Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Болты и гайки

Тема очередной статьи инженеров АЗЛК Б. Ф. Стребкова и А. Б. Гурьева – уход за резьбовыми соединениями деталей и узлов. И хотя она, как и все предыдущие материалы серии, обращена к владельцам "Москвича-1500", здесь найдут немало полезных сведений и те, кто ездит на автомобилях других марок и моделей.

Сервисная книжка рекомендует регулярно следить за крепежом. Первый раз на него обращают внимание при обслуживании "Москвича" по талону № 1 после пробега 500–700 километров. Именно в это время, в период обкатки, внимание к крепежу должно быть особенно пристальным. Далее контроль и, при необходимости, подтяжку проводят через каждые 20 000 километров. Это максимальная норма, и превышать ее не стоит. Наоборот, при каждом удобном случае, когда машина стоит на канаве, эстакаде или подъемнике, не поленитесь взять в руки гаечные ключи. Несколько минут силовых упражнений, доступных каждому – и можно спокойно ездить с полной уверенностью, что вы гарантированы от неприятностей.

О чем нужно помнить, подтягивая крепежные детали? Обратимся к конкретным резьбовым соединениям, начав, как обычно, с двигателя. Обнаружив у него повышенный "аппетит к маслу", не торопитесь искать внутренние причины. Следует прежде всего проверить, надежны ли соединения, и в первую очередь – достаточно ли затянуты крышки клапанного механизма, верхняя и нижняя крышки привода газораспределительного механизма, картер двигателя и крышка его люка (он есть не на всех автомобилях), корпус масляного фильтра, а также сливная пробка картера. При ослаблении этих деталей возле них появляются масляные потеки, на которые тут же налипают пыль и грязь. По этим признакам, открыв капот, всегда можно определить, как часто прикасаются к гаечным ключам руки владельца машины.

Масляный картер прикреплен к блоку 21 винтом. На автомобиле не до каждого из них можно добраться обычной отверткой. Но если двигатель по какой-либо причине вынимали, хорошенько протяните все винты.

Обязательно обращайте внимание на плотность соединения карбюратора с впускным коллектором и коллектора с головкой цилиндров. Ослабление может быть причиной подсоса воздуха во время такта впуска и переобеднения смеси.

При осмотрах "Москвича" снизу не оставляйте непроверенными гайки, стягивающие хомуты выпускной системы. Когда хомут ослабевает, газы начинают прорываться наружу. При значительном их прорыве автомобиль сильно шумит, как говорят, "глушитель сечет". Обнаружить место утечки легко по черным пятнам на трубе.

Тормозная система – основа активной безопасности автомобиля. Вот почему сервисная книжка почти при каждом техническом обслуживании требует внимательной проверки трубопроводов гидравлического привода тормозов. Места возможного подтекания жидкости – штуцеры тормозных трубок и гибких резиновых шлангов. "Лечение" заключается в подтяжке соответствующего штуцера. Когда автомобиль покрыт снизу грязью, в это бывает почти всегда в той или иной степени, места течи хорошо различимы. Тормозная жидкость легко проникает через грязь и образует вокруг штуцера темное пятно. Кстати, слежавшийся налет грязи может служить косвенным ориентиром при контроле за крепежом. Если ее небольшой слой на стыке гайки или головки болта с основной деталью не нарушен, вероятно, они самопроизвольно не отворачиваются.

Подтягивая штуцер гибкого тормозного шланга, обязательно обратите внимание, какое пространственное положение займет после этого шланг. Мало, чтобы он не касался других деталей, пока автомобиль стоит на месте. Мысленно представьте, как изменится его положение при работе подвески, какие детали ходовой части могут войти с ним в контакт. Несмотря на большую толщину резиновых стенок, бывают случаи перетирания неправильно установленных шлангов. Порой задевают один за другой расположенные по соседству два шланга, подводящие жидкость к скобе дискового тормоза.

Правильно подтянуть сайлент-блоки подвески несложно. Но стоит сделать оговорку для тех, кто при обслуживании "Москвича" пользуется подъемником. Если конструкция его такова, что у поднятого автомобиля передняя подвеска полностью прослаблена, сайлент-блоки подтягивать нельзя; делать это можно, когда рычаги подвески занимают промежуточное положение, то есть автомобиль стоит на колесах. Только так обеспечивается правильная деформация резиновых втулок, а значит и их долговечность.

Несколько слов о том, как проверять затяжку шплинтованных гаек, например, на пальцах шарниров рулевых тяг. Попробуйте, не расшплинтовывая, осторожно стронуть гайку с места. Если она повернулась – расшплинтуйте ее и затяните нормированным моментом; неподвижна – расшплинтовывать ее нет необходимости.

Перейдем к трансмиссии. Если у "Москвича" пропала четкость включения передач, не пытайтесь сразу искать причину внутри коробки передач. Она может оказаться рядом. Осматривая автомобиль снизу, проверьте, как затянута гайка клина, который крепит тягу переключения на валике. При ее отворачивании клин получает возможность немного перемещаться и рабочий ход рычага переключения передач превращается в свободный.

Редко, но встречается течь масла по резьбе болтов, крепящих редуктор главной передачи к балке заднего моста. Чрезмерное силовое воздействие на болты в данном случае не помогает, но могут выручить шайбы из алюминия, плотно посаженные под их головки.

Несоблюдение правил ухода за крепежом может привести к пагубным последствиям. Один из наших знакомых на своем "Москвиче-2140" не контролировал затяжку четырех болтов, крепящих коробку передач к картеру сцепления. Через некоторое время болты ослабли, и коробка получила возможность немного смещаться относительно двигателя. В итоге от знакопеременной нагрузки обломилось ушко у картера коробки. Картер пришлось заменить, что недешево обошлось владельцу машины.

Поврежденные болты

Посмотрите на фото. На нем показаны три болта крепления колеса, а вернее то, что от них осталось (совсем не важно, что эти детали от "Жигулей", а не от "Москвича"). Один из нас однажды впопыхах собирался в дальнюю поездку. В предотъездной суете не удалось выкроить пяти минут для проверки крепления колес, о чем впоследствии пришлось горько пожалеть. Как выяснилось, болты правого заднего колеса оказались недостаточно затянутыми, и их всю дорогу "ломало". И нет ничего удивительного, что три из них в конце концов не выдержали (на фотографии видны следы усталостного разрушения). Хорошо еще, что проявил примерную стойкость четвертый болт, и автомобиль удалось остановить в пределах дороги. Немало пришлось потрудиться над тем, чтобы подручным средствами извлечь из фланца полуоси "корни" болтов.

Вывод из всего сказанного прост: крепежные соединения всего автомобиля, не только ходовой части, требуют регулярного внимания и квалифицированного обращения.

Мы не случайно сказали – квалифицированного. Кроме всего прочего, это условие практически невыполнимо без специального ключа, позволяющего контролировать момент затяжки. Советуем сразу же после покупки автомобиля приобрести динамометрический ключ с набором сменных головок. Без него немыслимо правильно подтянуть гайки, крепящие головку цилиндров. Немного не дотянул – и повышается шанс выхода из строя прокладки, перетянул – может деформироваться алюминиевый блок цилиндров.

Точно соблюдать рекомендованную заводом величину крутящего момента нужно не только при подтяжке головки. Вот, скажем, гайки рессорных стремянок. Для них момент по инструкции составляет 4,5–5,5 кгс×м. А что если превысить эту величину? В результате большого усилия балка заднего моста деформируется под стремянками на невидимую глазом величину. Соответственно деформируется балка и в области фланца, где установлен резиновый сальник полуоси. При этом может нарушиться гнездо сальника, и у масла появится выход. Такие случаи были. Не догадываясь об истинной причине, водители меняли сальники, однако масло продолжало подтекать.

Хотя детали автомобильного крепежа покрыты специальным защитным слоем, от многократного прикосновения инструмента и постоянного воздействия среды они подвергаются коррозии. Поэтому, чтобы не свернуть головку упрямому болту, заблаговременно, лучше всего при первом обслуживании, обработайте крепежные детали графитовой смазкой. Способ этот далеко не нов и довольно прост. В то же время чрезмерно увлекаться им и разбирать чуть не половину автомобиля не стоит. Использовать графитную смазку желательно в соединениях тех деталей и узлов, демонтаж которых наиболее вероятен в эксплуатации.



Адрес страницы:
Болты и гайки
Тэги:
резьба
Москвич
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное