Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Здоровье и физическое развитие." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Введение в религиоведение Выпуск 128
Информационный Канал Subscribe.Ru |
Выпуск 128
31 мая 2002 г. |
|
Здравствуйте, Уважаемые Подписчики!
Рада приветствовать Вас очередным Выпуском рассылки Введение в религиоведение.
Прежде всего, подведем результаты анкетирования, проводимого на нашем сайте.
Всего на вопросы ответили 20 человек. Среди них - 17 мужчин и только 3 женщины. Или женский пол, интересующийся вопросами религии, менее разговорчив, или же он (этот самый женский пол :-), к коему, собственно, принадлежит и сам автор рассылки) - менее распространен среди читателей. О чем, кстати, и говорит статистика нашей рассылки на Subscribe.Ru.
Возраст заполнивших анкеты:
18-25 лет- 7 человек,
от 26-35 лет- 6 человек,
от 40-52 лет - 7 человек
На вопросы ответили:
7 человек, чьей профессиональной деятельностью можно считать сферу компьютеров,
8 человек, непосредственно имеющих отношение к науке и образованию (преподаватели,
студенты и специалисты в различных областях науки)
и др.
Сфера интересов читателей (согласно анкетам) - это религиоведение, религия, атеизм, история, философия, компьютеры, эзотерика, проблема цитаты и жанра, психология, парапсихология, социология, историческая география, нетрадиционные религиозные течения, политика и др.
Впечатление от рассылки:
- Восторженная оценка: Очень нравится/здорово/отлично - 5 человек
"Помогает отыскивать бесценную информацию. Пару экзаменов в основном по материалам
рассылки сдала"
- Спокойная оценка: OK/Нормальное - 8 человек
"Несколько раз выходили статьи, темы кот. меня давно интересовали, но никак
не получалось что-нибудь достать" - это плюс. Минус заключается в том, что "недостает
объективного анализа влияния той или иной религии на развитие человечества".
- Недовольство и ожидание "чего-то другого": - 7 человек
Потому что "слишком умнО".
Более объективный критерий: "Слишком большой разброс в направлениях".
Какой объем рассылки мы читаем?
10-50% - 5 человек,
50-75% - 4 человека,
75-100% - 11 человек.
Какие разделы вызывают наибольший интерес?
"Упельсинкины Новости" - 3 человека
"Классики религиоведения" - 4 человека
"Религии" - 8 человек
"Тексты" - 8 человек
"Интервью для Упельсинки" - 4 человека
"Обзоры сайтов о религии" - 8 человек
"Религиоведческий словарь" - 2 человека
"Почта Упельсинке" - 2 человека
Почему-то ни у кого из опрошенных не вызвал интереса раздел "Предмет и структура религиоведения". :-( А ведь без него нам никак нельзя...
Какие разделы кажутся Вам наименее интересными?
"Обзоры сайтов о религии" - 1 человек
"Литература" -1 человек
"Почта Упельсинке" - 2 человека
"Религиоведческий словарь" - 1 человек
"Классики религиоведения" - 3 человека
"Тексты" - 3 человека
"Религии" - 1 человек
"Religion in the World" - 1 человек
"На вкус на цвет товарища нет"... :-) Однако, я убедилась, что не следует злоупотреблять Вашим вниманием в вопросах "Почты", в некоторых "Текстах". "Классики религиоведения", хотя и неоднозначны по оценке, но также нам необходимы. А вот что касается разделов "Словарь религиоведения" и "Religion in the World", то, как я и говорила, временно они с повестки дня снимаются ("Словарь" продолжает свое существование на сайте).
Устраивает ли нас объем рассылки? Почти что единство мнений:
Да - 15 человек
Нет - хочу больше! - 4 человек
Нет - хочу меньше! - 1 человек
Каково, на наш взгляд, оптимальное количество разделов рассылки?
За 1-3 - высказался 1 человек, за 4-5 разделов - 5 человек, за 5-7 разделов
- 5 человек, за 7-10 разделов - 4 человека, затруднились ответить - 5 человек.
Что же, будем придерживаться средней цифры 5, с периодическими небольшими отклонениями - до 7-ми.
Вопрос, ответ на который поверг меня в уныние: Часто ли Вы посещаете ''Упельсинкину
страницу''? "Да" - ответили 3 человека, "нет" - 17 человек.
Впрочем, мне нужно смириться с этим, поскольку причина что ни на есть уважительная
- отсутствие времени, хватает и без того материалов рассылки и т.д.
Устраивает ли нас режим выхода рассылки или мы хотели бы, чтобы рассылка
выходила чаще/реже?
Устраивает - 16 человек
Пусть выходит чаще - 4 человека.
О чем бы мы хотели услышать в ближайших выпусках рассылки?
Побольше бы религиоведения, каких-нибудь монографий современных исследователей
по свободомыслию, атеизму (желательно критических, позитив мы уже знаем) и т.д.
Материалов по эзотерическим учениям. Побольше об иудаизме и "новых религиозных
движениях". Основных представителей по феноменологии религии (кроме Элиаде).
О южном шиваизме. Интересные тексты, относящиеся к аврамистическим религиям.
О хасидизме. О религии Инков. Об образе Атлантиды в религиях и мифах древних
народов (включая североевропейские - например ирландские предания о Кондле и
Майль-Дуйне, немецкую "Ура Линда Бук"; а также американских индейцев, древний
Египет и Шумер, может быть Индию и народы Дальнего Востока?). О религиозных
учениях тайных обществ Европы (масоны, иллюминаты, розенкрейцеры). Православие.
Побольше этнологических экскурсов. Побольше религиоведческих новостей. О новых
тенденциях в феноменологии религии. О современных сектах. Побольше о ламаизме.
О славянском язычестве и йоге. И многое другое.
Из пожеланий рассылке отметим лишь некоторые:
Побольше бы академизма.
Расти и шириться!
Всегда быть интересной!
Долго жить и процветать. Выходить чаще, больше в течении ближайших 100 лет и
1 года, как минимум:))
Резюмируя все сказанное. Большое спасибо всем тем, кто откликнулся на мой призыв и затратил свое время для ответов на анкету. Я проанализировала Ваши письма и постараюсь поднять планку качества нашей рассылки. Постараюсь учесть все Ваши пожелания, чтобы в ближайшее время Вы смогли услышать про все то, что Вас интересует. К сожалению, есть вещи, которые изначально выходят за рамки нашего предмета. К таким вещам, например, относится тема раскола в Православной Церкви в ХХ веке. Я не знаю электронного адреса человека, который хотел узнать об этом, поэтому я обращаюсь к нему через рассылку. Я могу подсказать с литературой и со ссылками на эту тему, если Вы напишите мне личным письмом.
На этом анкетирование закрываем, но я по-прежнему остаюсь на связи. Ваши мысли и предложения можете присылать на мой e-mail. Еще раз большое спасибо!
Напоследок скажу Вам по секрету, что хотела бы Вас порадовать еще как минимум двумя религиоведческими проектами, которые планирую открыть к концу года. Но это, как говорится, если живы будем.
А сегодняшний Выпуск рассылки, увы, невелик. В разделе Предмет и
структура религиоведения читайте продолжение темы Принципы классификации
религии (начало - см. в предыдущем Выпуске рассылки. Раздел Классики
религиоведения - фрагменты из "Естественной истории религии"
Д. Юма. В конце Выпуска - список использованной Литературы
и Новости религиоведения с сообщениями о грядущих конференциях.
2. Предмет и структура религиоведения
Принципы классификации религии
(Продолжение. Начало читайте в 127 Выпуске рассылки)
Принципы классификации религий: нормативные, географические, этнографические и лингвистические принципы, философские, морфологические, феноменологические классификации.
Философские классификации
Примеры: классификация Гегеля и О. Пфлейдера
Гегелевская классификация
Изложена в "Лекциях по философии религии". История религии, по Гегелю, процесс, посредством которого Дух (= реальность истории) приходит к полному самосознанию. Отдельные религии - последовательные шаги развертывания Духа, которые направлены к достижению абсолютной цели истории. Гегель классифицирует религии в соответствии с тем. Какую роль они сыграли в самореализации Духа. Все религии Гегель разделяет на три группы:
- Природные религии (находятся на низшем уровне развития) - основаны на непосредственном сознании, вырастающем из чувственного опыта. Это непосредственные (магические) религии, религии Китая и Индии (включая буддизм), древние религии Персии, Сирии и Египта.
- Духовно-индивидуальные религии (находятся на промежуточном уровне): иудаизм, древнегреческая религия, древнеримская религия.
- Абсолютная религия или религия абсолютной духовности (находится на высшем уровне) - христианство.
Недостатки классификации Гегеля: нет места исламу; непонятно, как быть с последующим историческим развитием.
Морфологические классификации
Подразумевают, что религии в своей истории проходят ряд последовательных стадий развития, каждая из которых имеет четкие характеристики. Морфологические классификации также называют эволюционными.
Родоначальник морфологических классификаций - Э. Тайлор ("Первобытная культура").
Классификация Тайлора имеет следующий вид:
-
Культ предков, характерный для первобытных обществ, объясняется верой в существование духов умерших.
-
Фетишизм - поклонение предметам, которым приписывается магическая или сверхъестественная сила, возникает благодаря ассоциативной связи в первобытном мышлении определенных вещей или мест с духами.
-
Идолопоклонство - образ (идол) рассматривается как символ духа или божества.
-
Тотемизм - вера в существование связи между отдельными группами людей и определенными духами, которые являются хранителями этих групп. Весь мир населен духовными сущностями.
-
Политеизм - исчезает интерес к отдельным божествам или духам, их сменяют "специализированные" божества, каждое из которых представляет целый класс сходных духовных реальностей.
-
Монотеизм - вера в высшее и единое божество.
Феноменологические классификации
Пример: классификация голландского ученого Г. ван дер Леу ("Феноменология религии")
Классификация Г. ван дер Леу
Содержание религиозной жизни:
- объект религии - то, на что направлены религиозные чувства и действия;
- субъект религии- душа, где объединены священнослужитель, священная община и священное в человеке;
- субъект и объект в их взаимодействии;
- мир, пути к миру и цели мира;
- формы религии.
Классификация:
- религии уединенности и полета (древний Китай и деизм 18 века);
- религии борьбы (зороастризм);
-
религия покоя не имеющая конкретной исторической формы, но обнаруживающаяся в любой религии в форме мистицизма;
-
религия беспокойства, или теизм, которая также не имеет конкретной формы, но проявляется во всех религиях;
-
динамика религий в отношении к другим религиям (синкретизм и миссионерство);
-
динамика религий в отношении внутреннего развития (пережитки и реформации);
-
религия силы и формы (Древняя Греция);
-
религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма);
-
религия ничто и сострадания (буддизм);
-
религия воли и послушания (иудаизм);
-
религия величия и унижения (ислам);
-
религия любви (христианство).
Не существует ни одной классификации религий, которая бы выдерживала любую критику и соответствовала бы всем целям, которые ставит перед собой религиоведение.
Самый плодотворный подход к предмету, вероятно, состоит в использовании множеств разнообразных классификаций одновременно.
Критерии к классификациям религий
Классификации не должны быть субъективными и предвзятыми; их
предметами должны быть сущностные и типические черты религиозной жизни; должны
представлять как общие черты, так и особенности и уникальности религиозных
форм; должны отражать динамику религиозной жизни.
Д. Юм
Естественная история религии
Введение
Если всякое исследование, касающееся религии, имеет крайне важное значение, то преимущественно привлекают к себе наше внимание два вопроса, а именно - об основании религии в разуме и о ее происхождении из природы человека. К счастью, на первый из них, наиболее важный, может быть дан самый очевидный или по крайней мере самый ясный ответ. Весь строй природы свидетельствует о существовании разумного творца, и ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении не будет в состоянии хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии. Но другой вопрос, касающийся происхождения религии из природы человека, представляет несколько больше трудностей. Вера в невидимую разумную силу, правда, была широко распространена среди человеческого рода всюду, во все времена, но, во-первых, она, быть может, не была настолько всеобщей, чтобы не допускать исключений, а, во-вторых, вызванные ею идеи вовсе не отличались единообразием. С одной стороны, были открыты некоторые народы, не обладающие никакими религиозными чувствами, если только можно поверить путешественникам и историкам; с другой - нет таких двух народов и вряд ли найдутся два таких человека, которые в точности сходились бы в этих своих чувствах. Итак, данная предвзятая идея (preconception), по-видимому, не порождается каким-либо особым инстинктом или же первичным естественным впечатлением, вроде тех, которые дают начало себялюбию, полной любви, любви к потомству, благодарности, мстительности, ведь каждый из этих инстинктов, как оказалось, абсолютно всеобщ у всех народов и во все времена и каждому из них всегда соответствует точно определенный объект, к достижению которого он неуклонно стремится. Начальные религиозные принципы должны быть вторичными, т.е. такими, которые легко поддаются извращению в силу различных случайностей и причин и действие которых в отдельных случаях вследствие необычного стечения обстоятельств может быть полностью предотвращено. рассмотрение тех принципов, которые порождают первоначальную веру, а также тех случайностей и причин, которые направляют ее действия, и составляет предмет настоящего исследования.
Глава 1. Первоначальной религией людей был политеизм
Мне думается, что если мы рассмотрим развитие человеческого общества от грубых [его] начал до более совершенного состояния, то окажется, что политеизм, или идолопоклонство, был и необходимо должен был быть первоначальной и наиболее древней религией человечества. Это мнение я постараюсь подтвердить при помощи следующих аргументов. То, что около 1700 лет назад все человечество исповедовало политеизм, - факт неоспоримый. Принципы сомнения и скептицизма, которых придерживались некоторые философы, а также теизм, да и то не вполне чистый, одного или двух народов не представляют собой почвы для возражений, достойных внимания. Обратимся затем к ясному свидетельству истории. Чем дальше мы углубляемся в древность, тем больше находим человечество погруженным в политеизм; никаких признаков, никаких симптомов какой-либо более совершенной религии. Самые древние предания рода человеческого показывают нам политеизм в роли общенародного и господствующего исповедания. Север, юг, восток и запад единогласно свидетельствуют о том же факте. Что может быть противопоставлено столь полной очевидности?
Итак, в древнее время, поскольку от него сохранились письменные или исторические свидетельства, человечество, по-видимому, повсеместно исповедовало политеизм. Станем ли мы утверждать после этого, что в еще более древние времена, до овладения письменностью или же до изобретения каких-либо искусств и наук, люди придерживались принципов чистого теизма, другими словами, что люди открыли истину, будучи невеждами и варварами, но впали в заблуждение, как только приобрели познания и образование?
Утверждая это, мы не только противоречим всякой вероятности, но и тому, что нам известно относительно взглядов и мнений варварских народов. Все дикие племена Америки, Африки и Азии придерживаются идолопоклонства; нет ни одного исключения из данного правила. Это настолько верно, что если бы какой-нибудь путешественник приехал в некоторую неизвестную страну и увидел, что жители ее образованны и знакомы с искусствами и науками, то, хотя при таким предположении и имелись бы некоторые шансы на то, что эти жители не являются сторонниками теизма, он тем не менее вплоть до дальнейшего исследования вопроса не мог бы определенно высказаться по этому поводу; но, если бы он увидел, что эти жители - невежды и варвары, он мог бы сразу признать их идолопоклонниками, причем возможность ошибки с его стороны была бы почти исключена.
По-видимому, не подлежит сомнению, что в соответствии с ходом естественного развития человеческой мысли невежественная масса уже должна обладать каким-нибудь примитивным и обыденным представлением о высших силах, прежде чем она окажется в состоянии достигнуть понятия о том совершенном существе, которое внесло порядок во все мироздание. Мы имеем столько же оснований воображать, что люди жили во дворцах раньше, чем в хижинах и хибарах, или же изучали геометрию раньше земледелия, как и утверждать, будто они представляли себе, что божество есть чистый, всеведущий, всемогущий и вездесущий дух, до того, как рисовали его в образе хотя и могущественного, но ограниченного существа, обладающего человеческими страстями и стремлениями, человеческим телом и органами. Наш ум постепенно восходит от низшего к высшему; отвлекаясь от того, что несовершенно, он образует идею совершенства; понемногу начиная различать более благородные стороны своей собственной организации от более грубых, он научается переносить на свое божество только первые из них, придавая им притом гораздо большую возвышенность и утонченность. Ничто не в состоянии нарушить этот естественный ход мысли, кроме разве какого-нибудь очевидного и неопровержимого аргумента, который непосредственно мог бы привести ум к чистым принципам теизма и заставить его сразу преодолеть то огромное расстояние, которое отделяет человеческую природу от божественной. Но хотя я и допускаю, что тщательное исследование порядка и организации вселенной доставляет нам такой аргумент, однако не думаю, чтобы это соображение могло оказать влияние на человечество, когда последнее создавало свои первые грубые представления о религии.
Причины объектов, которым нам слишком привычны, никогда не привлекают нашего внимания и не возбуждают нашего любопытства, и, как бы необычайны или удивительны ни были эти объекты сами по себе, грубая и невежественная толпа проходит мимо, не находя нужным рассматривать или изучать их. Адам в раю, вступающий в жизнь, вполне обладая всеми своими способностями, естественно, изумился бы, как это и изображено у Мильтона, великолепию природы, небес, воздуха, земли, своих собственных органов и тела и невольно задал бы вопрос: откуда это удивительное зрелище? Но у дикого, во всем нуждавшегося животного (каким был человек при первоначальном зарождении общества), обуреваемого весьма многочисленными потребностями и страстями, не было времени восхищаться видимой правильностью природы или же задавать вопросы о причине тех объектов, к которым оно постепенно привыкало с самого детства. Напротив, чем правильнее и единообразнее, т.е. чем совершеннее, оказывается природа, тем более человек привыкает к ней и тем менее склонен он исследовать и рассматривать ее. Какое-нибудь уродливое существо возбуждает его любопытство, и он признает его чудом. Оно тревожит его своею новизною и сразу повергает в трепет, заставляет его приносить жертвы и молиться. Но животное, все члены и органы которого совершенны, кажется ему обычным зрелищем и не вызывает в нем никаких религиозных представлений или чувств. Спросите его: откуда произошло это животное? Он скажет: от совокупления их родителей. Несколько таких ответов удовлетворяют его любопытство и удаляют объекты на такое расстояние, что он совершенно теряет их из виду. Не воображайте, что он задаст вопрос хотя бы о том, откуда происходит первое животное, а тем более о том, откуда произошла вся система, или общий строй, вселенной. Если же вы сами зададите ему подобный вопрос, то не ожидайте, что он станет беспокоить свой ум столь чуждой для него и столь неинтересной темой, которая к тому же так сильно превышает пределы его способностей.
Далее, если бы люди с самого начала путем умозаключения, отправляющегося от строя природы, пришли к вере в единое верховное существо, они бы никогда уже не могли оставить это верование и перейти к политеизму, ведь те же принципы разума, которые с самого начала могли породить и распространить среди человечества такое возвышенное воззрение, должны были с тем большей легкостью сохранить его. Первоначальное открытие и обоснование какой-нибудь доктрины гораздо труднее, чем ее поддержание и сохранение.
Между историческими фактами и умозрительными мнениями существует большое различие, и знание первых передается совсем иным путем, чем знание вторых. Исторический факт, устно передаваемый очевидцами и современниками, при каждом последующем рассказе претерпевает искажения и, наконец, может сохранить лишь едва заметное сходство с подлинным первоначальным фактом, на котором он был основан. Неустойчивость памяти людей, их любовь к преувеличениям, их беспечность и беззаботность - все эти факторы, если только их воздействие не исправляется при помощи книг и письменных документов, вскоре искажают сведения об исторических событиях, ведь аргументы и рассуждения не играют в данном случае почти никакой роли и не могут восстановить истину, коль скоро последняя исчезла из этих рассказов. Так, предполагают, что мифы о Геркулесе, Тесее и Вакхе сперва были основаны на действительных исторических фактах, которые при передаче были искажены. С умозрительными же взглядами дело обстоит совсем иначе. Если такие взгляды основаны на аргументах, достаточно ясных и очевидных, чтобы убедить большинство людей, то эти аргументы, способствовавшие вначале распространению данных взглядов, будут способствовать и их сохранению в первоначальной чистоте. Если же эти аргументы трудны или недоступны обычному пониманию, то соответствующие взгляды никогда не будут более чем достоянием немногих лиц, и, как только люди перестанут рассматривать такие аргументы, они немедленно будут утрачены и преданы забвению. Какую бы сторону данной дилеммы мы ни рассматривали, мы должны будем прийти к выводу о невозможности того, чтобы обоснованный при помощи рассуждений теизм был первоначальной религией человечества, а впоследствии в силу его извращения дал начало политеизму и всем различным суевериям языческого мира. если обоснование при помощи разума очевидно, то оно предупреждает такого рода извращения; если же такое обоснование непонятно, то оно делает соответствующие принципы совершенно недоступными познанию толпы, которая одна только и может извратить какой-либо принцип или взгляд.
Глава 2. Происхождение политеизма
Итак, если мы желаем удовлетворить свое любопытство, исследуя вопрос о происхождении религии, нам следует мысленно обратиться к политеизму - этой первобытной религии невежественного человечества.
Если бы люди приходили к идее о невидимой разумной силе посредством созерцания творений природы, они никогда не могли бы иметь иного представления [о такой силе], кроме представления о едином существе, дарующем существование и порядок этому огромному механизму и располагающем все его части сообразно определенному плану или связной системе. Хотя людям с известным складом ума может и не показаться совершенно нелепым предположение о том, что несколько независимых друг от друга и обладающих высшей мудростью существ вошли в соглашение с целью продумать и выполнить определенный единый план, однако такое предположение совершенно произвольно; если мы и вправе допустить его возможность, то нам следует признать, что вероятность или необходимость его не доказывается ничем. Все вещи в мире, очевидно, образуют единое целое. Каждая вещь приспособлена к другой. Во всем преобладает единый замысел. И это единообразие приводит наш ум к признанию единого творца, потому что представление о нескольких творцах, не отличающихся друг от друга ни атрибутами, ни действиями, только затрудняет наше воображение, не давая никакого удовлетворения уму. Статуя Лаокоона, как мы узнаем из Плиния, была творением трех художников, но, если бы нам этого не сказали бы, мы, без сомнения, никогда не предположили бы, что группа фигур, высеченная из цельного камня и подчиненная единому плану, выполнена и задумана более чем одним скульптором. Если одно какое-нибудь действие приписывается нескольким причинам, то такое предположение, бесспорно, нельзя считать очевидным.
С другой стороны, если, не касаясь более произведений природы, мы постараемся найти следы проявления невидимой силы в разнообразных и противоречивых событиях человеческой жизни, то мы неизбежно придем к политеизму и признанию нескольких ограниченных и несовершенных божеств. Бури и грозы разрушают то, что произрастает благодаря солнцу; солнце уничтожает то, что питается влагой рос и дождей. Война может сложиться благоприятно для народа, страдающего от голода вследствие неблагоприятной погоды. Болезни и мор могут опустошить целое царство, утопавшее в изобилии. Одному и тому же народу может сопутствовать в одно и то де время успех на море и неуспех на суше; а народ, одерживавший верх над своими врагами, вскоре может оказаться вынужден сложить перед ними оружие. Таким образом, течение событий, или же то, что мы называем особым планом провидения, настолько полно разнообразия и неустойчивости, что если мы припишем разумным существам непосредственное руководство им, то нам придется признать противоречивость их замыслов и стремлений, постоянную борьбу противоположных сил, а у одной и той же силы - проявление раскаяния или непостоянства, вызываемых ее слабостью или легкомыслием. У каждого народа есть свой бог-покровитель. Каждая стихия подчинена отдельной невидимой силе, или отдельному агенту. Сфера деятельности каждого бога отделена от сферы деятельности других. Поступки одного и того же бога не всегда определенны и неизменны: сегодня он оказывает нам покровительство, завтра бросает на произвол судьбы. Молитвы и жертвоприношения, обряды и церемонии в зависимости от того, хорошо или плохо их соблюдают, - вот источники благосклонности или враждебности бога и всех удач и бедствий, которые можно наблюдать среди людей.
Итак, мы можем заключить из вышеизложенного, что первоначальные религиозные представления у всех народов, исповедовавших политеизм, были вызваны не созерцанием творений природы, но заботами о житейских делах, а также теми непрестанными надеждами и страхами, которые побуждают к действию ум человека. В связи с этим мы видим, что все идолопоклонники, разделив сферы деятельности своих божеств, прибегают к тому невидимому агенту, власти которого они непосредственно подчинены и в ведении которого находится надзор за действиями, совершаемыми ими в тот или иной момент. Юнону призывают во время бракосочетания, Люцину - при рождении, Нептун выслушивает молитвы моряков, а Марс - моления воинов. Земледелец обрабатывает свое поле под покровительством Цереры, а купец признает над собой власть Меркурия. Предполагается, что каждым естественным явлением управляет какой-нибудь разумный агент и нет такого счастливого или несчастливого события в жизни, которое не могло бы стать предметом особых просительных или благодарственных молитв.
Действительно, для того чтобы вывести интересы людей за пределы
нынешнего существования или же подвести их к какому-нибудь заключению относительно
невидимой разумной силы, требуется влияние на них какого-либо аффекта, который
побуждал бы к деятельности их представления и мысли, какого-либо мотива, который
подталкивал бы их к тому, чтобы задать первый вопрос [об этой силе]. Но к
какому же эффекту мы прибегнем с целью объяснить столь важное по значению
действие? Очевидно, не к отвлеченной любознательности, или чистой любви к
истине. Это мотив слишком утонченный для грубых умов; он привел бы людей к
вопросам о миропорядке, т.е. к предмету, слишком необъятному и чересчур широкому
для их узкого кругозора. Итак, следует предположить, что на варваров могли
повлиять лишь повседневные человеческие аффекты: тревожные заботы о счастье,
страх перед грядущим несчастьем, боязнь смерти, жажда месте, стремление удовлетворить
голод и другие жизненные потребности. Обуреваемые подобного рода надеждами
и страхами, в особенности же последними, люди с трепетным любопытством исследуют
направление будущих причин и рассматривают разнообразные противоречивые происшествия
человеческой жизни. И в этом беспорядочном зрелище их смущенный и изумленный
взор усматривает первые смутные проявления божества. <...>
4. Литература
Предмет и структура религиоведения: С.И.
Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. Религиоведение: социология и
психология религии. Ростов-на-Дону, "Феникс", 1996.
Религиоведение: Учебное пособие и учебный словарь-минимум по
религиоведению (Под ред. проф. И.Н. Яблокова). - М.: Гардарика, 1998.
Классики религиоведения: Юм Д. Малые произведения:
Эссе; Естественная история религии; Диалоги о естественной религии/ Пер.
с англ. - М.: "Канон", 1996. С. 217-227.
5. Новости религиоведения
Конференция "Исследования по народной
религиозности:
современное состояние и перспективы развития"
26-28 сентября 2002 года будет проводиться конференция "Исследования по народной религиозности: современное состояние и перспективы развития", поддержанная Институтом "Открытое общество" (руководитель проекта Жанна Кормина). Планируемая конференция призвана подвести некоторые итоги и инициировать дискуссию по основным проблемам теории и методологии в исследовании "низовых" религиозных практик. Конференция задумывается как междисциплинарная. В рамках ее работы предполагается обмен мнениями между представителями разных социальных дисциплин, занимающихся вопросами народной религии: фольклористов, этнографов, историков.
Справки по телефонам: (812) 275 5256; (812) 279 4230
Европейский университет в Санкт-Петербурге, Факультет этнологии
Гагаринская ул., 3, Санкт-Петербург, 191187, Россия
http://www.eu.spb.ru/ethno/science/index.htm
XII Международный Конгресс "Взаимодействие
науки, философии и религии
на рубеже тысячелетий: прошлое, настоящее, будущее".
Организаторы конгресса: Фонд изучения проблем науки и богословия им. П.А. Флоренского, Совет ректоров ВУЗов САнкт-Петербурга, Санкт-Петербургская Академия истории науки и техники, РГПУ им. А.И.Герцена, Санкт-Петербургские Академия и Семинария.
Конгресс будет проходить в Санкт-Петербурге с 27 по 30 октября 2002 года.
На Конгрессе будут обсуждаться следующие проблемы: 1. История
взаимодействия духовного и светского образования в Санкт-Петербурге и России.
2. Взаимодействие науки, философии и религии в изучении природных и социальных
явлений. 3. Наука и вера: философские основы диалога между наукой и религией.
4. Православие и наука: своеобразие восточно-христианского подхода. 5. Проблемы
отношения науки и религии в римско-католической теологической традиции.
6. Философские и богословские возражения Интернету. 7. Отношение науки и
религии к новым направлениям в естествознании и моральная ответственность
ученого в научно-техническом прогрессе. 8. Научные и ненаучные формы знания,
рефлексия и мистический опыт. 9. Оценка опыта обсуждения проблем взаимоотношения
науки и религии на конгрессах 1987-1999 гг. Тезисы принимаются до 1 июля
2002 года.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ВЗНОС в размере 200 рублей (для студентов
- 100 рублей) высылается почтовым переводом по адресу:
Санкт-Петербург, ОАО "Петровский НБ" Доп. оф. "Церковный" 199397, ул. Нахимова
д.1
к/с 30101810600000000809
БИК 044030809
р/с 40703810716000000026
ИНН 7812049348
Санкт-Петербургский Фонд изучения проблем науки и теологии.
РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА
Фамилия, имя, отчество___________________
Место работы, должность, звание______________
Почтовый адрес, тел., факс____________________
Название доклада____________________________
Потребность в гостинице______________________
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕЗИСАМ 1-2 полные страницы формата А-4, напечатанные через 1,5 интервала, обязательно на дискете (язык WORD). В верхнем правом углу первой страницы фамилия и инициалы автора, название города и страны, все это, как и название доклада - прописными буквами. Сноски - сквозные и приводятся в конце текста после слова "Литература". Тезисы доклада должны сопровождаться кратким резюме (две-три фразы) на английском или французском языках. К тезисам прилагается также регистрационная форма с данными об авторе. Тезисы высылать по адресу: 198262, С-Петербург, Ленинский пр., 101, оф.515, Оргкомитет Международного Конгресса.
После получения тезисов, регистрационной формы и квитанции
о почтовом переводе Оргкомитет сообщит сроки приезда, время и место регистрации
участников Конгресса.
Упельсинка. UPELSINKA - Upelsinka's Page e-Mail: upelsinka@mail.ru e-Home: http://www.upelsinka.com Архив рассылки "Введение в религиоведение"- http://subscribe.ru/archive/science.humanity.religstudies |
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||