и назвал это сокращение "Зубдат ал-хакаик". И просил я Господа о поддержке и помощи, дабы удержал меня от заблуждений и ошибок. "Воистину, Он всемогущ в том, что возжелает, и достоин повиновения". И определил я построение этого трактата в две части (баб). Нет мне счастья, кроме как от Аллаха, "на Него я положился и к Нему обращаюсь".

Содержание частей

Баб первый о познании мира великого, и состоит он из трех аслов: асл первый о речениях приверженцев шариата; асл второй о речениях приверженцев мудрости; асл третий о речениях приверженцев единственности.

Баб второй о познании мира малого, он состоит из трех аслов: асл первый о человеке и степенях человека; асл второй о том, что малый человек есть список и знак (намудар) человека великого; асл третий о том, что есть путь и каковы намерения путника в пути.

Баб первый о познании мира великого

Знай! Да осчастливит тебя Аллах в обоих мирах. Знай, что мир есть название субстанций и акциденций, а совокупность субстанций и акциденций зовется миром и каждый вид из видов субстанций и акциденций также именуется миром. Мир в своей первой части состоит из двух частей. Первую его часть именуют миром тайным, вторую его часть именуют миром явным. Эти два мира в количественном и сущностных смыслах упоминают под разными именами: мир творения и мир повеления, мир мулька и мир малакута, мир тел и мир духов, мир чувственно-постигаемый и мир умопостигаемый, мир тайный и мир явный, мир света и мир тьмы и подобно этому, и все эти имена означают эти два мира.

Фасл [1]

После того как ты узнал смысл [слова] мир, знай теперь, что ты зовешься человеком малым и миром малым, весь же мир зовется человеком великим и миром великим. Дервиш, ты - мир малый, весь же мир - мир великий, ты - список и знак обоих миров, и оба мира великие, и ты - мир малый. Все, что существует в мире великом, есть и в мире малом. Дервиш! Познай себя. постигни явное свое и сокровенное, дабы познать начало и конец мира великого, дабы постичь явное и сокровенное мира великого. Помимо этого пути, другого пути нет. Дервиш, стремящийся познать вещи такими, какие они есть, пусть лознает себя таким, какой он есть.

Фасл [2]

Знай, что началом мира великого является одна субстанция, так же как началом мира малого является одна субстанция. И та первичная субстанция великого мира есть семечко (тухм) .великого мира, точно так же как та субстанция, которая является началом малого мира, есть семечко малого мира. Твердо знай: все то, что появилось и появится в этих двух мирах, содержится в их семенах. После того как ты уяснил предыдущее, знай теперь, что первичная субстанция малого мира есть семя (нутфа) и что малый мир и великий мир - оба произошли из семени. Все, осуществившееся в малом мире, уже существовало в его семени, и не может осуществиться в малом мире то, что не существовало в его семени. Узнав о первичной субстанции мира малого, знай теперь, что относительно субстанции мира великого возникают разногласия. Но если изложить предмет спора и без пристрастия углубиться в это море, противоречия неизбежно исчезнут. Одни говорят, что начальная субстанция, которая является семечком мира великого, есть первичный дух и что все, что в мире было, есть и будет, существовало в первичном духе. И они [зовутся] приверженцами шариата. Другие говорят, что начальная субстанция, которая является семечком мира великого, есть первичный интеллект и что все, что в мире великом было, есть и будет, существовало в первичном интеллекте. И они [зовутся] приверженцами мудрости. Некоторые же говорят, что начальная субстанция, которая является семечком мира великого, есть первичная материя и что все, что в мире было, есть и будет, существовало в первичной материи. И они [зовутся] приверженцами единственности. И с тех пор, как существует мир, существовали эти три общины, и до тех пор, пока мир существует, они будут существовать в мире. Толкование речений этих трех общин будет дано в трех аслах.
Асл первый о речениях приверженцев шариата о мире великом и о том, как Всевышний и Святой Господь сотворил мир великий

Знай, что приверженцы шариата говорят о двух сущих. Первое - сущее предвечное (кадим), второе - сущее преходящее (хадш). Предвечное сущее начала не имеет, тогда как преходящее сущее начало имеет. Это - речение приверженцев внешнего (ахл-е захир), и в этом нет противоречия, поскольку сущее пребывает только в двух состояниях: оно или имеет начало, или не имеет. Если оно не имеет начала, то оно сущее предвечное; если оно имеет начало, то оно сущее преходящее. Узнав об обоих сущих, знай теперь, что предвечное сущее называют Богом, преходящее сущее называют миром. Бог не есть мир, и мир не есть Бог, Бог - творец мира, и мир - творение Бога. Творец мира описуем подобающими атрибутами, и Он чист от неподобающих атрибутов. По мнению приверженцев шариата, Создатель свободоволен и тогда, когда Он пожелал сотворить мир, и тогда, когда Он пожелает его уничтожить. Узнав предыдущее, знай теперь, что приверженцы, шариата говорят, что первым, что сотворил Всевышний и Святой Творец мира, была некая субстанция, имя ей - первичный дух. Возжелав сотворить мир мулька и малакута, Всевышний и Святой Господь обратил Свой взор на ту субстанцию, она вскипела, и то, что было сутью и сливками той субстанции, поднялось, подобно сливкам сахара, а осадок и муть опустились, подобнее осадку сахара. Всевышний Господь сотворил из той сути степени мира духов, а из того осадка создал степени мира тел. Мир духов создал в тринадцати частях, так что с первичной субстанцией их будет четырнадцать. Доказательством того, что степеней мира духов тринадцать, есть отношение (нисбат) мира тел к миру духов, а степеней мира духов, равно как степеней мира тел, будет тринадцать. Мир внешний (захир) есть унван мира внутреннего (батин), и мульк есть знак малакута. Дервиш, говорят, что мульк подобен малакуту и что основа малакута есть джабарут, для того чтобы доказывали мульком малакут, а малакутом доказывали джабарут.

Фасл [1] о духе и степенях духа

Дух есть субстанция простая, он совершенствует и движет тело: в степени растений - по природе, в степени животных по воле, в степени людей - по интеллекту. Если неясны для, тебя эти степени, скажу другими словами. Знай, что дух есть, субстанция тонкая, он нерасчленим и неделим, не поддается разделению и расчленению, он ≈ из мира повеления и даже сам. есть повеление. Тело же - субстанция плотная, оно расчленимо и делимо, оно - из мира творения. Теперь, узнав смысл духа, узнай и степени духов. Когда возжелал Всевышний и Святой Господь сотворить мир духов. Он обратил Свой взор на те прозрачные сливки, эти сливки растопились и вскипели. Из сливок и сути их создал Он дух Печати (хатим) пророков, а из сливок и сути остатка их сотворил духи пророков улулазм, а из сливок, и сути остатка их сотворил духи пророков мурсаль, а из сливок, и сути остатка их сотворил духи всех [остальных] пророков, а из сливок и сути остатка их сотворил духи святых, а из сливок и сути остатка их сотворил духи мудрецов (ахл-е ма'ри-фат), а из сливок и сути остатка их сотворил духи аскетов, а из сливок и сути остатка их сотворил духи благочестивых, а из сливок и сути остатка их сотворил духи верующих, а из сливок и сути остатка их сотворил духи людей, а из сливок и сути остатка их сотворил духи животных, а из сливок и сути остатка их сотворил духи растений, а из сливок и сути остатка их сотворил духи минералов и естеств. С каждым духом сотворил множество ангелов. Мир малакута завершился.

Фасл [2] о телесных степенях

Знай, что Всевышний Господь, возжелав сотворить мир телесный, обратил Свой взор на тот мутный осадок, и этот осадок растопился и вскипел, и из сливок и сути его сотворил Он небесный престол, а из сливок и сути остатка его сотворил трон (курсы), а из сливок и сути остатка его сотворил седьмое небо, а из сливок и сути остатка его сотворил шестое небо, а из сливок и сути остатка его сотворил пятое небо, а из сливок и сути остатка его сотворил четвертое небо, а из сливок и сути остатка его сотворил третье небо, а из сливок и сути остатка его сотворил второе небо, а из сливок и сути остатка его сотворил первое небо, а из сливок и сути остатка его сотворил стихию огонь, а из сливок и сути остатка его сотворил стихию воздух, а из сливок и сути остатка его сотворил стихию воду, а из сливок и сути остатка его сотворил стихию прах, а из сливок и сути остатка его сотворил другие простые тела. Простые тела мира мулька завершились. И простых тел в мульке и малакуте всего двадцать восемь: четырнадцать≈в мульке и четырнадцать - в малакуте. Сложные [тела] состоят из трех: тело минерала, тело растения и тело животного, так же как алфавит состоит из двадцати восьми букв, а слов всего три[?]". О дервиш! Нет никаких сомнений в том, что простых тел в мульке и малакуте двадцать восемь, а разногласия состоят в том, что сначала: мир духов, а потом мир тел или сначала мир тел, а потом мир духов, исток сначала, а затем возврат или сначала возврат, а потом исток, сначала ли появилась высшая степень и по порядку степеней достигла низшей степени, или же сначала возникла низшая степень и по порядку степеней достигла высшей степени? Много надо размышлять над этими двумя мнениями, прежде чем тебе откроется [истина]. Да не сделается речь длинной и да не удалимся от цели. Каждая из степеней духов и каждая из степеней тел нашли место (макам) друг в друге: престол есть макам духа Печати [пророков], //трон есть макам пророков улулазм, стал их обителью и кельей, седьмое небо стало макамом духов пророков мурсаль, их обителью и кельей, шестое небо стало макамом духов [остальных] пророков (анбия), их обителью и кельей, пятое небо стало макамом духов святых, их обителью и кельей, четвертое .небо стало макамом духов мудрецов, их обителью и кельей, третье небо стало макамом духов аскетов, их обителью и кельей, второе небо стало макамом духов благочестивых, их обителью и кельей, первое небо стало макамом духов верующих, их обителью и кельей. Завершились девять степеней неба. Остались еще четыре степени: то есть духи остальных людей, духи животных, духи растений и естества. Они и не из высшего мира, и не из низшего, и естества≈нижайшее из низких. Каждой из единичностей духов - от высших до низших - следует низойти до степени нижайшего из низших, следует узнать себя и познать своего Господа и отсюда следует восходить вверх, достигнуть своего первоначального макама, с достижением же своего макама завершилось восхождение всякого, и круг его замкнулся. Когда замкнулся круг, невозможно возвышение, и дальше этого возвышения нет. Можно задержаться в пути. но нельзя превзойти свой первоначальный макам. Если бы нельзя было задержаться в пути, ниспослание Писаний и ниспослание пророков были бы бесполезными. После сотворения мира духов и мира тел создал Он минерал, растение и животное, являющиеся тремя детьми, в конце же всего сотворил Он. Адама, а повесть об Адаме и Еве известна, и в этом труде не... будет того сказания. Затем появились дети Адама и продолжают появляться, постепенно достигают своего совершенства, восходя каждый к своему первоначальному макаму до тех пор, пока круг каждого не замкнется. Это значит, совершенства каждого в том, чтобы стараться и усердствовать в движении к своему первоначальному макаму, в достижении [этого макама] и в том, чтобы не остановиться в пути.

С полной версией текста можно познакомиться на странице http://www.upelsinka.com/Russian/text_zubdat.htm


4. Religion in the World

Berger on subjectivization

In the following extract Peter Berger suggests that the liberal demythologization which relegates religious truth to the status of 'myth' or 'symbol' also involves a subjectivization, psychologization and privatization of religion. Berger has in mind particularly late twentieth-century forms of liberal Christian theology. It is possible to argue that Berger here identifies a process by wich religions of humanity may transmute into spiritualities of life: an emphasis on the authority of the human leads to the belief that it is in the depths of one's own experience that one touches the divine, wich in turn leads to the belief that Self is itself divine.

The new liberalism 'subjectivizes' religion in a radical fashion and in two senses of the word. With the progressive loss of objectivity or reality-loss of the traditional religious definitions of the world, religion becomes increasingly a matter of free subjective choice, that is, loses its intersubjectively obligatory character. Also, religious 'realities' are increasingly 'translated' from a frame of reference of facticities external to the individual consciousness to a frame of reference that located them within consciousness. Thus, for example, the resurrection of Christ is no longer regarded as an event in the external world of physical nature, but is 'translated' to refer to existential or psychological phenomena in the consciousness of the believer. Put differently, the realissimum to which religion refers is transposed from the cosmos or from history to individual consciousness. Cosmology become psychology. History becomes biography. In this 'translation' process, of course, theology adapts itself to the reality presuppositions of modern secularized thought - in fact, the alleged necessity to so adapt the religious traditions (to make them 'relevant') is commonly cited as the raison d'etre of the theological movamant in question.

Various conceptual machineries have been employed in this anterprise. The concept of 'symbol' as developed in neo-Kantian philosophy, has been useful. The traditional religious affirmation can now be regarded as 'symbols' - what they supposedly 'symbolize' usually turns out to be some realities presumed to exist in the 'depths' of human consciousness. A conceptual liaison with psychologism and/ or existentialism makes sense in this context and, indeed, characterizes most of contemporary neo-liberalism.


5. Словарь религиоведения

Кенозис (от греч. "опустошение") - понятие, которым в эллинистической философии и восточной патристике обозначались представления о нисхождении Бога в мир, об особенностях творения мира нисходящим божеством. Православное богословие посредством понятия К. выражает идею самоограничения божества, оставляющего тварному бытию самостоятельность, а человеку - свободу выбора между добром и злом. В ХХ в. понятие К. получило конкретизацию в работах Г. Федотова, который в понятиях "кенозис Христа", "кенотическая святость" акцентировал значение вольного уничижения Христа и русских святых, самопожертвования ради любви к ближнему.


6. Литература

Классики религиоведения: G. W. F. Hegel, Samtliche Werke, hrsg. von H. Glockner, Bd VI, 1927, S. 301-309. Перевод П. П. Гайденко .
Тексты: "Суфизм в контексте мусульманской культуры". - М., "Наука", 1989// Рустам Шакуров. Азиз-Ад-Дин Насафи и его трактат "Зубдат ал-хакаик"
Religion in the World:
Peter L. Berger, 1969: The Social reality of Religion. London: Faber and Faber (p.166)
Religion in Modern Times. An Interpretive Anthology. Edited by Linda Woodhead and Paul Heelas. Blackwell Publishers, 2000. P. 85-86.
Словарь религиоведения: Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М.: Гардарика, 1998. С. 392-393.


7. Новости религиоведения

Научная конференция

"Россия и Гнозис"

22 - 23 апреля в Овальном зале Всероссийской Государственной Библиотеки Иностранной Литературы (Москва, Николоямская ул., д. 6) состоится ежегодная научная конференция "Россия и Гнозис"

22 апреля

1 секция. 10.00 - 12.00

Трофимова М.К. Отрывки из новых переводов.
о.Георгий Чистяков. Религиозность сегодня и завтра.
Берснев П.В. (СПб) Идея SOMA-SEMA в свете данных нейрологии, или мозг как ловушка для души.

12.00 Кофе

1 секция (продолжение). 12.30 -14.15

Рахманин А. Тайное учение Платона (к постановке проблемы).
Каменских Алексей. (Пермь) Страсти Софии по Валентину и архаическая мифологема космогонической жертвы.
Смагина Е.Б. Гностические мотивы в позднеантичных магических текстах.

14.15 Кофе

2 секция. 14.45 - 16.15

Борисов С.К. Восточный гнозис в системах санкхья-йоги.
Святополк-Четвертынский Игорь Анатольевич. Змееборческие концепты в шумерской и индоевропейских мифологических текстах.
Диланян К.А. Буддийское Колесо жизни и астрология освобождения.

16.30 Кофе

2 секция (продолжение). 17.00 - 18.30

Долинина Т.В. (Минск) Алхимия как концептуальная модель гносеологической парадигмы.
Лазарев Е.С. Полярный символизм алхимического трактата "Aurora Consurgens" в контексте ветхозаветного Гнозиса.
Гудим-Левкович Георгий Евгеньевич. (Архангельск) Гностические темы Альбера Камю.

23 апреля

3 секция 10.00 - 11.45

Светлов Р.В. (СПб) "Тайный град" и история идеи "Мирового града" -от Вавилона до Петербурга -"Четвертого Рима".
Бурмистров Константин Юрьевич. Каббала в учении русских масонов конца 18 - начала 19 века: введение в проблему.
Багдасаров Р.В. Черты христианского эзотеризма в религиозной мистической живописи России 2-й половины ХХ века.

11.45 Кофе

3 секция (продолжение) 12.15 - 14.00

Пожарская Ксения Сергеевна. Понятие дома как микрокосма в языческом миропонимании восточных славян.
Соболев Глеб. Солнце и звезды в архитектуре Кенозера (продолжение исследования).
Баранова Светлана. Дантовский аспект одесского рисунка А.С.Пушкина.
Кунарев А. Религиозные воззрения Максима Горького.

Материал опубликован на сайте РХГИ


Научная конференция

"Путь Востока. Традиции и современность"

Научное общество студентов, аспирантов и молодых ученых "Традиции Востока" проводит 24-26 апреля 2002 года очередную конференцию "Путь Востока" на тему "Традиции и современность".

Конференция будет посвящена рассмотрению проблем и вопросов, связанных с современным этапом развития религиозных и религиозно-философских традиций стран Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, а также адаптации традиционных идеологий и институций к ситуации вестернизации и глобализации.

Предполагаются следующие тематические блоки: ближневосточное христианство и ислам, индуизм и нео-индуизм, буддизм, религии Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея, Вьетнам), современные философские течения в странах Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, модернизм, консерватизм и фундаментализм, традиционное в современной политической идеологии, нео-ориентализм на Западе и в России.

Доклады принимаются в объеме не более 10000 знаков, в электронном виде в редакции Word 95-97 с расширением rtf. Регистрационный сбор 30 рублей.

Крайний срок подачи заявки - 15 апреля.

Электронные версии заявок присылать по адресам: taigung@newmail.ru, arrakis2001@yandex.ru


8. Поучительные истории

Пророк и длинные ложки

Один правоверный пришел как-то к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел жить праведно. "Где ад и где рай?" С этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повел темными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котел, в нем кипел суп, который на Востоке называется "ащ". От варева шел приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными глазами, стараясь получить свою порцию супа. Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом вытаскивали тяжелые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод. Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: "Вот это - ад!" Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по темным коридорам они вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котел с кипящим супом. У каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами. Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжелой, то сразу же другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место занимал другой. Пророк Элиас сказал своему спутнику: "А вот это - рай!"


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Я никого не ем! - вегетарианские рецепты


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное