| ← Декабрь 2025 | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 | ||||
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Плюс один
На этих выходных я долго выбирала из двух российских фильмов - "Плюс один" или "Закрытые пространства". В конце концов решила
в пользу нового фильма Оксаны
Бычковой ("Питер
FM"). Подкупила не только фамилия режиссера, но и сюжет.
Главная героиня, Маша (Мадлен Джабраилова), настолько бесцветна, что о ней и сказать-то толком нечего - женщина или
подросток, счастлива или несчастна? Крошечная серая мышка в растянутом свитере и слишком больших носках. И работа у нее под
стать - переводчица. Она не человек, а "плюс один" - дополнение к тому, кто говорит. Только голос, передающий смысл слов.
Потому что интонации принадлежат кому-то другому.
В данном случае - англичанину Тому (Джетро
Скиннер), который приехал в Москву обучать студентов "всяческому дурачеству", как это звучит в
переводе Маши. У Тома дурацкая шапка, а под ней - дурацкая прическа, у него разноцветные носки и целый сундук кукол, с одной
из которых он никогда не расстается.
Маша не переносит легкомыслие Тома, а для него ее вечная серьезность - орешек, который надо расколоть. А что дальше - какая
разница беспечному кукольнику?
А что же, действительно, дальше? А ничего. Ясное небо со следом улетающего самолета. Весенняя улица, на которой встречаются
не только злые собаки, но и влюбленные милиционеры. Солнце. Дождь. Весь мир. Счастье.
Ни красоты, ни богатства, ни принца на белом коне. Счастье - это когда ты живешь и знаешь об этом.
Темный рыцарь
"Темный рыцарь" (Dark
Knight, реж. Кристофер Нолан, 142 мин.) - безусловно, не фильм, а событие. Потому что каждый новый фильм о Бэтмене - событие.
Потому что это последняя роль Хита Леджера, и не исключено, что именно Джокер привел его к смерти. Потому что "Темный рыцарь"
уже побил рекорды и кассовости, и популярности, и я очень удивлюсь, если он не соберет через полгода Оскаров.
Но что же собственно фильм? Во-первых, он самым жестоким образом нарушает каноны жанра. Это не фильм-комикс, а нормальная
психологическая драма, где у каждого поступка есть причина. И Бэтмен (Кристиан Бейл) - далеко не волшебник. Самое чудесное,
что у него есть, - куча денег, на которые можно разрабатывать бэтмобиль, бэтпод и разные другие примочки в духе Джеймса
Бонда.
Соответственно, и
Готэм-Сити -
нормальный Нью-Йорк. В нем нет ни капли готичности, которая так радовала в фильмах Тима Бертона.
Вместе с контрастным рисунком комикса исчезли контрасты и из характеров. Добро и зло стали неразличимы, они тасуются, как
карты в колоде. И единственное, чего хочешь, - чтобы эта колода не оказалась у Джокера. Но Зло изворотливо, поэтому Джокер
всегда побеждает. И, чтобы с ним справиться, Добро должно быть не просто с кулаками. Оно должно по уши увязнуть в грязи.
Боль душит всех.
Прокурора Харви Дента (Аарон
Экхарт), который должен стать символом возвращения закона на улицы Готэм-Сити, его Светлым рыцарем, но не выдерживает
дьявольских шуток Джокера, заставляющего выбирать между злом и злом. Брюса Уэйна, который скрывает не только свою двойную
сущность, но и любовь к Рейчел (Мэгги Джилленхал), выбравшей Дента. И даже Джокера, но только тот никак не вспомнит, откуда у
него шрамы...
Действительно ли это лучшая роль Леджера? Не знаю... Для меня Леджер - герой
веселый и романтический, от "Десяти причин моей ненависти" и "Истории рыцаря" до
"Горбатой горы" и "Казановы". И мне показалось, что Джокер - не его, хоть и отлично сыгран. Он и похож-то на Джонни Деппа в
этом гриме. Стоило ли класть жизнь на то, чтобы сыграть Джонни Деппа? Не уверена.
А фильм - и правда событие, сам по себе, без всех дополнительных историй. Но все же не лучший фильм, по крайней мере - для
меня.
<font color="black">Хроники мутантов</font>
"Хроники мутантов" (Mutant Chronicles, реж. Саймон Хантер, 111 мин.)
меня просто очаровали. Хоть и странно говорить такое о фильме, в котором кого-то убивают чуть не каждую секунду. Однако,
неожиданно для себя, я получила изысканное зрелище в стиле
стимпанк, о котором недавно вспоминала в связи с фильмом
"Темные начала.
Золотой компас". На самом деле, Хроники больше похожи на такие вещи, как
"Небесный капитан. Мир
будущего" или
"Бессмертные. Война
миров". И, если вы фанат подобных фильмов, я вам очень рекомендую посмотреть "Хроники", а если нет -
трижды подумайте.
Потому что собственно история удовольствия доставляет мало. Действие начинается в 2707 году. Весь мир поделили четыре
корпорации, которые воюют между собой. Причем похоже это больше на Первую мировую: открытые окопы, где под бесконечным дождем
гниют солдаты; наводящие ужас огромные железные машины; газовая атака. Кстати, и "танки", и "вертолеты" работают на паровых
двигателях.
Война разбудила ужасную Машину, много веков назад прилетевшую на Землю и заточенную в земные недра древним героем. Герой
учредил монашеский орден, члены которого хранят знания и орудия, способные остановить мутантов, выходящих из Машины. Мутанты
убивают людей и превращают их в себе подобных.
Помните мутантов в фильме
"Я -
легенда"? Отвратительно нарисованных на компьютере, и вероятно, сожравших немалую долю
бюджета. В "Хрониках" - качественные мутанты, сделанные по старинке: много статистов, много хорошего грима и зверские
выражения лиц. Просто приятно смотреть!
Мутантам противостоит интернациональная банда, составленная в основном из солдат четырех корпораций. Это десяток ярких
личностей: старый монах (Рон Перлман) и его безмолвная помощница (Анна Уолтон - принцесса Нуала из
второго
"Хеллбоя"), немецкий аристократ - карикатурный фриц-чистоплюй, юная азиатка-убийца в
исполнении Девон Аоки, суровый китаец, здоровенный негр и так далее. В финал выходит некто Хантер (Томас Джейн) - циник,
собирающий жетоны погибших товарищей. Мне он напомнил Кристофера Ламберта времен фильма "Крепость (Последний отсчет)".
Он не столько спасает человечество, сколько делает свою работу - такую же, как у солдат во все времена. Убивает врагов,
спасает друзей, пытается выжить. Жаль только, что нормальных людей видишь все больше в фантастических фильмах.
Мумия: Гробница императора драконов
Первые две "Мумии" прошли мимо меня, поэтому знакомство с приключениями Рика О'Коннелла я начала с
"Гробницы императора драконов"
(The Mummy: Tomb of the Dragon Emperor, реж. Роб Коэн, 120 мин.).
И весь фильм меня не покидало ощущение, что я смотрю продолжение недавнего "Индианы Джонса" (где действие происходит в те же послевоенные годы), только без главного героя.
Рик О'Коннелл и его жена Иви стараются стать добропорядочными чопорными англичанами, однако дух приключений берет над ними
верх. Когда министерский чиновник предлагает им доставить в китайский музей "глаз Шангри-ла", они, немного поколебавшись для
приличия, хватаются за эту идею, даже не зная, что их сын Алекс сейчас в Шанхае и что он откопал "терракотовую армию"
во главе с императором. Этот император когда-то давно возжелал бессмертия, но был проклят колдуньей, у
которой он убил возлюбленного. И две тысячи лет он и его армия покоились в гробнице под землей, пока семейка искателей
приключений не нашла и не оживила его и его воинов.
Дальше - безумные навороты сюжета, погони, драки, йети, драконы и волшебная страна Шангри-ла, похожая на кришнаитскую
открытку, любовь, смерть всех ненужных героев и обязательный хэппи-энд.
Все на своих местах, но как-то не трогает - как поддельные елочные игрушки из
анекдота. Китай - пластмассовый, шутки - натянутые, сюжет без конца что-то напоминает. Брэндан
Фрейзер хорош, Мария Белло
играет прилично, но на ее месте могла быть любая другая актриса (а лучше - все-таки Рейчел Уайз), Люк Форд в роли Алекса
просто никакой. Китайские звезды - Джет Ли и Мишель Йео - как
будто бы не на родной почве, а в павильоне с китайскими декорациями.
Спецэффекты временами неплохие, временами - просто трэш. По сути, порадовали два момента: битва "хороших и плохих зомби" и
финальные титры.
Хеллбой-2: Золотая армия
Первый "Хеллбой" мне очень понравился, поэтому я уже предвкушала удовольствие от его продолжения - "Хеллбой-2: Золотая армия" (Hellboy II: The Golden Army, 120 мин.).
И только сейчас, через сутки после просмотра, я задумалась о том, как все это сделано: кто из персонажей - человек в
фантастическом костюме, а кто - целиком нарисован на компьютере. Вчера меня это не интересовало - я просто наслаждалась
сюрреалистическим зрелищем, в котором есть что-то от Босха, что-то от Сальвадора Дали, чуть-чуть - от старых "Франкенштейнов" (вплоть до
фрагментов фильма по телевизору) и очень много - от Гильермо дель Торо. Его узнаваемый стиль страшной сказки и его любимые
актеры - Рон Перлман (Хеллбой) и Даг Джонс (Эйб).
В новой серии комикса парень с красной кожей и подпиленными рожками занят тем, чем занимаются все супергерои, - спасает
человечество. На этот раз - от механических воинов Золотой армии, которые были по приказу короля выкованы троллями на заре
времен, а теперь вызваны к жизни принцем Нуадой - сыном этого короля.
Три реальности добавляют фильму свои краски. Самая яркая - мифологическая: сказочный мир принца Нуады и принцессы Нуалы
отчасти похож на истории про Гарри Поттера или "Хроники Нарнии", отчасти - на многие волшебные сказки, где действуют гоблины,
зубные феи и прочая нечисть. С ним сплетается гротескный мир комикса: наделенные необычными свойствами существа - Хеллбой,
водяной Эйб, огненная подружка Хеллбоя Лиз (Сельма Блэр) и газообразный Йоханн Краусс - напоминают "Людей Х", "Фантастическую
четверку", "Суперсемейку" и так далее. Формально основное действие происходит в современном Нью-Йорке, хотя порой он больше
похож на сумрачный город
Готэм. Но все эти толстосумы на аукционе, бестолковые полицейские и спецагенты, агрессивные
обыватели, видящие угрозу во всех, кто не похож на них, скорее оттеняют мир главных героев, которые наделены не только
суперспособностями, но и милыми человеческими недостатками - вроде безграничной любви к кошкам, и грандиозным черным юмором.
Собственно, из-за шуток, не все из которых ловишь с первого раза (вроде "поцелуй меня в эктоплазмическую задницу"), и из-за пиршества красок
фильм хочется посмотреть снова - еще хотя бы раз.
Хэнкок
Джон Хэнкок
(Hancock, реж. Питер Берг, 92 мин.) в исполнении Уилла Смита - "самый плохой супергерой". Он спасает простых сограждан,
наказывает преступников, прилетает на место готовящейся трагедии, когда уже нет надежды на спасение. Но при этом выглядит как
бомж, постоянно пьян, неуклюж, невоспитан и, занимаясь своим благим делом, попутно громит все кругом. Поезд сходит с рельсов,
автомобиль приходится снимать со шпиля высотки, разгребать пробку, возникшую, когда пьяный Хэнкок врезался в дорожный щит, и
так далее.
Жизнь Хэнкока меняется после знакомства с пиарщиком Рэем (Джейсон Бейтман), его женой Мэри (Шарлиз Терон) и маленьким
сынишкой. Ради прекрасной блондинки Хэнкок готов почти на все, он соглашается даже побриться и выучить пару вежливых фраз.
Но, как выясняется, это только начало...
Хэнкок хозяйничает в Лос-Анджелесе, а совсем недавно Уилла Смита мы видели бродящим по пустому Нью-Йорку в фильме "Я - легенда". Смит явно живет в фантастическом будущем, ведь на его счету - "День независимости", "Люди в черном", "Я - робот". Фильмы, уже
ставшие классикой жанра. Но и на их фоне "Хэнкок" смотрится очень мощно. Безумно смешной, пародирующий все штампы из историй
про супергероев, он вдруг становится вполне серьезным, когда рассказывает о вечной любви и одиночестве, потом резко набирает
обороты экшен, и опять - невероятный поворот сюжета, еще один эпизод, который потом будут цитировать.
Общее впечатление от фильма - будто это ты полтора часа в пьяном виде летал над Лос-Анджелесом, иногда нечаянно задевая
небоскребы и выкрикивая дерзости зевакам. Неплохо отдохнул, одним словом.
ВАЛЛ-И
Безусловный лидер этой недели - мультфильм "ВАЛЛ-И" (Вселенский Аннигилятор Ландшафтный Легкий
Интеллектуальный, WALLE, 110 мин.), сразу после премьеры взлетевший на вершины мирового рейтинга лучших фильмов.
Робота-мусорщика с печальными глазами соорудили на студии Pixar, а руководил процессом сценарист и режиссер Эндрю Стентон,
придумавший "Корпорацию монстров", "В поисках Немо" и "Историю игрушек".
На мой взгляд, в мультике две главные "фишки": с одной стороны, роботы, которые стали похожими на людей - они не просто могут
двигаться и "служить людям", но обретают индивидуальность - мимику, характер, привычки, чувства. С другой стороны, люди
оказываются совершенно беспомощными: загадив Землю, они отправились в космос, и в бесконечном путешествии превратились
бестолковых жирных тварей, которых "пасут" все те же роботы. Если бы речь шла не о детском мультике, наверняка мы бы увидели
что-то вроде гигантского инкубатора "Матрицы", однако здесь авторам приходится сдерживаться. Тем не менее, общество
потребления выписано достаточно ярко: неспособные даже стоять существа, погруженные в мир рекламы и пустых развлечений.
Кажется, более-менее вменяемые люди помещены в фильм только ради политкорректности - чтобы показать, что не только роботы в
далеком будущем будут способны на поступки.
Однако в центре внимания - все же ВАЛЛ-И и его возлюбленная Ева. И здесь тоже не обошлось без социальной сатиры: романтичный
и простодушный ВАЛЛ-И в ржавом корпусе и белоснежная роботица, одним движением руки прожигающая дыры в металле, - чем не
аналог современных мужчин и женщин!
Но вы можете не думать об этом, а просто впитывать в себя их историю, заставляющую переживать не меньше, чем драма из
человеческой жизни. И, конечно же, не пропустите финальные титры - они прекрасны, как и весь фильм.
Особо опасен
На этой неделе у меня не было выбора: только "Особо
опасен" (Wanted, 110 мин.). Хотя, выйдя из зала, я подумала: может быть, надо было
идти на "Секс в большом городе"?
"Особо опасен" - история невзрачного парнишки по имени Уэсли Гибсон (Джеймс МакЭвой из "Искупления"). Он заживо гниет в офисе и ощущает себя полным дерьмом. На работе его гнобят, лучший друг трахает его жену,
жена пилит мозги, денег нет, перспектив нет. И вдруг перспективы открываются, да еще какие: он попадает в "Братство ткачей" - секретную организацию,
много веков служащую "рукой судьбы": полотно, которое ткет один из станков, содержит тайный шифр - имя злодеев, которых
нужно уничтожить.
Чтобы на равных войти в Братство, Уэсли нужно стать другим человеком. Жесткие тренировки, испытания тела и духа - и вот от
бывшего размазни не осталось и следа. Однако стал ли он свободнее?
Еще одна история офисного раба, который вдруг осознал, что есть и другая жизнь. Сколько их мы видели за последнее время?
"Бойцовский клуб" (кстати, одну из жертв "Особо опасного" зовут Дарден), "Красота по-американски", "Матрица" - явно еще один близкий
родственник.
То есть, сюжет сильно оригинальным не назовешь. Снова конспирология, очередной "Код да Винчи". С другой стороны, экшен
качественный: сокрушительная Анджелина Джоли и миниатюрный МакЭвой в роли напарников, рассекающих по городу, составляют
неплохой комический дуэт. Плюс - все "фишки" Бекмамбетова: старые игрушки, откуда-то взявшиеся в Чехии "Жигули" с прозрачным
пластиком на рукоятке, как в "Дневном дозоре", пули в замедленной съемке и главная "фишка" - Хабенский в роли загадочного
русского боевика, говорящего с крысами и распивающего vodka. Однако "Дозоры", на мой взгляд, органичнее.
"Особо опасен" - не вполне американский, но и не вполне русский фильм. Скорее, это то, как русский видит Америку и ее
кинематограф. Возможно, под таким углом его и нужно воспринимать. Американские киношные штампы - и банкомат, разговаривающий
с героем по-русски. Финальные титры - русские и английские вперемешку, под песни по-русски и по-английски. МакЭвой в жалкой
курточке, какие носят эмигранты в Бруклине, говорящий голосом Сергея Безрукова. Такой вот привет Тарантине от Саши Белого.
Невероятный Халк
"Невероятный Халк" (The Incredible Hulk, 125 мин.), снятый Луи Летеррье, делает вид, что фильма Энга Ли 2003 года о том же персонаже как бы и не было.
Брюс Баннер (Эдвард Нортон) пытается стать никем в бразильских фавелах: одевается скромненько, работает на конвейере, в
свободное время учится самоконтролю. Однако генерал, по заданию которого Баннер когда-то проводил эксперименты, все равно его
находит. И высылает для его поимки группу головорезов во главе с Тимом Ротом.
И тут Баннер выходит из себя и превращается в Халка, то есть Громадину - ужасное зеленое существо с каменными кулаками. А на
следующий день - он снова миляга Нортон, только голый и не понимает, где находится.
Дальше - встреча с невестой (Лив Тайлер), еще превращения, финальная битва двух Халков и хэппи-энд. Собственно, других
сюжетов у комиксов и не бывает. Поэтому интересно тут, не что происходит, а как это сделано. А сделано весьма достойно.
Нортону тут есть что поиграть: ученый, ударившийся в бега; загнанное существо, которое боится не только преследователей, но и
себя самого; человек, добровольно лишающий себя эмоций - даже с любимой девушкой он может только целоваться. Цветущая Лив
Тайлер дивно хороша. Тим Рот привычно демоничен. Шутки смешат, картинки радуют. А основная метафора, вызвавшая к жизни Халка,
- ярость превращает нас в чудовища - заставляет крепко задуматься уже по выходе из зала.
Кунг-Фу Панда
Первая шутка этого мультика заключена уже в названии
"Кунг-Фу Панда" (Kung Fu Panda, реж. Марк Осборн, Джон
Стивенсон, 92 мин.). Виданное ли дело, чтобы медведь занимался кунг-фу? Однако на то и существуют сказки про зверей и фильмы
о боевых искусствах, чтобы заставлять нас поверить в невероятное.
Итак, толстый панда по имени По целыми днями мечтает о кунг-фу и непрерывно что-то лопает. Его отец, почему-то гусь, а не
панда, убежден в том, что сын продолжит семейный бизнес и тоже будет кормить окрестных зверюшек лапшой. Фразу "Мы
лапшичники!" папа-гусь произносит с гордостью, не понимая, что для сына она звучит как приговор.
Наконец, панде удается проявить себя: старый учитель кунг-фу Угвай (черепаха) называет его "Воином Дракона" - избранным (см.
Нео), великим воином, способным одолеть Главного врага, который угрожает городу
и монастырю, где под руководством наставника Шифу (загадочный маленький зверек, похожий на енота; как выяснилось, это
красная панда) тренируются Тигрица, Богомол, Обезьяна и Гадюка. Как вы
догадались, авторы фильма выбрали зверей, по которым названы стили боевых искусств.
Вообще, шуточки фильма, как мне показалось, в большей степени рассчитаны на взрослых. Начиная с самой идеи анимационной
пародии на фильмы о боевых искусствах. Это не значит, что "Панду" не стоит смотреть детям - ничего "слишком взрослого" в ней
нет. Обилием забавных зверюшек "Панда" напоминает "Шрека", а темой воспитания мастера - "Звездные войны". Анимация в фильме
отличная, а песенку в исполнении Ильи
Лагутенко (Мастер Обезьяна) я напевала еще несколько дней.
