Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. ТАКТИЛЬНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРЕДМЕТА


 ......................

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ВЫРАЖЕННЫЕ НАРУШЕНИЯ ДАННОЙ СФЕРЫ.

 Тактильное обследование предмета

Кожа рук ребенка содержит примерно в каждом квадратном см. до 100 нервных окончаний.

Как рука изучает предметы?

Выделяют 5 основных движений:

1.     прикосновение

2.     постукивание

3.     взятие в руки

4.     надавливание

5.     ощупывание

 

 тактильное обследование предметов, развитие мелкой моторики

1. Прикосновение.

·         чтобы убедиться в наличии предмета (стул в темной комнате);

·         чтобы определить температуру предмета (горячий, холодный, теплый, прохладный);

·         чтобы определить влажность предмета или кожи (лица, тела);

Дети приобретают опыт прикосновения чаще на ошибках (горячо!), и тактильная память предупреждает: опасно.

 

2. Постукивание.

·         удары пальцами или пальцем по предмету;

·         дает возможность получить информацию о свойствах материала (постукивание по стеклу, металлу, пластмассе, картону).

·         часто постукивание используется в житейских ситуациях (стук перед входом в дверь, азбука Морзе, из стука рождается мелодия)

 

3. Взятие в руки.

·         начинает формироваться с акта хватания, когда оно начинает контролироваться зрением;

·         определяются особенности поверхности, наличие полостей, вес, форма.

 

4. Надавливание.

·         дает возможность определить, мягкость – твердость предмета, эластичность, материал изготовления;

·         на принципе извлечения звука путем надавливания устроены детские игрушки-пищалки, бытовые приборы (дверной звонок, пипетка).

 

5. Ощупывание.

Приемы ощупывания:

·         обхватом

·         потиранием

·         поглаживанием

·         круговыми движениями

·         мнущими движениями

Выбор движения при ощупывании определяется размером предмета и его особенностями.

·         прикосновением ладони или двумя пальцами – обследуются мелкие сыпучие предметы (зерно, крупа, соль). Зерна можно сыпать, крахмал при ощупывании скрипит, мука – мягкая, пушистая;

·         большим, указательным и средним пальцами ощупывают детали мозаики, пуговицы, скрепки, гвоздики, гайки, монетки. Качественное ощупывание происходит только при участии большого пальца при осуществлении захвата предмета;

·         всеми пятью пальцами захватываются и ощупываются большие предметы, при этом их поворачивают и передвигают;

·         двумя руками ощупываются очень крупные предметы – левой рукой предмет фиксируют, держат, а правой – ощупывают, исследуют;

·         ощупывание поглаживанием «к себе» дает возможность определить свойства поверхности;

·         штриховые и дуговые движения при ощупывании дают возможность распознать гладкость – шершавость предмета и сорт материала (например, газетная, пергаментная или глянцевая бумага);

Ощупывание может сопровождаться звучанием (бумага хрустит, если сухая , если мокрая, то не хрустит и рвется тихо; вода плещется и журчит).

 

 

1.    Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

2.    Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей  http://idi-k-nam.ru/profile

3.    Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/ 

4.    Активная группа логопедов в  «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/


В избранное