Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЛуАЗ - монстр отечественного бездорожья.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Я счел необходимым поместить эту информацию в рассылку, хотя она и
была размещена в двух конференциях, дабы не пропал скорбный труд...

==================================
Отправлено : 967, 14 Июня 2002 в 17:21:46

Как известно, завод ЛуАЗ с1995г "лежал". Только с приходом новых хозяев и вложению
определённых средств он смог снова начать производство.
Если обратиться к его истории, то увидим , что созданный изначально как военный
он , как и большинство таких советских предприятий выпускал гражданскую продукцию
по остаточному принципу. Т.е. производство гражданских автомобилей было второстепенной
задачей и, соответственно для него использовались комплектующие , отбракованные
с основного производства. Это была общепринятая практика - вспомните , хотя бы
, детские санки из "тарелок " радиолокатора ! По сути дела гражданские ЛуАЗы
были адаптированными вариантами армейских. Так 969 и предшествующие ей модели
были переделкой 967-го , 1302 - переделкой 970-го, которым начали заменять 967
, но не успели из-за перестройки. Скорее всего, прототип был и у ЛуАЗ-1301. За
это говорит изменяющийся дорожный просвет у его первоначальных вариантов. Из-за
того, что гражданское производство считалось второстепенным, модернизация и доводка
такой техники проводилась (если проводилась) вяло и малоэффективно.
Сам завод представляет собой небольшое по площади предприятие. Это и понятно:
если взять каталог запчастей по ЛуАЗу то можно заметить, что большинство из них
от ЗАЗов и Москвичей. Есть даже от ГАЗа. Это позволяло быстро ремонтировать машины,
что очень важно в военное время. Так что по сути дела завод занимался крупноузловой
сборкой - двигатели из Мелитополя , коробка из Львова и пр. На самом заводе производились
части рулевого управления (шаровые и т.п.), ходовой части (шестерни редукторов
,торсионы и пр.) ,кузов ,рама, различные мелочи.
Имея высококвалифицированный конструкторский коллектив, завод создавал довольно
жизнеспособные образцы техники. Взять модельный ряд 1302 - развернув крупносерийное
производство хотя бы микроавтобусов можно было занять достойную нишу среди маршрутных
такси (если кто-то возразит о слабой мощности - приведу в пример немецкий " Баркас"
с 40- сильным движком и используемый даже в качестве автоэвакуатора!). А что
говорить о долгожданном ЛуАЗе с дизелем! А если - бы ещё ТПК пустили в свободную
продажу - в Германии(!) и сейчас за него дают хорошую цену (как за новое авто)!
А ведь речь идёт об уже готовых к выпуску и даже выпускавшихся моделях!
В чём же причина неудач завода? И почему сейчас он "на подъёме"? Мне кажется,
что в данном случае причины неудач являются общими для всех высокотехнологичных
предприятий бывшей "оборонки" - взять те - же "Монолит" ,"ЮРЗ" ,"Азовмаш" -да
любое, какое ни возьми! Имея технологии и разработки мирового уровня и производственные
мощности, способные насытить рынок не только бывшего СЭВ ,они "без боя " сдали
этот рынок -вернее даже не сдали ,а просто на него не вышли. Это можно объяснять
по всякому, но факт остаётся фактом - сейчас мы развиваем в основном "оборонку
" Китая!
А ведь если бы ЛуАЗы вовремя "раскрутили", то ситуация на авторынке стран СНГ
изменилась бы достаточно значительно! Очевидно, что чем больше вкладывать средств
в рекламу ,тем выше будут объёмы продаж. Яркий пример этому - всяческие тампексы-орбиты-чупа-чупсы.
При современном уровне развития рекламного дела можно создать ажиотажный спрос
даже на "горбатый Запор" (ни в коем случае не хочу обидеть владельцев этой машины-этого
советского "VW Жук", которому так и нее дали развиться в "Битла").
Какие же перспективы с этой точки зрения у ЛуАЗа? Вроде - бы в случае с1301 ситуация
начинает меняться. В украинских СМИ публикуются материалы о полной реорганизации
производства под эту модель, об её современном уровне исполнения. Но так ли это?
Недавно я специально для этого побывал в Луцке и на SIA-2002 в Киеве. Хотелось,
как и на SIA-2001 пообщаться с представителями завода-изготовителя, "пощупать"
собственными руками и определиться с выбором возможного приобретения. Каков же
результат? Я 2 дня пытался хоть что-то узнать если не о машине, то хотя бы о
заводе. Место, зарезервированное под них, пустовало, организаторы выставки ничего
конкретного сообщить не могли, новые владельцы завода (концерн УПИ был со своей
немаленькой экспозицией) - тоже. Кто говорил, что должны подъехать в предпоследний
день, кто - что в последний, а кто - что их вообще не будет. И вдруг в конце
последнего дня выставки я узнаю что презентация уже идёт! Бегу на место её проведения
- пусто, на месте экспозиции - тоже. Прямо "летучий голландец " какой-то или,
вернее, "неуловимый Джо" только с той разницей, что Джо никто не ловил, а я за
2 дня встретил многих
таких - же как я, интересующихся ЛуАЗом. Такую ситуацию можно было предвидеть.
Особенно после поездки в Луцк.
В Луцке я узнал интересные вещи, которые проливают некоторый свет на перспективы
"луазостроения". Судя по имеющимся сведениям конструкция нового 1301 максимально
унифицирована с выпускающимися сейчас ЗАЗами, ВАЗами и "Москвичами" (в намного
большей степени, чем предыдущие модели ). Я имею в виду, что рулевая и ходовая
части заимствованы из этих моделей с небольшими изменениями (а может даже и полностью
- не могу сказать более точно - не смог выяснить на выставке). Соответственно
отказ от ранее использовавшихся узлов собственного производства явился аргументом
для списания станков и механизмов для изготовления этих самых узлов. Их без промедления
"сдали на металлолом" (типа "выбросила в пропасть";)). Таким образом прекратилось
производство собственных, "эксклюзивных", узлов и деталей. Говорят, что сейчас
в цехах завода пустота- совсем не осталось станков. В наличии только линии по
крупноузловой сборке ВАЗов и УАЗов. Аргументация- подготовка к выпуску модели
1301. И здесь возникает вопрос о дальнейшей судьбе этого пока ещё не пошедшего
в серию ЛуАЗа. Вернее даже 2 вопроса.
Во -первых, как известно, в России были повышены цены на продукцию ВАЗа. А на
Украине существуют таможенные (и не только) льготы на импорт запчастей и экспорт
произведенных в ней автомобилей. И в этой ситуации себестоимость "Жигулей" украинской
сборки становится меньше чем российской. Т.е. становится очень выгодно собирать
ВАЗы из российских автокомплектов и экспортировать их обратно в Россию, не говоря
уже о продаже их на Украине. И при этом - никаких крупных затрат на рекламу-
"Жигули" ведь самая "раскрученная " в бывшем СССР марка! И в этой ситуации сам
собой возникает вопрос: "Зачем вкладывать средства в производство и "раскрутку"
первой в СНГ "мыльницы" с сомнительной перспективой, если и сейчас завод даёт
стабильную и надёжную прибыль? От добра добра не ищут!".
Второй вопрос больше относится к конструкторским решениям, которые тем не менее,
способны стать определяющими в дальнейшей судьбе 1301. В первую очередь скепсис
вызывает разрекламированный пластиковый кузов. Мировая практика показала его
бесперспективность (по крайней мере на сегодняшний день). Да и оглянувшись назад
можно вспомнить, что первые кузова, с которыми испытывались ТПК, были пластиковыми!
И от них отказались! Сейчас же применение в ЛуАЗе пластикового кузова - мера
скорее вынужденная- на заводе просто нет необходимого оборудования для штамповки
металлических деталей кузова! У опытной партии 1301-ых с металлическими кузовами
эти самые кузова изготавливали вручную, рихтуя их буквально "на коленках"! Во
вторых - непонятно, что за offroad получился: пляжный, фермерский, городской
или ещё какой? Отказ от применения торсионов (к которым только пришли японцы
на своих внедорожниках!) и колёсных редукторов (к которым только пришли американцы
на своих "Хаммерах"!) не превратит- ли его в очередной "паркетник", в "недоделанную
"Ниву" ?Кроме того установка заявленного движка МеМЗ с 70л.с.(1300 см2) возможна,
но сомнительна из-за состояния дел Мелитопольского моторного завода - ведь уже
не один год он не выставляется на выставках даже у себя на Украине (нет денег?!).И
это монополист на рынке двигателей Украины!
Из вышеизложенного напрашиваются следующие выводы:
1.Возобновление производства 1302 и его вариантов невозможно - уже нет производственной
базы.
2. По этой же причине техобеспечение существующего парка ЛуАЗов под вопросом
- следовательно, если не будет налажено производство запчастей "на стороне",
цены на запчасти к ним будут расти, цены на сами машины - падать.
3.Налаживание производства нового 1301 проблематично по причинам:
а) отсутствие производственной базы
б) отсутствия серьёзной рекламной кампании
в) неопределённости в размере сегмента рынка и покупательского спроса
г) возможной незаинтересованности в его производстве самих производителей
д) возможны дополнения.
Заводом был объявлен конкурс на название для нового ЛуАЗа. Хотелось бы верить,
что какое бы оно не было - "казак", "гетьман" или "сало" -его не постигнет
участь слова "запорожец".
967
З.Ы. Всё вышеизложенное является моим субъективным восприятием существующего
положения дел. Очень хотелось бы ошибиться. Если кто-то убедит меня в обратном
- милости прошу, пообщаемся!
==================================

Комментарий ведущего рассылки:
1. ЛуАЗ-1302 не мог быть переделкой "970", поскольку это был фургончик,
а никак не вездеход.
2. Спрос на плавающие модели действительно очень высок, поскольку
этот аппарат остается единственным в своем роде. Восстановление
его производства для гражданских нужд вместе с некоторой модернизацией,
но без оглядки на армию, позволит получить машину, мелкосерийное
производство которой, в том числе и на экспорт, будет вполне
рентабельным, а крупносерийное - не потянет завод.
3. Отказ от применения торсионов и редукторов - мера вынужденная,
поскольку данные изделия уникальны и требуют определенной технологической
базы, что в нынешних условиях невыгодно.
4. Пластиковый кузов при рамной конструкции - не такой уж и большой
минус, у нас вон броневики пластмассовые бегают и хоть бы что.

В целом я готов поделиться своим взглядом на перспективную конструкцию,
только вот вряд-ли это будет интересно представителям завода.

С уважением,
            parkola@mail.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное