Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Автотранспортная экология

  Все выпуски  

Автотранспортная экология


Простой и эффективный способ восстановления цилиндров автотракторных двигателей.
Уровень загазованности магистралей в значительной степени зависит от доли грузового транспорта. Эта проблема усугубляется из-за старого автомобильного парка, нерегулярного технического обслуживания Большинство автотракторных двигателей, поступивших в капитальный ремонт, не требуют его, поскольку изношены один или два цилиндра. Двигатель же подвергается полной разборке, нарушаются приработавшиеся сопряжения, ряд деталей просто выбрасывается: резинотехнические изделия, поршневые кольца. Научно-техническими
центрами рекомендуется проводить углублённые технические ремонты по техническому состоянию на базе авто-центров и автотранспортных предприятий.
Улучшения технико-экономических и экологических характеристик парка эксплуатируемых авто-транспортных средств, изношенного более чем на 70% можно добиться только через поддержание определённого уровня технико-экономических характеристик автомобилей в процессе их эксплуатации. При этом важнейшей практической задачей является контроль расхода масла на угар, расхода картерных газов. в процессе их эксплуатации и использование при этом самых эффективных и самых дешёвых экологически чистых
технологий, разработанных отечественными учёными и специалистами.
Сопоставление предельных значений овальности цилиндров после сборки двигателей в авторемонтном производстве с предельным значением овальности 20 мкм. показывает, что они отличаются в 1,5-2 раза. Таким образом до 50% и более ресурса теряется в процессе ремонта двигателей.
Установлено, что задолго до предельного износа (0,4…0,5мм.) цилиндров макрогеометрические отклонения цилиндров и в первую очередь овальность (0,08…0,1) является фактической причиной постановки двигателей на ремонт. Известно, что при значениях максимальной овальности цилиндров 0,08…0,1 мм. двигатель эксплуатировать экономически нецелесообразно из-за повышенного расхода масла на угар, повышенной токсичности отработавших газов (ОГ) и картерных (КГ). При такой овальности
гильзы двигателей КамАЗ выбрасываются, а гильзы двигателей ЯМЗ растачиваются на ремонтный размер.
Известно, что к моменту достижения предельно допустимой овальности цилиндров расход масла на угар и выбросы углеводородов с отработавшими газами увеличиваются в 10 раз. Расход картерных газов, которые в 15-20 раз агрессивнее отработавших газов, увеличивается в 3 раза. Следовательно, поддержание овальности цилиндров в пределах, заложенных заводом изготовителем (20мкм.),в течение всего срока службы является актуальной проблемой На увеличение расхода масла на угар,токсичности выхлопных
и картерных газов влияет степень износа группы поршень-поршневые кольца-гильза цилиндра и отклонение формы деталей ЦПГ от правильной геометрической.
Базовой деталью ЦПГ автотракторных двигателей является тонкостенная «мокрая гильза» с фланцевой посадкой в верхней части и резиновой уплотнительной манжетой в нижней с гарантированными зазорами между верхними и нижними поясами гильзы и блока. В большинстве конструкций автотракторных двигателей силы, вызывающие деформацию тонкостенных гильз могут быть сведены к двум диаметральным сосредоточенным силам, сжимающим цилиндр в области бурта. Форма гильзы в этом случае характеризуется
взаимно перпендикулярным расположением больших осей овалов в верхней и нижней частях. Между овализированными частями гильзы располагается недеформированное сечение, называемое узловым. В верхней части гильзы большая ось овала направлена перпендикулярно оси коленчатого вала.
.Аналогичный характер деформации гильзы и тонкостенной трубы раскрывает возможности управления овальностью в цилиндрах в процессе эксплуатации двигателя путём обжатия бурта гильзы в пределах упругости. Таким образом возможно снизить величину овальности цилиндров автотракторных двигателей(КамАЗ, ЯМЗ, ЗИЛ и др.) до уровня не превышающего допуск на предельное значение овальности в цилиндрах после сборки, предусмотренной заводом-изготовителем, и таким образом поддерживать величину
овальности на заданном уровне в процессе эксплуатации
Таким образом можно уменьшить не только монтажную овальность, но и эксплуатационную, т.к. эксплуатационная овальность в зоне работы верхнего компрессионного кольца имеет аналогичный характер. При этом максимальная овализация цилиндра имеет место в зоне остановки верхнего компрессионного кольца в верхней мёртвой точке поршня.
Обжатие бурта гильзы осуществляется путём установки стальных пластин в гарантированный зазор между цилиндрическими поверхностями бурта гильзы и расточки в блоке под бурт с натягом.
При этом ось симметрии компенсаторов совпадает с большей осью овала в зоне остановки верхнего компрессионного кольца.

Снижение овальности в цилиндрах до 20-25 мкм. обеспечивает:

- снижение расхода картерных газов более, чем в четыре раза;

- снижение токсичности отработавших газов на 30-40%;

- уменьшение расхода масла на угар на 30-40%;

- увеличение ресурса деталей ЦПГ в два раза;

- совершенствование системы текущих ремонтов.

Способ является простым, дешёвым. Дополнительные затраты на организацию применения способа компенсации овальности пренебрежимо малы по сравнению с экономическим эффектом, который можно получить за счёт снижения ущерба от повышенной токсичности двигателей, за счёт экономии ГСМ, снижения расходов на ремонт.
Оригинальность способа заключается в том, что он раскрывает возможности непосредственного регулирования овальности цилиндров без снятия двигателя с эксплуатации и без демонтажа гильз из блока..
Способ не требует каких-либо изменений конструкции двигателя. После применения КО не требуется длительная приработка трущихся пар, т. к. при этом не производится непосредственное воздействие на зеркало цилиндра и положение гильз в блоке не нарушается.
С целью снижения трудоёмкости выполнения КО оценку величины овальности в цилиндрах целесообразно приурочить к любому снятию головок блока, например, к замене прокладок под головками блока.
Выполнение комплекса мер, связанных с внедрением способа КО в автотранспортных предприятиях является легко выполнимой задачей.

В избранное