Прежде, чем принимать решение о покупке автомобиля необходимо усвоить
раз и навсегда, что управление автомобилем это не веселое и бесшабашное
время препровождения, это не аттракцион в парке, это не
безответственные прогулки «с ветерком». Это в высшей степени серьезная
и ответственная работа, которая потребует от вас максимального
сосредоточения, мобилизации всех психофизиологических ресурсов
организма. Согласно исследованиям, в условиях интенсивного движения
в городе водитель в течение 1 секунды замечает на дороге не менее 10
различных предметов, делает 2 или более наблюдений, принимает 1-3
решения. За 1 минуту выполняет от 30 до 120 различных движений, каждые
2 минуты совершает, по крайней мере, одну ошибку. Сложная дорожная
обстановка возникает в среднем один раз за 1-2 часа. Водитель близок к
ДТП приблизительно 1 раз в месяц и в среднем один раз в 6 лет
становится его участником. В предупреждении ошибок и ДТП важную роль
играют предупреждающие дорожные знаки. Предупреждающий знак – с одной
стороны, важнейшая информация, которую должен зафиксировать и усвоить
водитель, с другой стороны – еще один фактор из многих, который не
должен пройти мимо внимания водителя.
Итак, предупреждающие знаки предупреждают о приближении к опасному
участку дороги. Они устанавливаются в населенных пунктах на расстоянии
50…100 м до начала опасного участка дороги и 150…300 м – вне населенных
пунктов.
Однако, на каком же расстоянии водитель, прошедший очередное
медицинское освидетельствование, то есть с нормальным зрением, способен
рассмотреть и распознать дорожный знак установленного размера, к
которому он приближается? Очевидно, что от этого расстояния зависит
общее время, которое будет в распоряжении водителя, чтобы адекватно и
своевременно отреагировать на информацию, заложенную в знаке. Вообще,
эффективность использования средств регулирования дорожного движения во
многом зависит от того, насколько они соответствуют
психофизиологическим особенностям водителя.
Подтверждением этого являются проведенные в МАДИ (Московском
автодорожном институте) исследования, которые позволили установить, что
при движении по дороге взгляд водителя в течение 95% всего времени
находится в определенной зоне. Эту зону называют полем концентрации
внимания. Размеры ее изменяется в соответствии с ростом скорости
движения. В целях обеспечения своевременного и правильного восприятия
элементов дорожной обстановки (дорожные знаки, разметка, указатели
направлений, ограждения) время, необходимое для их восприятия
(распознавание, расшифровка, осмысливание), должно соответствовать
времени нахождения этих элементов в поле концентрации внимания
водителя. Так, например, для распознавания знака «Ограничение
максимальной скорости», при хорошей контрастности символа относительно
фона знака, требуется около 0,1 с., при плохой контрастности – 0,5 с, в
сумерках – 0,7-0,8 с. Знак начинает распознаваться с расстояния, при
котором угловые размеры его символа превышают при освещенности 1000 лк
немногим более 1 (сумерки), днем при 5000 лк – около 40. Это
означает, что знак стандартных размеров должен находиться в поле
концентрации внимания водителя в течение всего времени с момента
достижения его угловых размеров, необходимых для распознавания и
осмысливания. Для освещенности знака 2000 лк это время составляет 1,3
с. Для расчетной скорости 60 км/ч расстояние до знака за это время
сокращается с 80 до 58 м. Для дороги с двумя полосами движения это
означает, что знак за время его восприятия будет находиться в поле
зрения водителя с горизонтальной координатой от 240′ до 545′, что
соответствует угловым размерам поля сосредоточенного внимания при
скорости движения 60 км/ч. При установке знака на обочине дороги с
четырьмя полосами движения его угловой размер от центрального луча
зрения при скорости движения 60 км/ч за время восприятия знака
изменяется от 550′ до 1045′. Учитывая, что для скорости движения 60
км/ч предельные угловые размеры поля концентрации в горизонтальной
плоскости составляют от 530′до 6-730′. При таком расположении знаков
возможны их “пропуски” или ошибки в восприятии, что и подтверждается
наблюдениями. Если какой-либо элемент дорожной обстановки не будет
расшифрован, пока он находится в поле концентрации внимания, то
водитель либо не замечает его, вследствие неудачного расположения, либо
игнорирует, что имеет место в отношении предметов дорожной обстановки
не несущих в себе информацию о транспортном потоке или дорожных
условиях.
Изложение высоконаучных фактов завершу такой информацией: согласно ГОСТ
Р 52289-2004 5.1.4, расстояние видимости знака должно быть не менее 100
м.
В заключение приведу несколько проверенных на практике правил, которые
помогут водителю правильно воспринимать дорожную обстановку:
- выдерживайте траекторию движения своего автомобиля с помощью наблюдения за центром пути движения;
- смотрите как можно дальше вперед. Это поможет вам заранее заметить появившуюся опасность;
- активно наблюдайте за изменениями обстановки не только на проезжей части дороги, но и около нее;
- не задерживайте свой взгляд длительное время на одном объекте;
- перед перестроением, поворотом или выездом на главную дорогу по
крайней мере два раза проконтролируйте, свободно ли место, которое вы
хотите занять;
- чем больше ваша скорость, тем больше должна быть область дороги, которую вы контролируете.
К сожалению так и не смог найти ответ на вопрос, из каких соображений
ГОСТом определены именно такие размеры знаков, какие мы имеем, и на
каком расстоянии человек с нормальным зрением может их распознать. Но,
очевидно, здесь все продумано, тем более, что думали, главным образом,
не у нас, а «в Европах».
Позвольте предложить вам еще одну публикацию из истории автомобилестроения. Такое впечатление, что об альтернативном топливе 75 лет тому назад говорили не меньше, чем сейчас:
Легковой автомобиль, работающий на древесном
газе.
(Журнал “Техника молодежи”, №3, 1935 г.) В Германии построена первая легковая автомашина, работающая на древесном газе. Газогенератор автомобиля, общим весом в 51 кг, расположен на задней стенке машины. Во время опытного пробега газогенераторный автомобиль прошел 650 км со средней скоростью в 70-75 км/час. Расход горючего во время всего пробега составил 97 кг древесного угля.
Возможно, вам захочется пополнить свою библиотечку автомобильной литературы книгой "Москвич-2140" под ред. И.К. Чарноцкого. Книга в свое время была чрезвычайно популярна среди автолюбителей, так как автомобиль описан в ней что называется "до винтика". Вот, собственно, аннотация из книги: "В книге подробно описаны конструкция и принцип работы узлов, агрегатов и систем
автомобиля "Москвич-2140" и его модификаций. Для обеспечения надежной работы и длительного срока службы автомобиля приведены рекомендации по регулировке отдельных механизмов и узлов, даны основные правила технического обслуживания. Книга написана коллективом ведущих конструкторов Автомобильного завода им. Ленинского комсомола. Книга предназначена для лиц, изучающих конструкцию автомобиля.
На сегодня, пожалуй, все. Заходите на сайт. Готовлюсь к переезду на нормальный платный хостинг, так что доступ к сайту, думаю, станет комфортнее.