Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Клуба Боевых Искусств Ронин: 'О значении боевых искусств в мирное время'


2007-04-16

Здравствуйте, дорогие читатели!

Боевые искусства существуют якобы вследствие стремления человека выжить в суровых условиях борьбы за существование. Это вроде бы само собой разумеющийся факт, необдуманно принимаемый на веру практически каждым человеком. Несмотря на правильную предпосылку, в целом это спорное положение. Но это так, пища для размышлений.

Сегодня же, давайте рассмотрим боевые искусства с точки зрения динамического принципа существования.

Любое действие или отказ от действия любого живого существа (человека в том числе) преследует единственную цель, выраженную динамическим принципом существования командой: «ВЫЖИВАЙ!»

Именно в этом кроется интерес, проявляемый с детства каждым человеком тому, что правильно, а что нет. Ведь каждый знает, что только правильное действие способствует выживанию. Другими словами речь об этике и о двух следствиях нарушенной этики.

Начну с выдержки из большой советской энциклопедии:

Этика (от греческого ethiká, от ethikós - касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos - привычка, обыкновение, нрав), наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность.

В восточной и античной мысли этика была вначале (то есть до того, как человек стал терять свою разумность :)) слита воедино с философией и правом и имела характер преимущественно практического нравоучения, преподающего телесную и психическую гигиену жизни. Она закрепляла полезное поведение отдельного индивида для социального целого (общины, племени). Положения этики выводились непосредственно из природы мироздания, всего живого, в том числе человека, что было связано с космологическим характером восточной и античной философии. Характерно, что защита одной системы морали и осуждение другой базировались на противопоставлении "вечного закона природы" "человеческим установлениям" (Лао-цзы в Древнем Китае, Гесиод в Древней Греции и др.).

Некоторые, наверное, уже догадываются, к чему я клоню, однако повремените с выводами…

В И-Цзине (Книге Перемен) написано:

«В системе И-Цзина есть Тайцзи, или Великий Предел, который породил две формы (Лянъи). Эти две формы породили Четыре Символа (Сысян). Четыре Символа разделились дальше и породили Восемь Триграмм (Багуа).

Когда древние мудрецы чертили И, его фигуры образовывались в соответствии с принципами, лежащими в основе природы вещей и человека, и законами, указанными Небом. Они показывали Путь Неба, называя линии Инь и Ян; путь Земли, слабый (мягкий) и сильный (жесткий), и путь Человека: благосклонность и справедливость. Каждая триграмма охватывала эти три силы, они повторялись, и полная форма состояла из шести линий».

В гексаграмме шесть позиций (яо). Их принято считать снизу вверх. Шесть яо означают шесть состояний развития феномена. Далее, по И-Цзину,

«Различие делалось между линиями Инь и Ян, которые по-разному занимались сильной и слабой формой. Так составлялась каждая гексаграмма.  Яо говорят о переменах. Линии яо соответствуют движениям на земле. В триграммах эти линии находятся в высокой или низкой позиции, и мы обозначаем их словами Инь или Ян. Линии перемешаны, и из них возникает красивая форма. Когда эти формы находятся не на своих местах, возникают идеи хорошей или плохой судьбы».

Давайте теперь переведем этот текст на простой язык. Прежде всего, необходимо сказать, что здесь рассматривается лишь один из аспектов, скрывающихся под этими невероятно емкими словами.

Единая Жизнь проявляется полярно. Применительно к человеку, это выражается в двух качествах осознания: мужественности и женственности. В зависимости от того, какое из этих двух качеств он проявляет, Человек, являясь духовным гермафродитом, воплощается либо мужчиной, либо женщиной.

Подчиняясь закону роста и развития довлеющему над всеми естественными процессами жизни,  Человек проходит через четыре фазы воплощенного состояния:

  1. детство – когда он осознает свою индивидуальность;
  2. отрочество – когда он осознает своё место в проявленном мире;
  3. зрелость – когда он исполняет свое предназначение и
  4. старость – когда он подводит итоги пройденному пути.

Свою жизнь Человек проживает в качестве:

  1. индивидуума;
  2. члена семьи;
  3. члена группы (рабочий коллектив, футбольная команда, друзья и т.д.);
  4. члена человеческого рода, в сопоставлении к другим видам, населяющим землю;
  5. части органической формы жизни;
  6. части физической вселенной;
  7. части жизни проявленной и
  8. части Абсолюта.

К сожалению, осознание себя в том или ином качестве происходит автоматически и спонтанно только на первой ступени. Дальнейшее развитие осознания происходит только при личном волевом усилии. Но об этом поговорим в очередном выпуске.

Свое стремление выжить, Человек также выражает в каждом из восьми качеств:

  1. как индивидуум;
  2. как творец (через потомство);
  3. как член группы;
  4. как член вида (человеческого рода);
  5. как форма органической жизни;
  6. как часть физической вселенной;
  7. как часть жизни проявленной;
  8. как часть Абсолюта (Дао).

Пониманию природы перемен способствует их противоположность. Однако, покой или неизменность лишь разные аспекты перемен. Противоположностью перемен являются, к примеру, рост того, что должно снижаться или падение того, что должно править. Ведь перемены это не внешний принцип (вспомните курс физики о законе сохранения энергии), а внутренняя тенденция естественного развития. Следовательно, хотя феномены вселенной постоянно изменяются, в основе перемен лежит принцип постоянства.

Благосклонность

Человек – этот венец творения, в основе своей, хороший. Вопреки тому, что внушается детям теми, кто стремится ими манипулировать. Это означает, что исходное отношение человека ко всему по восьми качествам существования, является хорошим, то есть этичным. Вследствие чего, как только с этикой происходит что-то неправильное, человек немедленно стремиться её восстановить. Это первое следствие нарушенной этики.

Однако, успешность действий человека нарушившего свою этику, напрямую зависит от его уровня развития, определяющего его понимание этики. К сожалению, современное больное общество, почти полностью потерявшее разумность, вместе с ней утратило свою этику. И как следствие, большинство действий призванных восстановить нарушенную этику, на самом деле оказываются лично для нарушителя, контрвиживательными. Просто потому, что такова человеческая природа. Потому что специально, непреднамеренно или неосознанно восстанавливая свою этику, человек либо действительно делает это, либо разрушает себя.

Когда человек нарушает собственную этику, он начинает деградировать. Вот корень всех психосоматических заболеваний. Через них, человек делает себя этичным, уменьшая свою способность вредить, вплоть до того, что сам убирает себя из окружения, которому вредит. Просто, когда человек не может прямо сделать себя этичным, он это делает в обход. Это то, что мы называем совестью.

Когда мы смотрим на современный мир, мы видим все признаки культуры, неуклонно следующей путем самоуничтожения. Неэтичное поведение является разрушительным, и основа его – страх. Лжец боится возможных последствий правды. Поэтому, лжец всегда трус, а трус неизбежно лжец. Мы все живем в мире полном преступников, наркотиков, войн и безумия. Но это не нормально.

Боевые искусства, прежде всего, являются методом укрощения собственного страха, способом восстановления собственной этики. Именно в этом заключаются аспекты защиты и самозащиты, провозглашаемые любой серьезной школой боевых искусств.

Справедливость

В основе своей, человек является хорошим. Поэтому, когда мы обнаруживаем соплеменника неуспешно восстанавливающего свою этику, либо вовсе не восстанавливающего её, мы ему приходим на помощь. Наша помощь выражается в правосудии. Неэтичный человек становиться угрозой не только самому себе, но и всем остальным.

Правосудие сегодня считается актом возмездия, наказанием, только в силу утерянной разумности. Другим следствием утерянной разумности является современная мораль и вытекающий из неё неэффективный закон. Вот над чем стоит поразмышлять разным законодателям.

В действительности, правосудие является неизбежным вторым следствием нарушенной этики. Оно используется тогда, когда неэтичное (а потому – разрушительное) поведение человека начинает слишком сильно бить по интересам других. И другие люди, когда сами этичны, не карают, а совершают справедливое правосудие, помогающее восстановить этичность пошатнувшегося человека.

В правосудии отпадет необходимость, когда в нашем обществе люди станут достаточно разумными и этичными, и перестанут в силу этого, ослаблять выживание других.

Помните: существует только одна жизнь. И все в ней взаимосвязанно, взаимозависимо, и взаимодействует. Одним из следствий данного положения является тот факт, что как только человек становится неэтичным в любом из восьми качеств, это его качество немедленно выводиться из общения с остальными его качествами. Следовательно, если не восстановить этику (а она сама по себе не восстанавливается), то постепенно одна за другой выводятся из общения все остальные качества. В итоге, человек приходит в состояние такого опустошения, когда он более не может быть причиной.

Завершая этот длинный выпуск, остается добавить, что любое действие способствующее выживанию сопровождается приятным ощущением радости. В противовес боли, которая сопровождает любое разрушительное действие. Вывод сделайте сами.

Желаю вам счастья. И отдаю себе отчет в том, что всё в ваших руках. Каждый из нас живет именно так, как сам того желает.

С уважением, Андрэ-Отис.

Свой письма отправляйте по адресу:

sbi-ronin@narod.ru

В избранное