Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Смазать по-русски

Проведя экпертизу импортной полусинтетики, мы обещали российское продолжение темы. Отечественные моторные масла класса SL исследуют Михаил Колодочкин (ЗР) и доцент кафедры ДВС Санкт-Петербургского политехнического университета Александр Шабанов.

Ответный ход

Подготовительный этап оптимизма не внушал: полусинтетику лучше группы SL в России пока что не производят. Количество участников заведомо скромное. А ведь вопрос, можно сказать, политический: можем или не можем?

Впрочем, где политика, там и оптимизм: дела не так плохи. Хотя бы потому, что не все импортные гранды из предыдущей экспертизы могли похвастаться и таким классом по API. А на ринг мы вызываем "ЛУКОЙЛ-Люкс" 10W-40 и "ТНК-Magnum" 10W-40. Компанию им составит "Роснефть-Maximum" 5W-40. В номинации "Пуск" это масло пойдет вне конкурса – "пятерка" вместо "десятки" по SAE заведомо дает ему преимущества. Но "десятка" от "Роснефти" существует только в более низком классе SJ, поэтому брать ее не интересно. А мы заодно подтвердим (или опровергнем) наше старое утверждение: первая цифра по SAE ни на что, кроме параметров холодного пуска, практически не влияет.

В качестве эталона приглашен лидер предыдущих испытаний – Shell Helix Plus 10W-40. Это тоже можно назвать политикой: уж если проиграем, то, по крайней мере, стыдно не будет...

Старая стратегия нового боя

Коли решили тянуть парллели между двумя эскпертизами, то и методику испытаний надо выдерживать полнотью идентичной. Так и сделали: те же три лаборатории и три цикла испытаний каждого образца масла. Первый – моторный, в котором сначала каждое масло "катали" согласно заданной программе. Второй – определение вашнейших физико-химических параметров. Третий – трибологические испытания на четырехшариковой машине трения. А дальше анализ результатов по той же шкале оценок, которую мы использовали ранее.

Главный вывод оказался достаточно неожиданным: у наших масел все гораздо лучше, чем кажется многим. Напомним: первый приз мы назначали за энергосберегающие свойства. И здесь "ЛУКОЙЛ-Люкс" показал результат, практически не отличающийся от шелловского. Достижения "ТНК-Magnum" и "Роснефть-Maximum" немного скромнее, но вполне на уровне большинства импортных аналогов и даже лучше, чем у некоторых. Кстати, анализ высокотемпературной вязкости дал тот же вывод, что и в мартовской экспертизе: вязкостно-температурная характеристика продукта ЛУКОЙЛа близка к оптимальной (которую мы наблюдали у масел "Шелл", "Зик" и "Эссо"). Отсюда хорошая экономичность мотора, при этом защита узлов трения остается на должном уровне. У масел ТНК и "Роснефти" вязкость немного выше. Это дает больший расход топлива, зато улучшает ресурсосберегающие свойства этих масел.

Второй приз – за динамику и мощность. Картина повторилась: явного лидера нет, а различия в крутящем моменте в 0,5–1,5% серьезными не назовешь.

Далее – экология. Тут учитывается баланс моторных показателей, свидетельствующих об увеличении или уменьшении содержания токсичных компонентов в отработавших газах реального двигателя и содержания в масле потенциально опасных для природы веществ – серы и фосфора. В масле ЛУКОЙЛа серы примерно столько же, сколько у основной выборки импортных аналогов; в продуктах ТНК и "Роснефти" ее чуть больше, но по этому параметру они практически не отличаются от "Шелла".

Картина изменилась на четвертом этапе. В номинации "Экстремальная защита" наши масла явно переиграли "Шелл" – об этом говорят результаты испытаний на четырехшариковой машине трения. Ложечкой дегтя может оказаться разве лишь то, что и в группе грандов "Шелл" в этой номинации выглядел скромнее других.

Но больше всего удивили результаты в номинации "Пуск". Напомним: здесь нас интересовали индекс вязкости масла, условная температура проворачиваемости, низкотемпературные свойства и мощность механических потерь двигателя на малых оборотах. Среди импортных масел в лидерах был как раз "Шелл" с индексом вязкости 158, а вот у всех наших участников он оказался... выше 160! Ну ладно, с "Роснефтью" такой результат был предсказуем – она все-таки "пятерка", а потому обязана быть лучшей. А вот ЛУКОЙЛ и ТНК по-настоящему порадовали.

Чумазый играть не может?

Получается, наши масла – то, что надо? По большому счету, это не должно удивлять: мировое разделение труда коснулось и нас. Ведь во всем мире всего пять-шесть фирм, специализирующихся на производстве пакетов присадок, а потому все производители масел так или иначе пользуются какими-то из них. То же относится и к базовым основам товарных масел. Откуда тогда взяться разнице?

Принцип разделения мест остался прежним – как в соревновании, проведенном между "иностранцами", но малое число участников упростило задачу. "Шелл" – образец для сравнения, продукция "Роснефти", имея вязкость 5W-40, автоматически отправилась во "внеконкурсный показ". А вот поскольку продукт ЛУКОЙЛа во всех испытаниях оказывался хоть ненамного, но лучше конкурента, то ему и быть первым. Зато масло ТНК дешевле!

Конечно, никто не собирается по итогам экспертизы сталкивать лбами ЛУКОЙЛ и "Шелл". Понятно, что объема испытаний, проделанных при подготовке этого материала, для полноценного сравнения все-таки недостаточно. Многое, в частности, зависит от того, как масло поведет себя при больших сроках эксплуатации. Именно в ресурсе масла, его склонности к отложениям и пролонгированной моющей способности заключается его реальное качество. Представители элиты масляного мира такое испытание у нас уже прошли, причем с успехом. А как в сравнении с ними поведут себя на марафонской дистанции отечественные участники, мы пока сказать не можем. Но очень постараемся найти ответ на этот вопрос.

И еще капелька дегтя. У большинства канистр импортных масел в горловине есть вытяжная леечка, которая позволяет аккуратно лить масло в двигатель безо всяких воронок, а ни у одной из наших ее нет. Так трудно сделать?

Ссылки в тему:
Как различить масла
Ода о маслах
Синтетические масла
Великий масляный путь
Масло для Оскара
"Присадки": картина маслом
Кондиционер металла
Замасленный двигатель
Картина маслом
Жидкая диета
Моторное масло: количество, давление, расход
Куда исчезает масло?
Синтетическое масло
Масло в цилиндре
Масло для дизелей
Двигатель "потеет маслом"
Замена масла в двигателе
Избавиться от соринки в редукционном клапане масляного насоса
Масляный туман
Открутить масляный фильтр
Уровень масла в картере двигателя ВАЗ
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное