Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

АУДИОревю

  Все выпуски  

АУДИОревю


Информационный Канал Subscribe.Ru

СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКА
      
      
      
 
Наш ответ Терминатору (АС "Rockford Fosgate FNQ 3146") 
      


  Акустическая система FNQ 3146 — из серии Fanatic Q, а Q — не только допустимое ругательство из чатлано-пацакского словаря, но и первая буква волшебного слова quality.

  Подлинное значение термина “качество”

  Были времена, когда даже в квартирах, подвалах, сараях и землянках — одним словом, в жилищах,— трехполосные акустические системы встречались редко. Тот же дефицит наблюдался на стадионах, вокзалах и в других местах массового скопления-захоронения публики. Само русское слово “колонка” вошло в аудиообиход благодаря специфическому внешнему виду — может быть, здесь не обошлось без ассоциаций, возникающих от созерцания бытового газового водонагревателя. Неуклюжая деревянная тумба бо’льших размеров, сохраняя пропорции, была нашпигована однотипными излучателями, соединенными последовательно и, конечно же, безо всяких разделительных фильтров. (High-End!)
  Нынче таскать за собою упомянутую тумбу на дюжих плечах или же на прицепе — для достижения мобильности прослушивания любимых мелодий — нет нужды: современная миниатюризация дошла до того, что трех–четырех- (и более) полосные акустические системы можно увидеть в карманных радиоприемниках, детских игрушках, переносных магнитолах, телефонах, а также в высококлассных милицейских рациях. Поэтому неудивительно будет встретить их и в автомобилях, где места для установки “ну просто завались”.
  Продукт современного ви’дения проблемы производства АС предстал перед нашим взором в лице Rockford Fosgate FNQ 3146, предназначенной для озвучивания салонов популярных в народе транспортных средств.
  Фирма Rockford Corp. охватывает рынок семи торговых марок и предлагает самые разные изделия. Сюда входят, кроме собственно Rockford Fosgate “a la car audio”, и профессиональные усилители, и активные мониторы, и сабвуферы для записывающих студий, кинотеатров и концертных залов; а еще процессоры, усилители и АС для домашнего кинотеатра — наконец, даже гаражная мебель! (К сожалению, моющих пылесосов или хотя бы веников–тряпочек для протирания этой мебели в ассортименте не предусмотрено.)
  Хищное (но совершенно естественное для любого организма, имеющего аппетит) стремление к развитию привело к тому, что в 2001 г. Rockford Corporation приобрела немецкую компанию по производству домашних и автомобильных акустических систем MB Quart.
  В составе трехполосной системы FNQ 3146 оказались твитер, среднечастотник в 4 дюйма и мидбас в 6,5 дюймов. Она взята из серии Fanatic Q, что, по-видимому, подразумевает старшую по качеству и цене линию в модельном ряду. Q — не только допустимое ругательство из чатлано-пацакского словаря, но и первая буква волшебного слова quality, что следует произносить — для придания более емкого смысла — с утробными интонациями, беря пример из живой природы (например, с лягушек). Об этом разработчики Rockford Corporation знают хорошо — и волшебное слово произносят громко (призывая к этому покупателей своей продукции) и с должным подобострастием, дружно собираясь для проведения занятий дыхательной гимнастикой в одном месте. Проходя мимо производственных корпусов, порой можно слышать импровизированный концерт, который несведущий человек может принять за лягушачий, но нам-то повезло больше: мы — как потребители и меломаны — знаем веское значение слова “качество”.
  Компонентная акустическая система FNQ 3146 является флагманской моделью у Rockford Fosgate. Использованный для всех диффузоров материал (алюминий) — решение, выбранное изготовителем впервые.
  Сама серия, включающая в себя тестируемую FNQ 3146, состоит из трех комплектов АС, которые, используя одинаковые НЧ- и ВЧ-динамики, различаются диаметром среднечастотных головок: FNQ 3404 (102 мм), FNQ 3504 (133 мм), FNQ 3604 (165 мм). Соответственно применяются и кроссоверы, которые названы производителем “системными”: FNQ 3414, FNQ 3514 или FNQ 3614. Функция кроссовера — деление полос сигнала на частоте 3200 Гц. Для СЧ-динамика спад 12 дБ/окт, а для твитера 24 дБ/окт. Встроена защита ВЧ-динамика на двух лампочках (12 В х 10 Вт), свечения которых так и не было замечено: как ни выкручивали мы регулятор громкости, АС осталась после этого исправной — значит, лампочки установлены все же не зря. Внушает симпатию предусмотренная для пользователя возможность их снять, открутив четыре маленьких винтика. Предусмотрительные (и образованные) разработчики учли влияние такой защиты на звук. Регулировка уровня ВЧ осуществляется так: джампер на плате имеет три положения (0 дБ, –3 дБ, –6 дБ). Высокочастотные динамики могут менять свое включение на противофазное, благодаря переключателю на два положения. А их диффузоры имеют вогнутую форму: по мнению разработчиков, это улучшает АЧХ и зону стереоэффекта, что особенно важно в автомобиле.
  Разделение полос мидбас/ СЧ обеспечивает второй отдельный кроссовер (т.е. стереокомплект содержит четыре корпуса кроссоверов). Частота раздела — 300 Гц, спад сигнала — по 12дБ/окт для обоих динамиков. Кроссоверы снабжены позолоченными контактами.
  Практически у всех трех пар алюминиевых излучателей — краевой резиновый подвес из одного материала. Это искусственная терморезина. Таким образом, можно рассчитывать на долгий срок службы и на линейный процесс перемещения диффузора. Кроме того, наличие демпфирующего материала по соседству с металлическим алюминием обещает улучшенный процесс затухания поверхностных колебаний. Подобные конструкции выгодно отличаются и по уровню гармонических искажений.
  Корзины у динамиков литые, планшайбы [центрирующие то бишь.— Прим. ред.] сделаны плоскими, что в сумме благоприятствует детальности в звучании. И мидбасовый, и среднечастотный драйверы имеют выточенную из алюминия фазовыравнивающую вставку пулевидной формы.
  Внутри кроссоверов FNQ 3146 можно найти стовольтные конденсаторы в одинаковых чехлах с надписью Rockford. Конденсаторы — общего применения, но достоверно известно, что они проходят входной контроль у изготовителя. Катушки индуктивности тоже ничем особенным не выделяются: большинство их намотано на сердечниках, но есть и одна воздушная — в цепи твитера. Катушка мидбасового кроссовера намотана утолщенным проводом (диаметр 1 мм) на сердечнике. С ней соседствуют заказные электролитические конденсаторы Rockford с пятипроцентным допуском номинальной емкости.
  Динамики комплекта имеют аккуратное и очень эстетично оформленное исполнение. Их небольшие неодимовые магниты придают всей системе изящный вид. И этот эффект усилен совсем не случайно выбранной двухцветной окраской. На излучателях красуется многообещающая надпись Made in USA. Токоведущие косички, идущие от клемм к катушкам, выполнены из посеребренного провода. Все динамики (кроме твитеров) снабжены индивидуальными номерами.

  Внимая музыке

  Поскольку металлические высокочастотные динамики имеют репутацию якобы заметно склонных к звенящим призвукам и к утомительности звучания, прослушивание велось долго — ведь надо было либо опровергнуть данное заблуждение, либо убедиться в его правоте. Удалось первое. Прогрев в течение 48 часов оказался достаточным: высокие частоты были мягкими, ненавязчивыми, с длительным плавным затуханием.
  Не наблюдался и неприятный “триггерный эффект”, обкрадывающий слушателя куцей микродинамикой — когда затухание звука тарелки происходит нарочито неожиданно, как будто ее “выключили”.
  Общая тембровая окраска была определенно приятной. Слушать было не утомительно. Таким образом, трехполосный комплект прошел испытание популярной музыкой на “пятерку”. Даже установка различных уровней громкости не мешала ему привлекать внимание цельной музыкальной картиной.
  Выявилась “изюминка” в понимании изготовителем тонального баланса: басы были быстрыми, звуки не затягивались. АС явно не подходила для демонстрации типа “послушайте, какой бас”: музыкальная картина подавалась целым полотном, а отсутствие выделяемого диапазона частот приводило к тому, что дорожки, особенно на сборнике Sade, ясно различались по тембру звука и по характеру аккомпанемента.
  А воспроизведение диска Morcheeba вообще снимало любые вопросы к мощи низких частот — и даже к ощущению объема и масштаба в звучании баса. Конечно, деликатность на низких и высоких частотах приносит ощущение “камерности” (так бы сказал оптимист) и “сжатой динамики” (по выражению пессимиста).
  Однако позволю себе заметить, что эта трехполосная система подразумевает еще и сабвуфер, который не участвует в тестировании, а уровень высоких вы можете подстроить по желанию (в нашем случае можно в бо’льшую сторону). Хотя эти дополнения и придадут энергии соответствующим частотным диапазонам, все же, на мой взгляд, могут слегка нивелироваться индивидуальные особенности исполняемых номеров — благодаря акцентированию краев диапазона: это типичная ошибка неопытного слушателя, в шаловливые руки которого попал темброблок.
  Надо учесть и тот факт, что сами усилители от Rockford Fosgate славятся своей динамикой.
  После первых прослушиваний стали интересовать характеристики, более сложные для изучения и уж тем более — для воспроизведения: натуральность тембра и степень детальности. Именно, в какой мере их ограничивает АС?
  Для этого испытания потребовались подлинно рафинированные и разноплановые записи. Их удалось найти на диске–сборнике “Mandomanie” (фирмы Pierre Verany): джазовая пьеса “Blue Rondo Chinois” в исполнении Michel Bontemps устранила подозрения в ограниченности возможностей FNQ 3146: высокие частоты оказались исключительно детальными, пространство хорошо распознавалось, а динамика и тембры продемонстрировали свое богатство.
  Неожиданно оркестр “Pro Arte de Munich” показал напористую энергичность при воспроизведении концерта Антонио Вивальди “BWV 975”. Границы возможностей для АС FNQ 3146 стали прорисовываться лишь на шестом треке “Iris” с диска Wim Mertens “Strategie de la Rupture”, когда, несмотря на передачу натурального рокота аккордов рояля, в звучании все-таки можно было различить слабый налет синтетической окраски и в вокале, и в аккомпанементе. Да, акустические записи всегда выставляют фаворитами бумажные динамики. Но уровень шумов в салоне реального автомобиля и обычная эксплуатация акустических систем на высоких уровнях громкости [а также недружелюбные условия эксплуатации.— Прим. ред.] говорят о верном выборе конструкторов Rockford Fosgate, проявивших интерес к алюминиевым диффузорам в этой высокой ценовой категории.
  Хорошее впечатление от общения с комплектом FNQ 3146 оставляет еще и следующая его характерная черта: на треке ор. 96 с диска А.Dvorak “Piano Quintet, String Quintet” натуральность звучания инструментов оркестра камерной музыки была на высоте. Особенно порадова-ли солирующие скрипки. Можно сказать, что струнные инструменты удаются FNQ 3146 лучше, чем рояль или тот же вокал.
  Последнее прослушивание требует некоторых пояснений. Раз уж испытываемый комплект АС с успехом доказал, что он представляет собой нечто большее, чем техническое устройство для воспроизведения звучания, то возник вопрос об оценке степени “одушевленности” техники. Этот тест был проведен скорее не как испытание модели FNQ 3146, а как изучение свойств материалов диффузора.
  Была подключена домашняя акустическая система с диффузором из неофлекса и шелковой высокочастотной головкой, которая примерно в четыре раза превышает по цене изделие от Rockford Fosgate. Для оценки особенностей обеих конструкций дополнительно привлекли диски “S.Rachmaninov, Piano Concerto #3, E.Kisin”, “Music of John Adams & Terry Riley” и Don Ross “Huron Street”.
  Первый из этих дисков, с записью игры знаменитого Евгения Кисина, преподносит звучание из концертного зала и демонстрирует, помимо безупречной техники, неповторимую, яркую выразительность и убедительнейшую эмоциональность.
  Запись на другом диске впечатляет тончайшей передачей нежных звуков. Исполнительница Глория Ченг — американская пианистка, выигравшая в 1992 г. конкурс исполнительского мастерства, проводимый американской Лигой композиторов. Победа повлекла за собой успешный сольный концерт в Карнеги-Холл (1993 г.). Запись — очень серьезное испытание для АС: нужно донести до слушателя сложную гармоническую структуру музыки.
  А следующая музыкальная программа относится к исполнению, которое можно было бы охарактеризовать как “современная акустическая инструментальная музыка”. Она исполнена в стиле new age канадским гитаристом Доном Россом (Don Ross), который давно известен в музыкальном мире благодаря виртуозной технике и своим композициям.
  Его исполнение, которое еще в 1988 было удостоено “первого приза за пальцевую технику игры на акустической гитаре” в США, многие наверняка уже слышали. Композиции Дона Росса, подобно другим образцам исполнения, выпускаемым Narada/ Lotus, служат примером виртуозности и многоплановости музыкального повествования.
  Попросту говоря, была возможность выяснить, подойдет ли комплект Rockford Fosgate FNQ 3146 для многократного прослушивания, когда каждое новое обращение к произведению не угрожает чувством скуки, а наоборот — сулит все новые и новые прозрения и радость находок. Ясно, что домашние акустические системы не сравнивались с тестируемым образцом, а служили точкой отсчета при выборе музыкального материала.
  Первый вывод, который был сделан: звучит не материал диффузоров, а технология исполнения! Было ясно, что никаких “металлических” призвуков FNQ 3146 не имеет. Можно заметить, что комплект АС стремился не удивлять мелочами и деталями, а сохранять целостность и осмысленность музыкальных событий. Кроме того, Rockford Fosgate удивительно хорошо сохранял параметры своего звучания при самых низких и наиболее высоких уровнях громкости. Можно сказать, что на предельных уровнях он превосходил даже более совершенные контрольные акустические системы.
  Резюме таково: если в вашей музыке заключено какое-либо развитие и связное повествование, то FNQ 3146 не подведет, и вам будет интересно следить за развитием сюжета.
  Однако надо беспристрастно заметить, что может быть найден музыкальный фрагмент, который безжалостно обнажит ограничения ценовой категории изделия. На дорожке “Fandango on the Heaven Ladder” диска “Adams & Riley” произошла демонстрация предела возможностей этой автомобильной АС. Смысл музыкальной пьесы передавался не мелодической фразой, а последовательной сменой гармоний аккордов, которые, добавляя сложности, еще и звучали pianissimo. Этот труднейший фрагмент правильно построила система, выступавшая в качестве эталона, а тестируемая только спровоцировала мысль “хорошо бы настроить рояль”. Тихие звуки оказались наиболее сложными для воспроизведения.

Phoenix Gold Ti951 Comp Elite акустическая система>>
Технические параметры

 Твитер
    Номинальный диаметр
    Диапазон частот
    Чувствительность
    Максимальная мощность
 
 48 мм
 4–24 кГц
 90 дБ/1 Вт/1 м
 100 Вт (RMS)
 Cpeднечастотный динамик
    Диаметр
    Диапазон частот (с кроссовером)
    Чувствительность
    Максимальная мощность
 
 133 мм (4”)
 300–3200 Гц
 88 дБ/1 Вт/ 1 м
 100 Вт (RMS)
 Мидбас
    Диаметр
    Диапазон частот (с кроссовером)
    Чувствительность
    Максимальная мощность
 
 165 мм
 40–300 Гц
 92 дБ/ 1 Вт/ 1 м
 100 Вт
 Импеданс (системы)  4 Ом
 Цена  $ 875



  Выводы>>

  Акустическая система Rockford Fosgate FNQ 3146 подходит для самых разных жанров музыки и обещает чистый звук при внушительной громкости. Она может приглянуться ценителям исполнительского мастерства и хорошо сделанных записей. Трехполосная конфигурация за счет гибкости размещения поможет не потерять в салоне конкретного автомобиля тот уровень качества, который обеспечил изготовитель.

Иван Болотников.



Информация предоставлена журналом "AudioMobile".

      

  НАШИ ИСТОЧНИКИ 
      


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное