Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Мои обзоры фильмов и книг

Съемки в Палермо

Название "Съемки в Палермо" никак не укладывалось в моей голове: то ли "Вернись в Сорренто", то еще что-то похожее. Как выяснилось, неслучайно. Во-первых, для оригинального названия - Palermo Shooting - немец Вим Вендерс с умыслом выбрал английский: shooting - и съемки, и стрельба. Стрельба в данном случае - из лука, хоть дело и происходит в Сицилии. Во-вторых, по сути это - "Смерть в Венеции", только на современный лад. Как будто упорядоченным немцам на роду написано сходить с ума в жаркой Италии.

Впрочем, Томасом Манном и Лукино Висконти ассоциативный ряд не ограничивается. Хотя лишь на финальных титрах появляется посвящение двум великим мастерам кино - Микеланджело Антониони и Ингмару Бергману, призрак Бергмана витает в фильме с первых кадров.

Известный фотограф (Кампино) просыпается в своем модерновом доме, и по занавеске скользит отражение часов. Эта аллюзия немедленно настраивает на лад "Земляничной поляны": размышления о смерти, старости, ушедших родителях. Так в жизни молодого, успешного, богатого - совсем как Ашенбах - человека появляется незаметная трещинка. Тоска по чему-то непонятному. Для фотосессии с беременной Миллой Йовович он внезапно отправляется в Палермо, и от изучения зарождающейся жизни переходит к отчаянным поискам смерти. Зачем? Трудно объяснить в двух словах, зачем человек ищет истину, даже грозящую ему смертью. Но у пресыщенного буржуа, занятого искусством, откуда-то берется смелость заглянуть в бездну. Древняя, дикая, опасная Италия приводит в порядок больные мозги, показывает истинные ценности, выбивает из гонки за успехом. А фотоувеличение (привет Висконти!) помогает выследить Смерть (демонический Деннис Хоппер).

Да, это "еще один фильм Вима Вендерса" со всеми его фирменными фишками, роуд-муви под красивый и длинный
саундтрек, где каждое мгновение - абсолютная ценность, а цель - сомнительна и призрачна. Но нет причины его не смотреть, как нет причины не гоняться за призрачными целями.

30 июня 2009 года, 23:06

Медовый месяц Камиллы

Начитавшись рецензий, я решила, что "Медовый месяц Камиллы" (Camille, реж. Грегори Маккензи, 94 мин.) - то ли трэш, то ли черная комедия. Но, на мой взгляд, если определять жанр, это чистый романтизм. Не романтика, а именно романтизм, в духе Гофмана или Эдгара По, с поправкой на особый цинизм нашего времени.

Это история о вещах, которые сильнее смерти. Например, любовь, но не только.

Камилла (Сиенна Миллер) - воплощение того, что мы любим и ненавидим в блондинках. Жизнерадостная глупышка, которая свято верит тому, что пишут рекламные буклеты, и всегда добивается того, чего хочет. А больше всего хочет она выйти замуж за Сайласа (Джеймс Франко). И ей плевать, что это мелкий воришка и бездельник, отбывающий срок за очередную кражу. Шериф, дядя Камиллы, согласен отпустить его досрочно, если Сайлас согласится жениться. Так угрюмый и нелюдимый Сайлас получает в жены ненавистную непрерывно болтающую дурочку, а в качестве свадебного подарка - мотоцикл и поездку на Ниагару. Собственно, Ниагара - вторая после Сайласа мечта Камиллы, и она не отступится, несмотря ни на что, даже на внезапную смерть.

Некоторым девушкам и это не помеха. Здесь-то и начинается самое интересное: с одной стороны, после смерти Камилла становится молчаливее (что естественно) и чуть-чуть умнее (что бывает не всегда), с другой - начинает разлагаться. Однако и она, и Сайлас относятся к этому со спокойствием наивных овечек: вместо выпавших волос появляется красный парик, а дырки от пуль закрашивают краской из баллончика.

Третий участник этого фантасмагорического действа - старый циркач Боб (Дэвид Кэррадайн). Это у него водятся баллончики с краской, потому что в его аттракционе участвуют разноцветные лошади. Признаюсь, когда я смотрела на Кэррадайна, на меня давила история его
нелепой и непристойной смерти - вполне в духе ролей, которые он обычно играл.

Собственно, самые яркие впечатления от фильма - красный парик Камиллы, ее замурзанное свадебное платье и печальная голубая лошадь. И да, это фильм о настоящей любви.

20 июня 2009 года, 16:06

Терминатор: да придет спаситель

Даты 4 июня, когда стартует "Терминатор-4" (Terminator Salvation, реж. МакГи, 115 мин.), я ждала, кажется, больше, чем дня рождения. Даже особо о фильме не читала: какая разница, кто там играет и что за сюжет - ведь это же "Терминатор"!

Очевидно, тем горше было мое разочарование. Я на самом деле не могла себе представить, что великую культовую тему превратят в проходной боевичок. Что за весь фильм не будет ни одной шутки. Не говоря уже о гениальных, вроде "Аста ла виста, бэби", но хотя бы что-нибудь, чтобы разбавить стрельбу и скрежет железок.

Джон Коннор - Кристиан Бейл всю дорогу ходит с озабоченным лицом. Нет, не играет. Просто ходит. Прыгает, стреляет, изучает какие-то файлы - не меняя выражения лица. Собственно, этой ходячей статуи - куда до него Терминаторам! - уже хватило бы, чтобы загубить фильм. Однако авторы припасли еще кое-что. Во-первых, роботы. Подозрительно напоминающие настоящих трансформеров, на которых можно будет наглядеться уже в конце июня. Во-вторых, суррогаты - еще одно название скорой премьеры. Суррогатная Линда Гамильтон в виде знаменитого фото и голоса на пленке. Суррогатный Шварц в виде компьютерной копии себя - какая-то злая насмешка над самой идеей Терминатора.

В-третьих, мир вверх тормашками, массаракш, если кому так понятнее. На фоне "неживого" Джона Коннора явно выигрывает дежурный терминатор Маркус в исполнении Сэма Уортингтона. Вот у кого эмоции, мучительный выбор и т.д. А также Кайл Риз (Антон Ельчин) - будущий отец Джона Коннора.

В-четвертых, совершенно несуразный сюжет. Ну почему роботы в мире, где почти нет людей, должны быть человекообразными? Это что, наиболее совершенная форма для машины? И зачем Скайнет сгоняет всех выживших на свою базу? Ей что, нужны биороботы? Почему Скайнет общается с терминатором при помощи человеческого лица на экране, хотя в предыдущих сериях они прекрасно разговаривали как компьютер с компьютером? Почему Скайнет практически не управляет терминатором, который действует по своему разумению? Почему в армии повстанцев ну абсолютно никто не выполняет приказов?

И напоследок о хорошем. Очень хороша подруга Маркуса (Мун Бладгуд) и очень изящны костюмы и декорации. Кажется, будто смотришь гламурную фотосессию в стиле киберпанк.

13 июня 2009 года, 21:06

Вверх

Мир изменяется. Меняются темы, меняются персонажи. И главным героем очередного детского мультика - "Верх" (Up, реж. Пит Доктер, Боб Питерсон, 96 мин.) стал не дошкольник и не симпатичный щенок, а недовольный жизнью старикашка, который однажды решил привязать к крыше своего дома связку воздушных шаров и улететь от всех проблем куда подальше. Впрочем, у его путешествия была конкретная цель - волшебной красоты водопад, к которому он мечтал попасть еще ребенком. А получилось - только на старости лет.

Раз герой у мультика такой необычный, то и темы необычные: одиночество, болезни, печальные воспоминания, ощущение собственной ненужности, неизбежность финала... Однако ни капли мрачности: вредный старичок не собирается сдаваться и готов дать отпор и людям, и обстоятельствам.

Собственно, об этом и история - о том, что делает человека человеком. Нужным, думающим, действующим, отвечающим за себя и за других. Просто обычно нам показывают, как находит себя ребенок, а не старик. Впрочем, ребенок тут тоже есть. А еще - говорящий пес и фантастическая птица. Ведь это очередное творение студии Pixar - яркое, увлекательное и остроумное. Разбивающее стереотипы, но оправдывающее ожидания: добро победит, пусть даже для этого придется плевать в противника вставной челюстью и драться ходунком. Зло будет не столько наказано, сколько осмеяно. А мы перевернем очередную страницу и поймем, что жизнь наша имеет смысл. Пусть даже и без таких увлекательных приключений, как у героев этого мультфильма.

7 июня 2009 года, 00:06

Звездный путь

Некоторые вещи легко проверить. Например, качество фильма - желанием смотреть новые или старые серии. Со "Звездным путем" это правило работает безошибочно: легендарный сериал, выдержавший несколько версий с разными составами, несколько кинофильмов, игры, книги и т.д. - это безусловный знак качества. Только что вышедший двухчасовой "Звездный путь" (Star Тrek) Дж. Дж. Абрамса ("Монстро", "Остаться в живых") не разочаровал старых фанатов и добавил в их число новичков, и я в их числе.

Признаться, раньше я очень спокойно относилась к людям в разноцветных трико в белых декорациях корабля "Энтерпрайз", поэтому я не пыталась сопоставить сюжет нового фильма со старыми историями, а, скорее, сравнивала с тем, что неплохо знаю - со "Звездными войнами". Сравнения напрашивались - то главный герой бредет по льдам неизвестной планеты, совсем как Люк Скайуокер в Пятом эпизоде, то на полоске металла над бездной наши дерутся с врагами, вооружившись загадочными мечами, то цепочка космических кораблей атакует вражеский флагман... И, надо отдать ему должное, сравнение это "Звездный путь" выдерживает достойно: спецэффекты вдохновляют, космос красив, драки изящны.

Для тех же, кого интересует сюжет, скажу, что это приквел к первому сериалу. Фильм начинается историей рождения Джеймса Кирка (Крис Пайн) - будущего капитана "Энтерпрайза" - и рассказывает о его первой экспедиции. Главным врагом в фильме назначен некто Нерон (Эрик Бана), капитан шахтерского корабля, решивший отомстить Федерации за уничтожение своей родной планеты и стереть с лица... хм, просто уничтожить планеты провинившихся перед ним астронавтов. Среди намеченных жертв - планета Вулкан, родина людей со странными бровями и острыми ушами. Один из ее представителей - Спок (Закари Куинто) - тоже начинает карьеру на наших глазах. Кстати, Леонард Нимой, бессменный исполнитель роли Спока в оригинальном сериале, также появляется в фильме.

Безумная затея снять блокбастер почти без звезд удалась Абрамсу, как, похоже, все, что он делает. Правда, в фильме появляется Вайнона Райдер в небольшой роли престарелой матери Спока (хи-хи) и главный английский подонок Саймон Пегг, а также восходящая звезда Антон Ельчин, изображающий юного русского гения, и уже упоминавшийся Эрик Бана, неузнаваемый в гриме и татуировках, но они погоды не делают. В центре внимания - Спок и Кирк. Экзотический мужчина Спок очаровывает, а вот красавчик Кирк разочаровывает, по крайней мере, меня. Глядя, как эротично он кричит, когда его бьют, и кривит губки, когда ему возражают, я так и представляю его за маникюром или изучением космической моды в свободное от вахты время. Имидж простого парня, драчуна и бабника, не идет ему совершенно. К счастью, это не портит фильма.

13 мая 2009 года, 01:05

Рок-волна

Англия, 1966 год. Во всем мире слушают рок, а в стране вещает только BBC, которое отводит популярной музыке всего два часа в неделю. Кучка диджеев, чтобы исправить положение, арендует старый корабль, набирает дисков и создает пиратскую станцию, которую слушает половина страны. Все мечтают попасть туда, но пока везет молодому парню по имени Карл - он приходится крестником владельцу станции.

Карл открывает для себя странный мир, где нет запретов. Кто хочет и может, предается порокам - выпивка, женщины и так далее. Но главный порок, объединяющий их всех, - это музыка. С позиций сегодняшнего дня они выглядят странно и трогательно - эти парни, способные обмануть друга или невинную девицу, но готовые отдать жизнь за любимые пластинки. И трудно поверить, что кто-то живет так и сейчас, а ведь такие есть, в том числе - среди тех, кто озвучивал русскую версию фильма. Для этой цели собрали, кажется, всех наших известных диджеев - от Севы Новгородцева, работавшего, кстати, на пресловутом BBC, до Ольги Шелест. Получилось очень естественно.

А в оригинале сумасшедшую команду
"Рок-волны" (The Boat That Rocked, реж. Ричард Кертис, 129 мин.) и ее идейных противников играют англичане и американцы, может быть, не слишком известные в России, но роскошные: Филип Сеймур Хоффман, Билл Найи, Риз Айфанс, Ник Фрост, Кеннет Брана, Джек Дэвенпорт, Джемма Артертон, Эмма Томпсон. Даже не знаю, кто из них мне больше понравился здесь. Как будто у каждого них, как у настоящих диджеев, был свой час, чтобы проявить себя. И все же Рассветный Боб в ночной рубашке, тонущий, но не выпускающий из рук пластинки, - это что-то!

Надо сказать, это не просто английский фильм, а очень английский фильм: стильный, смешной, трогательный и циничный одновременно. И, конечно, 36 песен, составляющих саундтрек "Рок-волны", уже ищут те, кто попал под очарование этой истории.

9 мая 2009 года, 02:05

Полторы комнаты

Невозможно, чтобы кто-то знал, как это было на самом деле. Потому что "Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину", где родителей Бродского играют Юрский и Фрейндлих, на самом деле - история про меня. Про мое детство, про наши воскресные завтраки, походы в гастроном и китайский сервиз. Про город, где снег, вороны и Эрмитаж. Про воспоминания, в которых нет ни сюжета, ни логики. Они просто живут где-то внутри.

Нет, конечно же, это про Бродского. Это, если хотите, экранизация его книги
"Полторы комнаты". Но воспоминания поэта - не тот материал, из которого делаются простые фильмы. В них все перемешано, от детских фантазий до стариковской ностальгии, от скабрезных анекдотов до милых деталей быта.

Бродский был вынужден эмигрировать в 1972 году. С тех пор он ни разу не смог увидеться с родителями - их не выпускали из страны, а ему не разрешали вернуться на родину, даже туристом, даже на похороны. Через год после смерти отца он написал "Полторы комнаты" - о том, что все, что осталось от его семьи, осталось только в его душе.

В фильме Андрея Хржановского удивительно похожий на Бродского Григорий Дитятковский все-таки возвращается в родной город. И это путешествие за гранью возможного происходит в любом году - при жизни родителей, в 90-е, сегодня - через 13 лет после смерти.

Не на хрестоматийный Васильевский остров, а в дом Мурузи, где были в коммуналке те самые полторы комнаты. Но путешествие это вымышленное, и к игровым эпизодам примешивается то анимация, то кинохроника, точные детали биографии переходят в фантасмагорию, и актер-Бродский сидит за одним столом с друзьями настоящего Бродского - Рейном, Уфляндом и другими. Все они слишком любят жизнь, чтобы грустить, но где-то далеко звонит телефон в пустой комнате, в которой уже не встретятся родители с сыном.

3 мая 2009 года, 01:05

Адреналин

Тем, кто оценил первый "Адреналин", никакие аргументы, чтобы пойти на второй, не нужны. Но все же скажу, что "Адреналин 2" (Crank: High Voltage, реж. Марк Невелдайн и Брайан Тейлор, 96 мин.) - еще круче и безумнее.

Чев Челиос (Джейсон Стэтем) не умер, упав с вертолета. Ведь отморозки бессмертны - как мафия! И мировое злодейство не оставило в покое живучего киллера. Теперь у него вырезают сердце, вставляют на его место китайскую подделку и обещают отрезать еще кое-какие органы. Чев, понятное дело, пускается в бега, но, чтобы его искусственное сердце не заглохло, надо постоянно заряжаться электричеством. Откуда его взять - из прикуривателя, электрошокера, или потереться о старушку, или заняться сексом посреди ипподрома, или забраться на столб и напрямую воткнуться в провода или... еще что-нибудь такое же невероятное. Чев хочет выжить - всем назло, а на остальное ему наплевать.

Я в первый момент удивилась, обнаружив, что в кинозале почти половина - девушки, но потом поняла: вот он, настоящий герой, наш принц. Вот этот небритый подонок, не брезгающий ничем. Потому что он нереально крут, и он добивается своего, а это в нашем мире бывает нечасто.

А народ в зале не то что смеялся - тихо стонал от восторга почти всю дорогу. Хотя, конечно, не все признаются, что ходят на такие фильмы. Это какой-то порнотрэш, а не кино. Кстати, идет он в переводе Гоблина, поэтому герои, которые непрерывно ругаются, произносят очень странные слова - я таких после детского сада не слышала.

Да, зрелище незабываемое. Тарантино нервно курит. Сложно выбрать один кадр для рассылки - хочется поставить все. Проститутки, китайские мафиози, похотливые придурки, зеваки... Все они в бешеном темпе проносятся по экрану, но что-то остается в памяти навсегда. Например, перестрелка в стриптиз-баре, когда из простреленных сисек течет силикон. Или разговор с отрезанной головой в аквариуме...

Думаю, если вы дочитали до этого места, фильм вам должен понравиться.

24 апреля 2009 года, 23:04

Гран Торино

Про "Гран Торино" достаточно сказать, что это фильм Клинта Иствуда. Наличие или отсутствие наград скорее говорит об этих премиях, а не о фильме, знающем себе цену, как и все герои Иствуда.

Его персонаж, Уолт Ковальски, больше не ждет от жизни ничего хорошего. Жена умерла, дети - совершенно чужие, старость наступает, а тут еще под боком поселяются какие-то, тьфу, китаезы.

При ближайшем рассмотрении, впрочем, "китаезы" оказываются
хмонгами - это народность в Юго-Восточной Азии, о которой вряд ли многие слышали до выхода фильма. А семейство начинает обретать индивидуальные черты. Вот бабушка, для которой Уолт - такой же "дикарь", как и она - для него. Вот застенчивый парнишка Тао, которого хочет заполучить местная банда. Вот его бойкая сестренка Сью - именно она приведет Уолта в свой дом и со всей горячностью подростка будет доказывать, что его стариковские "дальше ничего не будет" и "этот мир катится под откос" ничего не стоят.

Постепенно семья без мужчины и мужчина без семьи поймут, что они нужны друг другу. Однако слезы умиления лить не придется. Скорее - смеяться над некорректными шуточками. Это все-таки мужская история. И еще - очень американская история. Потому что в ней нет американцев: помимо азиатов, мексиканцев и черных, даже "самые правильные" белые старожилы этих мест оказываются выходцами из Польши, Ирландии или Италии. И простая мысль - главное, не откуда ты приехал, а чего ты стоишь - высказывается ясно, без экивоков и нравоучений. Как и положено среди людей, знающих себе цену.

17 апреля 2009 года, 21:04

Обещать - не значит жениться

Можно ли пропустить фильм, в котором играют Скарлетт Йоханссон, Дженнифер Энистон, Дрю Бэрримор, Бен Аффлек, Дженнифер Коннелли, Джастин Лонг и так далее?

Вопрос риторический. Конечно же, я пошла смотреть
"Обещать - не значит жениться" (He's Just Not That Into You, реж. Кен Квопис, 129 мин.). И не сказать, что была разочарована. Откуда "растут ноги" у этого фильма, ясно сразу: сценаристы работали на "Сексе в большом городе", а постер откровенно копирует "Реальную любовь". Сюжет - два в одном: барышни, работающие в редакции одного журнала, постоянно болтают о мужчинах (своих и чужих), а происходящие вокруг них истории переплетаются, повторяют друг друга и наводят на размышления. Впрочем, основные выводы по степени оригинальности - на уровне названия фильма, пишутся крупными буквами и разделяют эпизоды.

Главная героиня - девушка по имени Джиджи (Джиннифер Гудвин), которую никто не зовет на свидания. Честно говоря, будь я мужчиной, я бы ее тоже не пригласила: выглядит так себе, в голове - пусто. Но самое страшное - желание найти парня превратилось у нее в настоящую манию. Она часами гипнотизирует телефон в ожидании звонка, воображает невесть что о случайных знакомых, пытается устроить "сюрприз" очередной жертве и т.д. К счастью для зрителей, ее приключения выглядят достаточно забавно.

Но куда интереснее наблюдать за сексапильной Йоханссон, которая в очередной раз играет круглую идиотку (и почему у нее так здорово это получается?), сводящую с ума парней.

Остальные тетки тоже дают примеры, как не надо - не надо расставаться с парнем, как героиня Энистон, если он просто идеал и к тому же Бен Аффлек, но ни за что не хочет жениться. Не надо быть скандальной мымрой, как героиня Коннелли, которая мурыжит красавца-мужа, не понимая, что они уже давно не пара.

И так далее. В общем, ничего нового, но два часа прошли легко и весело - как беседа в кафе с приятным собеседником. Только не надо делать из этого выводов!

12 апреля 2009 года, 22:04