← Август 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Ничего личного
"Ничего личного"
(Duplicity, реж. Тони Гилрой, 125 мин.) часто сравнивают с "Мистером и миссис Смит", но, на мой взгляд, сходство - чисто формальное: он и она - шпионы, работающие на конкурирующие фирмы. Если
искать аналогию, то это, скорее, "Однажды в Вегасе", но и здесь сходство условное.
Когда Рэй (Клайв Оуэн) впервые встретил Клэр (Джулия Робертс), он работал в МИ-6, она - в ЦРУ. После бурной ночи в дубайском
отеле она его опоила и украла секретные документы. Он решил, что найдет ее и поквитается.
В их следующую встречу - они уже агенты разведки конкурирующих косметических фирм. Битва за чудо-средство вызывает
шекспировские страсти у владельцев компаний (Пол Джаматти и Том Уилкинсон), а наши герои находят возможность после очередного
свидания подстроить друг другу новую подлянку, причем всякий раз - в самый неожиданный момент. Конечно, кто знает больные
места друг друга лучше, чем двое любящих! И к профессиональным слабостям это тоже относится.
Когда на секунду отвлекаешься от лихой и остроумной интриги, думаешь, что нечто подобное происходит чуть ли не у всех пар:
никогда не знаешь, когда твой партнер решит сыграть по своим правилам. Потому никто и не чувствует себя в безопасности.
Впрочем, подробнее о том, все ли пары похожи одна на другую, я напишу в другой раз - мой следующий обзор посвящен фильму
"Обещать - не значит жениться".
5 апреля 2009 года, 00:04 2 высказалось
Знамение
Я боялась идти на "Знамение" (Knowing, 130 мин., реж. Алекс Пройас), но пугали
меня не катастрофы на экране, а Николас Кейдж
в главной роли. Собственно, любая рецензия на "Знамение" состоит в основном из рассуждений о том, загубило фильм присутствие
Кейджа или нет.
Мое мнение: он очень даже уместен. Вообще, меня в "Знамении" впечатлили не столько спецэффекты, сколько бытовая сторона этой
истории.
Живет в американской глуши вдовец-астрофизик с маленьким сыном. Папа любит смотреть в телескоп и употреблять крепкие напитки.
Сын следит, чтобы родитель выполнял свои обязанности - забирал его из школы, присутствовал на детских праздниках и т.п., но
не слишком отравлял ему жизнь своими фобиями и взрослыми предрассудками.
А потом папаше попадает в руки листок с циферками, описывающими все крупные катастрофы - которые были и которые будут. Здесь
мне стало совсем интересно. Представьте себя на месте бедолаги. Вы знаете, что завтра там-то произойдет трагедия, но никакие
подробности, кроме числа жертв, вам не известны. Ваши действия? Позвоните в полицию? Конечно, вас примут за сумасшедшего.
Отправитесь на место будущего бедствия, чтобы предупредить, спасти? Но что вы сможете сделать в одиночку против стихии?
К сожалению, фильм пролетает мимо этой темы и вязнет в живописании катастроф. Видали и позрелищнее, честное слово. И девочек
с кровавыми руками видели пострашнее, и общий ахтунг поизобретательнее.
Хранители
Да, комиксы теперь пошли не те. Я-то думала, что "Хранители" (Watchmen, 163 мин.) - очередное зрелищное
развлекалово, а история оказалась намного глубже и печальней. Сама виновата: не обратила внимания, что среди авторов - не
только Зак Снайдер, снявший "300 спартанцев", но и Алан Мур, придумавший "Лигу выдающихся джентльменов" и "V - значит вендетта".
Ну, "Джентльмены", положим, именно развлекательный проект: солянка из знаменитых литературных героев в поисках новых
невероятных приключений. Чего-то в этом роде я ожидала и от "Хранителей" - еще одной истории про суперменов всех мастей.
Однако на другом полюсе у нас "Вендетта" - жестокая политическая сатира. И это, как оказалось, еще далеко не полюс.
Хранители - горстка радикально настроенных молодых людей, которые после войны решили своими силами бороться с преступностью.
Обрядились в традиционные трусы поверх колготок, латекс, плащи, маски и далее по списку. Хотя по крайней мере один персонаж
выглядит нестандартно: у Роршаха вместо лица - маска с одноименными пятнами, постоянно меняющими свой узор. Еще один
привет психиатрам, так сказать.
После вмешательства этой "могучей кучки" ход
истории стал иным: Никсон дошел до 3-го президентского срока, и в середине 80-х мир
приближается к ядерной войне, которую, кажется, уже ничто не может предотвратить.
Хранители, тем временем, запрещены и разогнаны, занимаются кто чем: циничный Комедиант (Джеффри Дин Морган) прожигает остаток
жизни, а доктор Манхэттен (Билли Крадап), физик-ядерщик, превратившийся в синего
сверхчеловека, продолжает свои эксперименты в отчаянной попытке защитить Америку.
Бывшие супергерои - что они могут испытывать, кроме боли и горечи? И еще - беспомощность, ведь отныне они не могут наказать
даже уличного бандита, не говоря уже о спасении мира. Но где-то наверху по-прежнему плетутся заговоры, и у каждого из
"бывших" - свои тайны. Что скрывает Самый умный человек в мире, когда-то носивший маску Совы? О чем не хочет говорить бывшая
красотка в латексе - Шелковый Призрак, а ныне респектабельная пожилая дама (Карла Гуджино) своей дочке - второму Шелковому
Призраку? И станет ли нам легче, когда мы узнаем их замыслы?
Мир полон боли. Мы смотрим фильмы сотнями и тысячами, и привыкли, что количество трупов на экране - просто статистика. В
"Хранителях" каждый удар под дых отдается болью в твоем теле, каждая смерть выглядит не как очередная картинка из сборника
нуара, а как происшествие на твоей улице. И оттого отсчет смертей еще страшнее. И еще гаже - невозможность без этого
обойтись, если ты хочешь спасти мир.
Жизнь жестока - старая истина. Гротескный мир комиксов спасал нас от этой мысли: преступления становились приключениями, а
невероятным несчастьям противостояла невероятная сила супергероев. В "Хранителях" и эта иллюзия разбита: супергерои больны,
стары, несчастны, разочарованы. Никто не хочет спасать этот мир, у некоторых просто нет выбора.
Интернэшнл
В рецензиях на "Интернэшнл" (The International, 118 мин.) Тома Тыквера
подозрительно часто говорят о морковке. И я понимаю этих людей. Типичный кадр из фильма действительно сразу наводит на мысли
о морковке мистера
Смита, однако сам фильм - совершенно другой.
И Клайв Оуэн в нем другой: измотанный неопределенностью мужчина, изначально - кабинетный работник Интерпола, который пытается
выяснить причину смерти коллеги. Но что-то взрывается в его измученном бессонницей мозгу, агент Сэлинджер хватает пистолет и
начинает носиться по всему миру, прослеживая связи некого банка из Люксембурга и постепенно увязая в сплетенной банком
паутине.
Он действительно умен, и с ним вместе - "люди доброй воли" (в числе которых - коллега-американка в исполнении Наоми Уоттс),
но и на той стороне - тоже не дураки. Свидетели по делу дружно умирают, когда Сэлинджер уже буквально на подходе, а любая
победа похожа на пиррову.
Конечно, я всю дорогу ждала обещанной перестрелки в
музее Гуггенхайма. И это действительно нечто грандиозное! Вымученное
современное искусство и рафинированные его любители внезапно становятся декорацией для грязной, жестокой разборки. Эстеты
разбегаются кто куда, видеоарт перемежается кровавыми сценами. А что происходит с самим музеем... Кстати, его модель
специально для съемок построили в Германии, так что американский памятник архитектуры не пострадал.
Однако послевкусие от фильма - не рубилово в музее, а две высказанные героями идеи: во-первых, что банки на самом деле
борются не за наши деньги, а за власть над нами, превращая всех в своих должников. Актуальная мысль, не правда ли? И
во-вторых, ощущение бессмысленности всех наших усилий - действуй или бездействуй, ничего не изменишь. Поэтому и этот свой
обзор я хочу закончить цитатой из классика: "Достойно ль смиряться под ударами судьбы, иль надо оказать сопротивленье?".
Ответ, как обычно, каждый для себя выбирает сам.
Игорь
Игорь за пределами России - имя нарицательное. Так звали горбуна - слугу доктора Франкенштейна, и с тех пор имя закрепилось в
фильмах и комиксах за подручными разных чудовищ.
В мультфильме "Игорь" (Igor, реж. Энтони Леондис, 87 мин.) так зовут уродцев, которые помогают своим хозяевам - "излобретателям".
Хозяева, впрочем, тоже далеко не красавцы, как и все в этом фильме и в стране Малярии, которая живет за счет своих ужасных и
вредных изобретений.
Но вот один Игорь решил занять место своего бездарного хозяина. Что он наизлобретал - лучше увидеть своими глазами. А заодно
оценить и всю Ярмарку излобретений, участвовать в которой так хотел Игорь. Будет и страшно, и смешно, и интересно. И даже
есть о чем задуматься. Если вы любите Тима Бартона, вам должно понравиться. А вот дети могут не оценить, хотя по сути это
добрая сказка. Как говорил герой в другой истории, "Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Миллионер из трущоб
Неприметный заторможенный парнишка Джамаль (Дев Пател), который, кажется, не сразу ответит, как его зовут, доходит до финала индийского варианта "Кто хочет стать миллионером?" и за этот час становится национальным героем - "Миллионером из трущоб" (Slumdog Millionaire). Конечно, здесь подозревают мошенничество, но разговор по душам в полиции (с мордобоем, угрозами и электрошоком) показывает, что все не так просто. Этому бездомному и почти неграмотному мальчику ответы на вопросы подсказала жизнь. Так вышло, что он знает, кто изображен на купюре в 100 долларов, и не знает, кто на купюре в 1000 рупий, но этого не спрашивают; просит помощь зала, чтобы угадать один из самых известных девизов Индии, и проявляет редкостное чутье там, где уже никто не поможет.
Что это - невероятное совпадение или волшебная сила любви? Оставим и то, и другое приторному индийскому кино и лучше займемся тем, что в промежутках между ответами. Джамаль вспоминает: вот он совсем кроха, растет с братом в трущобах Мумбая. Вот они в банде маленьких нищих, он знакомится с девочкой, которую никогда не сможет забыть. Беспризорные дети ищут еду на помойках, воруют, мошенничают, постоянно рискуют тем немногим, что у них есть, - жизнью, здоровьем, близкими. Однако совсем не вызывают жалости - они в своей стихии, как бездомные щенки, которые знают, где раздобыть еды и где спрятаться на ночь.
Этот фильм называют триумфальным возвращением Денни Бойла, который когда-то снял "На игле", а потом долго не мог выдать ничего сравнимого по эффекту. Однако мне вспомнилась как раз не слишком известная картина Бойла - "Миллионы". Там тоже действуют два проказливых маленьких брата, правда, живут они в благополучной Англии, и появляется огромная сумма денег.
Конечно, "Миллионер из трущоб" ярче: вместо мягкого английского юмора - бьющая в глаза (а иногда и в нос) индийская действительность. Кстати, в Индии фильм сильно раскритиковали, что неудивительно: на рекламный ролик для туристов он совсем не похож, а поют и танцуют там вообще очень, очень мало. Зато западный мир рукоплещет: "Миллионер из трущоб" собирает награды и претендует на 10 "Оскаров", которых, кстати, будут раздавать 22 февраля, в ближайшее воскресенье.
Загадочная история Бенджамина Баттона
"Загадочную историю Бенджамина
Баттона" (The Curious Case of Benjamin Button), который родился глубоким стариком и
прожил жизнь, постепенно молодея, придумал Фрэнсис Скотт Фицджеральд. Его рассказ,
высмеивающий нравы среднего класса - снобизм, эгоизм и нежелание выйти за рамки стереотипов, должен был бы понравиться Тиму
Бертону. Фантасмагория, жизнь отщепенца, который не может существовать рядом с нормальными людьми, - вполне в его духе.
Однако фильм, который сейчас претендует на 13 "Оскаров", снял Дэвид Финчер. В его руках злобная сатира Фицджеральда
превратилась в романтическое повествование, охватывающее почти век из жизни Америки. Временами "Баттон" явно напоминает
"Форреста Гампа", что неудивительно, ведь сценарист Эрик Рот работал и там, и там.
Наблюдать за тем, как Бенджамин превращается из комического старикашки в прекрасного молодого Брэда Питта и как стареет, но
не теряет красоты и благородства его возлюбленная Дэйзи (Кейт Бланшетт), на самом деле очень интересно. Более того, полфильма
я честно проплакала.
Однако, выйдя из зала, подумала: вот жизнь, потраченная зря. Уникальный дар всю жизнь только мешал Бенджамину. Он не
использовал его ни для себя, ни во благо человечества. Баттон у Фицджеральда удачно женился, разбогател, обеспечил себе
старость. Баттон у Финчера большую часть жизни прожил из милости в доме престарелых. Работал уборщиком, был на побегушках. Он
не был рядом с матерью, когда она умирала, не был рядом с дочерью, когда она росла. Жизнь его прошла не просто задом наперед,
она прошла мимо него.
Кстати, то же можно сказать и о фильме. Он тоже не использовал и половины своего потенциала. Брэд Питт не успевает
представить Баттона цельной личностью - слишком быстро меняются декорации. Сама фабула о мальчике-старике и старике-мальчике
провоцирует взрыв фантазии по части смешного и забавного. Однако повествователь остается серьезным, знай себе долдонит, как
проходила жизнь Баттона.
22 февраля мы узнаем, получат ли "Оскаров" Питт, Финчер и другие участники фильма. На мой взгляд, спецэффекты здесь просто
выдающиеся. Но в других номинациях, возможно, есть более достойные претенденты.
Дорога перемен
Эйприл (Кейт Уинслет) хотела быть актрисой, а Фрэнк (Леонардо ДиКаприо), в общем-то, ничего не хотел. Сначала он был
грузчиком, потом - кассиром, а после того как у них с Эйприл появились дети и они переехали из Нью-Йорка в дремотный
городишко в Коннектикуте, Фрэнк устроился в крупную корпорацию, где целыми днями перебирал бумажки. Его такая жизнь
раздражала, но не очень, а ее - просто бесила. Столичная штучка, вынужденная общаться с женами водопроводчиков и высаживать
заячью капусту вокруг своего беленького домика по Революшнари роад. Вот и вся "Дорога перемен".
Эйприл не смирилась. Все твердили, что они с Фрэнком - не такие, как окружающие, и она в это верила. Несмотря на то, что ее
карьера не задалась, а Фрэнк так и не определился, чего он хочет в жизни. И она решила, что надо продать в домик и уехать в
Париж. Там, в этом городе, который она видела только на фотографии, их жизнь станет яркой и интересной. А пока - тупые
соседи, никчемный муж, ненужные дети.
"Дорога перемен" удивительным образом напоминает всю русскую классику. Попытка выразить "мысль семейную", как в "Анне
Карениной", у автора романа Ричарда Йейтса и режиссера Сэма Мендеса получилась очень мощной. Эйприл и Фрэнк мечтают о Париже,
как три сестры стремились в Москву, а одна из сквозных идей фильма вполне может быть выражена раскольниковским вопросом
"тварь ли я дрожащая или право имею?".
И, как часто бывает у русских классиков, вся сила этой истории - в разговорах. В противостоянии Эйприл, которая с ума сходит
от такой жизни, и конформиста Фрэнка. По сути, это пьеса на двух персонажей, почти все действие которой происходит на кухне,
в спальне, в гостиной. Распад семьи, крушение иллюзий показаны крупным планом и сыграны иногда всего лишь выражением
лица.
Недаром лучше всего смысл этой истории передают две сцены: Фрэнк утром спускается из спальни и видит Эйприл, которая ему
лучезарно улыбается и спрашивает, что он будет на завтрак. И все время, пока он завтракает с чрезвычайно милой Эйприл, Фрэнк
пытается понять, в чем же подвох. И вторая сцена. Пожилые супруги беседуют в гостиной. Когда жена (Кэти Бэйтс) заводит
длинный и нудный монолог, муж незаметно подкручивает слуховой аппарат и удовлетворенно откидывается на спинку кресла. Такая
вот "мысль семейная". Занавес.
Мститель
Сразу оговорюсь: хотя "Мститель" (The Spirit, 108 мин.) мне понравился, никому
рекомендовать его я не буду. Слишком странное это кино.
Снял его Фрэнк Миллер - тот самый, по комиксам которого Роберт Родригес поставил "Город грехов". Однако "Мститель" сделан по
комиксам Уилла Эйснера - классика жанра 50-х годов. Это был расцвет нуара, но фильм получился чернее самого забористого
нуара.
Это история бывшего полицейского (Гэбриэл Махт), которому после смерти вкололи что-то вроде эликсира бессмертия, и теперь он
каждую ночь в компании кошек перепрыгивает с крыши на крышу родного города, следя за тем, чтобы злодеи не досаждали честным
гражданам, и на каждом шагу соблазняя красавиц.
Дух города, или в русском варианте - Мститель, борется со своим вечным врагом - Спрутом (Сэмюэл Л. Джексон), который тоже
почти что бессмертен, и вдобавок - дьявольски хитер. Он окружил себя клонированными туповатыми верзилами и вершит свои темные
дела в компании Скарлетт Йоханссон, периодически прибегая к помощи других красоток. Количество шикарных женщин в фильме
просто зашкаливает - Спруту противостоит Песчинка в исполнении Евы Мендес, экран украшают собой Сара Полсон, Пас Вега, Джейми
Кинг и другие.
Кстати, в этом фильме все в слишком большой концентрации. Слишком черный юмор - уже со сцены, где Спрут бьет Мстителя
унитазом, зрители потихоньку начали уходить из зала. Слишком резкие цветовые контрасты - кажется, единственный цвет в фильме,
кроме черного и белого, - красный: узкий красный галстук, отличительная черта Мстителя, красный закат, в который уходит юная
Песчинка, алые губы женщин... Слишком злодеистые злодеи: после сцены, когда белый котенок Пончик растворяется в кислоте,
народ опять потек к выходу, хотя это была одна из самых удачных шуток фильма.
"Мститель" - слишком острое блюдо, чересчур много соли и черного перца. Как говорится, "на любителя". Я оказалась любителем.
А вы?
Всегда говори "Да"
Для начала я перепутала сеанс. Я собиралась смотреть
"Мстителя"
, а через 5 минут начинался
"Всегда говори "Да"
(Yes Man, реж. Пейтон Рид, 104 мин.). Надо было решать. "Ну что, вы идете?" - спросила меня кассирша. Я
ответила "Да" и не пожалела.
Фильм оказался грустным, смешным и очень милым. Грустным - из-за
Джима Керри. Я, конечно, знала, что нет ничего печальнее лица клоуна, и по
фильмам типа "Вечного сияния чистого разума" или "Шоу Трумана" знала, каков Керри, когда он не комикует. Но не ожидала
увидеть это и в комедии.
Его герой, Карл Аллен, - мелкий клерк в банке. Жена ушла, карьера не движется, и Карл замыкается в себе, отказывается
общаться даже с лучшим другом. Но однажды он попадает на семинар, где учат на все вопросы отвечать "Да". Поддавшись
коллективному психозу, Карл решается тоже отвечать "Да" на все вопросы и просьбы.
Результат - катастрофа. Сначала какой-то бомж просит отвезти его до кустов в парке, где тот ночует, забирает все его деньги,
оставляет без мобильного. На работе Карл вынужден давать разрешение всем, кто хочет взять кредит в его банке. Он отвечает
"да" на спам с предложением увеличить пенис, знакомится с иранкой, желающей выйти замуж, учится играть на гитаре, берет уроки
корейского и так далее.
Конечно, по закону комедии, все это ему пригодится, каждое ружье выстрелит. А в конце Карл поймет, что иногда можно говорить
и "нет". Но до этого будет неполных два часа шуток - очень смешных или просто милых, а после фильма - твердое желание
говорить "Да" - всегда, когда это возможно.