Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Формула-1. Русский Проект. Новости Все о рулевом колесе болида Ф-1


Служба Рассылок Городского Кота

Формула-1. Новости

 

Все о рулевом колесе болида Ф-1

Перевод выполнен Константином Седовым



 

Хотите верьте, хотите нет - одной из самых сложных и высокотехнологичных частей болида Формулы-1 является руль! Рулевое колесо играет также важную роль в практическом применении технологий Формулы-1 в дорожных машинах. Porshe и Ferrari используют расположенный на руле механизм переключения передач, а Mercedes недавно внедрил рулевые колеса с элементами управления для отслеживания и изменения некоторых функций машины. Эти новшества несомненно были взяты из технологий, внедрявшихся в Формуле-1.

Хотя собственно рулевое колесо и изготавливается из углеволокна для достижения легкости и прочности конструкции, основная стоимость приходится на электронные и технические хитросплетения внутри руля, и на изобретение и разработку программного обеспечения для управления различными функциями.

Типичное рулевое колесо болида Формулы-1 располагает по меньшей мере дюжиной дополнительных функций, помимо обеспечения собственно управления направлением движения. В том числе - функции смены передач, сцепления; кнопки глушения двигателя, управления радио, включения ограничителя скорости и задней передачи; регуляторы тормозного баланса, насыщенности топливной смеси, дифференциала; и еще многое, что удастся запрограммировать. Также там расположен дисплей для отображения сигналов тревоги, показа времени круга, оборотов двигателя и т.п.

Пластины-рукояти смены передач располагаются за рулем, и управляются переключателями Моога и гидравлическими актюаторами. В большинстве конструкций используются две пластины, по одной с каждой стороны. В таком варианте пилот нажимает на одну пластину для переключения передачи вверх, и на другую - вниз. Все здорово и просто, пока не придется перехватить руки на руле для поворота колес до упора в одну или другую сторону (например, в шпильке в Монако), в случае чего нужно отчетливо помнить, какая из пластин служит для выбора требуемой передачи. Во избежание подобных недоразумений, один из ведущих современных пилотов предпочитает использовать только одну рукоять, которую он толкает от себя для переключения передач вниз, и тянет на себя для переключения вверх. И это также требует непростой и слаженной работы пальцев, особенно при необходимости толкать рукоять от себя для переключения на низшую передачу. На панели управления устанавливается цифровой индикатор выбранной пилотом передачи.

Еще две рукояти, поменьше и пониже переключателей передач, управляют сцеплением. Основная причина расположения рукоятей с обеих сторон состоит в избежании проблем с управлением сцеплением при выезде из гаража, когда руки на руле перекрещены.

По рулевому колесу разбросан целый набор разноцветных кнопок и переключателей, используемых для управления прочими функциями машины. Среди них всегда найдется красная "кнопка глушения", используемая для отключения двигателя в экстренных случаях, например при запавшей педали газа или при пожаре. Этому переключателю определенно нужно находиться в доступном и очевидном месте, но не менее важно обеспечить невозможность его случайной активации. Одна из команд сожгла двигатель на тестах в начале текущего сезона в Кьялами потому, что пилот непреднамеренно нажал кнопку "глушения" и отключил двигатель.

Не понимая причин остановки двигателя, он попытался вновь завести его, пока машина продолжала двигаться. Ему удалось это сделать, но давление масла не поддерживалось. Двигатель Формулы-1 не протянет и секунды без нужного уровня давления масла! Итог - один сильно поврежденный двигатель, и несколько очень расстроенных мотористов.

Кнопка управления радио также располагается на руле в легкодоступном месте. Кнопки, работающие по принципу "нажал - говори" постепенно были заменены тумблером, который нужно сознательно переключать для радио-разговора. Это сделано во избежание случайного нажатия этой кнопки, что помешало бы переговорам с боксами. Очень неприятное происшествие, особенно незадолго до пит-стопа!

Еще одна кнопка (часто желтая) управляет ограничителем скорости на пит-лейн. Этот узел, будучи активированным, но позволит машине превысить скорость 80 км/час, установленную FIA в качестве максимальной скорости на пит-лейн. Это достигается через электронное управление центральной системой управления двигателем, но на самом пилоте лежит ответственность по своевременному снижению скорости до 80 км/час перед въездом на пит-лейн. Большинство команд настраивают ограничители скорости на уровень 77-78 км/час, чтобы наверняка уложиться в ограничения FIA, поскольку штраф за превышение чрезвычайно высок - $ 250 за каждый лишний км/час при первом нарушении, и возрастает при повторении нарушения! Те же ограничения действуют и при выезде из боксов, так что пилоту важно помнить о необходимости держать кнопку нажатой до пересечения линии выезда с пит-лейн.

Устройство работает только на первой или второй передаче, чтобы уменьшить вероятность случайной активации. Эта же кнопка отвечает за открытие крышки топливного бака. Часто можно наблюдать, как при выезде с пит-лейн эта крышка закрывается в момент, когда пилот включает третью передачу.

Следующая кнопка (иногда белого цвета) называется "задний ход". Всё просто, прежде чем включить заднюю передачу, нужно нажать эту кнопку. Необходимость этого очевидна - при переключении передач нажатием на пластину достаточно легко можно по ошибке перебрать все передачи, включить нейтраль, а затем и заднюю.

Также могут использоваться кнопки "Подтверждение пит-стопа", "Подтверждение мокрой резины" и "Проблемы двигателя". Первые две используются для дублирования радио. Когда пилот решает ехать на пит-стоп, он нажимает "Подтверждение пит-стопа". При этом загорается яркий красный сигнал на панели телеметрии, что однозначно свидетельствует о желании пилота ехать в боксы на текущем круге. Это становится жизненно важным на трассах, где радиосвязь действует не на всем протяжении круга, как например в Монако и Хоккенхайме. В прошлом году в Хоккенхайме Зонта говорил с командой, проезжая по дальней части трека. Он объяснил, какие изменения он хотел бы сделать. Никто не услышал этой передачи, и вскоре можно было наблюдать, как он едет по пит-лейн с воплем "Дайте мне резину с канавками, мне нужна резина с канавками!".

Нечего сказать, точное описание. Возникает недоразумение, ибо сейчас и сухую, и мокрую резину можно охарактеризовать как "резину с канавками". Вот именно для таких случаев нужны обе кнопки: "Подтверждение пит-стопа" и "Подтверждение мокрой резины".

Кнопка "Проблемы двигателя" является хорошим способом для пилота указать, где и когда возникает проблема, которую позже он хочет обсудить с техниками. В качестве примеров "трудноуловимых" проблем можно привести вибрацию и недостаточно ровное ускорение.

Еще две кнопки, часто располагаемые на верхней части рулевого колеса слева или справа от дисплея, отвечают за баланс тормозов вперед-назад. Одна из кнопок переносит баланс больше вперед. Другая - больше назад. Некоторые команды дополнительно используют очень высокотехнологичную электронную систему управления балансом тормозной системы, которая переносит баланс тормозов вперед при нажатии кнопки ограничителя скорости. При отпущенной кнопке баланс автоматически возвращается в заранее указанное состояние, идеальное для данной трассы. Обычно пилотам на трассе требуется баланс тормозов, более смещенный назад, чем при остановке в боксах.

Два круговых пятипозиционных переключателя в нижней части рулевого колеса могут управлять такими параметрами, как топливная смесь, настройки гидравлического дифференциала или даже степень усиления рулевого управления. На тестах пилота могут попросить использовать поочередно разные положения этих переключателей, чтобы инженеры имели возможность сравнить и проанализировать данные для выбора оптимальных настроек на гонку. Часто можно увидеть подтверждающие сигнальные доски с надписью типа "MIX 3", что означает "установить переключатель топливной смеси в положение 3". Обычно команды предпочитают давать подобные команды по радио, чтобы не извещать соперников о том, что они тестируют. Но иногда, особенно в гонке, информационные доски используются для обеспечения надежности.

Цифровой дисплей - обычно расположенный по центру в верхней части руля - содержит ряд функций, которые можно перепрограммировать по желанию. В гонке, обычно, отображаются обороты двигателя и номер текущей передачи, время прохождения круга и какие-либо сигналы тревоги при превышении заранее заданных ограничений величин параметров. Параметрами могут служить температура и давление масла, температура воды, гидравлическое давление и т.п. Обычно пилот мало что может сделать при появлении подобных сигналов тревоги, так что эти сигналы дублируются на экранах телеметрии, где инженеры смогут сразу обдумывать решение проблемы. На квалификацию дисплей отражает прогноз времени круга, и отставание или опережение заданного графика пилотом на текущем круге. Отслеживание ведется по сигналам датчиков, расположенных вдоль трассы. Эта информация дает пилоту представление о том, насколько сильно нужно ускоряться на остатке круга для достижения желаемого времени.

Еще один дисплей обычно представляет из себя ряд красных светодиодов, отражающих обороты двигателя, и служит подсказкой для переключения передач. Этот же дисплей может использоваться как симулятор стартовых огней, то есть дублировать собой огни стартового светофора, позволяя пилоту тренировать старты в реальном режиме, и позволяя инженерам регистрировать время его реакции на сигналы.

Рулевое колесо быстро стало высокотехнологичным многофункциональным прибором управления, среди возможностей которого собственно управление колесами - лишь одна из многих важных возможностей.

Интересует цена? Не рассчитывайте получить большую сдачу с $5000 за штуку при производстве партии в 10 штук.


Читайте 'Обзоры Формулы-1'
на WWW.F-1.RU:

Пресс-конференция Берни Экклстоуна, Макса Мосли и Тони Джорджа.
Часть III
Почти удачное возвращение Жака Вильнева
Пресс-конференция Берни Экклстоуна, Макса Мосли и Тони Джорджа.
Часть II
Шумахер: "Шансы высоки, нужно быть осторожным"
Завтрак чемпионов или как пишут про Формулу-1 в Америке
Интервью с Гэри Андресоном после ГП США
Прежние герои Инди
Пресс-конференция Берни Экклстоуна, Макса Мосли и Тони Джорджа.
Часть I
Интервью с Нилом Ресслером после ГП США
Шуми и Ferrari вновь впереди


Formula-1 Russian Project, http://www.f-1.ru/

 
   

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru

В избранное