Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа своего Тела

  Все выпуски  

Школа своего Тела


Добрый день, друзья!

Нельзя строить похудение на вере в чудо.

В современном обществе существует две тенденции: с одной стороны воспитание, образование, школа, ВУЗ, которые направлены на развитие критичного мышления; с другой стороны - огромная рекламная индустрия, которая направлена на ослабление критичного мышления.

Критичное мышление - это способность говорить "Нет!" увиденному, услышанному и происходящему вокруг.

Именно способность говорить "Нет!" делает человека разумным, логичным и здравомыслящим.

Развитая критичность мышления не является чем-то естественным для человека.

Критичность мышления - это результат длительного социального воспитания. При этом пик развитой критичности приходится на период зрелости личности, т.е. на возраст около 30-40 лет, после этого возраста критичность постепенно снижается (рис.1).

 

Школа

Рис.1. Изменение критичности мышления с возрастом (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/gamez/03_clip_image003_0004.jpg)

У древнего человека критичное мышление развивается постепенно, по мере постепенного отказа от магического мышления.

Можно сказать, что по мере накопления в жизни древнего человека четких закономерностей (т.е. постоянных фактов) эти найденные закономерности вытесняют некритичное магическое мышление.

Известный исследователь первобытного" мышления Л.Леви-Брюль описал в своей книге такой эпизод, рассказанный ему миссионером:

"Во время моего пребывания в Амбризетте, - говорит Монтейро, - три женщины из племени кабинда отправились к реке набрать воды.

Стоя одна подле другой, они набирали воду в кувшины; вдруг средняя была схвачена аллигатором, который утащил ее на дно и сожрал.

Семья несчастной сейчас же обвинила двух других в том, что они колдовским путем заставили аллигатора схватить именно среднюю женщину.

Я пытался разубедить этих родственников, доказать нелепость обвинения, но они ответили мне: "Почему аллигатор схватил именно среднюю женщину, а не тех, которые стояли с краю?"

Не было никакой возможности заставить их отказаться от этой мысли. Обе женщины были вынуждены выпить "каска" (т, е. подвергнуться ордалии - испытанию ядом). Я не знаю исхода этого дела, но вероятнее всего, что одна из них, а возможно, обе погибли или были отданы в рабство".

Почему эти женщины были обвинены в колдовстве и казнены?

Потому что это конкретное племя жило в условиях неопределенности - никогда не было известно, будут крокодилы нападать, или не будут.

Л.Леви-Брюль так описывает эту ситуацию:

"Вообще туземцы не боятся приближаться к берегу реки или даже купаться по соседству с крокодилами."

Крокодилы - достаточно трусливые животные, и в той местности, где их мало, они на человека нападают очень редко.

Люди, видя это, купаются вместе с крокодилами.

А когда крокодил все-таки нападает, то приписывают это нападение не случайности, а колдовству. Они уверены, что крокодил напал не по своей воле, а потому что находился под властью колдуна. И чтобы этого не происходило, надо колдуна найти и убить.

Любую случайность первобытный мозг объясняет магией.

Однако, в тех местах, где крокодилов очень много, а значит среди них идет активная борьба за пищевые ресурсы, крокодилы часто нападают на людей. 

Люди живущие в такой местности уже не испытывают никакой неопределенности, наоборот, они четко знают, что крокодил - обычный зверь, и он в поисках пищи может наброситься на человека.

В результате такому племени не требуется магическое объяснение нападению крокодила на человека. И поведение человека становится рациональным и критичным: если тебя утащил крокодил, то ты сам в этом виноват - подошел близко к берегу и был неосторожен.

Вывод No 1: критичное мышление противоположно магическому мышлению.

Только по мере вытеснения из жизни древнего человека магического мышления, человек начинает мыслить критически.

В 1866 году немецким зоологом Эрнстом Геккелем был выдвинут биогенетический закон, который гласит следующее: по мере прохождения индивидом стадий эмбриона и раннего плода, его организм повторяет историю своего вида (или если коротко "онтогенез повторяет филогенез").

На основе этого закона, в начале XX века американский психолог Стэнли Холл выдвинул похожую гипотезу: становление структур психики в ходе индивидуального развития личности (онтогенез) повторяет становление структур психики в ходе биологической эволюции вида человека (филогенез).

Эта позиция была многократно пересмотрена, но в целом оказалась справедливой и до сегодняшнего дня.

Ребенок - это не маленький и малоопытный взрослый. У него и психика устроена совсем иначе.

Так, наш выдающийся (без всяких натяжек) советский психолог Л.С.Выготский выделил три важных этапа в развитии ребенка: в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление.

Т.е. конечно, развитие ребенка не проходит по биогенетическому закону, но в целом оно достаточно похоже на историю развития психики древнего человека.

Действительно, фазу восприятия можно грубо представить как полностью магическое мышление, построенное на вере, в отсутствии всякого критического мышления. И действительно, несмотря на то, что ребенок рождается стихийным атеистом (просто потому, что в его голове нет никаких идеи, в т.ч. идеи Бога), вся его жизнь основана на вере в родителей и в надежде на их помощь и опеку.

Дошкольную фазу памяти - можно грубо ассоциировать с постепенным накоплением фактов древним человеком и с вытеснением магического мышления критическим. Ребенок запоминает и накапливает факты, становясь все более и более критичным.

Школьную фазу развития мышления - с фазой появления публичного атеизма Сократа, с развитием логики, математики и расцвета наук.

Вывод No 2: ребенок не рождается с критическим мышлением. Только длительное обучение развивает у человека критическое мышление.

Ребенок, лишенный полноценного социального общения, вырастает без критического мышления (а зачастую и без мышления вообще), это ярко продемонстрировали дети-маугли (дети, в раннем детстве попавшие к животным и выращенные ими).

Критичное мышление дается человеку очень большим трудом. Нужно беречь свое критичное мышление и развивать его. Иначе можно превратиться в щепку, которую неизвестно куда несет чужая воля...

Однако, современная экономическая модель, основанная на капиталистических отношениях, приводит к тому, что критичное мышление современного человека подвергается ежедневным попыткам его нарушения.

Реклама, как двигатель торговли, является противоположностью критичного мышления и стремится вернуть современного человека к магическому (мифическому) мышлению.

Рекламная индустрия целиком и полностью построена на приемах, понижающих  уровень критичного мышления.

Для этого в рекламе используются такие психологические приемы.

1. Гипнотические приемы:

- многократные повторы слов

- специальная цветовая гамма, визуальные образы с гипноэффектом

- изменение музыкальных фраз

Гипнотическим эффектом обладает и эффект неожиданности. В момент неожиданной смены обстановки человек психологически, как бы мгновенно проваливается  в древнее прошлое, в эпоху борьбы за выживание - и на мгновенье входит в легкий транс (некоторое отключение функций сознания, перевод действий на бессознательный уровень). Этим и пользуются рекламодатели, стараясь в этот момент неожиданности и легкого транса впихнуть в голову человека идею о своем товаре.

Для этого используются следующие приемы:

- неожиданное построение фраз

- увеличение громкости звука

Именно поэтому, человек, расслабленный и убаюканный монотонным течением вечернего фильма, вздрагивает от неожиданности, когда включается реклама (реклама всегда имеет громкость больше обычной громкости фильма).

Эффект неожиданности вызывает снижение критичности, заставляет запомнить рекламную фразу.

2. Психологические приемы, основанные на чувстве жадности.

-  сезонные или временные скидки ... "скидки до 70%", " Только три дня суперскидок!";

- приманки "в дополнение Вы получите красивый пояс или набор носовых платков:";

- временное наличие товара - "Спешите. Количество товаров ограничено".

При здравом размышлении, конечно, понятно, что все эти скидки, подарки, призы уже включены в стоимость товара. А если количество товара действительно быстро подходит к концу, то какой смысл вообще давать рекламу?

Однако человек, попавшийся на удочку жадности, редко мыслит критично.

3. Психологические приемы, основанные на уважении к авторитетам:

- врачи

- народные артисты, спортсмены, деятели

- визуальные образы "человека мечты" - образы богатых, преуспевающих людей, которые вещают: "А ты хочешь быть таким же, тогда купи..."

4. Психологические приемы, основанные на эксплуатации сексуальных мотивов:

- для этого в рекламу к месту и не к месту вставляются полуобнаженные тела, как женские, так и мужские: загорелые, красивые, спортивные тела.

5. Самый безотказный прием - эксплуатация родительских чувств:

 - включение в рекламу образов детей. Наши чувства к детям не подлежат логическому обоснованию и основаны на инстинктах.

Все эти психологические методы направлены на человека с одной единственной целью - ослабить его критичное мышление и возвести товар в ранг мифа.

Это вообще главная задача рекламы - сделать из товара миф, в который человек просто верит, не рассуждая и не оценивая.

Вывод No3: в современном мире существует огромная индустрия, направленная на то, чтобы понизить уровень нашего критичного мышления.

И этой индустрии очень сложно противостоять.

Поэтому я хорошо понимаю тех людей, которые поддаются на рекламные стимулы и призывы применить те или иные методы скорейшего похудения - быстрые диеты, обещающие мгновенный результат.

Но, друзья, как раз это и есть один из способов отключения критичного мышления, подсаживающий нас на крючок жадности (обещание быстрого результата) и разворачивающий мозги от критичного цивилизованного подхода к древнему магическому мышлению.

Ведь желание быстро похудеть, быстро получить красивое тело - это самое настоящие желание магическим путем получить чудо. Это шаг назад по ступеням интеллектуальной эволюции.

По сути, любую рекламу диет и средств быстрого похудения нужно запрещать, как обман.

На данный момент в мире существует более 28 000 диет. По данным статистики около 65% взрослых людей в развитых странах ежегодно садятся на новую диету.

Все эти люди верят мифу о возможности быстрого похудения, они искренне жаждут чуда.

Но разве можно на основе веры в чудо строить свою сознательную деятельность?

Никто не строит дома и мосты, основываясь на вере в чудо ("а вдруг случится чудо, и этот дом/мост выстоит!"). Дома и мосты строятся на основе строгих инженерных расчетов.

Грамотные спортсмены не строят свои тренировки на вере в чудо ("а вдруг случиться чудо, я приду на тренировку и сразу подниму штангу весом в 200 кг!". Они строят тренировки на основе планов и циклов восстановления и нагрузки.

Хозяйка не готовит курицу по методу барона Мюнхаузена, к ногам которого куропатки падали с неба уже жареными. Хозяйка не надеется на такое чудо. Хозяйка берет сырую курицу, добавляет специи и сама готовит курицу на плите или в духовке.

Но вот в том, что касается похудения, почему-то вера в чудо еще сильна. Этим и пользуются создатели различных модных диет.

Огромный минус коротких диет в том, что они построены на радикальных запретах большинства продуктов питания. Человек, садясь на какую-либо диету, и веря в чудо, начинает процесс самоистязания, запрещая себе все то, что раньше себе позволял.

Это тоже самое, как щуплого новичка спортсмена подвести к нагруженной штанге, взвалить штангу ему на плечи и сказать - "поднимай!". Но как бы он ни старался, как бы ни тужился, он не поднимет эту штангу, потому что не был подготовлен.

Минус быстрых диет именно в этом - в отсутствии психологической подготовки, в отсутствии психологических знаний и приемов, позволяющих добровольно и безболезненно ограничивать вредные продукты.

Любая система похудения, основанная не на психологических приемах является ОШИБОЧНОЙ.

Диетология говорит нам ЧТО надо делать, а психология - КАК это делать.

Только совмещение диетологии и психологии дадут надежный результат в похудении. Но это будет не быстрый результат. На это уйдут месяцы.

Диеты, обещая чуда, противоречат и диетологии, и психологии. Именно поэтому, по итогам исследований национального института здравоохранения США 98% людей, сидящих на диетах, после их прекращения набирают вес выше исходного.

Деты - это НЕ СПОСОБ ПОХУДЕНИЯ. Диеты - ЭТО СПОСОБ НАБОРА МАССЫ!

Как показали исследования слишком решительные попытки похудеть и слишком резкие ограничения в питании, практикуемые молодыми девушками, сильно увеличивают шансы на то, что со временем эти девушки очень располнеют.

Люди, не делающие попытки сесть на диету, никогда не набирают такое количество излишнего веса, как это происходит у тех, кто периодически балуется новыми диетами.

Каждый призыв к быстрому похудению - это призыв поверить в чудо и магию, отключающий критичное мышление.

Но нам нет нужды верить в магию, достаточно лишь совместить рекомендации диетологов с разработками психологической науки. И тогда похудение будет достигнуто без применения силы воли, без насилия над собой, без голодных спазмов, без наступления "на горло собственной песне", без изматывающих психику усилий. А спокойно, комфортно, надежно.

*******

Промежуточные результаты прохождения курса "Похудение".

Письмо: Высылаю вам отчет за шестую календарную неделю курса:

 

Данные на начало курса

(02.09.2009)

Данные прошлой недели (07.10.09)

Данные текущей недели (15.10.09)

Вес

68.8

64,8

64

Обхват талии

78

74

73

Обхват груди

98.5

96

94

Обхват бедер

106.5

103

103

Обхват правой/левой  руки

32.5/31

31/31

31/31

Обхват правой/левой ноги

63/62

61/60

60/60

Третья неделя первого месяца проходит отлично...

Я, наконец, избавилась от патологически-отрицательной привязанности к еде и к некоторым продуктам в частности. Мне всегда было трудно, и практически невозможно, отказаться от хлебобулочных изделий особенно от свежей выпечки.

Запах меня сводил с ума, и я покупала и ела и ела пока не чувствовала тошноту от количества съеденного. Теперь эти продукты мне безразличны, а запах свежей выпечки даже немного раздражает, но  в смысле, что я чувствую не запах вкусного хлеба, а запах горелого масла и запах сгоревшей муки.

Шоколад также теперь не является фактически единственным продуктом, с помощью которого я могла улучшить настроение. Теперь я не улучшаю настроение едой. Еда это еда, она утоляет только голод.

О положительных образах  говорит можно бесконечно. Я начала вновь ходить расправив плечи и чувствую себя невесомой и счастливой. Глядясь в зеркало, теперь вижу стройную девушку, а не толстую бочку.

И кстати видимо раньше, подсознательно, я видела себя полнее, потому что я очень хорошо себя помню при весе в 64 кг, это было в мае этого года. Так вот отложившийся в моем мозгу образ полнее. Для проверки я сфотографировалась. Действительно я себя раньше видела полнее, чем на самом деле.

Огромное вам спасибо за то, что вы систематизировали такие нужные знания до вели до нас в такой доступной форме и прививаете нам положительные психологические навыки....

С уважением, Татьяна.

Комментарий: Татьяна научилась безболезненно ограничивать вредные продукты в своем рационе. А это очень важное и полезное умение.

Одно дело - стараться не есть сдобу и сладкое (хотеть, но терпеть). И совсем другое дело - не хотеть их есть.

Конечно, именно к этому и надо стремится - к изменению отношения к продуктам, к отказу от зависимости от продуктов. И у Татьяна это отлично получилось. Пожелаем Татьяне дальнейших успехов!

 

Письмо: Доброго времени суток, Алексей! Отчитываюсь по курсу, к интервалке пока больше не добавила, так и продолжаю 30-45-60-30... Собираюсь перейти к заданиям четвёртой недели. Вот отчет:

                                 27.04.2009............... 09.09.2009.................... 16.10.2009
Вес ....................................85............................72,3.......................... 70,9
Обхват талии.....................94.............................82.............................79
Обхват груди .................105.............................97..............................95
Обхват бедер .................105.............................97..............................95,5

С уважением, Лариса.

Комментарий: Лариса за полгода сбросила 14 кг лишнего веса и 15 см на талии. Сейчас Лариса осваивает задания второго учебного месяца, и процесс идет очень хорошо.

Пожелаем Ларисе удачи!

Письмо: Здравствуйте, Алексей!

Уже прошло больше месяца, результаты очень заметные :)


--------16.09  24.09   2.10    11.10   18.10
Вес------60----58,1----57,4----56,5----55,5
Талия----74-----72-----70-----68-----68
Грудь----97-----93-----90-----88-----88
Бедра----97-----97-----96-----95-----95
Нога-----60-----60-----58-----57-----56
Рука----29,5-----29----28,5----27,5----27

Все идет хорошо. Большое Вам спасибо!
Даша

Комментарий: Даша занимается по заданиям курса всего один месяц. Несмотря на свой изначально не очень большой вес (60 кг), Даша за месяц добилась очень хороших успехов - похудела на 4,5 кг и сбросила на талии 6 см.

Пожелаем Даше удачи!

К содержанию

Обсудить этот выпуск рассылки и задать вопросы можно на форуме www.forum.faleev.com

Фалеев Алексей, telo_for_you@mail.ru

Подробнее о курсе "Похудение" (описание, результаты) - www.faleev.com

 

Англоязычная версия сайта "Школа своего Тела" - http://SchoolOfYourBody.com/

Внимание! Если нет явного запрета, письма могут быть процитированы в рассылке!   

 

Почитать мои

статьи и книги

Курс

"Похудение"

Фотографии

похудевших

ФОРУМ

Заказать

курсы

Об авторе

 

Далее идет реклама от Subscribe.Ru, к которой автор рассылки не имеет никакого отношения...


В избранное