Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Развитие речи. Логопедия

  Все выпуски  

Развитие речи. Логопедия РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ


 .....................  

Дошкольники на занятии по развитию речи. развитие связной речи у дошкольников

  1. Подписка на еженедельную бесплатную логопедическую рассылку http://subscribe.ru/catalog/socio.edu.logoped

 

  1. Женский блог – подборка материалов о хозяйстве, воспитании и обучении детей  http://idi-k-nam.ru/profile

 

  1. Блог о логопедии http://www.liveinternet.ru/users/4701016/

 

  1. Активная группа логопедов в  «Одноклассниках» - «Логопеды, логопедия» http://www.odnoklassniki.ru/logovlad/

 

   

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

 

Методика проведения занятий по пересказу литературных произведений

Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного текста.

Требования к произведениям для пересказа

1.     Воспитательная ценность произведения.

2.     Доступность произведения по содержанию (знакомые герои, понятные мотивы поступков героев).

3.     Четкая композиция произведения с выраженной последовательностью действий.

4.     Образцовый язык изложения текста, желательно с прямой речью.

5.     Доступность произведения по объему.

Тематика / круг произведений для пересказа – указывается в программе.

Особенности проведения занятий по пересказу в разных возрастных группах

Младший возраст – учат слушать произведения, отвечать на вопросы. Педагог задает вопрос и после паузы сам начинает на него отвечать, а дети заканчивают (Посадил дед что? …  Репку.) «Пересказывают» только хорошо знакомые произведения. Примеры произведений – «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка».

Средний возраст  - воспитатель активно помогает детям, использует подсказ начала слова, наводящие вопросы. С середины года начинают пересказывать произведения впервые прочитанные на занятии. Примеры произведений – «Волк и семеро козлят».

Старший возрастпри подготовке детей к пересказу используют план пересказа (устный план пересказа – договориться с детьми про что они скажут вначале, про что потом и чем закончат свой рассказ; графический план пересказа – схемы или картинки, которые будут подсказывать детям про что рассказывать дальше, перед применением необходимо обговорить что следует говорить, глядя на каждую картинку). Примеры произведений – «Принцесса на горошине», «Три медведя».

Подготовительная к школе группа – для пересказа используются рассказы с описанием природы. Требования к пересказам повышаются, возможен пересказ по частям. Примеры произведений – «Заяц-хваста», «Лиса и козел», «Косточка».

 

Структура занятий по пересказу. См. таблицу 1. Таблица 1 будет выслана в следущей рассылке.

 

 

Методика проведения занятий «Рассказывание по картине»

Виды картин используемых в детских садах

1.     Предметные (один или несколько предметов – мебель, посуда, животные).

2.     Сюжетные (предметы и персонажи находятся во взаимодействии друг с другом).

3.     Наборы картин (картины на одну тему – времена года, памятники и др. или картины, демонстрирующие разворачивание сюжета «комиксы»).

4.     Пейзажи (Левитан «Золотая осень», Шишкин «Утро в  сосновом бору»).

5.     Натюрморт (Кончаловский «Сирень у окна», Петров-Водкин «Черемуха в сттакане»).

Требования к картине

1.     Высокая художественная ценность.

2.     Реалистичность.

3.     Доступность содержания (смысла).

4.     Малое количество изображенных объектов.

5.     Воспитывающее интересное содержание.

6.     Практичность.

Виды занятий цикла «Рассказывание по картине» (см. таблицу 1).Таблица 1 будет выслана в следущей рассылке.

1.     Описание предметных картин. (Рассказ ребенка строится по устному или графическому плану – сначала скажи про цвет, потом про величину, потом про форму и т.д.).

2.     Описание сюжетных картин. (Ребенок описывает только то, что изображено на картине, не выходя за её пределы).

3.     Рассказ по последовательной серии сюжетных картин.

4.     Повествовательное рассказывание по картине. (Ребенок рассказывает не только то, что изображено на картине, но и додумывает начало и окончание событий).

5.     Описание пейзажной картины или натюрморта.

 

 

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ВНЕ ЗАНЯТИЙ

 

Время развития связной речи вне занятий – утренние, дневные, вечерние часы, в период прогулки.

 

Форма организации деятельности по развитию связной речи вне занятий - индивидуальная, подгрупповая, реже – фронтальная.

 

Приемы развития связной речи вне занятий

Используются все известные приемы развития речи и некоторые специфические приемы. Ранее изученные приемы: указания, замечания, образец правильной речи, объяснение, исправление, дидактические игры, подвижные игры с речевым сопровождением («Гуси-лебеди», «Краски» и др.), повторы, оценка речи и др.

 

Специфические приемы

 

 СЛОВЕСНЫЕ ПОРУЧЕНИЯ – поручения, в которых ребенок должен использовать речь.

Пример словесного поручения для детей до 4-5 лет: «Ира, подойди к Татьяне Ивановне и скажи: «Татьяна Ивановна  дайте мне, пожалуйста, простой карандаш». В данном словесном поручении воспитатель дает ребенку образец речи, с которым необходимо обратиться к другому человеку.

Пример словесного поручения для детей 5 лет и старше: «Ира, попроси у Татьяны Ивановны простой карандаш». В данном словесном поручении отсутствует образец речи, ребенок должен сам подобрать слова для обращения к другому человеку.

 

СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ РЕЧЕВЫЕ СИТУАЦИИ – задания дидактического характера, побуждающие ребенка самостоятельно выстраивать свою развернутую речь.

Пример

1.     У Тани день рождения. Надо её поздравить. Как мы это сделаем, какие слова ей скажем? А что еще можно добавить? Кто сможет повторить полное поздравление, которое у нас получилось?

2.     Мы пойдем на экскурсию в магазин и что-нибудь там купим. Как мы обратимся к продавцу? …

 

 

 

РАЗГОВОР  - неподготовленный диалог, в любое, удобное время. Состоит из вопросов воспитателя, пояснений, указаний, объяснений.

Виды разговора

1.     Индивидуальный

2.     Коллективный

Тематика разговоров

1.     Любая по предложению детей

2.     программная по инициативе воспитателя

Задачи проведения разговоров

1.     Исправление ошибок в речи детей.

2.     Демонстрация образцов правильной речи.

3.     Развитие культуры поведения.

4.     Расширение, уточнение, систематизация знаний детей.

 

 БЕСЕДА – заранее подготовленный, специально-организованный диалог.

Виды беседы

1.     Вводная – проводится перед изучением какой-либо темы. Цель – выявить знания детей.

2.     Беседа, сопровождающая получение новых знаний. Цель – направлять внимание детей, обогащать их знания, подводить детей к самостоятельным выводам.

3.     Обобщающая (заключительная) – проводится по итогам изучения какой-либо темы. Цель – систематизировать, закрепить, уточнить знания детей.

Тематика бесед – ПРОГРАММНАЯ

1.     Явления общественной жизни.

2.     Труд.

3.     Техника.

4.     Бытовые темы

5.     Природа.

6.     Морально-этические темы

7.     др.

Задачи проведения бесед

1.     Развитие всех сторон речи.

2.     Развитие операций мышления (анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение).

3.     Развитие культуры поведения.

Понятие о микротемах в рамках бесед

Всю беседу необходимо разбить на микротемы (разделы). Каждая микротема раскрывается несколькими вопросами.

 

Примеры микротем

 

1.     Тема: «Мама»

       Микротемы в теме «Мама»

1.     Внешность мамы.

2.     Личные качества мамы.

3.     Мамина работа.

4.     Труд мамы дома

5.     Как мы помогаем маме.

Выводы по теме.

 

2.     Тема: «Домашние животные»

       Микротемы в теме «Домашние животные»

1.     Кошка (внешний вид, повадки, чем питается, польза от кошки).

2.     Собака (внешний вид, повадки, чем питается, польза от кошки).

3.     Корова (внешний вид, повадки, чем питается, польза от кошки).

Выводы по теме.

 

Оформление беседы

Аналогично оформлению конспекта занятия.

Структура беседы

Вначале конспекта или на титульном листе указать:

v          Тема беседы.

v          Возрастная группа детей.

v          Индивидуальное или подгрупповае беседа..

v          Автор конспекта беседы.

 

ЦЕЛИ или ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ или ЗАДАЧИ:

Образовательные  (само это слово писать не следует)

Развивающие (само это слово писать не следует)

Воспитательные (само это слово писать не следует)

 

П О Д Г О Т О В К А       К      Б Е С Е Д Е

 

МАТЕРИАЛ:

1.           Раздаточный:

2.           Демонстрационный:

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА: указываются имена детей и вид работы, в котором данные дети будут обязательно задействованы. Пример: «Миша К. – качество произношения звука «р» в начале предложения; Дима О. – следить за интонацией при выражении благодарности за услугу».

 

ПЛАН (для плана занятия или для плана-конспекта)     ХОД РАБОТЫ (для уже проведенного занятия):

 

I ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ

Начало беседы должно быть образно, эмоционально (стихотворение, загадка, картина, игрушка, предмет, «трудный» вопрос «Почему осень начинается золотой»).

 

II ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ

             Ставим вопросы, согласно микротем.

             Выслушиваем ответы детей.

             Обобщаем ответы детей, уточняя и обобщая их.

             После каждой микротемы коротко подводим итоги.

 

Сочетаем вопросы с использованием стихов, загадок и др.

 

III ЧАСТЬ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

             Вопросы к детям на обобщение материала всей беседы.

             Обобщение ответов детей.

             Оценка деятельности детей.

             Переход в другой вид деятельности.


В избранное