| ← Декабрь 2025 | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 | ||||
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Съемки в Палермо
Название "Съемки в
Палермо" никак не укладывалось в моей голове: то ли "Вернись в Сорренто", то еще
что-то похожее. Как выяснилось, неслучайно. Во-первых, для оригинального названия - Palermo Shooting - немец Вим Вендерс с
умыслом выбрал английский: shooting - и съемки, и стрельба. Стрельба в данном случае - из лука, хоть дело и происходит в
Сицилии. Во-вторых, по сути это -
"Смерть в Венеции", только на современный лад. Как будто упорядоченным
немцам на роду написано сходить с ума в жаркой Италии.
Впрочем, Томасом Манном и Лукино Висконти ассоциативный ряд не ограничивается. Хотя лишь на финальных титрах появляется
посвящение двум великим мастерам кино - Микеланджело Антониони и Ингмару Бергману, призрак Бергмана витает в фильме с первых
кадров.
Известный фотограф (Кампино) просыпается в своем модерновом доме, и по занавеске скользит отражение часов. Эта аллюзия
немедленно настраивает на лад "Земляничной поляны": размышления о смерти, старости, ушедших родителях. Так в жизни молодого,
успешного, богатого - совсем как Ашенбах - человека появляется незаметная трещинка. Тоска по чему-то непонятному. Для
фотосессии с беременной Миллой Йовович он внезапно отправляется в Палермо, и от изучения зарождающейся жизни переходит к
отчаянным поискам смерти. Зачем? Трудно объяснить в двух словах, зачем человек ищет истину, даже грозящую ему смертью. Но у
пресыщенного буржуа, занятого искусством, откуда-то берется смелость заглянуть в бездну. Древняя, дикая, опасная Италия
приводит в порядок больные мозги, показывает истинные ценности, выбивает из гонки за успехом. А фотоувеличение (привет
Висконти!) помогает выследить Смерть (демонический Деннис Хоппер).
Да, это "еще один фильм Вима Вендерса" со всеми его фирменными фишками, роуд-муви под красивый и длинный саундтрек, где каждое
мгновение - абсолютная ценность, а цель - сомнительна и призрачна. Но нет причины его не смотреть, как нет причины не
гоняться за призрачными целями.
Медовый месяц Камиллы
Начитавшись рецензий, я решила, что "Медовый месяц
Камиллы" (Camille, реж. Грегори Маккензи, 94 мин.) - то ли трэш, то ли черная
комедия. Но, на мой взгляд, если определять жанр, это чистый романтизм. Не романтика, а именно романтизм, в духе Гофмана или
Эдгара По, с поправкой на особый цинизм нашего времени.
Это история о вещах, которые сильнее смерти. Например, любовь, но не только.
Камилла (Сиенна Миллер) - воплощение того, что мы любим и ненавидим в блондинках. Жизнерадостная глупышка, которая свято
верит тому, что пишут рекламные буклеты, и всегда добивается того, чего хочет. А больше всего хочет она выйти замуж за
Сайласа (Джеймс Франко). И ей плевать, что это мелкий воришка и бездельник, отбывающий срок за очередную кражу. Шериф, дядя
Камиллы, согласен отпустить его досрочно, если Сайлас согласится жениться. Так угрюмый и нелюдимый Сайлас получает в жены
ненавистную непрерывно болтающую дурочку, а в качестве свадебного подарка - мотоцикл и поездку на Ниагару. Собственно,
Ниагара - вторая после Сайласа мечта Камиллы, и она не отступится, несмотря ни на что, даже на внезапную смерть.
Некоторым девушкам и это не помеха. Здесь-то и начинается самое интересное: с одной стороны, после смерти Камилла становится
молчаливее (что естественно) и чуть-чуть умнее (что бывает не всегда), с другой - начинает разлагаться. Однако и она, и
Сайлас относятся к этому со спокойствием наивных овечек: вместо выпавших волос появляется красный парик, а дырки от пуль
закрашивают краской из баллончика.
Третий участник этого фантасмагорического действа - старый циркач Боб (Дэвид Кэррадайн). Это у него водятся баллончики с
краской, потому что в его аттракционе участвуют разноцветные лошади. Признаюсь, когда я смотрела на Кэррадайна, на меня
давила история его нелепой и непристойной
смерти - вполне в духе ролей, которые он обычно играл.
Собственно, самые яркие впечатления от фильма - красный парик Камиллы, ее замурзанное свадебное платье и печальная голубая
лошадь. И да, это фильм о настоящей любви.
Терминатор: да придет спаситель
Даты 4 июня, когда стартует "Терминатор-4" (Terminator Salvation, реж. МакГи, 115 мин.), я
ждала, кажется, больше, чем дня рождения. Даже особо о фильме не читала: какая разница, кто там играет и что за сюжет - ведь
это же "Терминатор"!
Очевидно, тем горше было мое разочарование. Я на самом деле не могла себе представить, что великую культовую тему превратят в
проходной боевичок. Что за весь фильм не будет ни одной шутки. Не говоря уже о гениальных, вроде "Аста ла виста, бэби", но
хотя бы что-нибудь, чтобы разбавить стрельбу и скрежет железок.
Джон Коннор - Кристиан Бейл всю дорогу ходит с озабоченным лицом. Нет, не играет. Просто ходит. Прыгает, стреляет, изучает
какие-то файлы - не меняя выражения лица. Собственно, этой ходячей статуи - куда до него Терминаторам! - уже хватило бы,
чтобы загубить фильм. Однако авторы припасли еще кое-что. Во-первых, роботы. Подозрительно напоминающие настоящих
трансформеров, на которых можно будет наглядеться уже в конце июня. Во-вторых, суррогаты - еще одно название скорой премьеры.
Суррогатная Линда Гамильтон в виде знаменитого фото и голоса на пленке. Суррогатный Шварц в виде компьютерной копии себя -
какая-то злая насмешка над самой идеей Терминатора.
В-третьих, мир вверх тормашками, массаракш, если кому так понятнее. На фоне "неживого" Джона Коннора явно выигрывает дежурный
терминатор Маркус в исполнении Сэма Уортингтона. Вот у кого эмоции, мучительный выбор и т.д. А также Кайл Риз (Антон Ельчин)
- будущий отец Джона Коннора.
В-четвертых, совершенно несуразный сюжет. Ну почему роботы в мире, где почти нет людей, должны быть человекообразными? Это
что, наиболее совершенная форма для машины? И зачем Скайнет сгоняет всех выживших на свою базу? Ей что, нужны биороботы?
Почему Скайнет общается с терминатором при помощи человеческого лица на экране, хотя в предыдущих сериях они прекрасно
разговаривали как компьютер с компьютером? Почему Скайнет практически не управляет терминатором, который действует по своему
разумению? Почему в армии повстанцев ну абсолютно никто не выполняет приказов?
И напоследок о хорошем. Очень хороша подруга Маркуса (Мун Бладгуд) и очень изящны костюмы и декорации. Кажется, будто
смотришь гламурную фотосессию в стиле киберпанк.
Вверх
Мир изменяется. Меняются темы, меняются персонажи. И главным героем очередного детского мультика - "Верх"
(Up, реж. Пит Доктер, Боб Питерсон, 96 мин.) стал не дошкольник и не симпатичный щенок, а недовольный жизнью старикашка,
который однажды решил привязать к крыше своего дома связку воздушных шаров и улететь от всех проблем куда подальше. Впрочем,
у его путешествия была конкретная цель - волшебной красоты водопад, к которому он мечтал попасть еще ребенком. А получилось -
только на старости лет.
Раз герой у мультика такой необычный, то и темы необычные: одиночество, болезни, печальные воспоминания, ощущение собственной
ненужности, неизбежность финала... Однако ни капли мрачности: вредный старичок не собирается сдаваться и готов дать отпор и
людям, и обстоятельствам.
Собственно, об этом и история - о том, что делает человека человеком. Нужным, думающим, действующим, отвечающим за себя и за
других. Просто обычно нам показывают, как находит себя ребенок, а не старик. Впрочем, ребенок тут тоже есть. А еще -
говорящий пес и фантастическая птица. Ведь это очередное творение студии Pixar - яркое, увлекательное и остроумное.
Разбивающее стереотипы, но оправдывающее ожидания: добро победит, пусть даже для этого придется плевать в противника вставной
челюстью и драться ходунком. Зло будет не столько наказано, сколько осмеяно. А мы перевернем очередную страницу и поймем, что
жизнь наша имеет смысл. Пусть даже и без таких увлекательных приключений, как у героев этого мультфильма.
Звездный путь
Некоторые вещи легко проверить. Например, качество фильма - желанием смотреть новые или старые серии. Со
"Звездным путем"
это правило работает безошибочно: легендарный сериал, выдержавший несколько версий с разными составами,
несколько кинофильмов, игры, книги и т.д. - это безусловный знак качества. Только что вышедший двухчасовой
"Звездный путь"
(Star Тrek) Дж. Дж. Абрамса ("Монстро", "Остаться в живых") не разочаровал старых фанатов и добавил в их число новичков, и я в их числе.
Признаться, раньше я очень спокойно относилась к людям в разноцветных трико в белых декорациях корабля "Энтерпрайз", поэтому
я не пыталась сопоставить сюжет нового фильма со старыми историями, а, скорее, сравнивала с тем, что неплохо знаю - со
"Звездными войнами". Сравнения напрашивались - то главный герой бредет по льдам неизвестной планеты, совсем как Люк Скайуокер
в Пятом эпизоде, то на полоске металла над бездной наши дерутся с врагами, вооружившись загадочными мечами, то цепочка
космических кораблей атакует вражеский флагман... И, надо отдать ему должное, сравнение это "Звездный путь" выдерживает
достойно: спецэффекты вдохновляют, космос красив, драки изящны.
Для тех же, кого интересует сюжет, скажу, что это приквел к первому сериалу. Фильм начинается историей рождения Джеймса Кирка
(Крис Пайн) - будущего капитана "Энтерпрайза" - и рассказывает о его первой экспедиции. Главным врагом в фильме назначен
некто Нерон (Эрик Бана), капитан шахтерского корабля, решивший отомстить Федерации за уничтожение своей родной планеты и
стереть с лица... хм, просто уничтожить планеты провинившихся перед ним астронавтов. Среди намеченных жертв - планета Вулкан,
родина людей со странными бровями и острыми ушами. Один из ее представителей - Спок (Закари Куинто) - тоже начинает карьеру
на наших глазах. Кстати, Леонард Нимой, бессменный исполнитель роли Спока в оригинальном сериале, также появляется в фильме.
Безумная затея снять блокбастер почти без звезд удалась Абрамсу, как, похоже, все, что он делает. Правда, в фильме появляется
Вайнона Райдер в небольшой роли престарелой матери Спока (хи-хи) и главный английский подонок Саймон Пегг, а также восходящая
звезда Антон Ельчин, изображающий юного русского гения, и уже упоминавшийся Эрик Бана, неузнаваемый в гриме и татуировках, но
они погоды не делают. В центре внимания - Спок и Кирк. Экзотический мужчина Спок очаровывает, а вот красавчик Кирк
разочаровывает, по крайней мере, меня. Глядя, как эротично он кричит, когда его бьют, и кривит губки, когда ему возражают, я
так и представляю его за маникюром или изучением космической моды в свободное от вахты время. Имидж простого парня, драчуна и
бабника, не идет ему совершенно. К счастью, это не портит фильма.
Рок-волна
Англия, 1966 год. Во всем мире слушают рок, а в стране вещает только BBC, которое отводит популярной музыке всего два часа в
неделю. Кучка диджеев, чтобы исправить положение, арендует старый корабль, набирает дисков и создает пиратскую станцию,
которую слушает половина страны. Все мечтают попасть туда, но пока везет молодому парню по имени Карл - он приходится
крестником владельцу станции.
Карл открывает для себя странный мир, где нет запретов. Кто хочет и может, предается порокам - выпивка, женщины и так далее.
Но главный порок, объединяющий их всех, - это музыка. С позиций сегодняшнего дня они выглядят странно и трогательно - эти
парни, способные обмануть друга или невинную девицу, но готовые отдать жизнь за любимые пластинки. И трудно поверить, что
кто-то живет так и сейчас, а ведь такие есть, в том числе - среди тех, кто озвучивал русскую версию фильма. Для этой цели
собрали, кажется, всех наших известных диджеев - от Севы Новгородцева, работавшего, кстати, на пресловутом BBC, до Ольги
Шелест. Получилось очень естественно.
А в оригинале сумасшедшую команду "Рок-волны" (The Boat That Rocked, реж. Ричард Кертис, 129
мин.) и ее идейных противников играют англичане и американцы, может быть, не слишком известные в России, но роскошные: Филип
Сеймур Хоффман, Билл Найи, Риз Айфанс, Ник Фрост, Кеннет Брана, Джек Дэвенпорт, Джемма Артертон, Эмма Томпсон. Даже не знаю,
кто из них мне больше понравился здесь. Как будто у каждого них, как у настоящих диджеев, был свой час, чтобы проявить себя.
И все же Рассветный Боб в ночной рубашке, тонущий, но не выпускающий из рук пластинки, - это что-то!
Надо сказать, это не просто английский фильм, а очень английский фильм: стильный, смешной, трогательный и циничный
одновременно. И, конечно, 36 песен, составляющих саундтрек "Рок-волны", уже ищут те, кто попал под очарование этой
истории.
Полторы комнаты
Невозможно, чтобы кто-то знал, как это было на самом деле. Потому что "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину",
где родителей Бродского играют Юрский и Фрейндлих, на самом деле - история про меня. Про мое детство, про наши воскресные
завтраки, походы в гастроном и китайский сервиз. Про город, где снег, вороны и Эрмитаж. Про воспоминания, в которых нет ни
сюжета, ни логики. Они просто живут где-то внутри.
Нет, конечно же, это про Бродского. Это, если хотите, экранизация его книги "Полторы комнаты". Но воспоминания поэта - не тот материал, из которого делаются простые фильмы. В них все перемешано, от
детских фантазий до стариковской ностальгии, от скабрезных анекдотов до милых деталей быта.
Бродский был вынужден эмигрировать в 1972 году. С тех пор он ни разу не смог увидеться с родителями - их не выпускали из
страны, а ему не разрешали вернуться на родину, даже туристом, даже на похороны. Через год после смерти отца он написал
"Полторы комнаты" - о том, что все, что осталось от его семьи, осталось только в его душе.
В фильме Андрея Хржановского удивительно похожий на Бродского Григорий Дитятковский все-таки возвращается в родной город. И
это путешествие за гранью возможного происходит в любом году - при жизни родителей, в 90-е, сегодня - через 13 лет после
смерти.
Не на хрестоматийный Васильевский остров, а в дом Мурузи, где были в коммуналке те самые полторы комнаты. Но путешествие это
вымышленное, и к игровым эпизодам примешивается то анимация, то кинохроника, точные детали биографии переходят в
фантасмагорию, и актер-Бродский сидит за одним столом с друзьями настоящего Бродского - Рейном, Уфляндом и другими. Все они
слишком любят жизнь, чтобы грустить, но где-то далеко звонит телефон в пустой комнате, в которой уже не встретятся родители с
сыном.
Адреналин
Тем, кто оценил первый "Адреналин", никакие аргументы, чтобы пойти на второй, не нужны. Но все же скажу, что "Адреналин 2" (Crank: High
Voltage, реж. Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, 96 мин.) - еще круче и безумнее.
Чев Челиос (Джейсон Стэтем) не умер, упав с вертолета. Ведь отморозки бессмертны - как мафия! И мировое злодейство не
оставило в покое живучего киллера. Теперь у него вырезают сердце, вставляют на его место китайскую подделку и обещают
отрезать еще кое-какие органы. Чев, понятное дело, пускается в бега, но, чтобы его искусственное сердце не заглохло, надо
постоянно заряжаться электричеством. Откуда его взять - из прикуривателя, электрошокера, или потереться о старушку, или
заняться сексом посреди ипподрома, или забраться на столб и напрямую воткнуться в провода или... еще что-нибудь такое же
невероятное. Чев хочет выжить - всем назло, а на остальное ему наплевать.
Я в первый момент удивилась, обнаружив, что в кинозале почти половина - девушки, но потом поняла: вот он, настоящий герой,
наш принц. Вот этот небритый подонок, не брезгающий ничем. Потому что он нереально крут, и он добивается своего, а это в
нашем мире бывает нечасто.
А народ в зале не то что смеялся - тихо стонал от восторга почти всю дорогу. Хотя, конечно, не все признаются, что ходят на
такие фильмы. Это какой-то порнотрэш, а не кино. Кстати, идет он в переводе Гоблина, поэтому герои, которые непрерывно
ругаются, произносят очень странные слова - я таких после детского сада не слышала.
Да, зрелище незабываемое. Тарантино нервно курит. Сложно выбрать один кадр для рассылки - хочется поставить все. Проститутки,
китайские мафиози, похотливые придурки, зеваки... Все они в бешеном темпе проносятся по экрану, но что-то остается в памяти
навсегда. Например, перестрелка в стриптиз-баре, когда из простреленных сисек течет силикон. Или разговор с отрезанной
головой в аквариуме...
Думаю, если вы дочитали до этого места, фильм вам должен понравиться.
Гран Торино
Про "Гран
Торино" достаточно сказать, что это фильм Клинта Иствуда. Наличие или отсутствие
наград скорее говорит об этих премиях, а не о фильме, знающем себе цену, как и все герои Иствуда.
Его персонаж, Уолт Ковальски, больше не ждет от жизни ничего хорошего. Жена умерла, дети - совершенно чужие, старость
наступает, а тут еще под боком поселяются какие-то, тьфу, китаезы.
При ближайшем рассмотрении, впрочем, "китаезы" оказываются хмонгами - это
народность в Юго-Восточной Азии, о которой вряд ли многие слышали до выхода фильма. А семейство начинает обретать
индивидуальные черты. Вот бабушка, для которой Уолт - такой же "дикарь", как и она - для него. Вот застенчивый парнишка Тао,
которого хочет заполучить местная банда. Вот его бойкая сестренка Сью - именно она приведет Уолта в свой дом и со всей
горячностью подростка будет доказывать, что его стариковские "дальше ничего не будет" и "этот мир катится под откос" ничего
не стоят.
Постепенно семья без мужчины и мужчина без семьи поймут, что они нужны друг другу. Однако слезы умиления лить не придется.
Скорее - смеяться над некорректными шуточками. Это все-таки мужская история. И еще - очень американская история. Потому что в
ней нет американцев: помимо азиатов, мексиканцев и черных, даже "самые правильные" белые старожилы этих мест оказываются
выходцами из Польши, Ирландии или Италии. И простая мысль - главное, не откуда ты приехал, а чего ты стоишь - высказывается
ясно, без экивоков и нравоучений. Как и положено среди людей, знающих себе цену.
Обещать - не значит жениться
Можно ли пропустить фильм, в котором играют Скарлетт Йоханссон, Дженнифер Энистон, Дрю Бэрримор, Бен Аффлек, Дженнифер
Коннелли, Джастин Лонг и так далее?
Вопрос риторический. Конечно же, я пошла смотреть "Обещать - не значит жениться" (He's Just Not That Into You,
реж. Кен Квопис, 129 мин.). И не сказать, что была разочарована. Откуда "растут ноги" у этого фильма, ясно сразу: сценаристы
работали на "Сексе в большом городе", а постер откровенно копирует "Реальную любовь". Сюжет - два в одном: барышни,
работающие в редакции одного журнала, постоянно болтают о мужчинах (своих и чужих), а происходящие вокруг них истории
переплетаются, повторяют друг друга и наводят на размышления. Впрочем, основные выводы по степени оригинальности - на уровне
названия фильма, пишутся крупными буквами и разделяют эпизоды.
Главная героиня - девушка по имени Джиджи (Джиннифер Гудвин), которую никто не зовет на свидания. Честно говоря, будь я
мужчиной, я бы ее тоже не пригласила: выглядит так себе, в голове - пусто. Но самое страшное - желание найти парня
превратилось у нее в настоящую манию. Она часами гипнотизирует телефон в ожидании звонка, воображает невесть что о случайных
знакомых, пытается устроить "сюрприз" очередной жертве и т.д. К счастью для зрителей, ее приключения выглядят достаточно
забавно.
Но куда интереснее наблюдать за сексапильной Йоханссон, которая в очередной раз играет круглую идиотку (и почему у нее так
здорово это получается?), сводящую с ума парней.
Остальные тетки тоже дают примеры, как не надо - не надо расставаться с парнем, как героиня Энистон, если он просто идеал и к
тому же Бен Аффлек, но ни за что не хочет жениться. Не надо быть скандальной мымрой, как героиня Коннелли, которая мурыжит
красавца-мужа, не понимая, что они уже давно не пара.
И так далее. В общем, ничего нового, но два часа прошли легко и весело - как беседа в кафе с приятным собеседником. Только не
надо делать из этого выводов!
