Современное религиоведение

  Все выпуски  

Современное религиоведение Выпуск 129



СОВРЕМЕННОЕ
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Выпуск 129

22 марта 2006 г.


Темы Выпуска:

1. "Упельсинкины новости" / Вместо предисловия

2. Роман Лункин. До суда и следствия / Публикации Портала Credo.Ru

3. Игумен Вениамин (Новик). Реформа армии: Нужно ли нам военное духовенство? / Точка зрения

4. Международная конференция "На пути к синтетическому единству европейской культуры:
Н.А. Бердяев и единство европейского духа" / Анонс события

5. Конкурс научных работ 2005/2007 гг. Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) / Доска объявлений

6. Новостная лента

 


1. "Упельсинкины новости"

Рада приветствовать всех читателей очередным Выпуском рассылки "Современное религиоведение". В сегодняшнем Выпуске читайте материал Портала Credo.Ru (Роман Лункин. До суда и следствия), "Точку зрения" на реформу армии (автор статьи - игумен Вениамин (Новик)), анонсы предстоящих событий и обзоры новостей.

Следующий, 130 Выпуск нашей рассылки намечен на конец марта. До этого времени планируется сделать обновления сайта "Женщина в религиях".


2. Публикации Портала Credo.Ru

Роман Лункин. До суда и следствия. Сильная религиоведческая экспертиза
дополнит список властных институтов, контролирующих религиозную жизнь в России

В нашей стране процесс развития государственных и гражданских институтов идет чрезвычайно своеобразно в самых разных сферах. То первоначальный постсоветский хаос начинал складываться в некое подобие демократического общества, то волна ностальгии по советскому прошлому снова ломала нежную скорлупу свободного общественного мнения, выборов и систему институтов гражданского общества на местах. Однако формирование системы власти в России пока не слишком отличается от течения общественных процессов - и то, и другое происходит хаотично. Пример существующих органов, которые отвечают за религию, показывает, что религиозная политика нынешней власти может быть не только беспорядочной, но и вредной для самих чиновников или политиков, которые захотят принять какие-либо авторитарные решения.

На днях стало известно, что дополнительные права могут получить Экспертные советы по религиоведческой экспертизе. Как правило, такого рода советы действуют при региональных управлениях юстиции. В некоторых регионах они существовали при администрациях субъекта Федерации. Экспертный совет существует и при Министерстве юстиции РФ. Эффективность работы Экспертных советов всегда очень разная -- в одной области совет активно работает и состоит из уважаемых чиновников и ученых, а в другой собирается раз в год и формально утверждает, что устав и вероучение какого-либо религиозного объединения соответствуют действительности. Теперь Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ и Федеральная регистрационная служба предложили профильному думскому комитету расширить полномочия этих Экспертных советов. Они смогут проводить религиоведческую экспертизу не только создающихся, но и действующих религиозных объединений. Вслед за прокуратурой, эксперты регистрационной службы могут обратиться в суд и заявить о том, что хоть объединение верующих и зарегистрировано, но за свои экстремистские взгляды оно должно быть ликвидировано.

Очевидно, что эта поправка к закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" исходит из самых высоких властных кабинетов. Дело в том, что упрощение механизма закрытия религиозной организации пугает и православных, и мусульман, и протестантов, и, тем более, представителей других религиозных движений, которые не знают, за что и когда местные власти захотят их закрыть. По крайней мере, в мае 2005 года, когда разного рода поправки обсуждались на заседании Экспертного совета Комитета Госдумы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций, необходимость наделения экспертов карательными функциями не обсуждалась.

Между тем, логика исполнительной власти в лице Комиссии при Правительстве РФ во главе с Андреем Себенцовым вполне проста. По словам Себенцова, надо "дать возможность государственному органу обратиться к профессионалам, которые могли бы дать обоснованное наукой мнение относительно соответствия деятельности религиозной организации своему уставу". На языке реальной политики это означает следующее: во-первых, хватит списывать все акции по закрытию объединений на МВД, ФСБ и прокуратуру; а во-вторых, опыт судебных дел, связанных с ликвидацией независимых исламских общин и осуждением членов "Хизб ут-Тахрир", показывает, что прокуроры не в состоянии дать внятного обоснования того, почему надо посадить человека, распространяющего листовки с призывом исповедовать "чистый ислам".

Впрочем, мусульмане, которые не входят в официальные Духовные управления, -- это то, что в первую очередь осознаётся в качестве угрозы безопасности. На очереди стоят самые разные религиозные объединения, которые раздражают чиновников и националистов. Региональные власти часто очень хотят ликвидировать протестантские Церкви харизматического толка, общины Церкви Божией Матери Державной ("Богородичный Центр"), не говоря уже о таких религиозных группах как Свидетели Иеговы, Церковь Саентологии и т.п. Но закрыть эти общины чиновники, о чём они с горечью заявляют в интервью, не могут, потому что этого им не позволяет сделать "отсутствие законодательной базы".

Встаёт вопрос о том, кто и как будет объяснять чиновникам, прокуратуре и суду, что такое хорошо, а что такое плохо. С одной стороны, значительную часть действующих экспертных советов можно назвать относительно либеральными в отношении религиозных организаций, прежде всего потому, что они состоят из светских религиоведов, социологов, юристов, а также чиновников. При этом нельзя не заметить, что с таким же успехом совет можно сделать карательным, если подбирать экспертов специально. С другой стороны, в законе о религии не прописано то, как должна проводиться экспертиза. В мае 2005 года уточнить саму цель экспертизы предложил только адвокат и сопредседатель Славянского правового центра Анатолий Пчелинцев, член Экспертного совета для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ. Пчелинцев предложил употреблять более четкий термин "причинно-следственная связь" в тех случаях, когда требуется установить связь между вероучением и практикой религиозного объединения и противоправной деятельностью его участников.

Нерешённой остаётся и проблема, поставленная главой Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН проф. Анатолием Красиковым во время конференции "Глобальные процессы и религиозное многообразие в России и мире", прошедшей в РГГУ 7-8 февраля. По словам Красикова, многим общинам на местах власти без всякой экспертизы отказывают в регистрации в массовом порядке, несмотря на то, что большая их часть входит в состав централизованных религиозных организаций, уставы которых утверждены Минюстом РФ и прошли экспертизу.

Повышение статуса религиоведческой экспертизы сделает саму систему Экспертных советов в регионах более упорядоченной, а заключения экспертов Минюста РФ в Москве будут играть существенную роль в случае попытки закрыть общину, входящую в централизованную общероссийскую организацию. Всем независимым группам придётся убеждать экспертов в своей безобидности самостоятельно.

Казалось бы, некое подобие столь модной ныне вертикали власти налицо. Общими политическими вопросами занимается Совет по взаимодействию с религиозными организациями при президенте РФ, который 13 февраля официально возглавил новый глава администрации главы государства Сергей Собянин. Законодательную базу прорабатывают Комиссия при Правительстве РФ и профильный комитет Госдумы РФ. Государственно-конфессиональные отношения входят также в сферу интересов департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ и, в частности, заместителя директора департамента Минрегиона РФ Александра Журавского (в лице этого чиновника и его ведомства многие видят прообраз будущего "Совета по делам религий"). Недавно ответственность за религиозный мир и гармонию в стране взял на себя спикер Совета Федерации Сергей Миронов, который 8 февраля создал и возглавил комиссию верхней палаты парламента по национальной и конфессиональной политике. В регионах действуют межконфессиональные советы при администрациях, а вскоре появятся сильные экспертные советы.

Те, кто требуют создания единого "Совета по делам религий" по скорректированному советскому образцу, осознанно или нет, выступают против всей полноты религиозной свободы в России. Многообразие комиссий, комитетов и советов, как показывает идущая дискуссия вокруг введения в армии штатных полковых священников, является гарантией широкого обсуждения проблемных вопросов в условиях отсутствия оппозиционных партий, движений, газет и журналов. Ни один законопроект нельзя при нынешней системе обсудить и принять келейно, как в Совете по делам религий в эпоху СССР. Эксперты и главы комитетов по-разному представляют себе религиозную политику, а в регионах взгляды чиновников на соотношение "традиционных" и "нетрадиционных" конфессий часто радикально противоположны. Кроме того, позиция функционеров может исходить из ориентации на православную епархию РПЦ МП, а может быть и полностью равнодушной к религии. Получается, что в сфере религиозной политики либо отсутствует вертикаль, либо сама власть.

Источник: "Портал-Credo.Ru"


3. Точка зрения

Игумен Вениамин (Новик)

Реформа армии: Нужно ли нам военное духовенство?

После трагического инцидента в Челябинском танковом училище тема так называемых неуставных отношений в Вооруженных силах приобрела особое звучание. Этот вопиющий случай, получивший широкую огласку, вынудил подключиться к решению армейской проблемы не только военных и политиков, но даже Русскую Православную Церковь (РПЦ).

Видимо, никакие штатные воспитатели солдат не могут заполнить идейный и духовный вакуум в Вооруженных силах. Раньше он худо-бедно заполнялся коммунистической идеологией. Патриотическая идея без высшей цели тоже, как оказалось, не работает. Остается проверенное веками православие. Патриотизм -- это всегда лишь следствие более высокой идеи. Лозунгом христолюбивого воинства России было: "За веру, царя и отечество!" На первом месте -- вера.

Полковые священники

Президент Путин поручил министерству обороны и генпрокуратуре разработать план "по улучшению воспитательной работы в армии и на флоте". Во время экстренного заседания генпрокурор России Владимир Устинов заявил, что одними силовыми мерами с неуставными отношениями не справиться. Он предложил своим коллегам "подумать о восстановлении должности полковых священников", отметив, что подобная практика успешно действует во многих странах мира.

Главный военный прокурор Александр Савенков, выступая в Совете Федерации, сообщил, что вскоре представит законопроект о введении института военных священников. Он подчеркнул, "что сотрудничество с Русской Православной Церковью и ее представителями заметно снижает уровень преступности в ВС".

Начальник главного управления воспитательной работы Николай Резник сказал, что "вопрос о введении института военного духовенства в армии и на флоте требует тщательной проработки с учетом свободы вероисповедания военнослужащих и равноправия религиозных организаций в нашем государстве". Следует заметить, что уже имеется значительный положительный опыт служения православных священников, особенно в ВДВ и в ракетных войсках стратегического назначения.

В главной военной прокуратуре (ГВП) приступили к юридической стадии реализации плана. Как известно, ГВП уже направила свои предложения по данному вопросу в минобороны. Проект предполагает, что полковым священникам будут присваиваться звания старших офицеров, а их помощникам -- звания сержантов. Священники будут финансироваться совместно религиозными организациями и минобороны. При этом в минобороны будет создана специальная структура (управление военных священников), а также появится должность главного военного священника России.

Согласно проекту ГВП, кандидатуры на эту должность смогут предлагать министру обороны руководители традиционных религиозных организаций страны. Таким образом, встает вопрос: будут ли православные, мусульмане, буддисты и иудеи предлагать кандидатуры независимо друг от друга или же решение о представлении единой кандидатуры будет принимать межрелигиозный совет России?

Ясно, что все эти инициативы не просто вызваны дедовщиной, о которой всем давно известно. Они также не являются следствием очередных аппаратных игр, а свидетельствуют о действительно трагической ситуации, которую нужно как-то преодолевать.

Немного истории

Еще в марте 1994 г. патриарх Алексий II и министр обороны Грачев подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве. Был создан Синодальный отдел Московского патриархата, координирующий связи с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. Главой этого отдела был назначен епископ Савва (Волков). Сам вопрос о введении института военного духовенства был впервые поставлен в октябре 1994 г. При этом инициатива создания такого института исходила от военного руководства.

Взаимодействие значительно усилилось, когда Синодальный отдел возглавил энергичный протоиерей Димитрий Смирнов. Его стараниями число священников, на постоянной основе опекающих военнослужащих, достигло двух тысяч, а с июня 2003 г. стали регулярно проводиться сборы армейского духовенства. На Архиерейском соборе 2004 г. отец Димитрий отметил, что необходимость присутствия православного пастыря рядом с человеком в погонах, который по долгу службы находится в экстремальных условиях, сейчас понимается на всех уровнях военного управления. И предложил, следуя зарубежному опыту, ввести в армии около 400 штатных должностей для православного военного духовенства и около 30 для мусульманского.

Практика взаимодействия Церкви и ВС до сих пор не имеет законодательно закрепленных оснований. Многое держится на личных контактах. Все договоренности носят характер деклараций о намерениях. Сегодня предлагается законодательно закрепить положительный опыт.

Проблема многоконфессиональности

Противники нового закона утверждают, что очень опасно разделять армию по конфессиональному признаку. На первый взгляд, звучит вроде бы убедительно. Но давайте детально взглянем на проблему. Во-первых ситуация в армии такова, что хуже, как говорится, некуда. Во-вторых, Россия уже не столь многоконфессиональна, как бывший СССР. Подавляющее большинство верующего населения остается этнически русским и по вероисповеданию православным. Мусульмане составляют около 20%, католики, иудеи и протестанты -- вместе около 3,5% от всего населения. Количественно, военное духовенство разных конфессий должно быть представлено в той же пропорции. Так это было в России до 1917 г., и такая же ситуация имеет место в армиях цивилизованных стран.

Возникает вопрос: не начнутся ли религиозные войны в армии? Все, конечно, возможно, но насколько это вероятно? Никаких системных конфликтов между православием и исламом, несмотря даже на военные действия и терроризм на Кавказе, не возникает. Это тот редкий случай, когда уместно вспомнить евразийскую природу России. Кроме того, все традиционные религии имеют очень сходные заповеди: уважай человека, не вреди, не воруй, не развратничай. Многое, конечно, зависит от культуры проведения реформы. Но это общий фон нашей жизни.

Правовой аспект

Не противоречит ли Конституции РФ введение института военного духовенства? Как известно, Конституция утверждает принцип отделения религиозных объединений от государства. Вооруженные силы являются государственными. Но та же Конституция провозглашает свободу вероисповедания, которая не должна быть умалена для военнослужащих. Специфика военной службы такова, что эта свобода значительно ограничивается, что противоречит Конституции.

Таким образом, получается, что введение института военного духовенства является единственно возможным компромиссным решением. На территории некоторых частей уже имеются православные храмы.

Есть еще одно затруднение. Штатные полковые священники станут фактически представителями военного ведомства и тем самым возлагают на себя функции светской власти. Согласно федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях, государство "не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления". Это положение закона подтверждается и в "Социальной концепции РПЦ". Там говорится, что "Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение". Противоречит ли создание института военного духовенства этому положению?

Основная идея отделения религиозных организаций от государства состоит в том, чтобы исключить приход духовенства к политической власти. Таким образом, вполне можно выйти из указанных затруднений, если законодательно ограничить властные функции полковых священников как военных, четко оговорить их особый статус.

Возникает также непростой вопрос юридического оформления постоянного пребывания представителей духовенства в Вооруженных силах. Во многих странах они включены в иерархическую структуру ВС, имеют соответствующие воинские звания, получают в общем порядке зарплату, что легитимизирует их статус на территории воинской части. Сегодня деятельность священников в армии носит общественный характер и очень зависима от настроения военного начальства. В дореволюционной России военное духовенство не имело воинских званий. Таким образом, речь идет о создании новой традиции. Этот вопрос, думается, требует дальнейшего изучения.

Конечно, введение института военного духовенства не решит все проблемы в армии. Решение проблем -- комплексная задача. Но полковые священники будут, во всяком случае, способствовать их решению.

Источник: Еженедельник "Дело" (20.02.2006)


4. Анонс события

Библейско-Богословский Институт св. апостола Андрея (Москва)
Ostkirchliches Institut, Regensburg
Информационное письмо

Международная конференция
"На пути к синтетическому единству европейской культуры:
Н.А. Бердяев и единство европейского духа"

27 сентября -- 1 октября 2006 г.

В 2003, 2004 и 2005 гг. Библейско-богословский институт св. апостола Андрея совместно с Ostkirchliches Institut (Regensburg) и при поддержке Католического комитета по культурному сотрудничеству (Рим) провел ряд конференций по проблеме единства европейской культуры. Каждая из конференций была посвящена одному из русских мыслителей Серебряного века, в творчестве которых данная тема занимала важное место. Было рассмотрено творчество В. С. Соловьева, С. Н. Булгакова и П. А. Флоренского. Продолжая данную традицию, в 2006 г. ББИ проводит международную научно-богословскую конференцию, посвященную Николаю Александровичу Бердяеву выдающемуся представителю русского религиозно-философского ренессанса и одновременно одному из самых влиятельных европейских мыслителей первой половины ХХ в.

Конференция будет проходить в Москве с 27 сентября по 1 октября 2006 года. На нее приглашены ведущие богословы, философы и другие специалисты, внесшие значительный вклад в изучение современной русской и западной философии и богословия. В рамках конференции предполагается обсудить следующие темы:

1. Свобода и принуждение: идеи Н. А. Бердяева в контексте ХХ в.
2. Трагедия творчества и кризис культуры.
3. Философия одиночества и общения.
4. Эсхатологическая метафизика Н. А. Бердяева.
5. Н. А. Бердяев и экзистенциально-персоналистическая традиция в философии ХХ в.
6. Свобода и творчество в христианском осмыслении.
7. Богоискательство в современной России: уроки Н. А. Бердяева.
8. Запад и Восток: русский проект универсализма.
9. Н. А. Бердяев как русский и западный мыслитель.

Доклады и публикация

Желающие сделать доклад должны представить содержательные тезисы объемом не более 1000 слов в электронном виде. Тезисы должны быть присланы в ББИ не позднее 1 июля 2006 г. Оргкомитет конференции осуществляет отбор тезисов и рассылает приглашения предполагаемым докладчикам. Полные тексты отобранных докладов должны быть представлены до 1 сентября 2006 г. Помимо докладчиков, предусмотрено участие слушателей (священников, ученых, преподавателей, студентов). Рабочие языки конференции -- русский и английский.

По прибытии на конференцию каждый участник получит тезисы всех докладов и программу конференции. Пленарные и секционные доклады рассчитаны на 30 минут. Некоторые доклады будут напечатаны в журнале "Страницы: богословие, культура, образование" и в других изданиях ББИ. Тезисы докладов и сами доклады должны быть посланы ученому секретарю конференции по следующему адресу:

Михаил Толстолуженко
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (495) 670-22-00; (495) 670-76-44
E-mail: info@standrews.ru

Организация и размещение

Регистрация и размещение участников начнется 27 сентября. Вечером состоится прием. Отъезд участников - 1 октября после завтрака. Иногородние участники конференции будут обеспечены проживанием и питанием. Для москвичей предусмотрены обеды, ужины и кофе-паузы.

Регистрация

Количество мест ограничено, поэтому желающим принять участие в конференции настоятельно рекомендуется зарегистрироваться как можно раньше. Участник считается зарегистрированным после подтверждения получения регистрационной формы и сообщения ему о включении в состав участников. Регистрационный взнос для участников из СНГ составляет 500 руб.

Возможна частичная оплата транспортных расходов, проживания и питания для докладчиков из России и других восточноевропейских стран. Заявления на получение финансовой поддержки должны быть присланы вместе с тезисами докладов. Количество стипендий ограничено.

Бланки регистрационных форм и заявлений можно найти на интернет-сайте ББИ либо получить по обычной или электронной почте, послав запрос по следующему адресу::

Людмила Рябикова
Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
ул. Иерусалимская, д. 3, Москва, 109316, Россия
Тел./Факс: (495) 670-22-00; (495) 670-76-44
E-mail: info@standrews.ru

Источник: Официальный сайт ББИ


5. Доска объявлений

Конкурс научных работ 2005/2007 гг.

Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова)

Фонд по премиям памяти митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви, историка, богослова, автора многотомной "Истории Русской Церкви", объявляет о том, что продолжается прием научных работ на конкурс 2005/2007 годов по истории Православной Церкви, по истории России, по истории Москвы, по истории православных стран и народов.

Учредители Фонда:
Московский Патриархат, Правительство Москвы, Российская Академия наук.

Условия конкурса

К Макариевскому конкурсу допускаются научные труды или публикации новооткрытых исторических источников, изданные в течение 2005-2007 годов, или выполненные в машинописном виде (в том числе компьютерный набор) по четырем номинациям:

История Православной Церкви - собственно история Церкви; деятели Церкви; агиография; церковная археология; история церковного искусства, письменности, пения, литургики, церковного права; история межцерковных связей;

История России - история Древней Руси и русских княжеств XII-XIV вв.; история российской государственности; военная и дипломатическая история России; история российского предпринимательства; история русско-славянских связей; история духовной культуры славянских народов России; государственные деятели России.

История Москвы - ее история в связи с историей России; история города; история московских улиц, зданий, памятников; биографии деятелей Москвы в связи с историей города; история изучения Москвы;

История православных стран и народов- история страны, история церкви, в том числе городов, монастырей, обителей, памятников (в т.ч. архитектуры), жития святых, биографии исторических деятелей, духовно-культурные традиции, дипломатия и т.д.

В рамках существующих номинаций проводится конкурс на Лучший учебник года.

К соисканию не допускаются коллективные труды.

Представляемые на соискание труды должны быть на русском языке, в 2-х идентичных экземплярах, в переплетенном виде. Соискателем может стать только ныне здравствующий российский или зарубежный автор.

Прием сочинений на конкурс осуществляется по рекомендации.

Правом рекомендации (выдвижения работ на соискание премий) обладают: Ученые и Научные советы институтов РАН, академики и члены-корреспонденты РАН по своей специальности; Ученые советы научно-исследовательских и высших учебных заведений; Ученые советы музеев, архивов и библиотек; Правительство Москвы в лице Премьера и его заместителей, а также руководителей Департаментов и комитетов; Учебный комитет Московской Патриархии; Научно-церковный центр "Православная энциклопедия"; епархии Русской Православной Церкви в лице правящих архиереев, а также главы других Православных Церквей, лауреаты Макариевской премии по своей номинации. Для учебников - методсоветы учебных заведений и учреждений.

Лучшие сочинения по решению Комитета по премиям будут награждены в сентябре 2007 г. дипломами, медалями и денежными премиями трех степеней.

Прием работ на конкурс осуществляется с 1 февраля 2006 г. по 1 февраля 2007 г. Сочинения принимаются по вторникам и четвергам с 12 до 17 час. (кроме дней церковных и светских праздников) по адресу: 107120, Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д. 10а, стр. 1 (станции метро "Курская"-кольцевая, "Чкаловская", 1 ост. на трамвае 45, 24, далее пешком 5 мин.).

Телефон(095)724-03-52;980-03-65 доб.115; факс 916-81-72;
Сайт: http://www.m-fond.ru

E-ail:info@m-fond.ru

Референт председателя фонда Корчевский Олег Викторович.


6. Новостная лента

16 февраля 2006 года
Фиктивная свобода совести в Туркменистане

"Неосведомленные о духовной атмосфере бывшего Советского Союза люди часто думают, что в нашей стране нет проблем со свободой совести", - написал туркменский протестант, который, предоставив интервью 18 Форуму Службы Новостей пожелал остаться анонимным, опасаясь преследований. Но, как констатировал написавший нам, в этом регионе постоянное нарушение религиозных прав. "Когда приверженцы различных религий уведомляли ответственных лиц о нарушениях такого рода законов конституции, те были в шоке. Мы также встречали ответственных лиц, которые помогали нам", - написал предоставивший информацию. Он настаивал на привлечение внимания международной общественности к данной проблеме и публичного и ясного требования к нашему правительству разъяснения прав человека, которые провозгласила Конституция и уважения этих прав, чтобы это помогло выполнять все данные ранее обещания. Предоставивший информацию утверждал, что религиозные сообщества не требуют особых привилегий, а лишь того, чтобы не нарушались их права. "Пусть нам дадут права -- мы найдём, как ими воспользоваться".

Источник: http://www.forum18.org

Перевод: С.А. Жигиль


15 марта 2006 года

Юлия Жиронкина
Паломники с родины Далай-ламы смогут слушать его наставления в синхронном переводе

15 марта Его Святейшество Далай-лама приступит к чтению курса лекций по буддийской философии, которые он ежегодно читает после тибетского Нового года в своей резиденции в высокогорном городке Дхарамсала (Индия).

Публичные выступления, лекции и духовные посвящения Его Святейшества Далай-ламы неизменно приковывают внимание всего тибетского сообщества - как монахов, так и мирян. Считается, что буддийские учения, услышанные из уст Далай-ламы, оставляют "благие отпечатки" в сознании каждого существа - будь то человека или животного. Эти отпечатки в дальнейшем способствуют духовному росту и повышают вероятность встречи с буддийскими учителями в следующих жизнях.

После китайского вторжения в Тибет, вынудившего Далай-ламу уйти в изгнание в 1959, для большинства тибетцев встреча со своим духовным лидером и присутствие на его ежегодных учениях - главная цель жизни. Среди многочисленных трудностей, сопряженных с дальней дорогой из Тибета в Индию, главной был и остается языковой барьер, гостям из Тибета понимать не только индийцев и непальцев, но нередко и своих собственных соотечественников.

Тибет испокон веков делился на три основных провинции У-Цанг (Центральный Тибет), Амдо и Кхам. И хотя китайцы перекроили Тибет на свой лад, нарушив исторически сложившееся территориальное деление, тибетцы по-прежнему соотносят себя с той или иной провинцией и на вопрос: "Откуда ты родом?", отвечают - из Кхама, или из Амдо. Жители каждой провинции говорят на своем языке, а в Кхаме, к тому же, существует бесчисленное множество довольно своеобразных наречий.

Его Святейшество Далай-лама родился в провинции Амдо (на самой границе с Китаем), но еще в младенчестве был признан правителем Тибета и перевезен в столичную Лхасу. Он, как и все образованные тибетские ламы, постигал буддийскую философию на языке Центрального Тибета и, как он шутит сегодня, помнит только одно слово из языка Амдо.

Его весенние учения до последнего времени были понятны многочисленным монахам, обучающимся в тибетских монастырях в изгнании, гостям и беженцам из Центрального Тибета, а также иностранцам, для которых, как правило, предусмотрен синхронный перевод на английский, китайский, японский и другие языки мира. По иронии судьбы в этом списке никогда не было ни многочисленных наречий Кхама, ни языка родины Далай-ламы - провинции Амдо. Паломники из этих провинций Тибета были вынуждены довольствоваться либо одним лишь присутствием на учениях (где они не понимали ни слова, но в любом случае получали благословение), либо обращаться за помощью к обучающимся в Индии землякам-монахам, которые своими словами пересказывали наиболее важные высказывания Далай-ламы.

В этом году, впервые в истории Тибета, весенние учения Далай-ламы будут идти с синхронным переводом на язык провинции Амдо. Перевод организован российским фондом "Сохраним Тибет!" и был опробован в дни посвящения Калачакры в Амравати, в котором приняло участие несколько тысяч паломников из Амдо.

Трансляция синхронного перевода учений Далай-ламы на иностранные языки осуществляется посредством FM-передатчиков, сигнал которых слушатели принимают с помощью небольших FM-приемников. В этом году наушники и FM-приемники были, пожалуй, самым ходовым товаром в Амаравати - к обычно покупающим их иностранцам прибавились тысячи паломников из Амдо. Индийские торговцы смогли полностью удовлетворить спрос лишь к концу учений.

"Ну что, амдосцы, теперь вы понимаете меня?" - спросил Его Святейшество Далай-лама в первый день предварительных учений. Многотысячная толпа радостно закивала. Переводчика на язык Амдо, Джамьянга Тензина, чествовали как национального героя. Амдосцы приходили благодарить его целыми семьями, ведь на этот раз они смогли не только встретиться с духовным лидером Тибета, но и впитать
его наставления.

Джамьянг Тензин также переводил на язык Амдо каждую из многочисленных аудиенций, которые Далай-лама давал тибетским паломникам и где он подробно говорил о злободневных проблемах современного Тибета. Вернувшись домой, каждый из них будет помногу раз пересказывать слова Далай-ламы своим родственникам, друзьям и просто случайным попутчикам. Будущее Тибета, в этот непростой период в истории, во многом зависит от того, что услышали и запомнили добравшиеся до святой земли Индии паломники из Страны Снегов.

Проект осуществлен при поддержке попечителей фонда "Сохраним Тибет!" Андриана Мельникова и Галины Кубаревой.

Источник: Сохраним Тибет!


Приятного Вам чтения и до встречи в новом Выпуске!

Упельсинка
UPELSINKA - Upelsinka's Page
e-Mail: info@upelsinka.com  
e-Home: http://www.upelsinka.com

Архив рассылки "Введение в религиоведение"- см. в разделе "Упельсинкины рассылки" на сайте www.upelsinka.com
При перепечатке материалов ссылка на рассылку
Современное религиоведение
обязательна!

Рассылки Subscribe.Ru
Новости "Упельсинкиной страницы"
Новости сайта "Женщина в религиях"

Внимание!
То, что находится ниже этой надписи, является рекламой,
помещаемой в рассылку службой Subscribe.Ru
и не имеет НИКАКОГО отношения к содержанию рассылки.


В избранное