Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 44


Информационный Канал Subscribe.Ru


СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск  44

18 октября 2003 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости"/ Вместо предисловия

2. Карл Густав Юнг/ Классики религиоведения

3. Бачинин В.А. Религиозная философия/ Книжные обзоры

4. Доска объявлений


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". Сегодняшний выпуск в большей степени посвящен Карлу Густаву Юнгу.


2. Классики религиоведения

Карл Густав Юнг

ЮНГ (Jung) Карл Густав (1875--1961) -- швейцарский психолог и культуролог, основатель аналитической психологии. Научную деятельность начал в Цюрихе под руководством Э. Блейлера. С 1906 г. перешел на позиции психоанализа, став ближайшим соратником Фрейда и популяризатором его учения. Углубляющееся несогласие с некоторыми теоретическими идеями основоположника психоанализа и неудовлетворенность психоаналитическими методами лечения неврозов привели Ю. к необходимости пересмотра ряда постулатов ортодоксального фрейдизма и в конце концов -- к личному разрыву с Фрейдом в 1913 г. Основные расхождения Ю. с Фрейдом касались двух принципиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Ю. подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая, во-первых, недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности и, во-вторых, принципиальную невозможность объяснить происхождение человеческой культуры и творчества с позиций концепций Эдипова комплекса и сублимации. В этой связи Ю. дал широкую энергетическую трактовку либидо как потока витально-психической энергии. Все феномены сознательной и бессознательной жизни человека рассматриваются Ю. как различные проявления единой энергии либидо. Неврозы и др. психические расстройства оказываются результатом регрессии либидо, способности поворачиваться вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий. Такое оборачивание либидо, по Ю., приводит к репродукции в больного архаических образов и переживаний, которые рассматриваются им как первичные формы адаптации человека к окружающему миру. Под этим углом зрения Ю. радикально переосмыслил фрейдовскую концепцию природы бессознательного. С точки зрения Ю., бессознательное включает в себя не только субъективное и индивидуальное, вытесненное за порог сознания, но прежде всего коллективное и безличное психическое содержание, уходящее корнями в глубокую древность. Эмпирической базой введения идеи ⌠коллективного бессознательного■ была установленная Ю. во время его психиатрической практики схожесть между мифологическим мотивами древности, образами сновидений у нормальных людей и фантазиями душевнобольных. Эти образы -- носители коллективного бессознательного -- были названы Ю. архетипами и понимались им то как психический коррелят инстинктов, то как результат спонтанного рождения образов инвариантными всех времен и народов нейродинамическими структурами мозга, то как чистый, формообразующий элемент приятия, обусловливающий саму его возможность. Однако во всех образных трактовках архетипа есть нечто общее: все фундаментальные образы-символы принципиально противостоят сознанию, их нельзя дискурсивно осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственное, что доступно психологической науке, -- это описание, толкование и незначительная типизация архетипов, чему и посвящена значительная часть его соч. Причем наряду с раскрытием действительно важных символов человеческой цивилизации (напр., символа мирового дерева) в его работах много символических толкований, не отмечающих требованиям научной рациональности. Осознавая это, Ю. был склонен подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства, а иногда прямо заявлял об открытом им новом типе научной рациональности. Для решения вопросов о субстанциональной основе существования всеобщих образов-архетипов и о формах их связи с индивидуальной психологией, Ю. ссылался на биогенетический закон Э. Геккеля о повторении филогенетических свойств в онтогенезе отдельного индивида. Анализируя формы взаимодействия бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, Ю. выделял две крайности, равно опасные, с его точки зрения, и для индивидуальногo и для социального бытия человека. Первую из них он видел в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в архаической стихии ⌠коллективного бессознательного■. Другая крайность выражена, по Ю., научно-практической экспансией европ. Я, где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность нашей психической жизни. Европеская традиция экстравертивного психического существования оказывается, по Ю., наиболее опасной, ибо архетипы все равно ⌠прорываются■ в наше сознание, захлестывая и парализуя рациональные структуры человеческого бытия, что и является подлинной причиной и индивидуальных неврозов европейского десакрализованного сознания, и появления в XX в. новых иррационально-мифологических идей. В противовес этим крайностям, Ю. развивал учение об индивидуальности т. е. интеграции сознательного и бессознательного начал психики индивида через символическое толкование и субъективное проживание своих архетипических структур. Ценность аналитической психологии он видел в том, чтобы ⌠поставлять■ индивидуальному сознанию адекватные истолкования архетипической символики для облегчения процессов индивидуации. Ю. Ввел в научный оборот такие объекты исследования, которые до него (по большей части) квалифицировались европейской научной традицией как заведомо иррациональные: символы мистических учений Востока, алхимические тексты, парапсихологические феномены, учение о карме, метемпсихозе и реинкарнации. Отличительной чертой мышления Ю. было переплетение научной строгости и вольных ассоциаций, приверженности эмпирическим методам исследования и готовности сделать из них далеко идущие метафизические и даже мистические выводы. Особенно зримо эти тенденции проявились в поздний период его творчества, когда он обсуждал вопросы о том, какая часть нашей психики продолжает существовать после физической смерти, каков реальный механизм вещих снов и астрологических пророчеств. Онтологической основой решения оккультных вопросов была выдвинутая им идея существования акаузальных синхронных связей, принципиально противостоящих каузальным связям, с которыми всегда имела дело классическая европейская наука. Под синхронной связью Ю. понимал вневременную, значащую связь событий, не связанных причинно. Именно синхронный, а не причинный характер связей, по Ю., определяет взаимодействие мозга и психики, материального и идеального. Новую трактовку получили в этой связи и архетипы, которые были наделены самостоятельным существованием, аналогичным "миру идей" Платона, выполняя одновременно функции и первооснов мироздания, и фундаментальных структур психики. Ссылаясь на идею предустановленной гармонии Лейбница, Ю. выводил существование вневременной, синхронной когеренции между физическими событиями и ментальными состояниями. Влияние взглядов Ю. испытали Т. Манн и Г. Гессе, физики В. Паули к Э. Шредингер, культурологи К. Кереньи и М. Элиаде, Взгляды Ю. стимулировали развитие ряда направлений психологии творчества и психологии личности, а также способствовали становлению трансперсональной и кросскультурной психологии.

Иванов В.А. -- Современная западная философия: Словарь/ Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. -- М., "Политиздат", 1991.


3. Книжные обзоры

Бачинин В.А. "Религиозная философия". Малая христианская энциклопедия. Том 1. -- СПб., изд-во "Шандал", 2002. -- 360 с.
ISBN 5-94861-026-8
ISBN 5-94861-023-3 том 1

"Религиозная философия" в составе четырехтомной "Малой христианской энциклопедии" -- это первая в России попытка рассмотреть наследие философов-классиков с позиций теоцентризма. Книга проиллюстрирована и адресована широкому кругу читателей.


4. Доска объявлений

JungLand -- Юнгланд. Сайт посвященный толкованию снов и юнгианской (аналитической) психологии. Анализ сновидений с помощью аналитической (юнгианской) психологии, теория и практика, процесс индивидуации. Самая большая в сети коллекция текстов К. Г. Юнга и юнгианцев (Мария Луиза фон Франц, Эрих Нойманн, Мирча Элиаде, Джозеф Кемпбелл, Кларисса Пинкола Эстес etc) в библиотеке. Статьи о сновидениях и толкованию, разделы символики и мифологии. Рассылка, форум и чат для обсуждения снов и их анализа. Разработка теоретических вопросов.


Приглашаю всех желающих подписаться на Упельсинкино Со-Дружество. Здесь можно встретить гостей Интервью, обсудить различные темы о религии, задать интересующие Вас вопросы. Со-Дружество представляет  собой почтовый лист (почтовый форум, почтовую группу, конференцию) на сервере yahoogroups.com. Подписаться на лист можно, отправив пустое письмо по адресу upelsinka-subscribe@yahoogroups.com и подтвердив поступивший запрос.


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies
Внимание! При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!
Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное