Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости Клуба Боевых Искусств Ронин


2007-04-25

Здравствуйте дорогие читатели.

Давайте рассмотрим теорию Инь – Ян с точки зрения наших эмоций.

Одна из очень распространенных ошибок среди студентов школ по боевым искусствам, состоит в игнорировании своих чувств (читайте: своей интуиции).

Дело в том, что любая боевая ситуация всегда является в высшей степени непредсказуемой. Попытка логически (умом) просчитать ход поединка в некоторой степени может присутствовать только между бойцами одной школы (т.е. боксер может, к примеру, просчитать другого боксера, но просчитать самбиста ему будет крайне сложно, если сам в самбо ничего не понимает).

В противном случае, человеку остается положиться на свои чувства. Давайте рассмотрим, как работают чувства.

Будучи частью Единой Жизни, мы непосредственно связаны с нею. Мы не только воспринимаем окружающий нас мир, но ещё взаимодействуем с ним. Для восприятия мира мы пользуемся нашими органами чувств.

Они автоматически и постоянно «сканируют» как внешний, так и наш внутренний мир. Большая часть полученных таким образом данных столь мимолетна, что нами даже не осознается. Тем не менее, все эти данные мгновенно обрабатываются нашим мозгом, и порождают итоговую раскладку, образ, мгновенно возникающий в сознании. Этот образ обновляется каждое мгновение нашей жизни, благодаря непрерывной работе наших органов чувств.

Таким образом, посредством чувственного восприятия каждый имеет возможность постоянно держать палец на пульсе жизни, точнее того её участка, который непосредственно влияет именно на него.

Но иметь возможность ещё не означает реализовать эту возможность! Прежде, необходимо развить расслабленное внимание, которое является результатом осознанного и почтительного отношения к жизни.

Когда мы фокусируем наше внимание на чувственной информации и удерживаем его там некоторое время, зарождается то или иное, более устойчивое во времени, ощущение, которое мы называем эмоцией.

Удерживая во внимании появившуюся эмоцию, мы замечаем ещё кое-что. Дело в том, что наши эмоции, хоть и являются более устойчивыми, чем чувства, тем не менее, тоже временны, и соответственно, изменчивы. И сообщают они необходимые для нашего успешного выживания данные, а именно:

1.        Есть гармония. Ощущение –  радость; внутреннее побуждение –  наслаждаюсь жизнью!

2.        Есть дисгармония. Ощущение –  грусть; внутреннее побуждение –  выявляю источник дисгармонии!

Здесь следует сделать паузу и отметить, что в том случае, когда человек испытывающий грусть ничего не предпринимает, или же когда его действия не направлены на источник дисгармонии, автоматически возрастает некое «внутреннее напряжение» («душа болит»). При обнаружении источника дисгармонии, либо мы восстанавливаем гармонию, и напряжение превращается в дополнительную, кратковременно более яркую радость. Либо мы обнаруживаем некую преграду, мешающую прямо здесь и сейчас восстановить гармонию.

В таком случае, в зависимости от природы обнаруженной помехи, внутреннее напряжение меняется, превращаясь либо в страх, либо в гнев. Но бывает и так, после нарушения гармонии, когда преграда обнаруживается столь быстро, что мы как будто сразу ощущаем страх, или гнев.

3.        Есть угроза. Ощущение –  страх; внутреннее побуждение –  проявляю осторожность!

В этом случае, мы вновь обнаруживаем двоякое поведение. Когда наша сила больше испытываемого напряжения, мы немедленно принимаем вызов, вступая в сражение за восстановление гармонии. Превращая страх в гнев, мы действуем, проявляя храбрость. В противном случае, мы сдаемся на милость обнаруженного препятствия. В таком случае либо мы сжигаем напряжение в себе, физически напрягаясь до оцепенения, либо расходуем его на бесцельную и безудержную внешнюю физическую активность. И в обоих случаях, проявляем трусость.

4.        Есть препятствие. Ощущение –  гнев; внутреннее побуждение –  готовлюсь действовать!

Тут тоже, наше действие принимает двоякий характер. Либо гнев берет над нами контроль, либо он остается под нашим контролем. В первом случае, человек кидается в бой ничего не разбирая, и крушит все без разбора, часто даже нанося урон самому себе. Во втором случае, в зависимости от своей зрелости, либо он проявляет свою мудрость и просто восстанавливает гармонию, либо, проявляя свою незрелость, сам становится нарушителем гармонии! Тогда не миновать ему последствия такого поведения.

Вообще-то, большинство чаще ощущает ту или иную смесь из этих эмоций.

Здесь хочу обратить ваше внимание на то, что человеческий рост происходит автоматически только в физическом плане. Эмоциональный, интеллектуальный и духовный рост происходят только при условии осознанных и целенаправленных действий самого человека.

Это одна из основных причина различных межличностных проблем. Большинство судит поступки других людей, неосознанно отождествляя их с собой. Скидка делается, и то не всегда, только в отношении очень маленьких детей. По крайней мере, до того момента, пока те не дают осмысленной голосовой обратной связи. Далее, очень быстро наступает уравниловка на себя.

И если практически каждый понимает пользу интеллектуального развития, то многие даже не подозревают о том, что эмоциональность требует определенной тренировки, не говоря даже о том, насколько важна эмоциональная зрелость для поддержания гармонии вокруг себя. А может ли быть счастье там, где нет гармонии? И что такое бой, как не явное, драматическое нарушение гармонии?

Как теперь понимаете вы следующие слова Великих Мастеров:

  • «Лучший бой – это бой, который не состоялся»
  • «Каратэ начинается и заканчивается вежливостью» - Гитин Фунакоси
  • «Умный человек найдет выход из любой передряги, мастер же в неё просто не попадет»

В свете вышесказанного, осмыслите значение слова «бусидо» – так назван кодекс самурая. Вот что по этому поводу написал Тарас Улищенко в предисловии к книге «кодекс бусидо – Хагакурэ – Сокрытое в листве» (эксмо 2007):

«слово бусидо состоит из трех иероглифов. Первые два составляют слово буси – единственное слово из нескольких имеющихся в японском языке для обозначения понятия, наиболее точно передающего сущность воина.

В первом иероглифе «бу» ключом является иероглиф со значением «останавливать».

А второй частью знака – сокращенный вариант идеограммы, обозначающей «копье». В другом древне-китайском источнике (книге Цзы Чуань) мы находим более полное толкование, в котором говориться, что бу включает в себя бун, то есть литературу, каллиграфию и в более широком смысле все невоенные искусства.

Бу запрещает насилие и подчиняет оружие – «останавливает копье».

Иероглиф «си» в современном японском языке имеет значение «военный», «воин», «мужчина» и даже «благородный человек». А первоначально, в Китае, этим словом определялись люди, которые обладали мастерством в определенной сфере и занимали свое положение в обществе благодаря учености, однако готовы были взять в руки оружие, когда это необходимо.

Таким образом, буси – это человек, способный сохранять мир как с помощью искусства, так и военными средствами.

Третьи иероглиф – «до» – обозначает Путь – важнейшее для большинства восточных философий понятие, в данном случае объединяющее эти на первый взгляд несовместимые качества – бун и бу, в образе жизни «идеального» человека.»

Если хотите успеха будьте «на ты» со своими чувствами и интуицией. До скорой встречи, продолжение следует…

sbi-ronin@narod.ru

В избранное