Тайны и открытия

Тайны и открытия

Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
ТАЙНЫ И ОТКРЫТИЯ Выпуск No 94
30 августа-2 сентября 2001 г.
Рассылка о новых открытиях, достижениях, сенсационных теориях

Здравствуйте!

Воды на нашей планете, как известно, гораздо больше, чем суши, к тому же в любой капле океанской воды содержится вся таблица Менделеева -- сбалансированное питание. Так какого же лешего человечество подалось на сушу?
Из-за вулканов! Пару лет назад природа преподнесла ученым как на блюдечке явление, наглядно продемонстрировавшее, как все тут у нас, на Земле, было. Оказывается, для глобальных перемен вовсе не нужны миллионы лет -- и двух годиков вполне достаточно.

Наша цивилизация рождена вулканами

Новый Большой Каньон
Гигантские долины и каньоны, по которым сейчас текут реки, согласно официальной теории созданы за миллионы лет самими реками. Капля камень точит... Так же медленно во глубине сибирских (или иных) руд образовывался из доисторических деревьев современный уголь. Все правильно? Так вот, это неправда!

В 1980 году в штате Вашингтон в США произошло извержение вулкана Сент-Геленс, самое крупное в нашем веке и наиболее подробно документированное геологическое событие в истории вообще. Извержение было поистине грандиозным: общая энергия только за первый день, 18 мая 1980 года, была эквивалентна 400 миллионам тонн тротила. Цифры, конечно, вещь сухая, но можно подсчитать и в более доходчивых понятиях: сила извержения равнялась по мощности двадцати тысячам таких бомб, как сброшенная на Хиросиму. Причем двадцать мегатонн было высвобождено при первом же взрыве, за шесть минут повалившем лес на площади 390 квадратных километров. В озеро Спирит Лэйк, которое находится поблизости от вулкана, свалился "камушек" в половину кубического километра и поднял волну, смывшую деревья со склона до высоты 260 метров.

За месяц извержения в округе выпало 180 метров осадочных пород (по 8 метров в сутки), а через два года -- 19 марта 1982 г. -- по неокрепшей породе прошел селевой поток со склонов Сент-Геленс и образовал каньон глубиной 43 метра, который в шутку называют моделью Большого Каньона в масштабе один к сорока -- очень уж они похожи. Геологи могли собственными глазами видеть его образование и теперь знают, что у каньона есть конкретная дата рождения, и что он не "образован за сотни тысяч лет теми же водами, что текут по нему по сей день".

Насильственная эволюция
Еще одним подарком геологам можно назвать наглядный пример образования каменного угля. Через несколько месяцев после извержения близ вулкана образовался торфяной пласт, из которого при подходящих температуре и давлении всего лишь за несколько минут образовывается каменный уголь. Может быть, стоит пересмотреть кое-какие утверждения? К примеру, утверждение об эволюции...

В конце палеоценовой эпохи (примерно 55 миллионов лет назад) вулканы лютовали и свирепствовали. Это благодаря им произошло внезапное радикальное изменение климата, а именно: температура поверхности океана поднялась на 8 градусов и держалась на такой температурной отметке около 100 тысяч лет. В это же самое время большинство обитателей морских глубин вышли на сушу и стали обживаться в новых условиях. А что им было делать? Поскольку теплая вода содержит меньше кислорода, чем холодная, многие морские твари просто задохнулись, а вот как удалось выжить млекопитающим, все еще неизвестно. Но ведь выжили.

Из-за вулканов в то далекое время изменился уровень углерода в атмосфере, увеличилось количество гидратных соединений метана, произошел изотопный сдвиг, а вслед за ним общее потепление климата. То, что было 55 миллионов лет назад, может случиться и сейчас -- ведь вулканы никуда не девались. Новые выбросы гидратов метана в атмосферу со дна морского подогревают матушку Землю. Что-то в результате этого будет. Правда, те же ученые уверены, что киты на сушу не выползут. Но кто знает...

Вулканический насморк
Огромные клубы пепла, выбрасываемого при извержении больших вулканов, достигают высоты 20 километров и более, то есть стратосферы. Они, как экран, не пропускают на землю солнечные лучи, что охлаждает нижние слои атмосферы и увеличивает движение потоков воздуха между экватором и полюсами.

Со стороны -- ничего пугающего, но достаточно попасть хотя бы в небольшой шторм, например, в Северной Атлантике, и сразу начнешь испытывать к вулканам неприязнь.

Связь между вулканами, которые находятся на юге и севере планеты, прослеживается очень хорошо. Например, если разбушевался вулкан Монтсератт, то в Эдинбурге, скорее всего, будет холодно. Новые исследования показывают, что суровые зимы в шотландской столице спровоцированы катастрофическими тропическими извержениями.

Ученые сопоставили метеорологические данные с 1770-го по 1998 год с данными о мировой вулканической активности, и выяснилось, что самые жестокие ураганы обрушивались на этот и без того известный своими сильными ветрами город после сильных вулканических извержений. Например, извержения индонезийских вулканов Тамбора и Кракатау повлекли за собой ураганные ветры в Эдинбурге в течение 70 дней в году, а это в два раза дольше обычного. А через год после извержения вулкана Эль-Чичо в Мексике в марте-апреле 1982-го в шотландской столице в течение 50 дней бушевали ураганы.
Правда, загрязнение атмосферы самим человеком тоже влияет на климат, но, в отличие от владельцев крупных концернов, с вулканами не договоришься.

Горячий пацифист
С точки зрения материалистов, извержение вулкана всего лишь явление природы, хоть и довольно неприятное. Но иногда кажется, что за всей этой лавой и пеплом проглядывает сильная рука бога огня. Причем бога далеко не бесстрастного.

Анализ некоторых исторических событий говорит о том, что у Вулкана есть свои принципы. Например, он не любит военных. Как гласят античные мифы, Вулкан (у греков -- Гефест) был кузнецом и изготовил для богов много удивительный вещей: скипетр и эгида Зевса, тирс Диониса, колесница Гелиоса, доспехи Ахилла -- все его рук дело. О его вмешательстве в какие бы то ни было военные конфликты сведений в древнейшей истории не сохранилось. Однако со временем взгляды божества явно поменялись. Судите сами.

По мнению геолога К. Спинка, извержение вулкана Томборо на острове Симбава в Индонезии в апреле 1815 года сыграло решающую роль в поражении Наполеона при Ватерлоо. Эта катастрофа значительно превосходила по мощности ставшее уже хрестоматийным извержение вулкана Кракатау в 1883 году.

Выброшенные в атмосферу продукты извержения вулкана Томборо очень сильно повлияли на циркуляцию воздушных масс Земли, и в особенности в Северной Европе. Затяжные дожди лета 1815 года серьезно осложнили боевые действия армии императора Наполеона. Последняя его отчаянная попытка восстановить империю, нанеся удар из Парижа по союзной армии фельдмаршала Веллингтона в Брюсселе, закончилась поражением в битве при Ватерлоо 18 июня 1815 года.

По мнению Спинка, применение французами тяжелой артиллерии оказалось невозможным, поскольку ее передвижение по размытым дождями дорогам проходило с огромным трудом, а вне дорог орудия намертво вязли в песчаной почве. При штабных разработках предполагалось, что в июне количество осадков не превысит 76 мм, но погода под мощным вмешательством вулкана Томборо кардинально спутала расчеты штабных офицеров и весь стратегический замысел Наполеона.

Через сто с лишним лет после этого события решил тряхнуть стариной дедуля Везувий. В 1944 году, во время высадки американцев в Италии, вулкан вновь ожил и в течение недели засыпал американские войска пеплом и туфом. Население у подножия Везувия покинуло селения и города, да и американской армии пришлось отступить с данного участка под напором неожиданного противника. Видимо, Везувию этого было достаточно, он снова уснул и с тех пор активности не проявляет.

Однако самой свежей и самой неожиданной выходкой Гефеста можно считать нападение на американскую военную базу на Филиппинах (дались ему эти американцы!). В 1991 году там взорвалась гора. Это был не знаменитый Майон, который кормит местное население, удобряя поля плодородным туфом и заманивая состоятельных туристов, а небольшой пупырь. Для местного населения и туристов он был своеобразным ориентиром: рядом поворот на базу американских ВВС Кларк-Филд. Вулканом этот каменный купол -- ни уснувшим, ни действующим -- никогда не считали. Но в один прекрасный день он взорвался, буквально разлетевшись на куски, и начал засыпать пеплом американскую военную базу. Базу, делать нечего, закрыли. Так, одним движением божественной руки Вулкан сделал то, чего долгие годы добивались местные и зарубежные политические деятели и журналисты, протестовавшие против военного присутствия на Филиппинах.

О чем поет вулкан
Вулканы булькают и бурчат, пытаясь сказать нам, неразумным, что-то полезное и интересное. А мы не понимаем и сами страдаем от этого. Конечно, забраться в жерло вулкана на "переговоры" смертельно опасно, однако в роду человеческом всегда найдется смельчак, которого любопытство и желание узнать истину заведут очень далеко. Геофизик Милтон Гарсис из таких. В 1992 году он вскарабкался на вулкан Аренал и в течение целой недели прислушивался к его бурлению, шипению, вздохам и свистам. (Вот зачем полез в июле этого года на извергающуюся Этну турист, только он сам и знает. Вулкан огрызнулся обломками камней, и любопытный попал в больницу.)

Вулканы издают множество звуков, в том числе и инфразвуки, которые неуловимы человеческим ухом. Гарсис попытался создать звуковую модель "песни" вулкана, и оказалось, что мелодия этой "песни" зависит от наполняемости магмы газами и ее движения. Фонограмма вулканьей песни была благополучно расшифрована, и теперь ученые пытаются научиться понимать вулканы. Для этого сегодня ведутся работы над созданием своеобразных "переводчиков" -- вулканических моделей, которые будут моментально расшифровывать издаваемые вулканом звуки. Если эксперимент удастся, все жители привулканических территорий смогут с уверенностью смотреть в завтрашний день, то есть знать, когда можно возделывать туф, а когда в темпе собирать манатки.

Везувий не дремлет
"Три миллиона неаполитанцев долгие году сидели на пороховой бочке и не спешили ее покидать, пока проснувшийся Везувий не устроил им такой спектакль, в сравнении с которым гибель Помпей -- жалкая репетиция".
Из энциклопедии XXII века

Шутки шутками, но если итальянцы не одумаются, человечеству придется писать по ним коллективный некролог, ибо грозный вулкан снова намерен проснуться.
В античные времена тоже не торопились, и, чем это закончилось, все мы хорошо знаем. В 62 году, за 17 лет до извержения, сильные подземные толчки потрясли города, расположившиеся вокруг Везувия, частично разрушив Помпею, Геркуланум, Стабию, Неаполис, Нукерию. Землетрясение было описано Сенекой и Светонием. Последний сообщил, что император Нерон, находившийся в этот момент в Неаполе, несмотря на сильные подземные удары, не прекратил пение. Землетрясения продолжались с нарастающей частотой и в последующие годы. Однако в то время нависшей угрозы, по-видимому, никто не ощущал. Как и сейчас.

26 августа 79 года, разделавшись с Помпеей, Стабией и другими городами, вулкан успокоился и затих почти на 100 лет. Но в 172 году извержения возобновились, до настоящего времени их произошло более 80.

Сегодня Везувий ведет себя тихо и спокойно. Но у жителей Неаполя и других населенных пунктов, расположенных неподалеку от вулкана, есть веские основания для беспокойства. В глубине, в восьми километрах от кратера, постепенно накапливается магма температурой в несколько сот градусов. Но это еще полбеды, поскольку лава распространяется довольно медленно. Хуже другое: ее выход на поверхность крепко закупорен пробкой из затвердевшей магмы, под которой, словно в бутылке с шампанским, копятся ядовитые газы. Согласно компьютерной модели предстоящего извержения Везувия, в котором никто не сомневается, такой вал с температурой газов около 500 градусов сможет достичь Неаполя уже через 5 минут после начала извержения. Около 3 миллионов человек сидят на пороховой бочке такой мощности, что и водородной бомбе не снилось. Правительство Италии разрабатывает планы возможной эвакуации жителей при первых же признаках катастрофы. Только сами неаполитанцы ничем не обеспокоены: они снимают несколько урожаев с богатых вулканических земель, получают солидный куш от туристического бизнеса и наотрез отказываются покидать насиженные места "из-за какой-то мифической угрозы".

Да, так человечество ничему и не научилось. Не дай бог, оставшимся в живых неаполитанцам придется демонстрировать уже два музея-кладбища под открытым небом. А пока ведется разработка защитного сооружения: специалисты хотят поставить на пути ядовитого облака массивную бетонную стену 35-метровой высоты, которая задержит волну и даст жителям время укрыться в подземельях. Правда, времени на это маловато. Авось не рванет?

Елена САЛЬНИКОВА

Где живет самый большой вулкан?

* Самым страшным было извержение вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 г. Цунами, вызванное извержением, погубило жителей островов и побережья.

* Самый активный вулкан планеты -- Килау на Гавайях. Он практически не замолкал с 1983 года. Однако есть мнение, что вулкан Ла Форнейз на острове Объединения, что в Индийском океане, гораздо активнее.

* Поверхности практически всех планет Солнечной системы имеют две формы геологического ландшафта -- вулканы и образовавшиеся в результате их извержения впадины. Старые планеты и луны в основном покрыты впадинами, а более молодые -- вулканами. Самыми юными считаются Земля и луна планеты Юпитер Ио.

* Никто не знает точного количества действующих вулканов на Земле, поскольку очень трудно сосчитать подводные вулканы. Ученые утверждают, что их не меньше 1511.

* Гигантские вулканы на Марсе во много раз больше любого самого крупного земного. Вулкан Олимпус Монс -- самый крупный и самый молодой из "марсиан" -- имеет высоту около 27 километров, а диаметр -- около 700 километров. Вершина вулкана в поперечнике -- 72 километра, что сравнимо с Эверестом, который и не вулкан вовсе: он сформировался в результате подъема и эрозии земной коры в Гималаях.

* Мауна Кеа -- самый крупный из земных вулканов, его высота от подножия на дне океана до вершины почти 10 километров, а диаметр -- около 120 километров. Хотя в последнее время у него появился конкурент. Американские ученые утверждают, что толстый слой льда, покрывающий Антарктику, скрывает от наших глаз самый большой вулкан на Земле. По их предположению, Антарктическая вулканическая впадина составляет примерно 70 км в диаметре.

РАЗ В НЕДЕЛЮ ОБО ВСЕМ ::.

УЖИМКИ И ПРЫЖКИ С ОРУЖЕЙНЫМ ПЛУТОНИЕМ
Сколько атомных бомб у Ким Чен Ира?

Северная Корея день ото дня становится опасней

САДИСТСКИЙ БИЗНЕС НА МЕДВЕЖЬЕЙ ЖЕЛЧИ
Тысячи зверей замурованы в тесные клетки

Гной и грязь вместо "чудо-лекарств": сделано в Китае!

БУКВЫ СКЛАДЫВАЮТСЯ В СМЕШНОЕ И СТЫДНОЕ
Житомирские партийцы смущались слова ЖОПА

Эти коварные аббревиатуры...

ЗАЧЕМ АРАКЧЕЕВ ПОТЧЕВАЛ ЖУЧКУ КОФИЕМ
Как правители пытались спрятаться от яда

Магистры медленной смерти ценились выше прочих

ЖИЗНИ НА МАРСЕ НЕТ! НО ОНА БУДЕТ...
Земляне присматривают запасную планетку

Первые поселенцы окажутся на Марсе через 11 лет

НЕ ПЫТАЙСЯ ПРИКОСНУТЬСЯ К ДВОЙНИКУ
О чем беседовать с галлюцинацией?

Достоевский знал, о чем писал!

ЕВТУШЕНКО УВЕРЕН, ЧТО ЕГО ЛЮБЯТ ЧИТАТЕЛИ
А писателям остается лишь завидовать

"Не забываю взращивать в себе ироничного гномика..."

КОМУ КРИЧИТ "БАНЗАЙ" РЫЖАЯ ЗОЛУШКА?
Амалия Мордвинова научилась бить наверняка

"Я патологическая врунья..." Примеры налицо!

БОЛЬШАЯ ТУСОВКА ::.

КАТАСТРОФА НЕДЕЛИ:
Якубович давал автографы кровью своей жертвы!

ГРУППА НЕДЕЛИ:
Aqua скоро высохнет

МОНИКА НЕДЕЛИ:
Практикантка теперь не глотает, но играет

ПРИМИРЕНИЕ НЕДЕЛИ:
Мазохизм с видом на дом за 2 млн. долларов

СКАНДАЛ НЕДЕЛИ:
В изнасиловании отказать!

ПЕРСОНА НЕДЕЛИ:
Патологическая врунья Амалия Мордвинова. Почему муж актрисы иногда надевает парик и обряжается в женское платье?

ЗВЕЗДА ЭКРАНА ::.

ПРИРОДА -- СФИНКС...
Как киношники делают дождь из ветров и комбайнов

И почему мы так любим фильмы про стихийные бедствия и катастрофы. Технологии: от "Смерча" к "Идеальному шторму"

"РАЗ В НЕДЕЛЮ ОБО ВСЕМ"
"БОЛЬШАЯ ТУСОВКА"
"ЗВЕЗДА ЭКРАНА"

Для рассылки "РАЗ В НЕДЕЛЮ ОБО ВСЕМ":
SUBSCRIBE -- media.news.press.komok
Для рассылки "БОЛЬШАЯ ТУСОВКА":
SUBSCRIBE -- culture.news.bogema
Для рассылки "ЗВЕЗДА ЭКРАНА":
SUBSCRIBE -- rest.cinema.zvezda

Copyright © 2001 ИД "Империум". По вопросам сотрудничества и републикации материалов web-еженедельника "КоМоК" обращайтесь к администратору рассылок ИД "Империум" admail@imperium.ru
Газета "КоМоК" приглашает к сотрудничеству издателей и распространителей. Подробности -- здесь.

Рейтингуется SpyLog