[свободная трибуна] Рост цен на топливо едет к потребителям. Трейдеры просят правительство вмешаться в ситуацию на рынке

Рост цен на топливо едет к потребителям. Трейдеры просят правительство
вмешаться в ситуацию на рынке
Независимые трейдеры нефтепродуктов жалуются на резкий рост цен на топливо,
ожидая банкротств в своих рядах. Они предлагают правительству повысить
нормативы
продаж бензина на бирже, снизить акцизы и <<отпустить цены в рознице>>.
Аналитики ждут роста цен на бензин на 20-250 коп. за литр уже в ближайшее
время. Но эксперты
сомневаются, что власти пойдут навстречу трейдерам. Действительно, в ФАС не
считают ситуацию критической, уверяя, что она находится под контролем.
НП <<Совет по товарным рынкам>> (СПТР, защищает интересы независимых
нефтетрейдеров) обратился к премьеру Дмитрию Медведеву с жалобой на
<<неконтролируемый>>
рост цен на бензин и дизтопливо в опте (копия письма есть у <<Ъ>>). Рост
начался прошлой осенью (см. <<Ъ>> от 14 ноября 2017 года), в марте были
превышены
исторические максимумы на СПбМТСБ -- 45,6 тыс. руб. и 47,4 тыс. руб. за
тонну АИ-92 и АИ-95 соответственно. Еще в конце 2017 года в ситуацию
вмешивалась
ФАС, но в январе рост возобновился.
В феврале о возможности снижения цен говорил президент Владимир Путин, после
чего ФАС выдала нефтяникам предупреждения. Тогда собеседники <<Ъ>> в отрасли
считали, что после выборов президента 18 марта топливо продолжит дорожать и
в конце года рост может вновь превысить инфляцию.
Причинами скачка оптовых цен стали налоговый маневр, рост акцизов и цен на
нефть, что привело к экспортному паритету более 51 тыс. руб. за тонну для
НПЗ
Центральной России и премии в 6 тыс. руб. к внутреннему рынку, пишут
трейдеры. Привлекательность экспорта привела к нехватке топлива на торгах: с
19 марта
крупнейшие нефтекомпании, по данным СПТР, продают 20 тыс. тонн автобензина в
день, что втрое ниже декабрьского уровня. <<При этом потенциал роста
биржевых
цен на нефтепродукты не исчерпан из-за увеличения спроса в весенне-летний
период, начала масштабных весенних ремонтов на российских НПЗ и весенних
полевых
Глава НП СПТР Илья Мороз уверен, что проблема роста цен на топливо <<носит
системный характер>> и чревата исчезновением независимых сетей. Трейдерам
уже
пришлось наращивать кредитные портфели, поясняет господин Мороз, а те, кто
оказался не в состоянии привлечь средства, сократили присутствие на рынке.
По данным
СПТР, в России работает 18,3 тыс. независимых АЗС, это около 63% от общего
числа. <<Из-за скачка оптовых цен прибыль АЗС от реализации закупаемого на
бирже
бензина устремилась к нулю, а в ряде регионов продажа биржевых объемов
бензина уже стала убыточной. Это означает, что в ближайшее время средняя по
РФ розничная
цена бензина может начать расти на 20-230-250 коп. в неделю>>, -- говорится
в обзоре <<Аналитики товарных рынков>>.
Однако в ФАС пока проблемы не видят: глава управления ТЭКа службы Дмитрий
Махонин заверил <<Ъ>>, что ситуация с ценами на топливо <<не выглядит
критической>>.
Мартовский пик чиновник объясняет ростом цен на нефть, влиянием сезонных
факторов, в том числе началом ремонтов НПЗ, из-за чего на рынке было меньше
топлива.
Но <<в дальнейшем ситуация с ценами не вызывает беспокойства>>, подчеркнул
чиновник, уточнив, что она будет обсуждаться на биржевом комитете 4 апреля.
При этом
ФАС, по словам господина Махонина, <<всегда выступала за снижение акцизов>>,
а сейчас предлагается ввести механизм гибких акцизов в зависимости от цены
на нефть
и нефтепродукты по аналогии с экспортной пошлиной.
Трейдеры в качестве мер стабилизации ситуации на рынке видят поэтапную
либерализацию розничных цен, повышение нормативов обязательных продаж
автомобильного
топлива на СПбМТСБ до 50% от потребления на внутреннем рынке, а также
снижение ставок акцизов. Михаил Турукалов из <<Аналитики товарных рынков>>
считает,
что рост биржевых цен на бензины продолжится и в ближайшие недели. Если бы
не внеплановый рост акцизов третий год подряд, сейчас бы цена на топливо
была
ниже как минимум на 5 тыс. руб. за тонну, считает эксперт.
Подобные обращения топливных организаций не редкость, но в последнее время
трейдеры все чаще предъявляют претензии к крупным нефтекомпаниям. Так, в
марте
они жаловались в ФНС на <<Роснефть>> и <<Газпром нефть>>, которые якобы
продавали топливо своим дочерним структурам по заниженным ценам. Но Андрей
Полищук
из Райффайзенбанка отмечает, что в большинстве случаев такие обращения не
слишком эффективны: независимые сети традиционно находятся в сложной
ситуации,
поскольку вынуждены закупать топливо у нефтяников по высоким ценам, а
отпускать во многих случаях с дисконтом в рознице.
Дмитрий Козлов
Источник:
https://news.mail.ru/economics/33052412/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников