← Сентябрь 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Джуно
Кажется, все, кто интересуется кино, уже знают, что
"Джуно"
(Juno, реж. Джейсон Рейтман, 96 мин.) - это фильм про беременную школьницу, решившую отдать своего
ребенка бездетной паре. На мой взгляд, в первую очередь, это фильм о музыке.
Когда-то давно на "вечный" вопрос, что такое рок, кто-то ответил: это образ жизни. Джуно играет рок, и это главное, что о ней
можно сказать. Кстати, музыку группы
The Moldy Peaches и ее вокалистки Kimya Dawson
выбрала сыгравшая Джуно Эллен Пейдж.
Тех, кто окружает Джуно, тоже можно обозначить музыкальными жанрами. Лучшая подруга, блондинка-чирлидерша Лия - типичная
попсовая девчонка. Будущий приемный отец ребенка, Марк - бывший рокер, "продавшийся" в рекламу. Папаша Мак, который понимает
моторы явно лучше, чем собственную дочь, если бы жил в России, вероятно, слушал бы бардов.
Весь фильм - монолог Джуно, рассказывающей о событиях одного года и иллюстрирующей свою историю - иногда фильмом, иногда
комиксом. Именно ее голос, ее интонация - спокойная, критическая, чуть циничная - придает всю прелесть фильму. Джуно 16 лет,
но она абсолютно готова отвечать за свои поступки и строить свою жизнь по своему разумению. Очень спокойно, не спеша, как не
спеша она ведет рассказ, Джуно лепит собственную жизнь и пытается понять, что же ей нужно.
Вместе с тем, территория фильма - мир подростков, их совершенно особого мышления, в котором сочетаются зрелость сужений и
отсутствие стереотипов и компромиссов. Кто знает, может быть, лет через 20 Джуно запрет свои гитары в чулан и станет такой же
"наевшейся", как Марк, но сейчас слушать ее и наблюдать за ее поступками интересно, а кое-что просто вызывает
восхищение.
Глаз
Прежде всего, хочу перед вами извиниться за долгое молчание. Но это был настоящий форс-мажор: сначала у
меня категорически не было Интернета, потом возле Интернета долго не было меня. Но теперь жизнь налаживается, и я постараюсь
компенсировать пропущенные выпуски, тем более что впечатлений накопилось достаточно.
Например, я посмотрела фильм "Глаз" (The Eye, 97 мин.). Это голливудский римейк успешного
гонконгского хоррора братьев Оксида и Денни Панг. Когда-то я видела их "Опасный Бангкок" и весьма впечатлилась.
Хоррор не относится к числу моих любимых жанров, да и сюжет "Глаза" не отличается оригинальностью. Слепая скрипачка Сидни
(Джессика Альба) после пересадки роговицы начинает видеть - но больше, чем другие люди: какие-то призраки, какие-то
непонятные тени... Окружающим кажется, что Сидни повредилась умом из-за потрясения, вызванного операцией. Но мы-то знаем, что
все не так просто...
Скажу сразу: страшно мне не было, кажется, ни разу. Даже тревожная музыка, возникавшая "в самый страшный час", ничего, кроме
умиления, не вызывала. Призраки и прочая шушера, по стилистике напоминающая "Секретные материалы", для меня были всего лишь
гарниром к главному блюду, в роли которого выступила собственно картинка. Согласитесь, кукольная Джессика Альба с бельмами
вместо глаз - зрелище неожиданное. Кроме того, из блондинки с шаблонной европейской внешностью Альба превратилась в шатенку,
а в чертах лица появилось что-то неуловимо азиатское - дань первой версии фильма. А кадр, где Альба, вытянув бесконечно
длинную шею, рассматривает рыбок в аквариуме, поразил меня в самое сердце.
Кое-что в сюжете тоже меня зацепило. Слепая девушка, получив зрение, боится этого дара. Она предпочитает жить как прежде - на
слух и на ощупь, она не может работать, так как зрительные образы отвлекают ее от музыки. Она почти сходит с ума, не в силах
привыкнуть к своей новой жизни. И явно мечтает лишиться способности видеть - странное желание, не правда ли? И еще одна
примечательная деталь: несмотря на болезнь, Сидни живет одна. То есть, она предпочитает худо-бедно справляться с проблемой
самостоятельно, но не просить о помощи и не терпеть чье-то присутствие рядом с собой. И не нуждается в очевидном, простите за
каламбур, улучшении жизни, которое дает зрение.
И эта странная, замкнутая в себе девушка явно интереснее нестрашных мертвяков, которые появляются в ее поле зрения.
Телепорт
Когда-то режиссер Дуг
Лиман снял "Мистера и миссис Смит" - один из моих любимых фильмов. Однако его новое творение,
"Телепорт"
(Jumper, 88 мин.), критики дружно охаяли. Я, пожалуй, с ними не соглашусь. Это увлекательный "видовой" фильм, в котором
незачем искать психологические нюансы или актерские открытия. "Телепорт" надо смотреть, не напрягаясь. Просто перепрыгивая
из кадра в кадр, как это делает главный герой.
Дэвид Райс, подросток из американского городка, прозванный одноклассниками Мямлей, внезапно обнаруживает в себе способность
к телепортации. Он может силой мысли перенестись в то место, где был когда-то или видел на фотографии. Свой талант Дэвид
использует для простых радостей жизни - забраться в банк и украсть кучу денег, провести вечер в лондонском пабе и подцепить
симпатичную девчонку, провести утро на море и позавтракать на голове у сфинкса.
Когда Дэвида настигают большие неприятности, выясняется, что он готов к ним не лучше, чем тот паренек, которым он был
когда-то, - ко встрече со школьным хулиганом. Дэвид по-прежнему мямля и размазня, он не умеет делать выводы и принимать
самостоятельные решения... зато он красив, как Хайден Кристенсен, и эффектно перемещается из одной точки в другую.
Да, зрителю на этом фильме думать не надо. Достаточно смотреть, как Дэвид перескакивает с одного открыточного вида на
другой, красиво дерется, трогательно общается с девушкой.
Но совсем не думать у меня не получилось. Я, например, подметила, что в самом начале фильма Дэвид видит в новостях репортаж
о наводнении. К этим людям никто не может добраться, чтобы им помочь, говорит диктор. Дэвид берет зонтик... и отправляется
прогуляться в Лондон.
Да, Супермен, спасающий мир, из него не получился. И мальчишки, составляющие основную аудиторию фильма, вряд ли поняли, что
с героем что-то не так. Что ему не надо завидовать.
Я - легенда
В "Монстро" Нью-Йорк уничтожала вышедшая из воды нечисть, в "Послезавтра" - внезапное похолодание. Режиссер
Фрэнсис Лоуренс представляет вашему вниманию еще один способ разрушить сердце Америки.
"Я - легенда" (I Am Legend, 101
мин.) - третья экранизация одноименного романа Ричарда Матесона. Увы, я не читала книгу и не видела "Последнего человека на
Земле" и "Человека Омега".
В новом фильме в поисках лекарства от рака ученые создали вирус, который уничтожил почти все человечество. Роберт Невилл
(Уилл Смит), последний человек, оставшийся в Нью-Йорке, днем вместе с собакой бродит по городу, который приобрел странную
живописность. Антилопы перескакивают через брошеные машины; на месте сквера появилось кукурузное поле; старые афиши
по-прежнему сообщают о премьерах. А ночью Роберт наглухо запирает ставни и двери и спускается в свою лабораторию, где
пытается найти вакцину от вируса.
На мой взгляд, все лучшие кадры из этого фильма попали в ролик. Все остальное - печального качества (но, вероятно, очень дорогие) спецэффекты, предсказуемые
флэшбеки, и, как утверждают те, кто читал книгу, заметно облегченный сюжет.
Впрочем, Уилл Смит хорош собой и невероятно обаятелен. На него можно смотреть и полтора часа, и больше. И овчарка у него
роскошная. И шуточки он отпускает забавные. В целом - вполне достойный фильм, чуть-чуть доделать - и цены бы ему не
было...
11 февраля 2008 года, 00:02 3 высказалось
Старикам тут не место
Вчера на радио, которое я слушала, позвонила женщина и спросила, почему у фильма "Старикам тут не место" (No Country for Old Men, 122 мин.) такой финал. Я ее понимаю, эту женщину. Фильм действительно заканчивается
не о том, о чем начинался.
В нем, по сути, два сюжета - по одному на каждого из режиссеров, братьев Коэнов. Шутка.
Одна история - крепкого парня (Джош Бролин), ветерана Вьетнама (дело происходит в 1980-м), который, наткнувшись в техасской
пустыне на место разборки наркоторговцев (куча трупов, изрешеченные пулями машины), забрал чемоданчик с долларами. И теперь
он в бегах, а по его следу идет абсолютный убийца (Хавьер Бардем). Это не человек, а лишенная эмоций и желаний совершенная
машина, очень эффективно убивающая любого, кто возникнет на пути.
Другая история - пожилого шерифа (Томми Ли Джонс), который пытается помочь беглецу. Он чувствует себя настолько старым и
опытным, как будто был рожден вместе с этим миром, где охраняли порядок еще его дед и прадед. Но жизнь его все равно
обманет. Стариковский быт шерифа, ощущение того, что жизнь проходит, а старость печальна, завершает этот фильм, наполненный
погонями, хитроумными трюками, кровавыми разборками. Наступает недоумение, но через секунду оно сменяется печалью. И это так
странно: фильм действует, словно музыка или стихи, - создает настроение, будто бы несвязанное со всем тем, что происходило
на экране.
И странное настроение, как привкус во рту, а еще - циничные шуточки героев и печальные глаза убийцы остаются с тобой еще
долго после фильма.
Искупление
Сюжет "Искупления" (Atonement, 130 мин., реж. Джо Райт) в банальном
пересказе напоминает сериал.
В старинном английском поместье живут две сестры. В 1935 году старшей (Кира Найтли) около 20, младшей (Сирша Ронан) - 13, и
она уже пишет книги. Обе сестры безотчетно влюблены в одного юношу (Джеймс МакЭвой), который "им не ровня". Потом девушка
получает "не то письмо", потом юноша оклеветан и не может доказать правду, потом все долгие годы страдают и не могут
объясниться.
Типичный сериал и типичная мелодрама.
Но, как известно, дьявол в деталях. "Искупление" доказывает это дважды. Юная Брайони, которая погружена в свои книги и
абсолютно не понимает жизни, не чувствует деталей и потому совершает ошибку, не подлежащую прощению. Спустя годы,
пересказывая эту историю, она где-то меняет детали, где-то дает две трактовки, и смысл происходящего оказывается в
зависимости от пары слов, сказанных наедине, или от обломка вазы, незаметного из окна.
Собственно, фильм именно об этом - о том, как человек понимает происходящее внутри его, будь то гормональный взрыв или
чувство вины, и о том, что мир для каждого из нас творится из наших представлений о нем.
Видите, я опять ушла в философию. Но что делать, если картина наполнена аллюзиями на Фрейда и Камю. И это не удивительно,
ведь мы говорим о том, что человеку еще предстоит осознать. И, возможно, его мысли и поступки зависят от летней жары,
цветущего сада, стеблей кувшинок в зеленой воде? Или это на ход нашей мысли влияют ничего не значащие слова и картины?
Монстро
Пока я собиралась с силами для очередного выпуска рассылки, опять настали выходные, и я наконец-то пошла
в кино. Посмотрела новинку, которой все интересовались, но детали фильма держались в секрете.
"Монстро"
(Cloverfield, 90 мин., реж. Мэтт Ривз) - как будто бы и не художественный фильм. Это запись с видеокамеры, "обнаруженная в
районе, ранее известном как Центральный парк". Точнее сказать, две записи. Основной сюжет - история ужасной катастрофы,
разрушившей Нью-Йорк. Она перемежается кадрами, снятыми на пару недель раньше. На них - красавица Бет и влюбленный в нее
Роб. Они провели вместе ночь и собираются на аттракционы на Кони-Айленд.
В той реальности, которая окружает героев, нет больше "самого безопасного города": вышедшее из воды чудовище крушит дома и
пожирает людей. Очередной фильм-катастрофа, скажете вы. Но все не так просто.
Фильм-катастрофа - устоявшийся жанр: масштабные спецэффекты и плоские характеры. "Монстро", напротив, сфокусирован на людях.
Сквозь бегущие в панике толпы четверо ребят пробираются в самое опасное место - чтобы спасти раненую подругу. Их диалоги, их
отношения, о которых часто догадываешься лишь по движению руки или выражению лица, увлекают не меньше, чем телодвижения
монстра.
Собственно, теперь история о катастрофе в Нью-Йорке - это всегда история 11 сентября. Любимый и прекрасный город, попавший в
беду, вызывает не меньше сочувствия, чем человеческие страдания. Его раны фиксирует камера в руках у недотепы Хада,
следящего, как ему кажется, только за своей подругой. Он не в курсе общей картины, и никто не знает, чем все кончится. В
кадр случайно попадают то лица друзей, то мерзкие твари, то спецвыпуски новостей. Так получается странный фильм о любви,
боли, страхе и надежде. О жизни, в общем. Хотя бы и уместившейся в одну ночь.
Casual
Взявшись за Casual - первую и
самую известную книгу Оксаны Робски, я, наконец, поняла, откуда Пелевин для Empire V срисовал людей,
которые постоянно думают только о деньгах.
Считается, что Оксана Робски открыла российской публике жизнь Рублевки - самых богатых, известных и могущественных людей
страны. Я все-таки надеюсь, что не все они похожи на персонажей Робски.
Casual - это рассказ молодой женщины о том, как убили ее мужа-бизнесмена, о ее попытках наладить собственный бизнес, но
прежде всего о casual - повседневном. Робски дотошно, действительно день за днем, рассказывает, в какой ресторан ходила и
что заказывала, какие вещи из новых коллекций купила, о чем говорила с подругами и так далее. Впечатление, как будто читаешь
сетевой дневник незнакомого человека - для близких это, наверное, интересно, но у постороннего особых эмоций не вызывает.
Роман написан абсолютно правильным, грамотным языком, но, как ни странно, это делает его еще более безжизненным. Casual
похож на бесконечный прейскурант - названия товаров и цены. Или на компиляцию статей из глянцевого журнала: немного о моде,
теперь об интерьере, чуть-чуть психологии и пара историй из жизни. И это, повторяю, рассказ женщины, которая потеряла мужа и
ищет его убийц, воспитывает дочь и ведет собственный бизнес.
Очевидный вопрос - насколько сама писательница вхожа в круг своих героев и насколько реалистично он описан - остается
открытым. Роман датирован 2004 годом, но, на мой взгляд, слишком бедненько для этого времени живут олигархи и компания.
С другой стороны, мир, который лежит за оградой элитных поселков, героине книги кажется непонятным и опасным. Это люди,
которых она не хочет знать. В большинстве своем они даже не имеют имен. Они называются "водитель", "мама водителя",
"домработница", "секретарша" и так далее. Они могут обмануть, украсть, убить из-за какой-нибудь ерунды. Однако это же мы с
вами - те, кто ездит в метро, моет полы в своем доме и не может посвящать целые дни массажу, шопингу и ресторанам.
Но те люди, которые меня окружают, видят вокруг себя не только ценники. Их интересуют собственные дети, они любят поговорить
о книгах, о политике, о жизни. И не ждут предательства от собственных друзей. И они мне интереснее гламурных марионеток
Робски.
Empire V
Каникулы уже подходят к концу, а до кино я так и не добралась. Зато спокойно прочитала книжку - Empire V Виктора Пелевина.
К его книгам у меня сложилось странное отношение. Каждый раз, закрыв последнюю страницу, я говорю себе:
"Все, больше я на эту ерундy времени не трачу. Пускай все вокруг говорят о Пелевине, меня больше не проведешь". Однако
выходит что-то новое, и я читаю все равно.
Что мне не нравится - его романы очень злободневны, и потому похожи скорее на анекдоты. А за вычетом шуток (действительно
смешных и острых) и наблюдений (действительно точных и глубокомысленных), как правило, ничего не остается.
К счастью, Empire V стал исключением из этого правила. Здесь Пелевину удалось создать собственный мир, не паразитирующий на
действительности, - со своими терминами, законами, цветовой гаммой, наконец. Герои его книги - вампиры, живущие в
современной Москве. Это каста сверхчеловеков, которым нужна в основном не людская кровь, а "кровь экономики" - деньги. Такой ход дает автору возможность пространно рассуждать о деньгах, которые на самом деле являются хозяевами мира. Насколько
достоверно - судить вам. Я, честно говоря, не верю, что кто-то узнает себя в менеджере, постоянно озабоченном деньгами и
"статусными" шмотками. Кое-кто из окружающих, конечно же, узнается, но это значит, что чтение романа не возвышает ход
мыслей, а, наоборот, снижает, давая возможность позлорадствовать.
Однако что это я все о высоком? Empire V - отличная занимательная книжка: увлекательный сюжет, детали современной жизни
показаны под неожиданным углом - тонко, остроумно, неожиданно. Изрядная доля философии на уровне вузовского курса разбавляет интригу. А то, что с авторскими рассуждениями постоянно хочется спорить, тоже по-своему неплохо: так и появится собственная точка зрения на многие важные темы.
Ирония судьбы. Продолжение
Поздравляю всех с наступающим праздником и желаю провести с толком предстоящие каникулы.
Например - сходить в кино или почитать хорошую книжку.
Перед Новым годом расскажу о продолжении нашего "главного новогоднего фильма" - "Ирония судьбы, или С легким
паром!".
Через 30 с лишним лет после выхода легендарной комедии Тимур Бекмамбетов снял ее продолжение. Точнее, это одновременно и
сиквел, и римейк. В фильме "Ирония судьбы.
Продолжение" (125 мин.) главные герои - дочь Ипполита и Нади, Надя (Лиза Боярская) и сын Лукашина Костя
(Константин Хабенский) - попадают практически в ту же историю, что и их родители 30 лет назад. До какого-то момента события
развиваются почти так же, как в первой "Иронии судьбы". Признаюсь, на этой стадии мне было скучновато. Но, повторив все
классические цитаты, кино становится оригинальным и интересным.
Собственно, "Продолжением" можно назвать только сюжет - вся "начинка" фильма совершенно другая, и сравнивать его имеет смысл
именно с "Дозорами" Бекмамбетова. Тем более, что спецэффектов там, как говорят, еще больше. Да, это совсем другая история -
другие люди, другое время. Считается, что мы теперь - общество потребления, нас интересует шопинг, а не человеческие
отношения. Вполне в духе этой теории, фильм переполнен продакт плэйсментом - тут тебе и пиво, и водка, и косметика, и,
конечно, мобильники - еще один символ нашего времени.
Воплощение "современного человека" - жених Нади Ираклий (Сергей Безруков). Пробивной парень, успешный менеджер "одной сотовой
компании", он говорит по телефону больше, чем с окружающими, а в новогоднюю ночь, вместо того, чтобы сделать Наде
предложение, бросается на защиту оборудования родимой фирмы. Как ни странно, все рекламируемые продукты идут героям во вред -
Ираклий теряет невесту из-за своей работы, чуть не разбивается на прекрасной новой машине, а употребление пива и водки
толкает героев на все их нелепые "подвиги". Так что в какой-то момент вспоминается цитата из другого классического фильма -
"Золушки": "Никакие связи не помогут сделать ножку маленькой, душу большой, а сердце добрым". Правда, сегодня "связи" стоило
бы заменить на "деньги" или "вещи", но суть дела от этого не меняется.
Однако в плане "отношений" многое в этой истории неясно. Ираклий, наверное, самый внятный персонаж нового фильма. Ни
характеры, ни мотивы поступков, ни даже профессия Нади-младшей и Кости толком не объясняются. Старшее поколение присутствует
скорее "для протокола": Лукашин (Мягков) говорит банальности о жизни и любви, Надя-старшая (Брыльска) демонстрирует почти не
изменившуюся за 30 лет прическу и так далее в том же духе.
В целом же новая "Ирония судьбы" - типичный оливье: десяток ингредиентов, всего понемножку. Очень яркие Дед Мороз и
Снегурочка (Михаил Ефремов и Евгения Добровольская). Примечательные Виктор Вержбицкий, Инга Оболдина, Анна Семенович и Эльдар
Рязанов в крошечных ролях. Привычные Ширвиндт, Яковлев, Талызина. Однако есть и кое-что еще - ощущение новогоднего чуда,
которое надолго остается после просмотра. И вдруг начинаешь замечать елки на улицах, украшения на домах, разноцветные огоньки
и счастливые лица людей - без всяких спецэффектов.