Министерство образования
обяжет детей в течение 11 лет доносить на самих себя и свою семью
Министерство образования
и науки РФ в 2012 году намерено ввести уникальный по своей сути документ, не
имеющий примеров в прошлом, — паспорт здоровья школьника, который надлежит
вести каждому ученику на протяжении всего обучения. Тестовое введение данного
документа в ряде регионов планируется уже в будущем учебном году.
На первый взгляд, сей
документ, как минимум, странный. Грамотный человек, ознакомившись с ним,
задумается, прежде всего, над видами угроз, которые это новшество несёт в его
семью. А задуматься есть о чём.
В 43-страничном паспорте
множество разделов. Какие-то из них заполняет сам школьник, а какие-то педагоги
и медработники. Причём, львиная доля сведений никакого отношения к здоровью
ребёнка не имеет. Например, ученик должен вклеить фотографию или рисунок своей
комнаты, написать, один ли он в ней живёт или же с братьями-сёстрами и
родителями. Кроме того, необходимо перечислить всех своих родственников до
третьего колена и сообщить полученное ими образование, их должности, а также
домашние, рабочие и мобильные телефоны.
Более чем странно
выглядит требование указать обстановку в семье — “благополучная” или “конфликтная”.
Аномалиям в паспорте
уделено изрядное внимание. Есть ли в семье люди с ограниченной двигательной
активностью? Есть ли тяжелобольные? Какие вредные привычки у членов семьи? А
какие у самого школьника?
В паспорт заносятся и
такие сведения, которые особо ценятся на Западе компаниями-производителями
пищевых продуктов… и за сбор которых в недобровольном порядке они подвергаются
судебным преследованиям. Школьник должен на протяжении 11 лет сообщать, сколько
и каких продуктов (дан список из 34 пунктов!) он съедает в день, в неделю или
месяц.
К частным сведениям,
которые должны вноситься в паспорт, относится и перечисление друзей, и
приоритетный список интересов, и почасовой график дня: сколько времени тратится
на те или иные занятия.
Что же касается
непосредственно медицинского раздела паспорта, то он содержит подробный
перечень хворей, которыми школьник либо переболел, либо болеет продолжительное
время. Тут и корь с коклюшем, и проблемы с сердцем, печенью, лёгкими, и
черепно-мозговые травмы с припадками, и энурез.
Венчают сей документ
психические и психологические характеристики школьника, где оцениваются такие
его свойства, как память, мышление, внимание, воображение, коммуникабельность,
агрессивность, смелость, беспомощность, обидчивость, благоразумие,
самоконтроль, правдивость, настойчивость, трудолюбие, шизоидность,
истероидность…
Излишне говорить о том,
паспорт здоровья школьника, а если говорить по существу – то вся
конфиденциальная информация о ребёнке и его семье, которую нормальный человек
не доверит даже близким родственникам, станет доступной для неконтролируемо
большого круга людей (в нашей стране её в лучшем случае не будут продавать на
каждом углу).
А с учётом того, что
совсем скоро в России будет внедрена практика ювенальной юстиции, о реалиях
которой все наслышаны, то ситуация становится совсем тревожной. Представьте
только какие возможности этот документ даёт для выявления семей, где “есть к
чему придраться”, чтобы отобрать детей у родителей. А также для выявление
детей, наиболее подходящих для изъятия с целью усыновления или донорства по
необходимым для заказчика параметрам.
В “пилотных” российских
регионах, где ювенальные судьи уже приступили к своим обязанностям, у абсолютно
нормальных родителей, которые любят своих детей и, как могут, заботятся о них,
детей уже изымают (по сути, лишь за то, что они не вписались в рыночные
отношения). Недаром агентства, желающие поживиться на их “коммерческом
усыновлении”, десятками открываются в России, не привлекая к себе лишнего
внимания.
Изучив данные о здоровье
(а в паспорте есть даже сведения о состоянии зубов, что напоминает о временах
работорговли, когда внешний вид + состояние зубов были основным критерием для
оценки раба), и сделав вывод, насколько семья в состоянии отстаивать свои интересы
(сведений из паспорта достаточно для того, чтобы оценить как материальное
благополучие, так и социальный статус родителей и родственников ребенка) можно
выбрать по этому документу ребенка, обладающего достаточно хорошим здоровьем,
устойчивой психикой и развитым интеллектом, но при этом из малообеспеченной или
социально слабой семьи. Что ждёт такого ребёнка – продажа за границу (будем
называть вещи своими именами) или того хуже – можно только догадываться.
Очевидно одно: лишиться родной матери для ребёнка – страшнее любого недоедания,
не говоря уже о семейных неурядицах (в какой семье их нет?!)
Зададимся вопросом:
насколько инициатива Минобразования соответствует российскому законодательству?
Напрямую она противоречит сразу двум статьям конституции. Пункт 1 статьи 23
гласит: “Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и
семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени”. Очевидно, что сведения о
телефонах и должностях ближайших родственников, а также сведения о нравственном
климате в семье и о наличии тяжелобольных родственников составляют семейную
тайну. И принудительное внесение всех этих данных в паспорт противозаконно. Ну
а под понятие личной тайны попадает вся медицинская информация о ребёнке. В
пункте 1 статьи 24 говорится: “Сбор, хранение, использование и распространение
информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются”. Паспортный
проект предполагает не только сбор и хранение, но и использование и
распространение. Поскольку все эти данные будут передаваться в министерство для
проведения мониторинга. Эти две статьи настолько неприкосновенны, что даже при
введении в стране чрезвычайного положения, как говорится в статье 56
Конституции, их действие не может быть ограничено.
Но нужно быть слишком
наивными, чтобы не понимать – если подобная инициатива возникла, значит ей дан
зелёный свет на самом высоком уровне. По сути, речь идёт о введении тотального
контроля над гражданами (предлагаемый “паспорт здоровья школьника” более
уместно было бы назвать “досье”
. А значит, те силы, которые стоят за этим процессом – оправдают благими
намерениями всё что угодно.
Ситуацию
прокомментировала директор Института демографической безопасности Ирина
Медведева:
“Меня просто ужаснул
паспорт здоровья, который намереваются ввести в каждой школе. Причём, с первого
класса. Это выглядит просто ужасающе со всех точек зрения. Появление этих
паспортов воспитает только трусов, которые будут думать только о своём
здоровье, обращать внимание на каждый свой чих. Когда ребёнка просят
фиксировать каждый день разные аспекты своего здоровья, то он фиксируется на
отклонении своего здоровья. К чему это приводит? Я это хорошо знаю, как
клинический психолог. Это приводит к психосоматическим неврозам…
Я боюсь, что также будут
доставляться эти сведения и в международное агентство усыновления. Сначала за
плохие привычки и плохие квартирные условия, о которых ребёнок наивно сообщит в
своем дневнике, будут отбираться родители, потом детей начнут передавать более
“достойным”, у которых нет вредных привычек, у которых хорошие квартирные и
материальные условия, у которых все в порядке с рационом питания. Как видите,
тут прямо сказано – школьник должен указать свой рацион питания. Значит, если
рацион питания будет сочтен недостаточным, то это тоже будет основанием изъятия
ребенка у родителей. Со всех сторон документ ужасающий. Разве такие дети
захотят трудиться, совершать подвиги, защищать Отечество, служа в армии? И если
потребуется идти на бой с врагом, они будут думать о своем здоровье, эти
несчастные, трусливые существа, они будут прислушиваться к работе сердца,
печени…”
Свою оценку происходящего
дал учёный Евгений Гильбо:
“Ювенальная юстиция имеет
целью не защиту прав ребёнка, а является инструментом социального контроля.
Поскольку страх потерять ребёнка – один из самых серьёзных страхов, он очень
удобен для шантажа: любое поведение, отличное от предписанного, может стать
поводом для лишения родительских прав.
Например, сейчас в России
если кто-то не может отдать кредит, коллекторы подают на него в суд на
установление факта, что он не может надлежащим образом содержать ребёнка (денег
нет даже на самое святое – оплату кредита, какой уж тут ребёнок) и лишение на
этом основании родительских прав. То есть закон, а точнее его интерпретация,
делает ребёнка заложником кредитных отношений и средством вымогательства.
Ювенальная юстиция – один
из инструментов общего закрепощения населения, уже отработанный на Западе и
сейчас внедряемый в России”.