Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Заметки автолюбителя.

  Все выпуски  

Заметки начинающего автолюбителя. Занятие 4. Предупреждающие знаки.


        Прежде, чем принимать решение о покупке автомобиля необходимо усвоить раз и навсегда, что управление автомобилем это не веселое и бесшабашное время препровождения, это не аттракцион в парке, это не безответственные прогулки «с ветерком». Это в высшей степени серьезная и ответственная работа, которая потребует от вас максимального сосредоточения, мобилизации всех психофизиологических ресурсов организма.
Согласно исследованиям, в условиях интенсивного движения в городе водитель в течение 1 секунды замечает на дороге не менее 10 различных предметов, делает 2 или более наблюдений, принимает 1-3 решения. За 1 минуту выполняет от 30 до 120 различных движений, каждые 2 минуты совершает, по крайней мере, одну ошибку. Сложная дорожная обстановка возникает в среднем один раз за 1-2 часа. Водитель близок к ДТП приблизительно 1 раз в месяц и в среднем один раз в 6 лет становится его участником. В предупреждении ошибок и ДТП важную роль играют предупреждающие дорожные знаки. Предупреждающий знак – с одной стороны, важнейшая информация, которую должен зафиксировать и усвоить водитель, с другой стороны – еще один фактор из многих, который не должен пройти мимо внимания водителя.
         Итак, предупреждающие знаки предупреждают о приближении к опасному участку дороги. Они устанавливаются в населенных пунктах на расстоянии 50…100 м до начала опасного участка дороги и 150…300 м – вне населенных пунктов.
         Однако, на каком же расстоянии водитель, прошедший очередное медицинское освидетельствование, то есть с нормальным зрением, способен рассмотреть и распознать дорожный знак установленного размера, к которому он приближается? Очевидно, что от этого расстояния зависит общее время, которое будет в распоряжении водителя, чтобы адекватно и своевременно отреагировать на информацию, заложенную в знаке. Вообще, эффективность использования средств регулирования дорожного движения во многом зависит от того, насколько они соответствуют психофизиологическим особенностям водителя.
        Подтверждением этого являются проведенные в МАДИ (Московском автодорожном институте) исследования, которые позволили установить, что при движении по дороге взгляд водителя в течение 95% всего времени находится в определенной зоне. Эту зону называют полем концентрации внимания. Размеры ее изменяется в соответствии с ростом скорости движения. В целях обеспечения своевременного и правильного восприятия элементов дорожной обстановки (дорожные знаки, разметка, указатели направлений, ограждения) время, необходимое для их восприятия (распознавание, расшифровка, осмысливание), должно соответствовать времени нахождения этих элементов в поле концентрации внимания водителя. Так, например, для распознавания знака «Ограничение максимальной скорости», при хорошей контрастности символа относительно фона знака, требуется около 0,1 с., при плохой контрастности – 0,5 с, в сумерках – 0,7-0,8 с. Знак начинает распознаваться с расстояния, при котором угловые размеры его символа превышают при освещенности 1000 лк немногим более 1 (сумерки), днем при 5000 лк – около 40. Это означает, что знак стандартных размеров должен находиться в поле концентрации внимания водителя в течение всего времени с момента достижения его угловых размеров, необходимых для распознавания и осмысливания. Для освещенности знака 2000 лк это время составляет 1,3 с. Для расчетной скорости 60 км/ч расстояние до знака за это время сокращается с 80 до 58 м. Для дороги с двумя полосами движения это означает, что знак за время его восприятия будет находиться в поле зрения водителя с горизонтальной координатой от 240′ до 545′, что соответствует угловым размерам поля сосредоточенного внимания при скорости движения 60 км/ч. При установке знака на обочине дороги с четырьмя полосами движения его угловой размер от центрального луча зрения при скорости движения 60 км/ч за время восприятия знака изменяется от 550′ до 1045′. Учитывая, что для скорости движения 60 км/ч предельные угловые размеры поля концентрации в горизонтальной плоскости составляют от 530′до 6-730′. При таком расположении знаков возможны их “пропуски” или ошибки в восприятии, что и подтверждается наблюдениями. Если какой-либо элемент дорожной обстановки не будет расшифрован, пока он находится в поле концентрации внимания, то водитель либо не замечает его, вследствие неудачного расположения, либо игнорирует, что имеет место в отношении предметов дорожной обстановки не несущих в себе информацию о транспортном потоке или дорожных условиях.
         Изложение высоконаучных фактов завершу такой информацией: согласно ГОСТ Р 52289-2004 5.1.4, расстояние видимости знака должно быть не менее 100 м.
         В заключение приведу несколько проверенных на практике правил, которые помогут водителю правильно воспринимать дорожную обстановку:
- выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения;
- смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность;
- активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее;
- не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте;
- перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по крайней мере два раза проконтролируйте, свободно ли место, которое вы хотите занять;
- чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете.
         К сожалению так и не смог найти ответ на вопрос, из каких соображений ГОСТом определены именно такие размеры знаков, какие мы имеем, и на каком расстоянии человек с нормальным зрением может их распознать. Но, очевидно, здесь все продумано, тем более, что думали, главным образом, не у нас, а «в Европах».

        Позвольте предложить вам еще одну публикацию из истории автомобилестроения. Такое впечатление, что об альтернативном топливе  75 лет тому назад говорили не меньше, чем сейчас:

        Легковой автомобиль, работающий на древесном газе. (Журнал “Техника молодежи”, №3, 1935 г.)
        В Германии построена первая легковая автомашина, работающая на древесном газе. Газогенератор автомобиля, общим весом в 51 кг, расположен на задней стенке машины. Во время опытного пробега газогенераторный автомобиль прошел 650 км со средней скоростью в 70-75 км/час. Расход горючего во время всего пробега составил 97 кг древесного угля.

        Возможно, вам захочется пополнить свою библиотечку автомобильной литературы книгой "Москвич-2140"  под ред. И.К. Чарноцкого. Книга в свое время была чрезвычайно популярна среди автолюбителей, так как автомобиль описан в ней что называется "до винтика". Вот, собственно, аннотация из книги: "В книге подробно описаны конструкция и принцип работы узлов, агрегатов и систем автомобиля "Москвич-2140" и его модификаций. Для обеспечения надежной работы и длительного срока службы автомобиля приведены рекомендации по регулировке отдельных механизмов и узлов, даны основные правила технического обслуживания. Книга написана коллективом ведущих конструкторов Автомобильного завода им. Ленинского комсомола. Книга предназначена для лиц, изучающих конструкцию автомобиля.

        На сегодня, пожалуй, все. Заходите на сайт. Готовлюсь к переезду на нормальный платный хостинг, так что доступ к сайту, думаю, станет комфортнее.

         Ваш в_57 (b_57@ukr.net)


В избранное