Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Получить социальное жилище в РФ


 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ЮСТИЦИИ РСФСР

N 204

 

НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РСФСР

N 657

 

ИНСТРУКЦИЯ

от 12 декабря 1925 года

 

О ПРИМЕНЕНИИ ПРАВА ЗАСТРОЙКИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

В ГОРОДАХ И ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЯХ

 

(Издана взамен инструкции НКВД и НКЮ

от 5 февраля 1923 г. N 381 Инструкция НКВД и НКЮ по применению Постановления Совнаркома от 14 августа 1922 года.)

 

1. Право застройки имеет своей задачей и целью дать твердое правовое основание строительству жилищ, а равно строений торгово-промышленного характера, гарантируя длительный характер и ненарушимость владения и распоряжения строениями, возведенными на праве застройки, и тем создавая необходимые условия как для привлечения строительных капиталов, так и для осуществления строительного кредита, являющегося необходимым элементом в деле строительства.

2. Право застройки есть вещное срочное право возводить строения на городских и внегородских землях, владеть, пользоваться и распоряжаться этими строениями в пределах срока, предусмотренного договором застройки. Право это устанавливается договором о предоставлении под застройку как свободных земельных участков, так и застроенных в целях достройки, надстройки, перестройки и капитального ремонта строений и возведения новых.

3. В пределах срока договора о праве застройки право это переходит по наследству, может быть обременено залогом и отчуждаемо. Будучи раз установлено договором, право застройки не может быть прекращаемо до истечения срока договора за изъятием, указанным ниже в примечании к настоящей статье.

В случае перехода права застройки к иному лицу право это остается в силе с сохранением всех условий договора и всех связанных с ним прав, обязанностей и обязательств. При признании договора расторгнутым и переходе возведенных построек к коммунальному хозяйству залогодержатель имеет право на удовлетворение из суммы выкупа за строения, подлежащей выплате коммунотделом застройщику. Допускается залог и отчуждение права застройки по частям. При частичном залоге права застройки производится выдел по планам и в натуре предназначенной под залог части земельного участка, причем выдел части земельного участка возможен только с утверждения губернского или уездного инженера и согласия коммунотдела с тем, чтобы каждый строительный участок, образующийся в результате выдела, имел площадь не менее 600 кв. метров. О выделе части земельного участка, а равно о залоге или отчуждении права застройки выделенного участка делается надпись на договоре застройки и отметка в реестровой книге сданных под застройку земельных участков. Для выделенных участков в случае их отчуждения открывается отдельная запись в реестровой книге. Если право застройки земельного участка в целом уже обременено залогом, выдел части участка может быть произведен лишь при согласии залогодержателя освободить от залога выделяемый участок.

Примечание. При досрочном переходе права застройки к коммунотделу при непременном условии, что оно не обременено залогом или иными ограничениями и что фактически постройка не производилась, право застройки прекращается.

 

4. С застройщиками, явившимися по публикации и изъявившими согласие на условия, предлагаемые коммунотделом, последний обязан заключить договор не позднее как в месячный срок.

Рабочие жилищно-строительные кооперативные товарищества пользуются преимущественным перед всеми другими соискателями правом застройки как свободных земельных участков, так и застроенных строениями, требующими восстановления или достройки не менее чем на 30% их первоначальной стоимости.

Из прочих соискателей госорганам, профессиональным и кооперативным организациям надлежит отдавать предпочтение перед частными лицами.

5. Земельные участки с находящимися на них надстроенными и разрушенными строениями могут сдаваться на началах застройки, если стоимость требующегося восстановления или достройки составляет не менее 30% стоимости всех строений, находящихся на данном земельном участке. Для выявления домов этой категории можно при недостаточности технических сил не производить технической сметы на каждое отдельное здание в целом и недостроенную или разрушенную часть его. Достаточно определить процентное отношение стоимости достройки или восстановления к общей стоимости строения, руководствуясь следующими приблизительными отношениями стоимости отдельных частей здания к общей стоимости его.

 

I. Для каменных и смешанных строений в процентном отношении

к общей стоимости здания

 

                                  Одно-           Двух-            Трех- и

                                  этажн.          этажн.           много-

                                                                   этажн.

 

Стоимость фундамента              6 - 8%          5 - 7%           4 - 6%

   -"-    стен                    35 - 40%        37 - 42%         38 -42%

   -"-    крыш                    12 - 16%        8 - 12%          5 - 8%

   -"-    полов и потолков        8 - 22%         9 - 13%          10 - 14%

   -"-    печей                   5 - 8%          6 - 8%           7 - 9%

   -"-    штукатурн. работ        10 - 12%        11 - 13%         12 - 14%

   -"-    окон и дверей           8 - 12%         9 - 12%          10 - 12%

   -"-    малярн. работ           1 - 2%          1 - 2%           1 - 2%

   -"-    стекольных              1 - 2%          1 - 2%           1 - 2%

   -"-    разных                  до 2%           до 2%            до 3%

 

II. Для деревянных строений (жилых) в процентном отношении

к общей стоимости здания

 

                                               Одноэтажн.        Двухэтажн.

 

Стоимость фундамента                            6 - 12%            5 - 10%

   -"-    окон                                  23 - 32%           30 - 35%

   -"-    крыши                                 12 - 20%           10 - 15%

   -"-    полов и потолков                      10 - 15%           10 - 16%

   -"-    печей                                 7 - 10%            8 - 10%

   -"-    остального внутреннего устройства

          и отделки                             20 - 25%           22 - 27%

 

Стоимость центрального отопления к общей стоимости здания составляет в среднем для каменных зданий одноэтажных 8 - 15%, многоэтажных - 7 - 12%, а для деревянных одноэтажных - 10 - 20% и для двухэтажных - 8 - 16%. Водопровод и канализация в деревянных домах обходится в среднем от 5 до 15% и для каменных от 4 до 10% общей стоимости здания в зависимости от числа этажей, его ценности, конструкции и отделки.

Застроенные земельные участки могут быть предметом права застройки также и в тех случаях, когда предложено возведение на этих участках новых строений или надстройка этажей на существующие строения, но с тем, чтобы стоимость новых строительных работ составляла не менее 30% строительной оценки первоначальной стоимости строений.

6. О выделенных для застройки участках, а также о строениях, предположенных к сдаче на право застройки с целью восстановления или достройки коммунальным отделом, должна быть произведена публикация с обозначением срока подачи заявок соискателями. В публикации указывается:

а) точное местоположение участка;

б) размер участка;

в) срок приступа к постройке (который не должен быть более 1 года);

г) обязательный размер застройки и процентное отношение к площади участка, а в отношении сдаваемых на праве застройки разрушенных и недостроенных строений - размер полезной площади и % требующегося восстановления или достройки;

д) срок сдачи на праве застройки;

е) указание о возможности выяснения всяких иных условий и рассмотрения плана участка в коммунальном отделе.

7. Договор о праве застройки должен совершаться под страхом недействительности в нотариальном порядке (ст. 72 Гражд. Кодекса). Точно так же в нотариальном порядке должен совершаться залог или отчуждение права застройки (ст. 90 Гражд. Кодекса), а равно и всякие изменения и дополнения первоначального договора застройки. Сделка залога или отчуждения права застройки должна быть зарегистрирована в коммунальном отделе, который учиняет надпись о регистрации на акте сделки и выдает его заинтересованной стороне (ст. 90 Гражд. Кодекса). При переходе права застройки к коммунальному отделу в порядке ст. 82 Гражд. Код. необходимо составление нотариальной конторой акта приобретения права застройки применительно к ст. 312 Гражд. Проц. Кодекса.

8. Коммунальные отделы обязаны завести реестровые книги участков, предоставленных на праве застройки (форма не приводится). Одновременно с реестром владений на право застройки коммунальные отделы обязаны завести реестры застройщиков с указанием N записи владения по реестру участков. Всякое изменение положения права застройки (обременение залогом, отчуждение, выдел части участка) должно быть отмечено в реестре участков, сданных на праве застройки.

9. В договоре о праве застройки обязательно указывается:

а) Наименование договаривающихся сторон.

Договор заключается от имени коммунального отдела или иного органа, которому законом предоставлено право сдачи земельных участков под застройку в лице его заведующего. Застройщиком может быть как юридическое лицо (кооперативные объединения, учреждения, предприятия, организации и т.п.), так и физическое лицо.

б) Срок действия договора.

Срок этот для каменных строений может быть установлен до 60 лет, а для деревянных и иных до 40 лет (ст. 71 Гражд. Кодекса). Для смешанных строений (каменные и деревянные этажи) предельный срок действия договора устанавливается более длительный, чем для деревянных строений, и менее длительный, чем для каменных, т.е. между 40 и 60 годами. В целях облегчения застройщикам условий кредитования и предоставления им возможности наиболее полного использования производимых затрат срок договора застройки свободного земельного участка при условии возведения не менее 75% помещения жилого назначения надлежит устанавливать, как общее правило, не менее 2/3 предельного срока права застройки, т.е. не менее 40 лет для каменных строений и 26 лет для прочих. Для рабочих жилищно-строительных кооперативов при указанных условиях срок договора не должен быть сокращен против его предельной величины, установленной законом.

При сдаче на право застройки разрушенных и недостроенных строений возможно уменьшение срока договора, но во всяком случае он не должен быть менее 2/8 предельного срока для рабочих жилищно-строительных кооперативов и 1/2 предельного срока для прочих застройщиков.

В тех случаях, когда для восстановления или достройки сдаются строения с значительной жилой площадью, следует устанавливать наиболее продолжительный срок договора.

В остальных случаях при сдаче участков под застройку строениями торгово-складочного назначения или же с значительной торговой площадью срок договора надлежит устанавливать в зависимости от соглашения сторон.

в) Точное определение сдаваемого под застройку участка с указанием местонахождения и границ участка, размеров его в длину и ширину, находящихся на участке строений и т.п. К договору должен быть приложен план участка, сдаваемого на праве застройки.

г) Размер и сроки взноса арендной платы.

Арендная плата за земельные участки, сдаваемые под застройку при условии возведения не менее 75% площади жилого назначения, устанавливается таким образом, чтобы она совпадала с суммой, причитающейся основной и дополнительной земельной ренты, причем, поскольку земельные участки согласно ст. 76 Гражд. Кодекса освобождены от обложения рентой (основной и дополнительной) на 3 года со времени возведения строений полностью и в размере 50% на все остальное время до истечения срока договора застройки, арендная плата в продолжение первых трех лет не взимается, а на все остальное время договора застройки понижается соответственно уменьшению ренты.

При наличии строений на сдаваемых под застройку земельных участках в составе арендной платы взимаются с момента окончания постройки и взносы на амортизацию в размере не свыше 1% со стоимости каменного строения в момент его сдачи застройщику, не свыше 2% стоимости деревянного строения.

Рабочие жилищно-строительные кооперативы по постановлениям исполнительных комитетов могут освобождаться полностью или частично от дополнительной земельной ренты и взносов на амортизацию.

В разной мере можно с утверждения исполкома уменьшать арендную плату и прочим застройщикам, берущим на себя возведение или восстановление строений с значительной жилой площадью.

Установленная в соответствии с вышеуказанным арендная плата должна взиматься ежегодными взносами. Взимание с застройщиков единовременных взносов, представляющих капитализированную арендную плату или капитализированный доход от строений, не допускается.

Если по договору застройки должны быть возведены или восстановлены строения торгового характера или с высоким процентом (более 25%) торговой площади, размер и сроки взноса арендной платы надлежит устанавливать в зависимости от соглашения сторон. При этом, однако, надлежит варьировать арендную плату в сторону повышения или понижения, исходя из размера и процентного отношения жилой площади к площади строения, предполагаемого к возведению.

В последнем случае в договоре застройки могут быть обусловлены сроки и размер повышения арендной платы, причем сроки повышения не могут быть устанавливаемы чаще одного раза в пять лет (прим. 2 к ст. 73 Гражд. Код.).

д) Характер и размер строений, которые застройщик обязывается возвести.

В случае отступления от обусловленного размера и характера строений на застройщика может быть возложена обязанность произвести изменения и исправления соответственно утвержденному плану постройки или по новому соглашению с коммунальным отделом в предоставленный для этого достаточный срок (не менее одного строительного сезона). Невыполнение вышеуказанного может повлечь за собой расторжение договора с возмещением застройщику вложенных, но не использованных затрат.

е) Срок приступа к постройке, который должен быть в договоре, установлен не более года (прим. 1 к ст. 73 Гражд. Код.) с указанием, что несоблюдение этого условия может повлечь за собой расторжение договора в судебном порядке.

ж) План производства работ по строительным сезонам и срок окончания постройки, который устанавливается в зависимости от размера и характера ее, но во всяком случае не выше 3 лет.

Для всякого рода кооперативов и других организаций, ставящих своей задачей возведение поселков или групп домов, срок окончания всех работ может быть удлинен до 7 лет при непременном условии, чтобы часть строений была закончена до истечения 3 лет.

Нарушение застройщиком обусловленного договором плана производства и окончания строительных работ сопровождается взиманием с него неустойки в размере, не превышающем годовой арендной платы, с предоставлением дополнительного срока для окончания работ не менее 1 строительного сезона. Если работы не будут окончены в установленный льготный срок, помимо взыскания неустойки в том же размере, договор может быть расторгнут с возмещением застройщику невозмещенных затрат.

з) Условия поддержания строений в исправном виде.

и) Обязанность застройщика своевременно страховать от огня все находящиеся на предоставленном ему земельном участке строения не ниже оценки коммунотделом этих строений (ст. 75 Гражд. Код) и в случае уничтожения пожаром всех построек или части их обязанность застройщика их восстановить. Сгоревшие строения должны быть восстановлены в том виде, в каком они были до пожара, или по новому проекту, утвержденному коммунотделом. Застройщик обязан приступить к исправлению повреждений, произведенных пожаром, и к восстановлению сгоревших строений в течение первого строительного сезона со времени получения страховых сумм и закончить означенные строительные работы к сроку, устанавливаемому коммунотделом по соглашению с застройщиком. В случае невыполнения застройщиком договора в этой части коммунотдел может требовать расторжения договора и обратить взыскание в судебном порядке на самое право застройки.

Страховые полисы на здания, возведенные застройщиком за его счет, составляются на его имя и хранятся у него же. Строения, которые предоставлены коммунотделами застройщику для восстановления или достройки, страхуются на имя коммунотдела, у которого и хранятся страховые полисы. В случае пожара полученная коммунотделом страховая сумма за пожарные убытки не позднее двух недель по получении ее коммунотделом выдается застройщику для восстановления строений в прежнем виде или по новому с согласия коммунотдела проекту.

к) Неустойка в определенном размере за несоблюдение срока приступа к постройке и окончания ее, за нарушение условия о размере и характере строений и за нестрахование строений. Неустойка не должна превышать годового размера арендной платы. Требование неустойки не связано с расторжением договора, за исключением случаев невыполнения условия о сроке приступа к постройке, о характере и размере строений и осуществления обусловленного договором плана производства работ. В указанных случаях сверх взыскания неустойки в обусловленном размере комхоз может предъявить в судебном порядке иск о расторжении договора с возмещением застройщику стоимости вложенных им, но не использованных затрат.

За несвоевременный взнос арендной платы устанавливается определенный процент пени - не свыше 2% в месяц. В случае невнесения застройщиком причитающихся с него по договору платежей более чем за один год, равно как и в случае неуплаты неустойки в размере не менее годовой арендной платы, коммунальный отдел может обратить взыскание в судебном порядке на самое право застройки, причем взыскание осуществляется путем продажи права застройки с публичных торгов (ст. 80 Гражд. Код.).

10. В договор о праве застройки могут быть включены и другие условия, не противоречащие закону и сущности самого права застройки. Следует устанавливать процент зеленых насаждений на участках, которые обязан засадить застройщик (примерно от 5% до 10%), может быть возложена на застройщика обязанность сооружения тротуара и содержания в исправности мостовой в части, прилегающей к застроенному участку.

При заключении договоров недопустимо возлагать на застройщиков обязательство отчислять в коммунальный фонд часть возведенной или восстановленной жилой площади.

Лишь в виде компенсации за особые льготные условия, предоставленные коммунотделами застройщику, может быть установлена в договоре о праве застройки или в особом соглашении обязанность застройщика сдать в коммунальный фонд часть жилой площади условленного размера. Так, сдача части возведенной площади в коммунальный фонд может быть установлена договорным соглашением, если коммунотдел предоставляет застройщику недостроенные или требующие восстановления строения без взимания арендной платы за них. Размер сдаваемой в коммунальный фонд площади не должен превышать 20% всей возведенной или восстановленной площади. При этом вместо отчисления доли площади в натуре целесообразно обусловить заселение соответствующей доли по усмотрению застройщика низко оплачиваемыми наемными работниками с окладом жалования до 12 разряда, которые оплачивали бы предоставленную им площадь не по соглашению с застройщиками, а по ставкам, установленным законом.

Для жилищно-строительных кооперативных товариществ обязанность отчисления части жилой площади не может быть установлена независимо от предоставления названным товариществам льготных условий застройки.

11. Залог права застройки устанавливается в пределах срока договора на время, определенное по договору залога. При переходе права застройки к новому приобретателю залоговое обременение остается в силе, за исключением случаев приобретения права застройки с публичных торгов, когда залогодержатель удовлетворяется из сумм, вырученных от продажи, и досрочного перехода права застройки к коммунотделу.

В случае досрочного перехода права застройки к коммунотделу последний обязан при наличии соответствующих требований передать подлежащую выплате застройщику сумму выкупа за строения судебному исполнителю для удовлетворения соответственно ст. 3 настоящей Инструкции требований залогодержателя.

12. При всяком переходе владения, бывш. предметом договора о праве застройки, к коммунальному хозяйству, в том числе и за истечением срока договора (см. ст. 83 Гр. Код.), застройщику возмещается стоимость жилых построек к моменту их сдачи. За переходящие к коммунотделу торгово-складочные и др. доходные строения застройщику возмещается стоимость вложенных, но не использованных затрат, в счет выдаваемой застройщику компенсации за неиспользованные затраты зачитываются причитающиеся коммунотделу от застройщика долги.

13. В комиссию по установлению стоимости построек (ст. 83 ГК) входит не менее чем по одному члену от коммунотдела и технич. строит. надзора (губ. или уездн. инженера). В оценочную комиссию вызываются и застройщик или защитник его интересов.

 

 

 

 

 

Источник публикации

"Жилищное законодательство". М., 1924

"Правда" N 123, 06.06.1923

Примечание к документу

Утратил силу в связи с изданием Инструкции Наркомюста РСФСР N 204, НКВД РСФСР N 657 от 12.12.1925

Название документа

Инструкция НКВД СССР, Наркомюста СССР от 05.02.1923 N 381

<О праве застройки земельных участков>

 

 

 

Заседание Правительства

10 июля 2013 13:00 Москва

Повестка: о проекте федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года» и ещё 12 вопросов.

Министра сельского хозяйства Фёдоров докладывает по нашей теме - переход


 

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I
"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

2 ноября 2004 г., 18 июля 2006 г., 25 декабря 2008 г., 27 июля, 13 декабря 2010 г., 1 июля, 6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г.

ГАРАНТ:

См. Постановление ВС РФ от 25 июня 1993 г. N 5243-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"

См. комментарии к настоящему Закону


Статья 1. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и законно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 1 настоящего Закона


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ в статью 2 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2013 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 2. Основные понятия

В целях настоящего Закона под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства.

Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 2 настоящего Закона


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ в статью 3 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации производится бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

ГАРАНТ:

См. Административный регламент предоставления ФМС России государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. N 288

См. Административный регламент исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами РФ и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденный приказом МВД РФ и ФМС России от 19 мая 2009 г. N 385/117


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ (в редакции Федерального закона от 13 декабря 2010 г. N 358-ФЗ) статья 4 настоящего Закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в будущей редакции

Статья 4. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

В городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 4 настоящего Закона


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ в статью 5 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 февраля 2013 г.

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 5. Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами.

Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении, учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.

ГАРАНТ:

Положения части третьей статьи 5 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ) в отношении осуществления регистрации гражданина РФ по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде принудительных работ, применяются с 1 января 2014 г.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, осуществляется после его снятия с регистрационного учета по месту жительства в соответствии с абзацем четвертым статьи 7 настоящего Закона.

В иных случаях регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 5 настоящего Закона


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ в статью 6 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 6. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства

Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

ГАРАНТ:

Положения абзаца третьего части первой статьи 6 настоящего Закона (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применялись до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заявление, а также иные документы, указанные в настоящей статье, могут быть представлены в форме электронных документов, порядок оформления которых определяется Правительством Российской Федерации, и направлены в орган регистрационного учета с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 6 настоящего Закона


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ настоящий Закон дополнен статьёй 6.1

Статья 6.1. Особенности регистрации по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает

Регистрация по месту жительства гражданина Российской Федерации, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, осуществляется в одном из поселений (по выбору данного гражданина), находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина, по адресу местной администрации указанного поселения с учетом перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденного Правительством Российской Федерации.

Для регистрации по месту жительства гражданин, указанный в части первой настоящей статьи, предъявляет в орган регистрационного учета следующие документы:

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность данного гражданина;

документ, подтверждающий ведение данным гражданином кочевого и (или) полукочевого образа жизни, выданный органом местного самоуправления соответствующего муниципального района в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 313-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.

См. текст статьи в будущей редакции

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 399-ФЗ в статью 7 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 7. Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства

Снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:

изменение места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства;

призыв на военную службу - на основании сообщения военного комиссариата;

осуждение к лишению свободы - на основании вступившего в законную силу приговора суда;

признание безвестно отсутствующим - на основании вступившего в законную силу решения суда;

смерть или объявление решением суда умершим - на основании свидетельства о смерти, оформленного в установленном законодательством порядке;

выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда;

обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации - на основании вступившего в законную силу решения суда;

изменение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, маршрутов кочевий, в результате которого такие маршруты стали проходить за границами муниципального района, по адресу местной администрации поселения которого он зарегистрирован по месту жительства, - на основании заявления гражданина в письменной форме с приложением документа, указанного в абзаце четвертом части второй статьи 6.1 настоящего Закона;

прекращение гражданином, указанным в статье 6.1 настоящего Закона, кочевого и (или) полукочевого образа жизни - на основании заявления гражданина в письменной форме.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 7 настоящего Закона


Статья 8. Основания ограничения права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

Право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации может быть ограничено:

в пограничной полосе;

в закрытых военных городках;

в закрытых административно-территориальных образованиях;

в зонах экологического бедствия;

на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;

на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 8 настоящего Закона


Статья 9. Защита права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации

Действия или бездействие государственных и иных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и иных юридических и физических лиц, затрагивающие право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, могут быть обжалованы гражданами в вышестоящий в порядке подчиненности орган, вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо непосредственно в суд.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 9 настоящего Закона


Статья 10. Ответственность за нарушение требований настоящего Закона

Нарушение требований настоящего Закона влечет за собой ответственность должностных лиц и граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 10 настоящего Закона


Статья 11. Применение норм международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, применяются правила международного договора.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 11 настоящего Закона


Президент Российской Федерации

Б.Ельцин

Москва, Дом Советов России.

25 июня 1993 года.

N 5242-I


В избранное