Научно-технический дайджест

Научно-технический дайджест Выпуск 39

Научно-технический дайджест
Выпуск 39| Сентябрь 2008 г. | Совместный проект Metodolog и Trizland

Совершенствование техники - процесс, подобный нарастанию снежного кома. Исследования и разработки, ведущиеся широким фронтом, служат катализаторами, обеспечивая "перекрестное опыление".
Инженер должен быть компетентен не только в своей узкой области, но стремиться "объять необъятное", знать обо всем. Поэтому мы в рассылке знакомим читателей с информацией, опубликованной в последнее время.

Автор рассылки: Бубенцов В.Ю., к.т.н., АНО "ТРИЗ-профи", Долгалев Е.В., к.т.н., АНО "ТРИЗ-профи"
Периодичность: 2 раза в месяц
Архив рассылок и управление подпиской: http://metodolog.ru | http://trizland.ru

Научно Технический дайджест. Выпуск 39

Физики создали сверхизолятор

Один из известных сверхпроводников - нитрид титана - при определенных условиях может менять свои свойства на противоположные: приобретать не бесконечно малое, а бесконечно большое сопротивление. Исследователи называют сверхизолируюшее состояние антисверхпроводящим: эффект вызывается изменением некоторых свойств сверхпроводника на противоположные. Таким образом, сделать сверхизолятор из материала, который не является сверхпроводником, невозможно. Эти выводы, однако, вызывают сомнение у ряда специалистов.
Источник: lenta.ru

Древняя целлюлоза земли поможет найти жизнь на Марсе

Учёные обнаружили на Земле целлюлозу, сохранившуюся в кусках соли, возраст которых составляет порядка 250 млн. лет. Найденные образцы сохранились до нашего времени потому, что были чрезвычайно прочны и к тому же окружены средой, убивающей разлагающие органику бактерии. Исследователи считают, что эти волокна принадлежали водорослям. А недавно группа исследователей заявила о том, что ей удалось обнаружить залежи солевых испарений на Марсе. Может быть, там что-то удастся найти?
Источник: Компьюлента

Прямое преобразование радиации в электричество

Американские исследователи разработали высокоэффективный материал, который способен преобразовывать радиацию в электроэнергию. Эксперимент позволил получить в 20 раз большую отдачу от радиоактивного распада, нежели при использовании термоэлектрических материалов. В данный момент учёные проводят эксперимент со слоями углеродных нанотрубок с золотом внутри, окружёнными гидридом лития. Радиоактивные частицы, ударяющиеся о золото, выбивают из него высокоэнергетические электроны. Они проходят по нанотрубкам и попадают в гидрид лития, откуда и продолжают свой путь по электродам. Устройства на основе этой технологии могут быть достаточно малы, чтобы обеспечивать электроэнергией космические зонды, самолёты и даже наземный транспорт. Это, однако, произойдёт, по словам разработчиков, не раньше, чем через десять лет.

Открыт новый вид сверхпроводимости

Команда ученых обнаружила новый вид сверхпроводимости, возникающей не при крайне низких температурах, но в условиях высоких давлений. В итоге ученым удалось опытным путем доказать, что водородистые соединения элементов способны демонстрировать свойства сверхпроводимости при высоких давлениях без необходимости охлаждения до сверхнизких температур. В перспективе это может привести к появлению нового класса сверхпроводников, способных не терять свои свойства даже при комнатных температурах. Явление сверхпроводимости, в числе прочего, используется для получения сильных магнитных полей.
Источник: Известия

Микрокристаллы циркона расскажут о формировании североамериканского материка

В северном Онтарио обнаружены микрокристаллы циркона, возраст которых составляет 3 млрд. лет. Исследование опровергло сделанные ранее предположения о том, что кристаллы изменяются под действием тепла и давления в недрах Земли. Были исследованы зоны роста кристаллов, имеющие округлую форму, которые содержат в себе информацию о формировании Североамериканского материка и его полезных ископаемых на протяжении 200 млн. лет, подобно тому, как в годовых кольцах деревьев сохраняется информация о климатических изменениях на планете на протяжении десятков и сотен лет.
Источник: CNews.ru

Морская звезда-робот учится ходить и хромать

Возьмём для примера собаку, у которой вдруг оказалась перебитой одна лапа. Маловероятно, что пёс встанет как вкопанный или упадёт на землю. Скорее он, воспользовавшись тремя здоровыми лапами, убежит в безопасное место. А вот для большинства автономных роботов повреждение ноги смерти подобно. Впрочем, одну машину на примере собаки удалось кое-чему научить.
Источник: Roboting.ru

Бактерии падают с неба: ученые вскрыли процесс образования снежинок

Ученые из Франции и США установили, что снежинки образуются благодаря бактериям. Исследователи обнаружили, что от 69 до 100 процентов ядер кристаллизации в изученных образцах были органического происхождения. Существенную часть биологических ядер кристаллизации составляли бактерии. Больше всего снежинок образуется с участием бактерий во Франции, следом идут Монтана и Юкон. В арктических образцах снега было обнаружено меньше всего бактериальных центров кристаллизации. Чаще всего "затравкой" будущей снежинки служили бактерии Pseudomonas syringae, вредные для сельскохозяйственных культур. Для предотвращения заражения сельскохозяйственных растений разработано множество средств, истребляющих Pseudomonas syringae. Новые результаты поднимают вопрос о том, не приведет ли уничтожение вредных бактерий к изменениям климата.
Источник: Lenta.ru

Впервые получили фотоснимок электрона в его "энергетической ипостаси"

Первый фотоснимок электрона в его "энергетической ипостаси" сделали европейские ученые. "Портрет" электрона представляет собой десять концентрических кругов, которые являются его энергетическим выражением. В работах был использован сложный фотокомплекс, включающий лазер, спектрометр и стробоскоп. Съемки на высоких скоростях через кратчайшие промежутки времени проводились в момент яркой вспышки света, которая вызывала распад атомов и выделение электронов. Последние попадали на специальную мишень. Полученные в момент удара о мишень многочисленные снимки элементарных частиц затем были наложены друг на друга.
Источник: ИТАР-ТАСС

Химики создали молекулу, способную удалять из раствора отрицательно заряженные ионы

Химики создали органическую молекулу, способную связывать отрицательно заряженные ионы растворенных веществ. Это позволяет очищать растворы от ионов, например, хлора и фтора.
Источник: Lenta.ru

Доказана насыщенность замороженной пиццы вредными жирами

Два куска замороженной пиццы содержат дневную норму насыщенных жиров, необходимую взрослому человеку. От пиццы можно и не отказываться, но при этом необходимо давать себе достаточную физическую нагрузку, чтобы сжечь лишние калории.
Источник: Известия

На Марсе не могла существовать жизнь?!

Многочисленные свидетельства присутствия на Марсе в прошлом жидкой воды, обнаруженные земными исследовательскими зондами, побудили многих думать, что на планете если и нет жизни сейчас, то она была раньше. Исследователи проанализировали отложения солей на марсианских породах, возраст которых составляет четыре миллиарда лет, и утверждают, что марсианская вода была слишком соленой для живых существ.

Диета для курильщиков

Согласно полученным данным, продукты с содержанием большого количества магния, такие как, цельные злаки и овощи, помогают снизить вред, который наносят курильщики своему организму. Доказано, что ежедневное употребление около 589 мг магния снижает риск нарушения мозгового кровообращения и кровоизлияния в мозг на 15 проц. Ученые рекомендуют курильщикам включить в свой регулярный рацион питания также богатые магнием черные бобы, брокколи, рыбу палтус, сырой арахис, шпинат и устрицы.
Источник: АМИ-ТАСС

Биологи назвали очередное открытие "эволюционным скандалом"

Микроскопические пресноводные животные - бделлоидные коловратки (bdelloid rotifer) -представляют собой одну из загадок природы. Дело в том, что размножаются они исключительно при помощи партеногенеза. За 40 миллионов лет своего развития они разделились более чем на 360 видов. Причём без полового размножения, которое традиционно считается важнейшим фактором изменчивости. Это учёные называют "эволюционным скандалом", поскольку рекомбинация генов двух родителей для успеха целого класса существ оказалась ненужной. Биологи обнаружили свидетельство массового горизонтального переноса генов у бделлоид, причём эти существа, как оказалось, без проблем встраивают в свой геном ДНК от грибов, бактерий и растений!
Источник: membrana.ru

Изобретена "наноциновка", эффективно очищающая воду от нефти

Создано простое в производстве "нанополотенце", которое может эффективно очищать воду от нефти и других углеводородных загрязнений. Применяемые сейчас для абсорбции нефти материалы менее эффективны, к тому же вместе с загрязняющими веществами они всасывают и воду, "наноциновка" же абсолютно непроницаема для воды. Нановолокна, сделанные из соединений марганца, устойчивы к высоким температурам. Благодаря этому нефть, задержанная мембраной, можно высвободить при нагревании "наноциновки" до температуры выше точки кипения нефти. Работать системе позволяют:
во-первых, нановолокна, образующие "циновку", которые имеют множество мельчайших пор с высокими капиллярными свойствами, что позволяет им хорошо абсорбировать жидкость;
во-вторых, водоотталкивающее покрытие, которое не дает воде проникнуть через мембрану, но пропускает гидрофобные маслянистые жидкости, такие, как нефть.
Источник: РИА "Новости"

Химики научились находить уничтоженные отпечатки пальцев

Британские химики создали аппаратуру, которая позволит обнаружить отпечатки пальцев, даже если их неоднократно смывали с помощью мыла. Пот человека содержит довольно агрессивные вещества, которые вызывают коррозию металла в местах соприкосновения с ним из-за чего успевает возникнуть микрорельеф, отражающий переплетение линий на его пальцах. Избавиться от него можно только с помощью шкурки. Именно этот микрорельеф и постарались проявить химики. Для этого они разработали порошок, подобный используемому в лазерных принтерах. Этот порошок насыпают на исследуемый металлический объект, потом прикладывают к нему электрическое поле. Порошок притягивается к металлу и выявляет микрорельеф.
Источник: Информнаука

Вещество, замедляющее старение, содержится в одном из фруктов и его производных

Это вещество называется ресвератрол и содержится, например, в красном вине. В сердце есть, по крайней мере, 1029 генов, изменяющихся с течением времени и ухудшающих работу сердца. Если низкокалорийная диета сокращает эти изменения на 90% и предотвращает старение сердца, то ресвератрол помогает избежать 92% изменений. Воздействие ресвератрола на мышечные ткани и мозг не столь бросается в глаза, как в случае с сердцем, но он тоже помогает поддерживать их в лучшей форме. Воздействие ресвератрола изучили на крысах и некоторых беспозвоночных.
Источник: Inopressa.ru

Исследована возможность запуска космических кораблей-чипов

Магнитное поле Земли действует на заряженные движущиеся объекты силой Лоренца, величина которой прямо пропорциональна скорости, заряду и вектору магнитной индукции. Есть мнение, что сила Лоренца позволит изменить траекторию мини-корабля и отправить его в космос, сэкономив топливо. Прототипы кораблей-чипов были исследованы в вакууме, плазме и ксеноне. В качестве источников питания для их зарядки ученые протестировали америций-241 и пироэлектрические кристаллы (зарядка мини-кораблей на орбите возможна и с помощью солнечных батарей).
Источник: CNews.ru

Бумага, превосходящая по прочности чугун

Разработан новый вид бумаги, который прочнее чугуна. Несмотря на высокую прочность, новая "нанобумага" изготавливается из целлюлозы. Материал получают расщеплением древесной массы с помощью ферментов и последующим ее фрагментированием с помощью механической "колотушки". В результате древесина расщепляется, и получается смесь из воды и неповрежденных целлюлозных волокон. Они соединены между собой в сеть с помощью водородных связей и образуют тонкие листы "нанобумаги". Механические испытания показали, что предел прочности этих листов на разрыв составляет 214 мегапаскалей. Для сравнения, прочность на разрыв чугуна равна 130 мегапаскалям, у конструкционной стали этот показатель достигает 250 мегапаскалей, а у обычной бумаги - 1 мегапаскаль.

Охлаждения микросхем водой

В микросхемах персональных компьютеров следующего поколения для охлаждения может использоваться сеть тончайших водяных трубочек. Продемонстрирован прототип устройства, пронизанного тысячами охлаждающих артерий, толщиной с человеческий волос. Полагается, что это поможет решить проблему охлаждения микросхем, которые все сильнее греются по мере уменьшения их размеров и более плотного расположения компонентов.
Источник: BBCrussian.com

Новая стиральная машина: одна чашка воды за стирку

Новая стиральная машина, изобретенная специалистами британской компании Xeros, позволит экономить миллиарды литров воды каждый год. Ей необходимо для стирки всего одна чашка жидкости. Таким образом, машина потребляет менее 2% воды и энергии, расходуемой обычной стиральной машиной.
Источник: Daily Mail

Японцы переходят на источники энергии будущего

Рост мировых цен на нефть спровоцировал начало эксперимента, проводимого в Японией. Тысячи японцев собираются перейти на экологически безопасные источники энергии для обогрева и освещения домов. Источник энергии производит электричество и горячую воду за счет химической реакции между кислородом и водородом, извлеченными из различных источников. Установка не содержит двигателя, т.е. работает бесшумно. Дома, оборудованные такой системой, более автономны и не зависят от общих электрических сетей. Главный недостаток системы - стоимость домашнего генератора составляет около 19000 долларов.
Источник: Physorg.com

Эмо-роботы будут мечтать о настоящих овцах (+видео)

Nexi, она хорошая. У неё столь живое лицо, что начинаешь общаться на равных. И её совсем не хочется расстраивать. Заботиться и ухаживать – вот что хочется. А ещё возникает непреодолимое желание пройтись по всему репертуару доступной мимики. Что и говорить, задумана девочка-робот с прицелом на будущее. Роботизированное. В общем, они уже идут за вами!
Источник: Roboting.ru

Как избавиться от надоедливого шума

Придуман прототип "шумовой подушки", которая может сделать объекты непроницаемыми для звука. Сделать это помогут так называемые звуковые кристаллы - искусственные материалы, обладающие специальными акустическими свойствами. Эти материалы позволят звуку обходить объект - примерно как вода обтекает валун.
Источник: BBCrussian.com

Климат может резко измениться всего за несколько лет

Группа ученых смогла "прочесть" "записанную" в ледниковом покрове Гренландии историю последних крупных изменений климата Земли, произошедших в конце последнего оледенения. Исследователи установили, что резкие изменения климата могут происходить невероятно быстро - в течение нескольких лет. Бурение трехкилометровой толщи гренландского ледника может дать информацию о климате за последние 125 тысяч лет.
Источник: РИА "Новости"

Тактильный дисплей, оборачиваемый вокруг пальца

Сконструирован тактильный дисплей, который можно обернуть вокруг пальца, наподобие эластичного бинта. Дисплей изготовлен из электроактивной полимерной пленки, способной стимулировать нервные окончания без дополнительного электромеханического воздействия. Изначально мягкий дисплей планируется использовать в различных разработках для людей, потерявших зрение. Кроме того, из уникального материала можно изготавливать контроллеры для взаимодействия с объектами в виртуальной реальности, перчатки для дистанционных хирургических операций и др.
Источник:physorg.com

Создана пленка, с которой "соскальзывают" микробы

Создана сверхтонкая пленка из так называемых многослойных полиэлектролитов, свойства которой не дают микроорганизмам закрепиться на ней. Этой недорогой и простой в производстве пленкой могут быть покрыты поверхности медицинского оборудования, что, в частности, поможет в борьбе с внутрибольничными инфекциями. Антибактериальный эффект пленки объясняют особенностями взаимодействия между поверхностью и крошечными волосками на стенках клетки, с помощью которых микроорганизмы прикрепляются к поверхности.
Источник: РИА "Новости"

Генетические отличия показали: мужчины мыслят иначе, чем женщины

Обнаружены определенные генетические отличия в строении мозга представителей разных полов. Ученые нашли сотни генов, которые по-разному включаются и выключаются в мозгу мужчин и женщин. Это заставляет предположить, что многие модели поведения, которые считаются характерными для определенного пола, определяются в равной степени и природой, и воспитанием.
Источник: InoPressa.ru

Радиационное облучение полезно для здоровья

В течение десятилетий было известно, что проникающая радиация опасна - в высоких дозах она приводит к мгновенной смерти, а длительное облучение провоцирует развитие раковых опухолей. Низкие дозы радиации снижают частоту инфекционных заболеваний, уменьшает число случаев рака у молодых людей и существенно увеличивает среднюю продолжительность жизни. Радиация также увеличивает активность иммунной системы - растет число и активность белых кровяных клеток - лейкоцитов, а также активность ряда ферментов, производство антител, что снижает количество инфекционных заболеваний и способствует заживлению ран.
Источник: РИА "Новости"

Создан нож повышенной смертельной силы

Американская компания изобрела нож повышенного шокового и летального действия. Он с большей вероятностью остановит нападающего на охотника зверя, нежели нож классической конструкции с теми же размерами клинка. В рукояти скрыт сменный баллончик со сжатым под давлением 60 атмосфер газом, внутри лезвия проходит канал, открывающийся вблизи острия. После проникновения лезвия в тело жертвы владелец ножа нажимает кнопку, и заряд сжатого газа буквально разрывает плоть.
Источник: Discovery

Поезд, который подбирает пассажиров, не останавливаясь

Пассажиры, желающие попасть на поезд, должны будут вначале сесть на небольшую машину, с которой, собственно, и будет производиться пересадка на поезд, проходящий через станцию. Вышеупомянутая машина перемещается по крыше поезда; высадка пассажиров осуществляется аналогичным образом.
Источник: MobileDevice

Наши сайты

1. ТРИЗ-профи Эффективные решения http://www.triz-profi.com/
2. Креативный супермаркет www.trizland.ru
3. Мир роботов: http://roboting.ru/
4. «Генератор» www.gnrtr.com
5. Творческое образование и воспитание на сайте www.trizway.com
6. ТРИЗ и public relations на сайте www.sfaer.ru

Цикл СЕМИНАРОВ-ТРЕНИНГОВ компании"ТРИЗ-профи"

Компания "ТРИЗ-профи" проводит цикл семинаров-тренингов "Creative and innovations®":

• "Как прогнозировать развитие продукции"
  • "Как снизить себестоимость и повысить качество товара"
  • Технология эффективных решений (инновационных и инженерных задач)
  • "Креативный бизнес: навыки творческого мышления"
    и др

За более подробной информацией обращайтесь на http://www.trizland.ru/seminar.php и http://www.triz-profi.com/training.htm

Рассылки сайта Trizland.ru

Научно-технический дайжест

Вестник МАТРИЗ

Что такое интеллектуальная собственность?

Англоязычный ТРИЗ по-русски