Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "hifiNews.RU - все о hi-fi: новости, тесты, статьи, интервью" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Декабрь 2002 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
10
|
12
|
13
|
14
|
15
|
||
16
|
17
|
19
|
20
|
21
|
22
|
|
24
|
26
|
28
|
29
|
|||
30
|
31
|
Статистика
-4 за неделю
АУДИОревю
Информационный Канал Subscribe.Ru |
СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
| ||
Для улучшения механических свойств в кабелях профессионального назначения используют в качестве заполнителя хлопчатобумажную нить, как в бельевой веревке советских времен. Именно такой заполнитель использован в “Daxx R99 Audiophile Edition”. Веревка не ломается сама и защищает от переломов проводники. Кабель получился настолько прочным, что его можно использовать как буксировочный трос для небольшого авто, хотя на звук это и не влияет. Разговоры про направленность кабелей набили уже оскомину. И рад бы пройти мимо, да придется подзадержаться. Начну с того, что все кабели, которые удалось разобрать, оказались неизотропными: экранирующая оплетка соединена с обоймой разъема только на одном конце кабеля. Или выведена отдельно, как у “Scosche EFX A17 TWD”, но все равно — только на одном конце, который производители предлагают использовать в роли начала и подключать его к источнику сигнала, хотя я всегда делал наоборот. И продолжаю делать в системах профессионального назначения. Сдается мне, что входные цепи усилителя все-таки больше страдают от помех, чем выходные каскады источника сигнала, и именно вход следует защищать. Теоретическую базу под свою точку зрения подводить не буду. Вопрос — пустяк, вариантов всего два: в одну сторону кабель воткнул и послушал, а потом в другую, будет слышно, как лучше, только оба кабеля нужно направлять в одну сторону. Иногда, кстати, других вариантов и не предвидится. Вот примеры: “Phoenix Gold ARX.850ZLN” или “Monster Cable Interlink 301XLN”. Кабель один, но концов у него по два с каждой стороны, всего — четыре. Можно по такому кабелю два сигнала сразу передавать. Те, кто хоть раз устанавливал многоканальную систему в автомобиль, знают, какие трудности возникают при протягивании полудюжины кабелей по салону. Даже для пары — и то бывает непросто найти место. Вот тут и вспоминают про сдвоенные кабели. Преимущества очевидны, но не все (недостатки тоже не сразу в глаза бросаются). Одна из причин недостатков — необходимость раздвоить провод, что плохо отражается на его механической прочности. В итоге именно в месте разделения чаще всего случаются повреждения. В традиционной конструкции в разъеме крепится все сразу: оболочка, экран и заполнение, именно этим обеспечена прочность, а разделение кабеля ее ухудшает. Чем же привлекает установщиков сдвоенный кабель? Во-первых, как уже было отмечено, уменьшаются габариты конструкции. Во-вторых, сдвоенный кабель потенциально имеет более высокую помехозащищенность (которая заслуживает, впрочем, отдельного рассмотрения). Обстоятельства приземленные Самым приземленным является тот факт, что если не “минусом”, то “плюсом” бортовая сеть оказывается соединена с “землей”— точнее, с “массой”, и ничего с этим не сделать, так уж устроен автомобиль. Отношения автомобиля и “земли” довольно сложны — прежде всего, потому, что традиционно металлический кузов используют в качестве проводника. Всякие лампочки-моторчики одним полюсом сидят, как правило, на массе, и в результате по корпусу автомобиля блуждают токи, а корпус оказывается неэквипотенциальным. Измерьте напряжение между капотом и багажником — сами увидите, в чем суть вопроса, решать который приходится при выборе точки заземления аудиоаппаратуры.
Головное устройство ставят впереди, усилитель убирают в багажник — и оба норовят соединить с корпусом. Что мы получаем в результате? В бытовой домашней технике проблема заземления встает в полный рост редко. Как ни соединяй, отношение сигнал/шум в 80 дБ все равно получишь, а больше и не надо. Разве что с магнитным звукоснимателем для виниловых LP повозиться придется. В автомобиле так легко не отделаешься: любой промах — и в качестве “гарнира” к музыке получишь неприятный стрекот. И не важно, кто виноват, вопрос в другом: что делать? Начать стоит с выяснения: откуда берутся помехи? Рассмотрим вторую вероятную в автомобиле ситуацию: провода расположены вблизи источника магнитного поля. В петле, образованной кабелями левого и правого каналов, наводится ЭДС и течет ток. Он вызывает падение напряжений на проводниках и контактах. Какие-то напряжения компенсируются, а какие-то — нет: в результате возникают помехи. Если провода левого и правого канала свиты вместе, то наводка на звуковой тракт окажется минимальной. От количественного анализа я воздержусь, но качественная оценка дает ответ вполне определенный: помехи будут. Помехи в автомобиле будут всегда. Даже если взять кабель “Monster Cable Interlink 301XLN”, которому производитель сулит ультранизкий шум, широкий динамический и частотный диапазон. Почитаешь рекламу — и начинаешь верить, что “Monster Cable”, наверное, даже постоянный ток может передавать, который в звукотехнике — диковинка. Проверка на прочность Сотню раз столкнувшись с помехами от автомобильной электроники, начинаешь “дуть на воду”. Подсознательно тянешь руку к кабелю с толстым экраном и соблазнительными надписями про Double Shield. А как же на самом деле обстоят дела с помехозащищенностью? На провод, помещенный в постоянное поле, ничего не наводится, так что осветительные цепи создают помехи для аудиотехники только в момент включения или выключения. Гораздо больше неприятностей приносит система зажигания, в которой ток течет импульсами2. Как отреагирует звуковой кабель, попавший в импульсное магнитное поле, насколько большими окажутся помехи, индуцированные в кабеле? Чтобы решить задачу, надо знать конфигурацию проводников и учитывать наличие окрест магнитных материалов, то есть кузова. Качественную оценку кабеля можно получить, если создать около него импульсное магнитное поле и поглядеть, что появилось на его конце. Такой метод не дает абсолютной оценки, но позволяет ранжировать кабели по помехозащищенности, его точность и разрешающая способность довольно высоки, без особых усилий удается измерить наводку величиной 20–30 мкВ. Только ничего путного из этой затеи у меня не получилось. Немного лучшие результаты (среди всех) показал “Art Sound AXZ50”, но и его преимущества чуть больше погрешности измерений. Для испытаний был взят конденсатор 4700 мкФ. Его зарядили до напряжения 35 В и подключили к катушке — 50 витков провода, средний диаметр намотки 40 мм, сопротивление постоянному току 0,4 Ом. Амплитуда тока в катушке превышает 20 А, и канцелярская скрепка, лежащая рядом с катушкой, даже подпрыгивает. Но, как я ни прикладывал катушку к испытуемым кабелям, все равно амплитуда наведенного напряжения не достигла и 0,5 мВ — внимания как помеха эта величина не заслуживает. Если напряжение сигнала равно 3 В, а помехи — 1 мВ, то отношение сигнал/шум составляет около 70 дБ. Расслышать такое можно, только если сунуть ухо в акустическую систему. Отмечу одну особенность методики: ко входу измерительной установки я по привычке подключал тот конец кабеля, где экран соединен с общим проводом. Не сопутствовала мне удача и при измерении защищенности кабеля от электрического поля. На конце кабеля, помещенного в поле звуковой частоты напряженностью 100 В/см, практически ничего не видать. При измерениях помехи получились гораздо меньше полезного сигнала: около 0,3 мВ. Слабым местом по части защищенности оказались концы сдвоенных кабелей. Похоже, что там использованы неэкранированные проводники. Не следует располагать эти концы около источников помех. Тайны электричества Прочитав на кабеле про фазовую коррекцию, я надолго задумался. О какой фазе может идти речь? О той, по которой двинулся автор этой надписи? Для сигналов звуковых частот вносимый кабелем фазовый сдвиг оказывается ничтожно малым: даже не о радианах идет речь, а о градусах. Звуковые частоты в этом смыс-ле — все равно, что постоянный ток. И почти все тайны электричества можно раскрыть с помощью закона Ома, главное — прикладывать его в правильной полярности. После измерений сопротивления проводов постоянному току стали очевидны заметные различия между кабелями. Сопротивление кабелей постоянному току Хотя постоянный ток далек от звукотехнических надобностей и прямой связи сопротивления с качеством звучания искать не следует, пища для размышлений все-таки появляется. Чем меньше сопротивление провода, тем он толще: при прочих равных показателях, разумеется. Интуитивно кажется, что толстые проводники в межблочных кабелях едва ли полезны. О чем свидетельствует различие сопротивлений сигнального и общего проводов? Вероятно, о том, что экранирующая оплетка используется в качестве проводника: обычная коаксиальная конструкция. Она заслуживает всяческого уважения, но витая пара в экране мне кажется более подходящей для звуковых целей. Очень непросто разобраться с собственной емкостью кабеля, между сигнальными проводниками и экранирующей оплеткой. Нельзя игнорировать и емкость между оплеткой металлическим кузовом. Эквивалентная схема всей системы несложна, но с количественными мерками подойти к ней трудно. Большая длина, большие помехи… Толстые провода (иначе не добиться необходимой прочности), много изоляции (по той же причине) — все это окрашивает “кабельный” вопрос в неспокойные тона и предъявляет дополнительные требования к входным и выходным цепям соединяемых устройств. Можно, впрочем, долго заниматься тем, что ученые называют параметрической оптимизацией: подбирать материалы, совершенствовать конструкцию — а можно улучшать структуру, то есть так строить звуковой комплекс в автомобиле, чтобы можно было обойтись без длинных и прочных кабелей. Придется, конечно, перешагнуть психологический барьер традиций и привычек, но именно нетривиальные решения оказываются подчас самыми эффективными.
М.Ройтман.
1 Не без умысла припасены были для испытаний и слесарные инструменты. Ю.Кольцов.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Компания „Hi-Fi Аудио“, крупнейший российский дистрибьютор бытовой электроники и акустических систем всемирно известных производителей — таких как „Sonus faber“, „Krell“ „Avantgarde Acoustic“ и многих других,— пополнила этот длинный список новым именем: „Thender“. Итальянская компания „Thender“ специализируется в первую очередь на изготовлении соединительных кабелей, разъемов, штекеров, наконечников всех типов, аксессуаров для домашних аудиовидео- и мультимедийных систем. Также „Thender“ производит все необходимое для установки и подключения автомобильных аудиосистем вплоть до соединительных узлов, фильтрующих конденсаторов, аккумуляторных батарей и электроинструмента. Для любителей „домашнего hi-fi“ несомненный интерес представляют медные и серебряные кабели к АС и межблочные кабели самой различной конструкции. Феноменальное отношение качество/цена, характеризующее продукцию компании „Thender“ (цена самого дорогого кабеля не превышает $100 за 1 метр), делает эту торговую марку весьма конкурентоспособной на мировом и особенно на российском рынке.
|
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||