[свободная трибуна] Порты примеряют химзащиту

Порты примеряют химзащиту
На время ЧМ-2018 безопасность встает поперек грузопотоков.
Как выяснил <<Ъ>>, на время чемпионата мира по футболу власти могут из
соображений безопасности остановить перевалку всех опасных грузов в портах
регионов,
где пройдут матчи. Капитаны портов уже разослали уведомления стивидорам, а
те начали предупреждать клиентов. Широкое понимание опасности веществ
приводит
к тому, что запрет коснется не только, например, радиоактивных изотопов, но
и любой химии. В итоге под угрозой простоя оказались, в частности,
автозаводы
Петербурга: им грозит нехватка компонентов. Это также создает риск дефицита
запчастей на авторынке.
Стивидоры начали уведомлять клиентов, что из-за усиления мер безопасности,
связанных с ЧМ-2018 по футболу, с 25 мая по 25 июля будет приостановлена
перевалка
опасных грузов <<всех классов>>. Петербургский контейнерный терминал
Санкт-Петербург (КТСП, входит в UCL Holding Владимира Лисина) просил
компании учитывать
это обстоятельство при планировании отгрузок (письмо есть у <<Ъ>>). Если
приостановить отправку грузов невозможно, КТСП предлагал обращаться в
региональный
межведомственный оперативный штаб (МОШ) для согласования обработки и
перевалки (штабы курируют УФСБ регионов).
В распоряжении <<Ъ>> есть и приказ капитана морского порта Ростова-на-Дону
Андрея Иовлева, который отмечает, что во время ЧМ-2018 в радиусе 100 км
вокруг спортобъектов
запрещена перевозка источников ионизирующего излучения, химических и
биологических опасных грузов, взрывчатых веществ и иных опасных грузов.
Меры безопасности для ЧМ введены президентским указом от 9 мая 2017 года и
постановлением правительства от 9 июня. Как сообщал <<Ъ>>, МОШ уже извещали
о закрытии
в этот период опасных производств, но в большинстве случаев продолжение
работы удавалось согласовать. При этом нормы опасности подробно не
регламентированы,
и еще в ноябре 2017 года глава РСПП Александр Шохин жаловался на это первому
вице-премьеру Игорю Шувалову. Глава Ростехнадзора Алексей Алешин отмечал,
что приостановка коснется предприятий, где <<используются источники
ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества,
радиоактивные,
токсичные и взрывчатые вещества>>. Нормативные акты по-разному трактуют
понятие опасных веществ, и определенности нет до сих пор.
Ранее источник <<Ъ>>, близкий к Ростехнадзору, пояснял, что у сотрудников
ФСБ в МОШ <<свое понимание обеспечения безопасности, часто избыточное>>.
Вчера другой
собеседник <<Ъ>> подтвердил это.
Та же проблема возникла и сейчас. Капитаны портов требуют приостановки
перевозок и перевалки всех типов опасных веществ. Еще в декабре 2017 года
капитан
Большого порта Санкт-Петербург, ссылаясь на письма Росморречфлота
(подведомствен Минтрансу), сообщил о приостановке на ЧМ работы с источниками
ионизирующего
излучения, опасными химическими, биологическими, токсичными, радиоактивными,
взрывчатыми веществами. Источники <<Ъ>> говорят, что стивидоры просили
Росморречфлот
уточнить, каких опасных грузов касается ограничение. Но опубликованные
разъяснения не внесли ясности, а за уточнениями рекомендовано обращаться в
МОШ,
говорит один из них. По словам другого источника <<Ъ>>, есть вероятность,
что полностью будет запрещен ввоз всяких взрывчатых, ядовитых, радиоактивных
и инфекционных
грузов и веществ. А ввоз грузов остальных классов в каждом случае будет
рассматриваться МОШ.
По данным <<Ъ>>, регламент рассмотрения МОШ обращений бизнеса о перевалке
отдельных опасных грузов еще не готов, разработать его региональное УФСБ на
прошлой
неделе просил бизнес-омбудсмен Петербурга Александр Абросимов.
В Ассоциации морских торговых портов (АСОП) запрос <<Ъ>> о списке опасных
грузов переадресовали в Минтранс, там сообщили, что позицию направили в МОШ.
Источник
<<Ъ>> говорит, что в апрельском письме Минтранса в МОШ есть ссылка на
толкование ГОСТ (опасные химические и биологические вещества, неблагоприятно
воздействующие
на людей, животных и т. п.), в отношении остальных опасных грузов, нефти и
нефтепродуктов требования указа и постановления <<носят исчерпывающий
характер>>.
Исполнительный директор АСОП Серик Жусупов напоминает, что глава
Росморречфлота Виктор Олерский подчеркивал, что запреты аналогичны тем, что
были при Кубке
конфедераций-2017, критичных ограничений, которые повлияют на работу портов,
нет. В Минпромторге и аппарате вице-премьера Аркадия Дворковича от
комментариев
отказались.
В UCL отказались от комментариев. В Global Ports говорят, что ограничение на
хранение и перевалку опасных грузов -- это международная практика во время
масштабных мероприятий. Компания будет рекомендовать клиентам планировать
логистику. Исполнительный директор <<Феникса>> (оператор порта Бронка в
Петербурге)
Алексей Шуклецов заметил, что доля опасных грузов в контейнерном
грузообороте портов -- лишь 2,5-23%. Ограничение на опасные грузы адекватно,
считает он:
<<Клиентам, вероятно, придется испытать неудобство, но об ограничениях было
известно заранее, и компании, которые хотели пополнить запасы, успеют>>.
В <<Росатоме>> признали, что график отправок делящихся материалов через
Петербург <<скорректирован>> на время ЧМ, но уверяют, что учли интересы
бизнеса. Петербург --
один из двух портов РФ, где разрешен вывоз радиоактивных материалов (под
контракты <<Техснабэкспорта>> по низкообогащенному урану и ВО <<Изотоп>>).
Химики
тему не комментируют, но <<Тольяттиазот>> (производитель аммиака) не имеет
информации об ограничениях.
При этом ограничения коснулись и автопрома, в отрасли грозят простоями.
Источник <<Ъ>> говорит, что запрет грузов <<всех уровней опасности>>
коснется большого
перечня товаров -- от аккумуляторов и лакокрасочных материалов до подушек
безопасности.
Он отмечает, что поставки планируются заранее и сейчас вряд ли компания
успеет закупить комплектующие. Источник <<Ъ>> отмечает, что под угрозой
остановки
как минимум петербургский кластер автопрома (Toyota, Hyundai, Ford, Nissan),
который получает компоненты морем, и калининградский <<Автотор>> (сборка
BMW,
Hyundai, Kia).
В Hyundai Motor Manufacturing Rus сообщили <<Ъ>>, что получали уведомления
портов и <<заблаговременно заказали комплектующие и материалы>>
(рассчитывают их получить
до 25 мая). Директор по внешним связям Hyundai Motor Manufacturing Rus
Виктор Васильев добавил, что на заводе <<обеспокоены вопросом и надеются на
благоразумие
всех участников процесса>>. В Nissan <<Ъ>> сообщили, что ведут работу с
госорганами и портами по оценке влияния ограничений на производство,
<<финальное понимание
не сформировано>> (это может затронуть подушки безопасности). В Ford Sollers
(морем получают компоненты для Ford Explorer) <<анализируют возможный
эффект>>.
Официально в других компаниях ситуацию не комментировали. По данным
источников <<Ъ>>, проблемы могут быть и с запчастями на продажу.
Яна Циноева, Анастасия Веденеева, Ольга Мордюшенко; Герман Костринский,
Лидия Горборукова, Санкт-Петербург; Никита Королев, Ростов-на-Дону
Источник:
https://news.mail.ru/economics/33190249/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников