Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

ЛуАЗ - монстр отечественного бездорожья.


Информационный Канал Subscribe.Ru


Ну вот, после небольшого эрзац-отпуска я снова приступил
к распространению общеполезной информации о наших
удивительных машинках.

Возникла идея сделать в рассылке раздел вроде столь любимых
авторами некоторых программ "типсов".
Итак,
---------------------------------------------------------------
а знаете ли вы, что...
 - Крестовины полуосей на ЛуАЗ идентичны крестовинам ГАЗ-УАЗ
   и встречаются в двух исполнениях - с масленкой и без.
 - Практически все приборы на торпеде идентичны УАЗовским или
   взаимозаменяемы с ними.
 - Вкладыши наконечников рулевых тяг соответствуют таковым от ВАЗ
   классики, но к сожалению сейчас уже редко встречаются.
---------------------------------------------------------------

А теперь - версия истории появления "монстра" на свет:
(Оригинал этого материала находится на
http://www.narod.ru/guestbook/index.xhtml?owner=521565&c=24)

=====================================
 Наконец-то мне удалось закончить расследование вопроса о
происхождении нашего любимого автомобиля.
Итак, на вопрос кто был первым - ЛуАЗ или ЗАЗ - можно ответить
однозначно: первым был Москвич! Потом уже родился ТПК, а потом
прибамбасы с него были всунуты в ЗАЗ-965. Началось все с того, что была
поставлена задача создать легкий вездеход для расширявшихся тогда ВДВ,
пригодный к десантированию без платформы, т.е. просто на парашютной
системе. Изначально решить эту проблему в НАМИ пыталась группа
Фиттермана, изобретая нечто пластмассовое под ирбитский мотор, однако
их предложения не понравились военным и по результатам деятельности
1-го главного управления КГБ было предложено не выделываться, а копировать модель
BMW Fallschirm. Параллельно ваялся Москвич-444.
Анекдотичность ситуации заключалась в том, что машина BMW, созданная в
1951-1955 так на вооружение и не поступила, хотя некоторое время и
выпускалась по лицензии фирмой Porsche в гражданском варианте под маркой "535".
Этот аппарат был уже не плавающим и имел дверные проемы, застегивавшиеся пологами.
К 1957 году ТПК-BMW был готов, но не было завода, пригодного для серии и
не было мотора(и завода под него). Первоначально предполагался МЗМА.
Одновременно Н.С.Хрущев поставил задачу создать народный автомобиль.
Москвич-444 создавался как адаптация Фиата-600 к суровым
отечественным условиям. Сначала чтобы всунуть в "Фиат" ирбитский мотор
у "безмоторного" ТПК была позаимствована задняя подвеска, затем (1959)
по образу и подобию была модифицирована передняя. В 1958 году появился
Москвич-650, на который засунули МеМЗ-965В (копию фольксвагеновского
мотора) и убрали ТПК-шные колесные редуктора. В таком виде этот аппарат
некоторое время производился на МЗМА. Летом 1959 года Мелитопольский
завод освоил таки серию МеМЗ-965А для ТПК - копию мотора BMW-600. Его
развернули, откусили коробку, переименовали в МеМЗ-965Г, всунули в
Москвич-444 и обозвали это Москвич-444БКР. После этого в 1960 начали
выпуск этой модели под маркой ЗАЗ-965 на Запорожском заводе
сельхозмашин "Коммунар". Луцкий АРЗ запаздывал с внедрением ТПК.
В 1961 году было принято судьбоносное решение прекратить выпуск на
МЗМА полноприводных Москвичей (410, 411 и 415) в целях увеличения
выпуска модификаций ИЭ на экспорт. Эти модели выпускались с 1957-58
годов. В целях спасения "темы" была предпринята попытка перенести
серию на ЛуМЗ, освоивший производство ТПК. Было начато производство Москвича
411 под маркой ЛуМЗ-943, его полугрузовой модификации
ЛуМЗ-944 и в 1964 году - улучшеной версии ЛуМЗ-945 на базе агрегатов
Москвича 432. Некоторое количество ЛуМЗ 943-945 выпускалось только с одним ведущим
мостом, но с блокировкой дифференциала на нем.
Одновременно с этим решался вопрос о производстве Москвичей 415 и 416,
которых успели изготовить всего несколько штук в 1960 году. В качестве
альтернативы "Москвичам" завод предложил гражданскую версию ТПК с
сохранением плавучести и одеванием на него "морды" от ЛуМЗ-944.
Аппарат был обозван ЛуМЗ-967 и вроде как даже собирался небольшой
серией. Однако "москвичисты" пытались реанимировать серию 415-416. В
рамках этой компании было решено одеть кузов 415 модели серии 1960
года на ходовую ТПК с мотором МеМЗ-966А, переделав соответственно
переднюю часть кузова.
К 1963 году это безобразие было произведено коллективом "москвичистов"
на "Коммунаре" и в 1964 году пошла малая серия ЗАЗ-969. Но этот аппарат
не был похож на ЛуАЗ-969 и никогда не выпускался в Луцке!
Луцкий завод получил задание на ЗАЗ в 1964 году, а в 1965 предложил свой
вариант адаптации кузова Москвича-415 и с 1966 года начал выпускать
модель ЛуМЗ-969. Однако к тому времени сказалось отсуствие в серии
полноприводных "Москвичей" и принципиальные различия в подвеске и
трансмиссии, плюс к тому завод не справлялся с выпуском задних
мостов для ТПК под экспортные заказы. Из-за этого очень скоро ЛуМЗ-969 был заменен
в серии моделью ЛуМЗ-969В без полного привода. Именно он и был первым отечественным
переднеприводным автомобилем. Некоторое
количество ЗАЗов было также собрано в варианте ЗАЗ-969В на "Коммунаре", после
чего их выпуск был окончательно прекращен.
На следующий год в Луцке запустили конвейер и завод переименовался к
1968 году в ЛуАЗ, соответственно модель стала называться ЛуАЗ-969В и для нее
был разработан новый кузов. Путаницы добавило то, что большая
часть ЛуАЗов (именно после 1968 года) проходила по документам как ЗАЗ. В
1971 году это безобразие закончилось с установкой на место коробки от
ТПК и заднего ведущего моста. ТПК стал называться ЛуАЗ-967, а полноприводный
аппарат - ЛуАЗ-969. В 1975 году с освоением мотора
МеМЗ-967А его гражданский вариант под маркой МеМЗ-969А пошел в
серию и появилась модель ЛуАЗ-969А - самая массовая из первых серий.
Они оказались на редкость живучими и долговечными. А в 1977 году было
решено вспомнить хорошо забытое старое - вернуться к кузову модели
ЛуМЗ-969 с добавлением некоторых элементов (двери, компоновка
подкапотного пространства) от совсем уже забытого Москвича-416, который
в серию так и не пошел. Так родился ЛуАЗ-969М. С 1979 года он
заменил на конвейере ЛуАЗ-969А. Ну а дальше все уже все
знают - москвичевская история на этом закончилась. Кстати, единственная партия
заводских железных кузовов была опять же сделана перед 1977 годом на базе все
того же москвичевского кузова, одевалась она на
ЛуАЗ-969А, но наименование этой модификации мне неизвестно.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное