Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как не нужно регламентировать бизнес-процессы


Добрый день, дорогие друзья!

Сегодня в рассылке:

Как не нужно регламентировать бизнес-процессы

 Автор: Кручинецкий Сергей Михайлович, директор компании «Питер-Консалт», ksm@piter-consult.ru

 

В одном из предыдущих выпусков "Мифов управленческого консалтинга" я писал о бессмысленности разработки многостраничных регламентов организации для наведения порядка в бизнесе. Причины две - плохая и хорошая:

      плохая: на предприятиях малого и среднего бизнеса невозможно содержать сотрудников, которые бы в ручном режиме собирали и обрабатывали данные об исполнении регламентов бизнес-процессов; по этой причине регламенты не соблюдаются, а, как правило, даже не читаются персоналом,

      хорошая: в 21 веке функцию сбора информации о выполнении бизнес-процессов взяли на себя средства ИТ; многостраничные регламенты просто потеряли смысл, их заменили графическое схемы бизнес-процессов, предназначенные не только для обучения сотрудников, но и для настройки программного обеспечения управления бизнес-процессами.

Однако, кое-какую информацию просто нет смысла включать в графические схемы  и её записывают в сопроводительных текстах по традиции называемых регламентами выполнения бизнес-процессов. Давайте разберёмся, какую именно информацию полезно включать в эти регламенты.

А какую информацию включали в прежние времена? Ни в ГОСТе Р 6.30-2003, ни в "Методических рекомендациях по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003" ВНИИ "Документоведения и архивного дела" нет рекомендаций по составу регламентов бизнес-процессов. Поэтому пришлось проанализировать рекомендации методистов в Интернете, и вот к какой традиционной структуре регламента бизнес-процесса мы пришли:

 

Раздел

Содержание раздела

Аналог в схеме бизнес-процесса

Общие положения

1.       Назначение регламента

Название бизнес-процесса

2.       Область применения: объекты или работники организации, которых касается регламент

Участники бизнес-процесса

3.       Нормативные документы, на основании которых разработан регламент

"Управление" в нотации IDEF0

Порядок утверждения, внесения изменений и отмены регламента

Целесообразно иметь общий порядок на все бизнес-процессы

Термины, определения, сокращения

Определение терминов и разъяснение сокращений

Целесообразно иметь общий глоссарий на все бизнес-процессы

Описание процесса

Пошаговое описание процесса.

Схема бизнес-процесса

Ответственность

Ответственность участников процесса за неисполнение регламента

Общая ответственность должна быть закреплена в "Трудовом распорядке", ответственность за показатели - в системе показателей, декларативная ответственность, которой наполнены традиционные регламенты и должностные инструкции, смысла не имеет

Контроль

Ф.И.О. должностного лица, ответственного за контроль исполнения регламента

Владелец бизнес-процесса

Средства контроля

В схеме бизнес-процесса

 Таким образом, "традиционные" пункты регламента бизнес-процесса не имеют смысла при описании бизнес-процессов графическими схемами в полноценных нотациях.

То, что не нужно включать в регламенты бизнес-процессов, мы выяснили. А вот что включать в регламенты нужно, разберёмся в следующей статье. 

 

Мы будем благодарны Вам, если Вы порекомендуете нашу рассылку Вашим знакомым, заинтересованным в получении материалов, посвящённых вопросам повышения эффективности бизнеса.

Если у Вас возникли вопросы, связанные с темой рассылки, Вы можете связаться с нами по e-mail ksm@piter-consult.ru , SkypePiter-Consult или телефонам (812) 984-4580, (812) 430-1953 .

Обращаем Ваше внимание на то, что предыдущие выпуски рассылки доступны в архиве по ссылке http://subscribe.ru/catalog/tech.businesservices или в группе "Просто о сложном" по ссылке http://subscribe.ru/group/prosto-o-slozhnom .

Копирование и цитирование материалов рассылки возможны только при условии сохранением авторства и активной ссылкой на сайт-первоисточник www.piter-consult.ru 


В избранное