Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Советы бывалых из журнала "За рулем" 70-90-х годов с чертежами


Здравствуйте, уважаемые подписчики!

А если все-таки ездить

В прошлом номере журнала мы поместили своего рода полемические заметки под названием "Стоит ли ездить зимой?". В них есть такие строки: "Если ваш водительский стаж ограничивается летними поездками по хорошим дорогам – не рискуйте и с наступлением ненастной осенней погоды ставьте машину на стоянку. Позже, совершенствуя мастерство вождения, вы сами увидите, когда управление автомобилем в трудных дорожных условиях станет для вас делом доступным..."

Публикуемые на страницах нашего "Клуба" рекомендации кандидата технических наук мастера спорта СССР Ю. Михайлова о приемах вождения адресуется как раз тем, для кого зимняя езда стала уже полностью доступным делом.

Движение по зимней дороге постоянно сопряжено с опасностью заноса автомобиля. Дело в том, что во время гололеда коэффициент сцепления шины с дорогой (отношение усилия, необходимого, чтобы сдвинуть "юзом" заторможенное колесо, к массе, приходящейся на это колесо) снижается в несколько раз и составляет 0,1–0,2 вместо 0,6–0,8 на сухом асфальте. Естественно, что во столько же раз уменьшаются силы, удерживающие автомобиль на дороге. При движении по сухому покрытию запас сил сцепления колес с дорогой остается достаточно большим для удержания автомобиля от заноса, даже при максимальных тормозных или тяговых силах, тогда как на сколькой дороге уже небольшое торможение или нажатие на педаль акселератора может привести к поперечному скольжению.

Чаще всего в этом случае происходит занос задних, ведущих колес, так как при разгоне и торможении двигателем на них, в отличие от свободно катящихся передних, дополнительно действует продольная сила, а при нажатии на педаль тормоза сцепление задних колес уменьшается в результате перераспределения веса автомобиля. Таким образом, наибольшая опасность возникновения заноса появляется при резком увеличении сил, действующих на колеса. Отсюда главная заповедь – при движении по скользкой дороге ни в коем случае нельзя резко тормозить, поворачивать руль, менять число число оборотов двигателя. Другими словами – никаких резких движений.

Разберем действия водителя в некоторых, наиболее характерных ситуациях.

На достаточно высокой скорости автомобиль, двигавшийся по сухой дороге, внезапно попадает на участок, покрытый льдом. Естественная на первый взгляд реакция – немедленно "сбросить газ" или, что еще хуже, притормозить – неизбежно приведет к заносу. Опытный же водитель как бы замрет на несколько мгновений, не меняя ни положения руля, ни нажима на педаль акселератора, и, только когда почувствует, что автомобиль движется по прямой, снизит скорость до безопасных пределов, плавно понижая число оборотов двигателя. Если скользкий участок невелик и ясно видно, что за ним начинается сухое покрытие, такой участок целесообразно проходить накатом, с заранее выключенным сцеплением, поскольку в этом случае, как было сказано ранее, у автомобиля наиболее высокая устойчивость против заноса. На длинных участках с гололедом подобный метод не годится: если понадобится включить сцепление, может произойти рывок, способный повлечь занос задних колес.

Особенно неприятна встреча с гололедом на повороте. В этом случае нужно, не выключая сцепления, снизить подачу топлива до такого предела, чтобы двигатель не передавал от него никаких усилий, то есть автомобиль двигался как накатом. Это действие только на первый взгляд кажется сложным, а на деле любой водитель может освоить его после нескольких тренировок. В таком положении автомобиль максимально устойчив против заноса, как и при движении накатом, и вместе с тем сохраняет возможность плавно, без рывка менять скорость. Выбирая траекторию движения в повороте, следует по возможности входить в него с радиусом несколько меньшим, чем радиус дороги, чтобы преодолеть поворот как бы по развертывающейся спирали. Переход от криволинейной к прямолинейной траектории в этом случае делается очень плавно, боковые усилия постепенно уменьшаются, что способствует удержанию автомобиля на дороге. Если слой снега на обочине невелик и водитель знает, что там нет больших выбоин, на правом повороте можно пустить правые колеса по обочине в непосредственной близости от асфальта. Это улучшает сцепление колес с дорогой, а рыхлый снег создает повышенное сопротивление качению с правой стороны, способствуя поворачиванию автомобиля в нужном направлении. При левом повороте выезд на правую обочину нежелателен, так как разница в сопротивлении качению вызывает стремление автомобиля развернуться в сторону, противоположную повороту, и увеличивает возможность схода с дороги.

Ну а если занос все-таки начался? Многие учебные пособия рекомендуют сразу отпустить педаль акселератора и повернуть руль в сторону заноса. Это не совсем верно. Во-первых, при "сбрасывании газа" возрастает тормозной момент на ведущих колесах, который сводит к нулю и без того малые поперечные силы, удерживающие автомобиль от бокового скольжения. Во-вторых, при быстром повороте передних колес на большой угол автомобиль вначале вообще перестает слушаться руля из-за скольжения управляемых колес (снос), а потом начинает с возрастающей скоростью поворачиваться в другую сторону. Малоопытный водитель, естественно, с максимально возможной быстротой начинает вращать рулевое колесо в обратную сторону, и все начинается сначала, причем амплитуда заноса ("виляния") все время возрастает до тех пор, пока автомобиль вообще не начнет вращаться или не сойдет с дороги. Если к тому же на ней есть встречные машины, другие препятствия или глубокие кюветы, то приключение может окончиться весьма плачевно.

Как же правильно вывести автомобиль из заноса?

Едва почувствовав его начало, водитель должен, не выключая сцепления, несколько отпустить педаль акселератора до такого положения, при котором двигатель не передает крутящего момента на карданный вал и не получает его (как это было рекомендовано ранее). Причем нужно следить, чтобы автомобиль не тормозился двигателем, пусть лучше на колесах будет минимальное тяговое усилие. В этот же момент следует плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса задних колес на небольшой угол (1/3–1/2 оборота) и выждать несколько мгновений, несмотря на продолжающийся занос. Как только скорость бокового перемещения начнет уменьшаться, надо не спеша возвращать рулевое колесо до положения движения по прямой. При этом автомобиль будет некоторое время перемещаться боком, постепенно возвращаясь к прямолинейному положению. Возможно, что он несколько развернется в другую сторону, но если в этот момент водитель будет удерживать управляемые колеса по направлению движения (вдоль дороги), то после нескольких затухающих колебаний занос полностью прекратится.

Трогаться с места на скользкой дороге нужно с минимальными оборотами двигателя. Это позволит снизить тяговый момент на ведущих колесах и тем самым не допустить их пробуксовки. Если какое-то колесо оказалось в углублении и тронуться обычным путем не удается, можно попытаться выехать при помощи "раскачки" автомобиля. Для этого надо плавно, в такт раскачиванию при малых оборотах двигателя включать и выключать сцепление, не допуская пробуксовки колес. Размах раскачивания будет расти, и через несколько "качков" автомобиль выедет из ямки. Этот же способ годится и при остановках в рыхлом снегу. Чтобы облегчить последующее троганье, полезно перед остановкой несколько раз проехать вперед и назад по своему следу на 1,5–2 метра, чтобы накатать колею. Ни в коем случае нельзя допускать длительного буксования колес, так как они очень быстро выроют под собой глубокие ямы, и тогда уж обязательно потребуется посторонняя помощь.

Иногда пробуксовка колес начинается почти сразу после троганья, когда водитель, желая быстрее набрать скорость, резко нажимает на педаль акселератора. В этом случае нужно быстро, но не рывком снизить и постепенно, очень плавно снова увеличить обороты, а если возможно, то и перейти на более высокую передачу. Пробуксовка не прекратится – повторите эти действия, и автомобиль постепенно наберет скорость.

На скользкой дороге нужно предельно внимательно относиться ко всякого рода препятствиям. Если оно видно издалека, то, не изменяя оборотов двигателя, следует плавно и заблаговременно перестроиться в соседний ряд, предварительно убедившись, что это не создаст помех остальным участникам движения и что имеющийся запас расстояния позволяет в случае начавшегося заноса погасить его до препятствия.

Особенно осторожно следует действовать на узких дорогах, где для объезда приходится выезжать на полосу встречного движения. Как правило, дорога в поперечном сечении имеет уклоны к обочинам, и при переезде через ее середину (перегиб) автомобиль приобретает тенденцию к внезапному уводу в сторону уклона. Опытный водитель на такой дороге немного задержит машину на середине и только после этого продолжит переход на другую сторону, слегка сдерживая ее рулем. Нередко небольшое препятствие наподобие выбоины водитель замечает относительно недалеко от автомобиля. В этом случае безопаснее проехать через него, не меняя траектории. Тогда инерция движения автомобиля окажется сильнее, чем возмущающий толчок подвески, и автомобиль сохранит прямолинейное направление. Если же попытаться резким маневром объехать препятствие объехать препятствие, как это можно сделать на сухой дороге, занос неизбежен.

Обгон во время гололеда – маневр вообще нежелательный, но когда это необходимо, нужно действовать по аналогии с объездом препятствия (перестроение после обгона – в обратном порядке). Нельзя проходить вплотную к обгоняемому автомобилю – иной раз даже завихрение воздуха особенно заметное у автобусов и больших фургонов, может вызвать боковое смещение легкового автомобиля. Всегда нужно помнить: полный путь, необходимый для маневра в гололед, в несколько раз больше, чем на сухой дороге.

Повышенного внимания требуют также подъемы и спуски. Надо уметь так подобрать передачу и открытие дроссельной заслонки, чтобы тяговая сила на ведущих колесах обеспечивала преодоление подъема, но была недостаточной для срыва колес в пробуксовку. Приближаясь к подъему, водитель должен постараться определить наиболее высокую передачу, на которой автомобиль способен его преодолеть без переключения передач. Перейти на эту передачу нужно еще до начала подъема и двигаться с минимально возможными оборотами двигателя. Если на подъеме все-таки появится необходимость в переключении, то сделать это надо как можно быстрее, но увеличивать обороты следует очень плавно, чтобы не вызвать пробуксовку ведущих колес.

Крутой и сложный спуск лучше проходить на одной из низших передач (вторая или третья) с минимальным "газом". Если сцепление ведущих колес с дорогой мало для торможения двигателем и колеса начинают проскальзывать, нужно немного приоткрыть дроссельную заслонку. Скорость несколько увеличится, зато автомобиль будет надежно поддаваться управлению. Когда обочина не вызывает подозрений, можно колеса одной стороны пустить по ней.

Иногда в результате какого-то маневра, например после выправления заноса, автомобиль выезжает одной или обеими сторонами на обочину. Ни в коем случае нельзя пытаться сразу же выводить его на проезжую часть дороги. На границе асфальта и обочины всегда есть небольшой уступ, который почти не мешает выезду передних колес, но задерживает и отбрасывает в сторону обочины задние колеса, а это приводит к заносу и разворачиванию автомобиля, постепенно снизить скорость до 15–20 км/ч и только тогда осторожно выезжать на дорогу.

При движении по гололеду, как уже говорилось, не рекомендуется тормозить без крайней необходимости. Ну а если такая необходимость все-таки появилась, следует, не выключая сцепления и плавно, но быстро "сбросив газ", тормозить резкими, очень короткими импульсами. На неподвижных колесах автомобиль катится, как на лыжах. Если же затормаживать колеса на очень короткое время и тут же отпускать – инерция прямолинейного движения не даст начаться заносу, а скорость в какой-то мере будет погашена. Так нужно тормозить, пока скорость не снизится до 20–25 км/ч, а тогда уже плавно притормаживать до полной остановки.

Однако может случиться, что расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Неизбежна ли в этом случае авария? Нет, опытный водитель в такой ситуации обязательно воспользуется сугробами у края дороги или на обочине. Обычно, развалив одну-две снежные кучи, автомобиль благополучно останавливается без всяких повреждений. Только старайтесь въезжать в сугроб серединой автомобиля: если задеть его только краем, машину может развернуть и отбросить на другую сторону дороги. За городом сугробов чаще всего нет. Здесь, чтобы избежать наезда или столкновения, нужно уходить с дороги через кювет (конечно, если это не обрыв). Почти всегда за обочиной можно выбрать место без столбов или деревьев. Мелкие кусты в этом случае только помогают. Съезжают в кювет с плавным поворотом руля, стараясь, чтобы автомобиль уходил с дороги под достаточно большим углом (30–40о), исключающим возможность опрокидывания. Естественно, что предварительно следует максимально снизить скорость прерывистым торможением. Само собой разумеется, пользоваться уходом с дороги стоит только тогда, когда нет другого выхода.

Иной раз на зимней дороге встречаются снежные заносы – так называемые переметы. Небольшие переметы (3–5 метров) лучше преодолевать с хода за счет инерции автомобиля, но не на слишком большой скорости, чтобы при выезде с заснеженного участка не начался занос. Если же дорога занесена снегом на большом расстоянии, можно попытаться взять это препятствие на малой скорости, на одной из низших передач, не допуская пробуксовки ведущих колес. Как только появится ощущение, что сопротивление движению увеличивается (автомобиль как бы утыкается в снег), надо остановиться и "на малом газу" сдать назад на несколько метров по своей колее, тем самым укатывая ее, а потом снова начать движение. Так, постепенно пробивая колею, можно преодолеть достаточно глубокий рыхлый снег. Если же автомобиль все-таки застрянет, не следует напрасно буксовать на месте и рыть ямы под задними колесами. Куда полезнее взять лопату и расчистить колеи на 0,5–1,5 метра впереди и позади всех колес. Как только станет возможным сдвинуться с места, надо раскатать колею и двигаться дальше.

Многие неопытные водители расчищают снег только под ведущими колесами, не учитывая, что сопротивление качению у передних колес останется слишком высоким. Поскольку сила сцепления задних очень мала, автомобиль продолжает буксовать.

Конечно, ездить зимой намного легче и безопаснее, если автомобиль оборудован средствами противоскольжения (мы имеем в виду шипы). Езда с ними повышает проходимость и устойчивость автомобиля, но в то же время требует специальных навыков и особых приемов. Но это уже тема другого разговора.



Адрес страницы:
А если все-таки ездить
Тэги:
вождение
вождение
Материал взят из журнала "За рулем".

В избранное