Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Современный мир. Глобальные проблемы. Эволюция человека" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
13
|
15
|
16
|
17
|
||
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-4 за неделю
Политическое обозрение от "Советской России"
Политическое
обозрение за неделю от "Советской России"
6 декабря 2000 года
Архив и другие новости по адресу http://www.rednews.ru
Серьезные сдвиги или отвлекающие
манервы?
Тернистый путь к
Союзу
Россияне вот уже больше года присматриваются к В.Путину, еще с тех пор, как он был назначен председателем правительства России и назван официальным преемником Б.Ельцина. Первые шаги Путина, особенно после назначения его президентом, породили некоторые надежды и ожидания. Ожидания того, что он предпримет шаги к возрождению России как великой державы, проложит курс независимой от Запада внешней политики. В области внутренней политики угрозы президента по адресу олигархов, некоторые шаги по ограничению их контроля над СМИ вызвали надежды, что В.Путин покончит с разграблением России кучкой нуворишей в сговоре с международными монополиями. Правда, с самого начала были сомнения в этом, учитывая, что новый президент оставил прежний ельцинский кабинет и принял за основу своей экономической политики т.н. "программу Грефа", приоритетом которой является рыночный беспредел, ведущий к дальнейшему обнищанию россиян. Все это дало основание Седьмому съезду КПРФ сделать вывод о том, что надежда народа на изменение государственного курса не оправдались и подтвердить, что КПРФ будет оставаться непримиримой оппозицией нынешнему разрушительному курсу. Мы с нетерпением ждали, какие решения будут приняты на очередной встрече В.Путина и А.Лукашенко в рамках Высшего Госсовета России и Белоруссии (ВГС) 30 ноября. Формально союз между нашими странами существует уже несколько лет, созданы и функционируют некоторые органы Союза, в том числе ВГС, Совет Министров, Исполком Союза и другие органы. Однако практических шагов к реальной экономической и политической интеграции не предпринималось. Складывалось впечатление, что идея союза между Россией и Белоруссией использовалась как своего рода успокоительное средство для наших братских народов, были всего лишь данью настроениям общественности двух стран. Идея союза непрерывно подвергалась критике и даже осмеянию в олигархических российских СМИ. Примером такого ерничания являются, например, откровения в буржуазном издании "Сегодня". Комментатор называет союз между Россией и Белоруссией "галлюцинацией", "бодягой", которую будут тянуть и дальше и которая никого ни к чему не обязывает. Путь к союзному государству был, действительно, тернистым: несколько раз пересматривался проект договора о Союзе, при этом в угоду Чубайсу и другим олигархам выхолащивалось его содержание, в Белоруссии, с подачи Запада, яростные атаки на идею Союза предпринимала оппозиция. Недаром принятый в прошлом году окончательный вариант договора о Союзе не вызвал восторга у президента А.Лукашенко. В интервью программе ОРТ в октябре прошлого года он в сердцах заявил: "Это посмешище, а не договор. Он ничем не отличается от прежнего, только заменен Высший Совет на Высший Государственный Совет". Тем не менее, президент Белоруссии пошел на подписание Договора, и в январе этого года, когда президентом России стал В.Путин, он был ратифицирован. Рубчик или Зайбель? Заседание Высшего Государственного Совета (ВГС) в Минске 30 ноября было первым его заседанием после ратификации Договора о Союзе. В повестке дня заседания было много вопросов: о ходе подготовки к выборам в палату представителей союзного парламента, о проведении единой налоговой политики, о программе обеспечения безопасности Союза до 2005 года, о формировании единого таможенного пространства, о создании единой системы тарифного и нетарифного регулирования, о формировании единого эмиссионного центра и др. Наибольшие разногласия и споры вызвал вопрос о единой валюте и едином эмиссионном центре Союза. На ведомственном уровне по этому, казалось бы техническому, вопросу, так и не удалось договориться, и Путину и Лукашенко понадобилось несколько часов, чтобы определить многолетние сроки перехода к единой валюте. Только с 2008 года будет осуществлен переход на единую валюту. Правда, не определено, как этот гибрид будет называться. Шутники предлагают окрестить его "рубчик" или "зайбель". Чтобы приблизить слияние двух валют в одну, Россия предоставит Белоруссии кредит в 200 млн. долларов и откроет ей межбанковский кредит. Некоторые экономисты считают, что соглашение о единой валюте является лишь заявлением о намерениях и предстоит решить еще ряд деталей, в частности, где будет располагаться эмиссионный центр, как будет распределяться эмиссия между двумя государствами и т.п. В.Путин и А.Лукашенко подчеркивали, что эти вопросы должны решаться совместно с общественностью и парламентами двух стран, и при этом должно соблюдаться полное равенство. У нас также возникает ряд вопросов. Устанавливая сроки перехода к единой валюте в Москве и Минске, видимо, брали за образец опыт Европейского Союза. Известно, что создание единой валюты и единого эмиссионного центра в ЕС завершил процесс экономической и политической интеграции. Страны ЕС создали Центральный банк (ЕЦБ) со штаб -квартирой во Франкфурте в 1998 году, после того как был создан общий рынок этих стран, ликвидированы таможенные барьеры между ними, унифицировано налоговое законодательство, введен единый визовой режим и т.д. К этому времени было, в основном, завершено и создание политических структур ЕС: Евросовета, Совета министров, Европейской комиссии, Европарламента и др. Единая валюта ЕС -- "евро" была введена только с первого января 1999 года, причем три страны Евросоюза -- Англии, Дания и Швеция -- пока решили не входить в валютный союз. Создание евро предусматривалось еще т.н. "Маастрихтским договором" 1991 года, и почти десять лет ушло на споры о том, каковы должны быть критерии введения единой валюты и потом -- на достижение этих критериев. Евро было введено вначале лишь для безналичных расчетов, в наличный оборот оно поступит с 2001 года. Правом эмиссии евро обладает лишь ЕЦБ и его филиалы в некоторых странах ЕС. В нашем случае единую валюту предлагается ввести через восемь лет после ратификации Договора о Союзе, видимо, из расчета, что к этому времени интеграция экономики двух стран и создание политических структур Союза будут завершены. Копирование опыта ЕС и растягивание сроков введения единой валюты, на наш взгляд, неоправданно и чревато опасностью, что за это время идея Союза может быть похоронена его недоброжелателями в России и Белоруссии. Не надо забывать, что Россия и Белоруссия, в отличие от стран Евросоюза, уже были членами единого государства - Советского Союза, что их экономики были интегрированы и все последние годы страдали как раз от дезинтеграции. Так что существует экономический базис Союза и надо соорудить лишь политическую надстройку. Кроме того, в российско-белорусский союз входит всего два государства, а членами Евросоюза являются 15 государств и там неизбежно процесс интеграции носит медленный характер. Более ускоренное создание Союза России и Белоруссии диктуется и геополитическими соображениями. В условиях, когда Украина и страны Прибалтики усиленно втягиваются в НАТО, Белоруссия со временем может быть охвачена с флангов странами этого военного блока. Белоруссия останется для России единственным географическим коридором на Запад. СНГ - "крыша" для двухсторонних встреч Есть и другие причины, по которым следовало бы форсировать оформление союза России и Белоруссии. Союз входит в СНГ и может стать мотором, ускоряющим интеграционные процессы в рамках содружества. В случае успешного развития Союза к нему все больше будут тяготеть другие страны СНГ. К сожалению, вопреки ожиданиям, СНГ не стал даже в отдаленной степени заменой и преемником Советского Союза. Он до сих пор остается лишь своеобразной "крышей" для двухсторонних встреч лидеров бывших советских республик. Это обстоятельство получило свое подтверждение и на последней встрече глав государств СНГ в Минске 1 декабря. В ней приняли участие 11 из двенадцати президентов стран СНГ. Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в Минск не приехал. Главным итогом саммита, безусловно, было решение об учреждении Антитеррористического центра (АТЦ). Идея такого центра была выдвинута еще пять лет назад президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, но вопрос был решен только сейчас, включая вопрос о финансировании этого центра. Обсуждался также вопрос о формировании зоны свободной торговли, был продлен мандат миротворческих сил в Абхазии, утвержден бюджет на 2000 год в сумме трех млн. рублей и на 2001 год в сумме 12,7 млн. рублей. Но главные события происходили не на самом саммите, а в его кулуарах, в ходе двухсторонних встреч. В результате почти пятичасовых переговоров В.Путина с Л.Кучмой было заключено соглашение об условиях поставок российского газа на Украину и через территорию Украины на Запад. Отныне баланс потребления газа на Украине утверждается совместно Украиной и Россией. Киев будет получать гарантированные объемы российского газа по установленной цене в 50 долл. за кубометр. При этом 50 процентов получаемого газа Украина будет оплачивать деньгами, остальное -- бартером. Стороны договорились также о порядке погашения образовавшейся задолженности от двух до трех млрд. долл. в течение 10 лет. Украина со своей стороны гарантировала, что не будет несанкционированно изымать газ из трубы, по которой он идет в Западную Европу. Весьма сложно проходили переговоры между Путиным и Шеварднадзе по вопросу о введении визового режима для грузинских граждан, въезжающих в Россию. Решение Москвы ввести такой режим с 5 декабря было довольно болезненно воспринято президентом Грузии, особенно на фоне подписанного накануне саммита главами правительств соглашения о взаимных безвизовых поездках граждан РФ, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана. Российский президент связал это решение с проблемой борьбы с терроризмом -- пользуясь безвизовым режимом, чеченские террористы с оружием через Грузию проникают на территорию России. Он обещал, что визы будут носить временный характер и не будут осложнять жизнь законопослушным гражданам. Тем не менее, Шеварднадзе не скрывал своей обиды. По его словам, это будет шаг назад в грузинско-российских отношениях. По иронии истории, визовой режим для Грузии введен накануне двухсотлетия присоединения Грузии к России, которое избавило ее от засилья Турции и Ирана. Войдут ли российские контингенты в европейскую армию? Прошедшая неделя была отмечена рядом шагов России на европейском направлении. Министр иностранных дел И.Иванов 25 -- 28 ноября посетил Германию, где принял участие в т.н. "Еврофоруме", проходившем в Берлине, имел ряд встреч с руководством ФРГ и депутатами Бундестага. Обсуждалось положение на Ближнем Востоке и на Балканах, проблемы экономического сотрудничества, а также подготовка к предстоящим вскоре встречам канцлера Шредера и президента Путина. Вызвало сенсацию заявление Иванова в Еврофоруме в поддержку решения Евросоюза к 2003 году создать независимые от НАТО силы быстрого реагирования (СБР), то есть европейскую армию. Российский министр назвал совершенно естественным стремление Западной Европы обеспечить таким образом свою безопасность. Более того, И.Иванов выразил готовность России сотрудничать с СБР и изучить возможность участия российских контингентов в этих силах на определенных условиях. Численность СБР должна составить 60.000 человек. Они будут призваны реагировать на региональные конфликты и гуманитарные кризисы. Надо сказать, что заявление И.Иванова в поддержку этого решения Евросоюза вызвало озабоченность в США и НАТО, тем более что Иванов не преминул напомнить о разногласиях между Европой и Америкой по поводу планов развертывания американской системы противоракетной обороны. Все это было расценено альянсом как попытка внести раскол в североатлантические ряды. После Берлина И.Иванов отправился в Вену, чтобы принять участие в 8-м заседании Совета министров ОБСЕ. Там его ждала менее дружелюбная встреча и нелицеприятная критика действий России в Чечне, Молдове и Грузии. Иванов в свою очередь обвинил ОВСЕ в применении двойных стандартов и в смещении ее внимания в сторону гуманитарных и правозащитных вопросов, причем только в восточной части Европы. Находясь в Австрии, И.Иванов подписал с федеральным канцлером Вольфгангом Шюсселем соглашение о компенсационных выплатах бывшим подневольным рабочим "третьего рейха", угнанным из Советского Союза. Вслед за И.Ивановым в Берлин прибыл премьер-министр М.Касьянов. Помимо других проблем, он обсуждал с канцлером Шредером вопрос о погашении долгов России Германии. Надо сказать, что Германия является крупнейшим кредитором России, и на ее долю приходится 40 процентов т.н. советского долга. Касьянов изобразил в качестве своего большого достижения договоренность со Шредером о том, что Германия получит в качестве оплаты долга акции российских предприятий. При этом Шредер подчеркнул, что германские промышленники готовы участвовать лишь в "достойных российских предприятиях". Российские СМИ сообщали, что немцы положили глаз на акции "Газпрома" и другие предприятия российского топливно-энергетического комплекса, которые они намерены получить практически задаром. Нам представляется, что этой сделкой Касьянова со Шредером должна заинтересоваться Генпрокуратура. Василий САФРОНЧУК Новое на сайте
|
"Советская Россия" - красный пояс Интернета
Будем рады всем вашим пожеланиям, советам,
замечаниям estat@newmail.ru
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||