Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Современный мир. Глобальные проблемы. Эволюция человека" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2000 → | ||||||
1
|
2
|
3
|
||||
---|---|---|---|---|---|---|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
11
|
13
|
15
|
16
|
17
|
||
18
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
|
25
|
26
|
27
|
28
|
29
|
30
|
31
|
Статистика
-4 за неделю
Политическое обозрение от "Советской России"
Политобозрение
за неделю от "Советской
России"
14 декабря 2000
года
Архив и другие новости по адресу http://www.rednews.ru
Символический компромисс Из истории российской символики Последние дни наша общественность жила в обстановке горячих споров по поводу государственной символики России. После государственного переворота, оформленного сделкой в Беловежской пуще, Ельцин своим указом, не спрашивая мнения народа, ввел новую государственную символику России: трехцветное бело-сине-красное знамя (триколор), герб в виде двуглавого орла и гимн без слов на музыку Глинки. На протяжении восьми лет эта по существу незаконная символика навязывалась народу, ибо Ельцин и его камарилья понимали, что им не удастся узаконить эту символику ни путем референдума, ни решением Федерального Собрания. Президент Путин решил исправить это положение и внес 8 декабря на рассмотрение Государственной думы проекты конституционных законов о государственной символике. В тот же день Дума подавляющим большинством голосов утвердила музыку бывшего советской гимна, герб в виде двуглавого орла на красном фоне и бело-сине-красный флаг как государственный флаг России и красное знамя, как знамя Вооруженных Сил. Лишь две фракции Государственной Думы -- СП и "Яблоко" -- голосовали против этих законов. Почему такое значение придается государственной символике? Стоит ли ломать копья из-за нее? Известно, что символика есть совокупность символов, выражающих определенные идеи, понятия чувства. Сам этот термин греческого происхождения. У древних греков он означал условный опознавательный знак для членов определенной общественной группы или тайного общества. В современном понимании символ и символика приобрели значение политико-философского понятия, соединяющего внешний образ и глубинный смысл того или иного явления, в данном случае такого явления, как государственность. Так, гимн является торжественной песней на стихи программного характера. Гимны бывают государственные, революционные, военные и т.п. Великая Французская революция вызвала к жизни гимн "Марсельезу", слова и музыка которого были написаны Руже де Лилем в 1792 году. Первоначально "Марсельеза" была популярной военной песней, которая была запрещена в эпоху реставрации и Второй империи. Затем "Марсельеза" была утверждена как государственный гимн Третьей республики. Революционный пролетариат в 1888 году создал свой гимн -- "Интернационал", текст которого был написан Эженом Потье, а музыка -- П.Дегейтором. До 1 января 1944 года "Интернационал" был гимном СССР, а затем стал партийным гимном КПСС. Кстати, "Интернационал" до сих пор является партийным гимном некоторых коммунистических и социалистических партий. Герб как эмблема выражает исторические традиции его владельца. Гербы могут быть государственные, городские, корпоративные, родовые и т.п. В гербе более отчетливо, чем в других символах, отражается историческая преемственность. Принято считать, что российский герб сложился в период образования российского государства. Он состоял с конца XIV века из двух основных эмблем: всадника с копьем, поражающего змия. В конце XV века к ним был добавлен двуглавый орел. С тех пор и до Октябрьской революции герб неоднократно видоизменялся, но всегда в качестве одного из символов в гербе присутствовал двуглавый орел. Последний герб Российской империи был утвержден а 1882 году. Он имел много геральдических деталей, но в основе его оставался двуглавый орел. После Февральской революции временное правительство сохранило в гербе эмблему орла, опустив ему крылья и убрав все остальные эмблемы. Первый герб СССР был утвержден в 1923 году, и описание его было закреплено в Конституции 1924 года. Впоследствии, вплоть до развала СССР, основа герба -- земной шар с серпом и молотом, обрамленный колосьями -- оставалась неизменной, менялось лишь число витков ленты, скрепляющей колосья с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на языках союзных республик, которое соответствовало числу республик. Решение принято, а нападки на гимн продолжаются Сторонники нынешнего герба с двуглавым орлом утверждают, что он был позаимствован у Византии. "Советская Россия" уже писала, что двуглавый орел был перенят у австрийской династии Габсбургов и что ничего византийского в этом орле нет (09.12.2000 г.). Некоторые российские историки считают, что официального герба Византия вообще не имела, а орел в качестве герба использовался на Западе -- в Священной Римской империи ("НГ", 09.2000 г.). Несколько иного мнения придерживался А.С. Пушкин. В письме брату Льву 1 -- 10 января 1823 года Пушкин назвал "оплошностью" строки К.Ф. Рылеева "прибил свой щит с гербом российским на вратах византийских" в его думе "Олег Вещий". "Во времена Олега, -- пишет Пушкин, -- герба русского не было, а двуглавый орел есть герб византийский и значит разделение Империи на Западную и Восточную -- у нас же он ничего не значит" ( Собр. Соч., том 9, стр. 54). Пушкин вообще с пренебрежением относился к двуглавому орлу. Об этом достаточно красноречиво говорят строки из "Евгения Онегина": "Орла двухглавого щипали у бонапартова шатра..." Олигархические СМИ злорадствуют по поводу того, что КПРФ и аграриям пришлось согласиться с "белогвардейским" триколором и "самодержавным" орлом. Да, коммунистам и аграриям пришлось пойти на компромисс ради утверждения главного символа страны -- гимна на музыку Александрова и Красного знамени, как флага Вооруженных сил. За гимн Александрова проголосовало больше всего депутатов -- 381 (за герб и флаг -- соответственно -- 342 и 343). Но ожесточенная кампания против гимна Александрова не прекратилась и после утверждения его Думой. "Демократы" всех мастей яростно нападают на него, изливая потоки грязи и клеветы на наше советское прошлое. При этом кроме ссылок на "сталинские репрессии", у них по существу нет никаких доводов. В этом могли убедиться все, кто видел "Зеркало" Сванидзе и "Итоги" Киселева в воскресенье 10 декабря. Сванидзе обрывал на полуслове сторонников гимна Александрова и давал полностью высказаться противникам гимна. Между тем, его программа -- это программа государственного канала. А Киселев заявил, что аргументы Путина в поддержку гимна на музыку Александрова "с трудом выдерживают критику" и пытался пункт за пунктом отвергнуть их. Он пугал обывателя тем, что скоро всех противников гимна объявят "врагами народа". Более изощренно вел себя Познер в программе "Времена" на первом канале. Давая возможность высказаться сторонникам и противникам гимна, он, тем не менее пытался поставить под сомнение саму процедуру принятия решения. Заодно он попытался реанимировать и вопрос о выносе тела В.И. Ленина из мавзолея, подыгрывая в этом Чубайсу. Да, у нас, коммунистов, монархический герб и белогвардейско-власовский триколор будут продолжать вызывать отторжение. Эти символы вряд ли вызовут симпатии и у многих народов России. Ведь они ассоциируются с тюрьмой народов, которой была царская Россия. К тому же в самой эмблеме утвержденного герба есть детали, такие, как кресты и короны, которые не могут не вызывать протеста некоторых конфессий, например мусульман, которых в России более 20 миллионов. Подлинным патриотам и настоящим коммунистам гораздо более приемлем советский герб, благородную гуманистическую символику которого так образно высветил С.Маршак: То хищный зверь, то птица злая, Подобье потеряв свое, Сжимают в лапах, угрожая, Разящий меч или копье. Но ни орел, ни лев, ни львица Собой украсили наш герб, А золотой узор пшеницы, Могучий молот, острый серп. Коммунистам и всем честным людям России советский гимн ближе, потому что он символизирует союз рабочих и крестьян, международную солидарность трудящихся, созидательный мирный труд. Одно- двух- или многополюсный мир Совершенно очевидно, что за полемикой вокруг гимна, герба и флага скрывается борьба двух сил в современной России и за ее пределами, борьба между силами империализма, принявшими облик глобализма, и силами социализма и угнетенными народами стран т.н. "третьего мира". В ожесточенных нападках на социализм, на Советский Союз, на Кубу, на Иран, Ирак, КНДР и другие страны-парии сплотились сванидзе, киселевы, познеры, коены и другие идеологические прислужники Запада. Единственной пластинкой, которую они постоянно крутят, является пластинка "сталинских репрессий" -- других доводов у них нет. Нам непрерывно показывают в эфире жертв репрессий, изготовленные на западных киностудиях фильмы с их участием. За этой пропагандистской дымовой завесой они скрывают героические свершении советского парода в годы первых пятилеток, победу советского народа в Великой Отечественной войне, прорыв Советского Союза в космос. Только такой циник, как Познер, мог приравнять Советский Союз к гитлеровской Германии и потребовать, чтобы наш народ принес покаяния за прошлое. Хочу спросить у г-на Познера: разве не гитлеровская Германия напала на Советский Союз? Разве не Красная Армия, разгромив вермахт, спасла евреев от поголовного истребления? 3а какие грехи и перед кем должен каяться наш народ? В контексте борьбы мировых сил прогресса и реакции представляет интерес дискуссия на международной теоретической конференции "Интеграция регионального и глобального сотрудничества в области международной безопасности". Конференция была организована 5--6 декабря в Москве Международным независимым эколого-политологическим университетом (МНЭПУ), Центром стратегических и глобальных исследований РАН и немецким "Фондом Ханса Зайделя". В выступлениях на конференции отмечалось, что после развала СССР сложилась мировая структура с одним центром силы -- однополюсный мир. Правила игры в этом мире определяют западные страны во главе с США. Существование однополюсного мира, опирающегося на превосходстве в силе, неизбежно приводит к злоупотреблению силой, к международному произволу. Оно ведет к разрушению существующего международного права, подрыву ООН. Мировая система становится нестабильной и опасной. Это толкает мир к новой гонке вооружений, в том числе ракетно-ядерных. Предлагаемая система многополярного или многополюсного мира, по мнению участников конференции, не может быть заменой прежнего двухполярного мира и прочной основой миропорядка, она может быть лишь своего рода переходной, промежуточной ступенью, этапом на пути к возникновению нового двухполярного мира. Собственно, уже сейчас вырисовываются контуры такого двухполярного мира -- страны "золотого миллиарда" противостоят остальным странам мира, являющимся объектом эксплуатации со стороны Запада. По выражению одного из ученых, проф. МНЭПУ Ю.Николаева, нынешний однополюсный мир это - "господство хорошо организованного меньшинства над дезорганизованным большинством". Но стоит этому "дезорганизованному большинству" сплотиться вокруг какого-то центра силы, скажем, треугольника Москва -- Пекин -- Дели, как оно станет достаточно эффективным вторым полюсом, и мировое равновесие будет восстановлено, и ООН опять сможет играть подобающую ей роль в мире. Международное право, таким образом, восторжествует над международным произволом. Такой подход кажется несколько утопическим, ибо в его основе лежит не идеологический подход, он игнорирует реально существующие в мире противоречия, исходит из обанкротившейся горбачевской концепция "общечеловеческих ценностей". Нам представляется, что роль центра, вокруг которого могут сплотиться страны "третьего мира", может и должна сыграть Россия. Но она сможет сыграть роль ядра второго полюса, если возродится под знаменем обновленного социализма как сверхдержава. Именно этого опасаются США и другие западные страны, которые с озабоченностью следят за усилиями, которые предпринимает В.Путин для налаживания отношений с социалистическими странами и странами т.н. "третьего мира" -- бывшими друзьями Советского Союза. Вашингтон с тревогой отмечает, что с момента избрания его президентом России, Путин навел мосты почти со всеми странами, которые Госдеп США называет не иначе, как страны-парии. В их числе и социалистическая Куба, куда президент России отправится 15 декабря с официальным визитом. В интервью российским и кубинским журналистам накануне визита В.Путин признал ненормальном наблюдавшееся в последние годы охлаждение отношений между Россией и Кубой, подчеркнул, что Куба является традиционным партнером России. Он выступил за немедленное снятие экономической блокады Кубы. Путин уклонился от прямого ответа на вопрос кубинских журналистов, является ли он левым или правым политиком. Как профессиональный разведчик, он прикрыл свои политические симпатии российской пословицей "хоть горшком назовите, только в печку не ставьте" и делал упор на экономические аспекты сотрудничества с Островом Свободы. Было ясно, что российский президент явно не хотел создавать дополнительных раздражителей в отношениях с Соединенными Штатами. Будет интересным проследить за тональностью его публичных выступлений на Кубе, а также за теми оценками, которые будет давать российской политике Фидель Кастро. Василий САФРОНЧУК новое на сайте
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
|
В избранное | ||