Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Введение в религиоведение Выпуск 127


Информационный Канал Subscribe.Ru


ВВЕДЕНИЕ  В  РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ 

Выпуск  127

24 мая 2002 г.


Содержание:

1. Упельсинкины новости

2. Предмет и структура религиоведения. Принципы классификации религий

3. Религии современности. Бахаи

4. Тексты. Догэн: Хати даинин-гаку

5. Литература



1. Упельсинкины новости

Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!

Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение.

Хочу поблагодарить всех тех, кто принял участие в анкетировании. Ваши ответы и справедливые замечания были чрезвычайно полезны для меня, как для автора рассылки. Продолжаю призывать Вас заполнить анкету, размещенную на странице http://upelsinka.narod.ru/religstudies.html Сформируйте общественное мнение о работе рассылки, ибо только так рассылка сможет стать более интересной и полезной для Вас самих.

16 июня исполняется два года с момента открытия рассылки. Возраст вполне солидный и требует существенных перемен. Ведь когда мы маленькие - мы что-то лопочем, а с годами начинаем все более осознанно подходить к собственной речи. Так и наша рассылка, выросшая на глазах от 30% (с 2000 г.) до 80 % (с 2001 г.) своих подписчиков, вполне резонно просит чего-то нового.

Таким новым, на мой взгляд, должна стать одна вещь. Об этом и говорят Ваши отзывы. А вещь эта - качество, к которому следует неизбежно идти от количества.

Именно качество побуждает меня сделать некоторые реформы в пространстве рассылки:

1. Количество разделов, по мнению большинства, должно быть слегка уменьшено. Оптимальным вариантом, на мой взгляд, будет количество от 5 до 7 разделов. Не согласен? - Голосуй!

2. Более содержательными должны стать разделы: Предмет и структура религиоведения, Классики религиоведения, Религии (как древности, так и современности), Тексты (в плане аннотации к самим текстам; объем текстов больше не станет - читать их мы все равно не успеваем). Не согласен? - Голосуй!

3. Разделы Religion in the World и Словарь религиоведения временно с повестки дня снимаются (Словарь, впрочем, остается жить и пополняться на сайте - о чем будет оговорено отдельно). Не согласен? - Голосуй!

4. Разделы Новости религиоведения и Диалог с Листа будут по частоте своей зависеть от наличия этих самых новостей и диалога. Не согласен? - Голосуй! - а лучше сразу вступай в Со-Дружество!

Чуть не забыла - про Интервью! - они будут выходить по мере готовности.

Вот такие предварительные размышления. Напоминаю, что анкетирование продолжается и я с нетерпением жду Ваших отзывов!

В сегодняшнем Выпуске рассылки. Забытый раздел Предмет и структура религиоведения возобновляет свою работу. Сегодня мы начнем разговор о принципах классификаций религий (закончим мы эту тему уже в следующем Выпуске рассылки).

В разделе Религии Современности - по Вашим просьбам привожу краткое эссе о вере Бахаи: история, краткие основы учения, структура администрации, ссылки на интернет-ресурсы и литература по теме.

Раздел Тексты - фрагмент из трактата Догэн (дзэн-буддизм). Тем, кого заинтересует этот редкий текст, сразу скажу, что на следующей неделе еще два фрагмента (наряду с этим) будут опубликованы на Упельсинкиной странице (уже без анонсирования в рассылке). Пользуясь случаем приношу благодарность Евгению Осипову, приславшего их нам.

В конце Выпуска - список использованной Литературы.


2. Предмет и структура религиоведения

Принципы классификации религии

Классификация религий включает:

  • объединение исторически существовавших религиозных общин, имевших сходные элементы, и соответствующие группировки;
  • объединение сходных религиозных феноменов в категории, позволяющее раскрыть структуру религиозного опыта человечества в целом.

Трудность классифицирования религий заключается в исключительном многообразии представленных в истории религиозных форм. Никогда не существовало безрелигиозных народов, поэтому наша задача - найти принципы, которые помогли бы справиться с объемом информации, которая лежит перед нами и избежать путаницы.

Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации.

Нормативные принципы

Являются наиболее распространенными принципами, делят религии на истинные и ложные. Продолжают существовать с существующими апологетическими методами.

Недостатки: Не имеют научной ценности, т.к. субъективны и предвзяты; не существует критериев, на основе которых они строятся.

Географические принципы

Основываются на географическом распределении религиозных общин. Состоит в том, что религии, существующие в одном и том же регионе земного шара, группируются. Наиболее употребительными являются следующие категории:

  • религии Ближнего Востока (иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, древнеегипетская религия и др.);
  • религии Дальнего Востока (религиозные общины Китая; конфунцианство, даосизм, буддизм махаяна, синтоизм);
  • религии Индии (ранний буддизм, индуизм, джайнизм, сикхизм, возникшие на основе буддизма религии Южной и Юго-Восточной Азии)
  • религии Африки или племенные культы Черной Африки;
  • религии Америки (верования индейцев);
  • океанические религии (религиозные системы народов островов Тихого океана, Австралии и Новой Зеландии);
  • классические религии Древней Греции и Древнего Рима и их эллинистические варианты.

Недостатки: Многие религии не ограничены в своем существовании рамками одного региона (напр., ислам), или наибольшей распространенности достигают не в регионе своего возникновения (христианство, буддизм). Кроме того, один и тот же регион континента может быть место существования множества совершенно разных религиозных обществ и воззрений.

Этнографические и лингвистические принципы

Примером может служить классификация немецкого филолога Варда.

Вард разработал "Этнографическо-историческую классификацию человеческих рас для облегчения изучения религий". Главные разделы классификации Варда:

  • океанические расы;
  • африканские расы;
  • американские расы;
  • монголоидные расы, включающие семитов и арийцев и являющиеся источником происхождения семитической, индо-арийской и европейской рас.

Продолжение читайте в следующем Выпуске рассылки.


3. Религии современности

Вера Бахаи

(Бахаизм)

1. История движения

Основоположник учения - Баха-Улла (Мирза Хусейн Али Нури (из Нура), по прозвищу Баха-Улла, что в переводе с арабского означает "Блеск Аллаха") (1817-1892).

В 1858 г. Баха-Улла основал религиозную общину Бахаи в Иране. Формально Баха-Улла и его последователи считали себя продолжателями бабизма (1). Бахаи признают Баха-Уллу Пророком, который продолжает ряд посланников Бога.

"Баха-Улла родился в Персии, в Тегеране. С самого момента своего родения религия Баха-Уллы подверглась жестоким преследованиям. Непринимаемые на своей родине, последователи Баха-Уллы растекались по всему миру, находя во многих его частях более теплый прием. И сегодня верой Бахаи охвачены все страны мира...
Баха-Улла провел в ссылке большую часть своей жизни. Сначала Он был выслан из Тегерана в Багдад, затем в Константинополь и Андрианополь и, наконец в Акку - небольшой городок-крепость на Святой Земле.
Городок Акка, расположенный в Палестине и называвшийся в древности Акор, явился местом, где Баха-Улла провел последние годы своей жизни. Именно отсюда Он обратился с посланиями к государственным и религиозным правителям своего времени, именно отсюда Он явил миру многие постулаты нового Божественного Откровения...
Баха-Улла провел на Святой Земле 24 года. Сила Божественного Провидения, которой Он покорно следовал всю свою жизнь, привела Его на эту землю. Баха-Улла был выслан в Акку турецкий правительством, являясь бесправным узником, Он установил свою палатку в долине Сарон, на горе Кармел...
Именно на горе Кармел находится сейчас центр Веры Бахаи - Всемирный Дом Справедливости, установление которого Баха-Улла провозглашал в своих писаниях..." (2)

Старший сын Баха-Уллы - Аббас Эффенди (1844-1921), впоследствии известен как Абул-Баха ("Слуга Бога") - был объявлен Баха-Уллой преемником и толкователем учения. В 1910-1913 гг. Абул-Баха совершил поездки в Египет, Европу, Северную Америку, где разъяснял учение веры Бахаи.

Всю свою жизнь Абдул-Баха самоотверженно служил Божественной Славе, явленной Богом для всего человечества: "Если мы действительно любим Его, если действительно я Его искренний слуга, то я должен пожертвовать своей жизнью, всем своим существом на Его Священном Пороге" (3) ... Он был живым воплощением любви, ее великого таинства на земле, в мире людей... Миссия единственного толкователя учения Баха-Уллы, или центра Его Завета и человеческая личность Абдул-Баха прекрасно дополняли друг друга. Его личность вдохновляла данную ему от Бога миссию, а его высокая миссия вдохновляла его личность. (4)

Шоги Эффенди, "Хранитель веры" (Валий-и-Аммрулах) (1897-1957) был внуком Абдулла Баха и назначен им "хранителем дела Господня".

Шоги Эффенди посвятил всю свою жизнь Хранению Веры... Как никто другой, Шоги Эффенди чувствовал необходимость создания прочной административной системы для всех последователей учения Баха-Уллы во всех странах мира. Он начал воплощать великие заветы Баха-Уллы и Абдул-Баха, неоднократно подчеркивавших в своих писаниях насущную потребность человечества в Новом Мировом Порядке, который охватывая всех последователей Веры, начнет распространять свое Божественное влияние на весь мир... (5)

В 1951-1957 годах Шоги Эффенди назвал имена 31 бахаида, которые были "руками и десницей дела Господня" и поддерживали его миссионерскую деятельность. В 1963 году было принято решение о создании Всемирного Дома Справедливости в Хайфе, который формируется национальными духовными советами всего мира.

2. Учение и богослужение

Основы Бахаи изложены в книге Баха-Уллы "Китаб-ал-Акдас" (на фарси "Китаб-и-Акдас") ("Книга законов", или "Священнейшая книга") - собрание этических и государственно-правовых норм и установок. "Китаб-ал-Акдас" должна была служить общинам верующих в качестве основного изложения учения о мировом порядке, мире, согласии и единстве человечества.. Для Бахаи "Китаб-ал-Акдас" заменила Коран и Беян (6). Эта книга считается главным звеном, ядром новой религии и почитается как "материнская книга" ("умм-ал-китаб"), ее называют также просто "Книга" ("ал-китаб").

Основное положение - существование непознаваемого Бога-Творца, равенство всех людей (по социальным, этническим и половым признакам) и религий перед Богом, единство человечества, нравственный образ жизни.

Историческая теология, или пророчества религии Бахаи выдвигают идею цикличного развития, движения по спирали из прошлого в будущее. Как планеты, окружающие Солнце, так и события мировой истории подвержены определенным ритмическим закономерностям, циклическим ритмам. Каждый мировой цикл делится на семь мировых дней, каждому из которых соответствует определенное пророчество. "Каждый пророк был провозвестником своего времени, пишет Абдул Баха, и для этого времени его законы и нормы имеют силу. С появлением нового откровения кончается его время, и начинается новый цикл. Таким образом, начинаются, кончаются и обновляются циклы, пока не наступает универсальный цикл, венчающий мировую историю".

В связи с циклическим учением находится учение о союзе, заключенном между человеком и Богом. Этот союз существует с незапамятных времен ("вечные узы") и держится на договоре ("мит-ак"), основанном на любви и справедливости. Бог обещает людям привести их к вечной жизни, объявляя им свою волю через откровения пророков. При этом и вечное блаженство (рай), и вечное проклятье (ад) имеют чисто символическое значение - как приближение к Богу, объединение с ним, или, напротив, отдаление от него. И, хотя мистические интерпретации в связи с эсхатологической тематикой получают определенное развитие, теология Бахаи предупреждает против тенденций к утверждению некоего симбиоза, полного слияния человека и Бога, ибо в этом случае характер существующего между ними союза может трансформироваться в сторону "Unio Mystica" (мистического союза).

Как подобие Бога человек способен к постижению Божественного знания. Но для этого он нуждается в руководстве Пророков...

Культовая практика сведена к минимуму. Чтение трех обязательных молитв в день. Каждый 19-й день проводятся общие богослужения (чтение молитв и священных текстов) (7).

Пост у Бахаи начинается 2 марта, заканчивается - 20 марта (1 раз в год) и предписывает воздержание от пищи от восхода солнца до заката. От поста освобождаются: дети до 15 лет, пожилые люди старше 70-ти лет, беременные и кормящие женщины, лица, занимающиеся физическим трудом, путешествующие.

Бахаи совершают паломничества в Хайфу и Акку, где покоятся останки Баха-Уллы и Абул-Баха.

3. Структура администрации и община

Духовенство отсутствует. Каждой местной общиной руководит совет из 9 членов (выбирается 1 раз в год - 21 апреля). Эти Советы называются Домами Справедливости или Местными Духовными Собраниями.

В мире имеется около 30 тысяч Местных Духовных Собраний (данные от 2001 г.). Над Местными Духовными Собраниями стоят Национальные Духовные Собрания.

Верховный орган Международной Организации Бахаи - Всемирный Дом Справедливости (находится в Хайфе, Израиль). Его состав избирается 1 раз в 5 лет тайным голосование действительных членов Национальных Духовных Собраний. Дом Поклонения имеет центральный купол и 9 арочных входов, символизирующих единство и разнообразие человеческого рода.

Кроме советов, с 1968 года существует Континентальное правление советников (Continental Boards of Counsellors) и Международное Сообщество Бахаи (Bahai International Community), которое с 1948 года зарегистрировано в США как неправительственная организация представляющая религию Бахаи, и ведет там весьма активную деятельность.

В последние десятилетия число приверженцев религии Бахаи резко увеличилось, что не в последнюю роль связано с её миротворческой программой и деятельностью.

Значительные успехи миссионерская деятельность Бахаи имеет в странах Западной Европы, США, в восточно-европейских странах, странах третьего мира (в Боливии, в Бразилии, в Африке, в Индии, в тихоокеанском бассейне). В то же время в исламских странах миссионерская деятельность пропагандистов веры Бахаи запрещена, и даже в таких относительно либеральных государствах, как Египет и Индонезия в 1960-1972 годах за распространение бахаизма полагались различные штрафы и наказания (8).

По данным 1994 г. в мире насчитывалось около 5,5 миллионов последователей религии Бахаи (только в западных странах - 250 тыс. бахаистов).

В России по данным 2001 г. имеется более 350 общин Бахаи.

Примечания:

1. Бабизм - движение середины XIX в. Основателем бабизма был купец из Шираза Сейид Али Мухаммад (1820-1850) - Баб (арабск. "Врата" - через эти врата, по мнению бабитов, должно было прийти к людям новое учение). Основы бабизма изложены Бабом в его книге "Беян" ("Разъяснение").
2. М. Скребцова. Освобожденная мудрость. С. 57-58.
3. Цит. по кн. Дж. Э. Эсслемонта "Баха-Улла и Новая Эра"
4. М. Скребцова. Освобожденная мудрость. С. 80-81.
5. М. Скребцова. Освобожденная мудрость. С. 82.
6. Беян - священная книга бабитов.
7. По календарю Бахаи год делится на 19 месяцев по 19 дней. Т.о. члены местной общины празднуют в духе любви и единства начало каждого месяца.
8. Исламская администрация видит в Бахаи отступников от веры.

Литература:

  1. Религиоведение: Учебное пособие и Учебный словарь-минимум по религиоведению. - М., Гардарика, 1998. С. 331-333.
  2. История религий в России: Учебник/ Под общ. ред. Н.А. Трофимчука. - М.: Изд-во РАГС, 2001. С. 497-499.
  3. Петер Антес. Религии современности. История и вера/Петер Гирлиц. Религия Бахаи. - М., Прогресс-Традиция. 2001. С. 139-162.
  4. М.В. Скребцова. Освобожденная мудрость. - М., "Прометей", 1992.
    К сожалению, у меня есть только названия нижеприведенных работ, но нет их выходных данных:
  5. Абдул-Баха. Парижские беседы.
  6. Абдул-Баха. Послание профессору доктору Форелю.
  7. Баха-Улла. Сокровенные слова
  8. К. Каземзаде. Краткий очерк истории и основных принципов Веры Бахаи.
  9. М. Перкинс, Ф. Хейнсворт. Вера Бахаи
  10. Дж. Э. Эсслемонт. Баха-Улла и Новая Эра
  11. Шоги Эффенди. Из письма Бахаи Новой Зеландии.
  12. Шоги Эффенди. Цель Нового Мирового Порядка.
  13. Шоги Эффенди. Бахаистская администрация.
  14. Удо Шефер. Вера Бахаи: секта или религия? (на сайте "Вера Бахаи в России")

Ссылки на интернет- ресурсы:

Библиотека исследователей веры Бахаи
http://bahai-library.org/russian/

Вера Бахаи
http://bahaigor.narod.ru/

Вера Бахаи в России. Официальный сайт общины Бахаи в России
http://www.bahai.ru/

Вера Бахаи в Улан-Удэ
http://ulanbahai.narod.ru/

Новосибирская община Бахаи
http://www.cis.ru/~bahain/

The Baha'i Faith
http://www.us.bahai.org/

The Baha'i World
http://www.bahai.org


4. Тексты


Догэн

Хати даинин-гаку

"Хати дайнин-гаку" ("Восемь постижений великих") - двенадцатый трактат из "Поздних трудов" Догэна, составленный в 1253 г. В нем изложены восемь положений-состояний сознания, присущих дзэнским учителям высшего уровня постижения истинной деятельности. Перевод выполнен по изданию: Нихон-но сисо. Себо гэндзо. Т. 12. Ч. 2. Токио, 1981.

Все будды были Великими; Великими - значит обладали Постижением и Знанием (1), поэтому и называем [нижеизложенное] "Восемь постижений Великих". Постигнув и узнав этот Закон, достигают нирваны.

Первое - освобождение от желаний (2). (Это означает "не добиваться Пяти Желаний" (3), почему и зовется "уменьшением желаний"). Будда изрек: "О бхикшу, вот то, что следует знать, - люди со многими желаниями ищут много выгоды, потому-то страданий и мучений у них [тоже] много. Люди же с немногими желаниями ничего не ищут, поскольку не желают, а значит, нет у них этих забот. Так исправляйте и улучшайте себя, тем более что освобождение от желаний порождает все [иные] добродетели. Люди с немногими желаниями не льстят и не изворачиваются в угоду чувствам других, они даже не зависят от влечений всех своих органов восприятия (4). Тот, кто стремится к освобождению от желаний, сердце имеет всегда ровное, не тоскует и не боится, всего имеет в избытке; нет [для него] ничего недостающего. Обладающий "малыми желаниями" обладает нирваной. Это и есть ,"освобождение от желаний".

Второе - осознание достаточности (5). (Это есть правило: довольствуйся тем, что имеешь.)

Будда изрек: "О бхикшу, если желаете отринуть все страдания и мучения, следует размышлять над осознанием достаточности. Это положение подразумевает умиротворенное, радостное, спокойное, скромное состояние [, поведение]. Человек, осознавший достаточность, спокоен и весел, пусть даже [он без сил] распростерт на земле. Тот же, кто не ведает, что есть достаточность, не успокоится, живи он хоть в небесном дворце. Пусть он богат, а [все равно] беден. Осознавший же достаточность [может быть] беден, но [по-настоящему], богат. Не знающего достаточности разрывают Пять Желаний, знающий же - сострадает [ему]. Это и есть "осознание достаточности"".

Третье - радость уединения и спокойствия. (Это значит удаление от беспокойств и суеты, одиночество в месте безлюдном и тихом.)

Будда изрек: "О бхикшу, коли желаете в спокойствии радоваться уединению и тишине, удалитесь от суетности в безлюдное место. Человека, пребывающего с мирным нравом (6), почитают [Повелитель] Шакрадевендра и все небожители. По этой причине следует отринуть [привязанность к] себе и ко всему прочему и в пустынном, уединенном месте размышлять над уничтожением корней страданий. Когда веселятся со многими людьми, обретают много несчастий. Так бывает, когда на большое дерево садится много птиц и ветви [его] ломаются [под их тяжестью]. Привязанности (7) призрачного мира облечены в страдания простых людей. Это подобно тому, как если бы старый слон увяз в грязи и не мог освободить [ноги]. Все это именуется "удалением и отстранением [от суетности]"".

Четвертое - упорство духовных страданий (8). (Это значит творить добро старательно и непрерывно, потому и сказано "духовные стремления". "Духовность" есть "несмешивание"; "стремиться" - значит "не отступать".)

Будда изрек: "О бхикшу, если будете упорны в духовных стремлениях, дело [достижения просветления] не будет для вас непосильным. Поэтому всем вам следует стараться. Ведь небольшой, но постоянный поток воды может проточить и камень. Если же сердце подвижника поражено ленью, он прекращает высекать огонь до того, как занялось [пламенем] дерево, считая, что это [слишком] трудно. Конечно, как тогда появиться пламени? Это и называется духовными стремлениями".

Пятое - не забывать и помнить (9). (Это значит охранять истинную память. Придерживаться Дхармы (10) и не терять [ее] - зовется "истинной памятью".)

Будда изрек: "О бхикшу, .стремясь к истинному знанию и ища доброй помощи [у учителя], следует не забывать и помнить. Если будете такими, то освободитесь от вхождения в предел страданий. Поэтому да пребудет память в ваших сердцах всегда. Утерявший память теряет добродетель. Если же сила памяти будет тверда и несокрушима, вы останетесь невредимыми, даже будучи окружены Пятью злыми Желаниями, подобно тому как [воин] защищен доспехами в бою. Поэтому и говорится ,"не забывать и помнить"".

Шестое - вхождение в самадхи (11). (Самадхи есть ничем не смущенное пребывание в Законе (12)

Будда изрек: "О бхикшу, если управлять сердцем, оно пребудет в совершенной неподвижности (13). Если оно совершенно. неподвижно, возможно познать истинную суть возникновения и уничтожения (14). Поэтому следует постоянными трудами духа познавать все виды совершенной неподвижности. У того, кто обрел самадхи, сердце не рассыпается (15). Ведь опасаясь наводнения, воздвигают крепкую дамбу. Так и подвижник для сохранения воды мудрости прилежно практикует самадхи, дабы ее не упустить. Поэтому и называем "совершенная неподвижность"".

Седьмое - постижение мудрости (16). (Мудрость есть слышание, размышление, практикование, просветление (17).

Будда изрек: "О бхикшу, когда есть мудрость, нет алчности; постоянно проверяйте себя, и ущерба не будет. Этим вы освободитесь [от оков призрачного мира (18)] на пути [к Миру] Закона (19). Не следующий этому не есть ни Идущий по Пути, ни [носитель] белых одежд (20), [он] не имеет имени. Истинная мудрость - как крепкий корабль, перевозящий через море старости, болезней и смерти; как яркий светильник в кромешной тьме; как действенное лекарство от всех болезней; как острый топор, разрубающий дерево страданий и несчастий. Поэтому с помощью услышанного, обдуманного, исполненного и мудрости (21) обретаются достоинства. Если у человека есть свет мудрости, его глаза, [пусть они и] телесны, видят сияние [Истины]. Такова мудрость".

Восьмое - избегать пустых рассуждений (22). (Удаление от просветленности, распад и отстранение - вот [к чему ведут] пустые рассуждения. Отдать все силы тщательному изучению истинно сущего - пустая игра.)

Будда изрек: "О бхикшу, если будете забавляться всевоз-можными разговорами, внесете смуту в ваши сердца. Будучи "покинувшими дом", вы все равно не обретете свободы. Поэтому, о бхикшу, скорее прекратите будоражащие сердце и уводящие [в сторону] пустые разговоры. Если желаете обрести радость от [сознания] разрушенного небытия, сперва уничтожьте эту болезнь - бесплодные рассуждения" (23).

Таковы Восемь постижений Великих. Каждое из них имеет восемь назначений. Всего, таким образом, получается шестьдесят четыре. В широком [смысле, конечно,] их бессчетное множество, но в сокращенном [виде - лишь] шестьдесят четыре.

Великий Учитель, почитаемый Шакья[муни] изрек последние наставления и учение махаяны в ночь 2-го месяца 15-го дня (24) и после передачи Закона вступил на корабль нирваны.

Будда изрек: "О бхикшу, трудитесь всем сердцем, стремясь выйти на Путь. Все дхармы этого мира - подвижные и неподвижные - по сути своей ущербны и непостоянны. Монахи, на время перестаньте говорить. Время истекает, я ухожу. Это - мое последнее наставление".

Поэтому ученики Татхагаты непременно изучали изложенное [выше]. Тот, кто этого не знает и не исполняет, не есть ученик Будды - ведь эти слова являют Созерцание Сокровищницы Истинного Закона, тончайшее сердце (25) нирваны Татхагаты. Однако сейчас много тех, кто не знает, и мало - кто видит и слышит. Демоны смущают их; к тому же немного [в них] добрых корней, посаженных в прошлых жизнях, и вот не видят [они] и не слышат. В древности, во времена Истинного Закона и Подобия Закона, все последователи Будды знали, отправляли и изучали [изложенные положения]. Теперь же среди тысячи монахов едва ли найдется один, знающий Восемь постижений Великих. Как это прискорбно; поистине, наступило время запустения, которое не с чем сравнить. Сейчас Истинный Закон Татхагаты разделился на тысячу школ, однако Белый Закон (26) не исчез, и его надо скорее изучать, не выказывая размягченности и лени.

Даже за бесчисленные кальпы трудно постичь (27) Закон Будды. Трудно также обрести человеческое тело (28). Хорошо в человеческом теле [родиться] на Трех Континентах (29). Из них люди южного континента превосходят [остальных]. Причина этого в том, что [они] "видят Будду, слышат Закон"; "покидают дом, обретают Путь". Те, кто умер до того, как Татхагата вступил на корабль нирваны, не слыхали и не изучали Восемь постижений Великих. Мы же это видим, слышим и изучаем, благодаря добрым корням прежних рождений. Изучая их в каждой жизни, мы расширяем [сознание] и обязательно достигнем Высшего Просветления; передавая же [это учение] живым существам, мы уподобляемся Будде Шакьямуни.

Писано в 5-м году Кэнте (1253 г.) 1-го месяца, 6-го дня в храме Эйхэйдзи.

Примечания:

1. Яп. гакути, т. е. "сознанием бодхи".
2 Яп. сееку, букв. мало желаний.
3 Яп. гонку - желания: собственности; сексуальных отношений; еды и питья; славы; сна.
4 Яп. нэ, санскр. индрия - " органы, субъективные корреляты внешних явлений" [Розенберг, 1991, с. 144-150].
5 Яп. тисоку.
6 Т. е. в тихом месте.
7 Яп. бакудзяку - состояние, когда сознание как бы сковано теми объектами, которые оно отражает, не понимая их иллюзорности.
8 Яп. гонседзин.
9 Яп. фумонэн, в данном случае в значении "постоянное размышление".
10 Т. е. Закона.
11 Яп. сюдзэндзе, букв. "практикование [состояния] постоянной дхьяна■
12 В данном случае подразумевается "высшее состояние", "истина", "абсолют".
13 Т. е. в состоянии самадхи.
14 Или "рождения и смерти".
15 Т. е. не подвержено призрачным волнениям.
16 Яп. сютиэ.
17 Яп. монсисюсе - четыре общих этапа развития сознания подвижника.
18 Яп. гэдацу, санскр. вимукта.
19 Яп. гахо, вариант перевода - "Путь будд".
20 Т. е. мирянин (монахи носили желтые одежды).
21 Ср. примеч. 16.
22 Яп. фукэрон.
23 Далее изложение следует не на камбуне, как было раньше, а на старояпонском языке (за исключением слов Будды).
24 Т. е. 15-го февраля 485 г. до н. э. - одна из гипотетических дат смерти Шакьямуни.
25 Яп. месин, в данном случае ≈ высшее, абсолютное состояние сознания.
26 Яп. бякухо, т. е. чистый, блистающий.
27 Букв."войти в".
28 Т. е. переродиться человеком.
29 Яп. сансю ≈ восточный, западный и южный. Северный опущен, так как считалось, что там не распространено буддийское учение. Южный - Джамбудвипа.

Пер. с японского А. Г. Фесюна


5. Литература

Предмет и структура религиоведения: С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.
Религии современности:
см. литературу в разделе.
Тексты:
Текст взят из книги "Буддизм в Японии", М., Наука, 1993 г.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.

Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка.

UPELSINKA - Upelsinka's Page

e-Mail: upelsinka@mail.ru   e-Home: http://www.upelsinka.com


Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Рассылки Subscribe.Ru
Религиозная жизнь в Нидерландах
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Мирча Элиаде"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное