← Сентябрь 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
---|---|---|---|---|---|---|
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Рыбка Поньо на утесе
Каждый мультфильм Хаяо
Миядзаки - чудо и шедевр. Одного этого имени достаточно, чтобы бежать в кино. Однако, соблюдая
приличия, я все же скажу пару слов про "Рыбку Поньо на утесе" (Gake no ue no Ponyo, 100 мин.).
Пятилетний мальчик Сосукэ нашел на берегу моря волшебную рыбку, назвал ее Поньо, посадил в ведерко и отнес домой. Рыбке очень
понравился мальчик, и она решила стать такой, как он, - отрастить ручки и ножки, есть ветчину и жить в домике на утесе вместе
с ним и его мамой. Но отец рыбки, морской волшебник, задумал для нее совсем другую судьбу.
В этом фильме не знаешь, чему больше удивляться - безграничной фантазии Миядзаки, который придумал мириады красных
рыбок-русалок и поселил их в замке волшебника, нарисовал море, которое оборачивается синими чудовищами и дал несносный
характер рыбке-девочке Поньо. Или уютному миру, в котором живет маленький Сосукэ, - с детским садом и домом престарелых, с
крошечным домиком над морем, мамой-красавицей и почти игрушечной розовой машиной. Или тому, как естественно вплетаются в этот
сказочно-игрушечный мир печальные и трогательные жизненные детали: ссора родителей Сосукэ, старушки, которые не могут ходить,
опасная горная дорога, страх перед разбушевавшимся морем.
И не знаешь, на что эта история больше похожа, - на "Русалочку", "Ромео и Джульетту" или на нашу "Сказку о рыбаке и рыбке".
Главное, что хочешь нырнуть в нее, как в море, и затеряться. Плыть по течению среди предметов, унесенных приливом,
разглядывая по дороге игрушечный кораблик, увеличенный волшебством Поньо, подводное царство, куда переселились парализованные
старушки, и рыбок, которым можно давать имена.
Каникулы строгого режима
Посмотрев ролик к фильму "Каникулы строгого
режима" (реж. Игорь Зайцев, 113 мин.), я решила, что это будет очередная безумная
комедия. Однако все оказалось не так просто.
По сюжету, двое заключенных с поэтическими фамилиями - Кольцов (Дюжев) и Сумароков (Безруков) бегут из лагеря и устраиваются
в соседний пионерлагерь воспитателями. Такая завязка дает неплохой, но предсказуемый потенциал: серия сценок на грани
разоблачения или саморазоблачения, игры с лагерным жаргоном, аналогии между лагерем для детей и лагерем для заключенных.
Но уже первые кадры фильма, стилизованные под японские гравюры, настраивают на философско-лирический лад. Как выяснилось, у
тюремного авторитета Сумрака - тонкая душа и склонность к самообразованию, а бывший мент Кольцов способен преодолеть
классовую ненависть к заключенному и вникнуть в его заботы. Звучит забавно, однако придумано и сыграно вполне убедительно.
Что неудивительно, если вспомнить, что поставлен фильм по роману Андрея Кивинова и Федора Крестового, а один из продюсеров - Джаник Файзиев.
Если детский лагерь выглядит чистой сатирой, зона кажется более-менее правдоподобной: без чернухи 90-х и без показухи
предыдущего времени. Конечно же, лагерная постановка "Сказки о попе и о работнике его Балде" в японском стиле похожа на
тяжелый бред, но, с другой стороны, не бредовее многого из того, что передают в новостях.
Безусловно, это гибрид советской классики - "Джентльменов удачи" и "Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещен". Но без
попыток нажиться на чужой славе (забудем про мелодию из "Джентльменов", которая звучит в ролике) и с вполне точным пониманием
сегодняшнего дня. Поэтому смотреть "Каникулы" иногда - до колик смешно, а иногда - печально до настоящих слез.
И - странное дело - после комедии выходишь в легкой печали и все пытаешься вспомнить стихи, с которых начался фильм. А стихи
такие:
Кто мы, зачем мы здесь,
Живы мы или нет -
Дикой пчеле все равно.
Мир для нее внизу -
Только дорога цветов.
Бесславные ублюдки
Любого из этих имен - Брэд Питт или Тарантино - достаточно, чтобы бросить все и бежать в кино. Однако, посмотрев "Бесславных ублюдков"
(Inglourious Basterds, 153 мин.), вспоминаешь в первую очередь не их, а Кристофа Вальца - доселе неизвестного австрийского
актера, который сыграл в фильме эсэсовского убийцу и провокатора с таким блеском, что врученный ему приз Каннского фестиваля
кажется признанием очевидного факта. Еще одно имя, которое стоит запомнить, - Мелани Лоран. На ее счету
несколько примечательных фильмов, до которых я еще, увы, не добралась.
Что же до самих "Бесславных ублюдков", то они хороши. Бредовая и кровавая история отряда еврейских мстителей, которые мочат
фашистов почем зря и готовятся прикончить всю немецкую верхушку во главе с Гитлером. Возглавляет эту банду Брэд Питт, у
которого обнаружились индейские корни, поэтому с мертвых врагов снимают скальп (крупным планом, не сомневайтесь). В какой-то
момент к ним присоединяется сбрендивший немецкий солдат (Тиль Швайгер), и становится совсем весело. По-тарантиновски,
разумеется.
Красотка Мелани Лоран сыграла независимую еврейскую мстительницу и по совместительству - владелицу кинотеатра. Вообще весь
фильм получился каким-то простодушно-киноманским, будто в каждый эпизод стремились напихать побольше шуток про кино. Выглядит
натужно, но общего зрелища не портит.
Разумеется, ассоциации с разными фильмами возникают на каждом шагу. Помимо немецкого кино, которое нам постоянно подсовывают,
тут и "Операция
"Валькирия" - еще одна попытка заговора против Гитлера, и "Черная книга" - еще одна
история о еврейской диверсантке в логове врага.
Наблюдая за ритуалами, которыми ублюдки сопровождают свои расправы, я подумала, что уже видела в кино нечто подобное. И лишь
потом сообразила: Сэмюэл Л. Джексон, читающий библейские строки, перед тем как спустить курок. "Криминальное чтиво",
разумеется.
Район N9
Контакт с внеземным разумом - одна из любимых тем фантастики. Но так, как в "Районе N9" (District 9, режиссер Нил Бломкамп, продюсер Питер
Джексон, 120 мин.), кажется, никто его еще не представлял.
Лет 20 назад над Йоханнесбургом зависла типичная летающая тарелка с изрядным количеством пришельцев, похожих на гигантских
насекомых. Через какое-то время пришельцев сселили на землю, в пресловутый район N9, который обнесли колючей проволокой и
превратили в настоящее гетто. Жалкие лачуги, нищета, преступность и враждебность - вот что представлял собой лагерь
пришельцев. Люди так и не нашли с ними контакта, если не считать местной мафии, которая скупала у них оружие.
Об этом, а также о том, как ненавидят пришельцев местные жители, как все от них устали и мечтают избавиться, мы узнаем из
документальных съемок, которые и составляют "Район N9".
Вот на экране появляется чиновник (Шарлто Копли) из специального министерства, занятого делами пришельцев. Он горит служебным
рвением и, кажется, готов на все ради карьерного роста. Обойти все лачуги и собрать какие-то дурацкие подписи? Пожалуйста! А
что при этом могут и убить - ерунда, как-нибудь справимся! Впрочем, вскоре выясняется, что чиновник - совсем не безобидный
менеджер, а пришельцы - не просто рабочие пчелы, забывшие свой улей.
Однако самое интересное лежит не в плоскости фантастики. Человек, как он есть, неспособный ни на гуманизм, ни на простое
любопытство. Человечество, которое упустило свой шанс просто от лени и жадности - вот что вызывает шок даже на фоне
двухметровых креветок.
Горькая ирония наполняет этот умный и печальный фильм. И если по форме он немного похож на "Монстро", по сути - разве что на "Сталкера": столкновение с неизвестным здесь - повод еще раз взглянуть на себя.
И сделать выводы.
Призраки бывших подружек
Все романтические комедии говорят примерно об одном: настоящая любовь есть, и ты обязательно ее найдешь. Однако "Призраки бывших подружек" (Ghosts of Girlfriends Past, реж. Марк Уотерс, 110 мин.), сами того не желая, приводят к несколько иному
выводу.
Бессердечный красавчик Коннор (Мэттью МакКонахи), известный фотограф, который забывает о девушке уже в тот момент, когда
надевает брюки, отправляется на свадьбу к младшему брату Полу (Брекин Мейер). Брат - размазня, невеста - истеричка, ее отец -
солдафон, подружки невесты сами бросаются Коннору на шею. От белых бантиков повсюду его просто мутит. Он и так не
воспринимает всерьез обещания вечной любви, а то, что в эту муть полез его любимый младший брат, наводит Коннора на
единственно верную мысль - напиться.
Дальше происходит просто катастрофа. Да не одна, а целых три. Во-первых, среди гостей Коннор видит Дженнифер (Дженнифер
Гарнер) - девушку, в которую был влюблен с детства. Во-вторых, ему является призрак любимого дяди (Майкл Дуглас), который
всегда учил его плохому, а сейчас зачем-то пытается наставить на путь истинный. В-третьих, собственно призраки бывших
подружек, которых у Коннора сотни и тысячи. Бывшие пассии всю ночь катают бедолагу на кровати, льют слезы, пытаются сцапать и
даже похоронить - в общем, к утру Коннор так измучен, что готов раскаяться и все принять. Что брак - это святое, что младший
брат должен жениться на своей стерве, иначе всю жизнь будет одинок и несчастен, а сам Коннор обретет счастье только рядом с
постаревшей моралисткой Дженнифер.
Если в это поверит хоть одна особа старше 14, я страшно удивлюсь. А ведь настоящая любовь в этом фильме есть, просто не там:
Коннор все готов сделать ради брата, и Пол ему безгранично доверяет. И даже между братом и невестой Пол выбирает брата.
Но кто же ищет правды в романтических комедиях?
Коннор очень мил, пока остается плохим парнем, дядя Уэйн - Майкл Дуглас - просто роскошен, и некоторые из его уловок многим
будет полезно записать в свой блокнот, а фантасмагория с явлением бывших подружек выглядит впечатляюще.
Смотрите, получайте удовольствие и не задумывайтесь о смысле!
Вальс с Баширом
На вопрос, о чем "Вальс с
Баширом" (Vals Im Bashir), сначала хочется сказать, что о войне Израиля в Ливане и о резне в лагерях
Сабра и Шатила. Но это было бы так же верно, как говорить, что "Гамлет" - это хроника борьбы
за датский престол.
Ключ к этому фильму - слово память. Режиссер, сценарист и главный герой "Вальса", Ари Фольман, внезапно обнаруживает, что
ничего не помнит о войне, в которой он участвовал 25 лет назад.
Он отправляется к своим друзьям детства и боевым товарищам, к другим участникам войны, к профессиональным психологам. И
выясняется, что почти все помнят лишь отдельные эпизоды, причем странные и не слишком достойные. Вроде ночного купания у
берегов Бейрута (голые, но с автоматами), бессмысленного расстрела внезапно возникшего на линии огня мерседеса или
пресловутого "Вальса с Баширом" - безумной пляски солдата, палящего в воздух под огнем противника на фоне портретов
ливанского президента Башира Жмайеля.
Непонятная, лишенная смысла война, расслабляющая жара, растерянность молодых парней, вырванных из привычного мира летних
кафе, дискотек, красивых девушек и планов на будущее, - по настроению "Вальс с Баширом" напоминает американские фильмы обо
всех азиатских кампаниях Штатов - Корее, Вьетнаме и так далее.
Военная операция в Ливане длилась всего несколько месяцев, а с тех пор прошли десятилетия. Однако не в этом причина забвения.
Человек не в силах помнить ужасы войны и постоянно чувствовать свою ответственность, мучаться вопросом, виноват или не
виноват, - говорят Ари Фольману психологи. Но, путешествуя по миру в поисках свидетельств о той войне, пытаясь восстановить
подлинную картину вместо фантасмагорических видений, он возвращает свою память, и снова видит сцены массового убийства.
Здесь впервые изменяется стилистика фильма, которую называют одной из основных причин его успеха. Это анимация, но
документальная: реальные люди, включая автора фильма, беседуют в реальной обстановке, однако все это нарисовано. И только в
самом конце появляются кадры хроники - женщины в белых платках воздевают руки к небу, оплакивая убитых.
Итак, память возвращена. А виноват или не виноват - каждый решает сам.
Джонни Д.
Наши прокатчики переименовали очередных "Врагов общества" (Public Enemies) в "Джонни Д." и не
прогадали: хотя у нас мало кто знает о легендарном грабителе банков Джоне Диллинджере, на
фильм с Джонни Деппом пойдут обязательно. Особенно если добавить, что режиссером тут Майкл Манн, автор
"Соучастника", "Схватки" и других образцов жанра.
Однако сам фильм сначала показался мне скучноватым: 30-е годы, ловкий грабитель, упорный полицейский... Сколько мы видели
таких боевиков, и замечательных, и проходных? Десятки, не меньше. Хотя бы "Неприкасаемых"
вспомните. У героя нашлась боевая подруга (Марион Котийяр)? Ну, это "Бонни и Клайд", однозначно!
Но вскоре история начала обрастать собственными чертами: Диллинджер оказался этаким американским Робин Гудом: грабил банки,
но не трогал сбережения честных граждан, излишней жестокости не проявлял, с дамами был галантен. И поэтому за год с небольшим
своей бандитской карьеры успел прославиться и устареть: прежние подельники выбрали более безопасный путь отъема денег у
граждан, новых друзей не появилось, умный сыщик обложил со всех сторон. И рассказ получился о гибели не конкретного человека,
а, скорее, его идеалов, хоть и преступных.
Собственно, только непроходимый идеалист может в положении Диллинджера говорить подруге: "Я позабочусь о тебе" и "Я умру в
глубокой старости у тебя на руках". И только наивная девушка, выросшая в резервации, может этому поверить.
Поимкой Диллинджера занимался агент ФБР Мелвин Первис, и в исполнении Кристиана Бейла эта фигура получилась не менее
интересной: еще один человек с принципами, вынужденный работать без белых перчаток. Еще один профессионал, которому нужен
рецепт спокойного сна по ночам.
И через всю историю звучит беспокойное банджо: хотя музыку к фильму писал лауреат всяческих премий Эллиот Голденталь,
запоминается не его творение, а две песни старого блюзмена Отиса Тейлора -
Ten Million Slaves и Nasty Letter. Послушайте, не пожалеете.
Гарри Поттер и Принц-полукровка
Кажется, в этот раз мне помогло то, что я основательно забыла содержание книги. И все равно, новые эпизоды и персонажи,
сюжетные линии, урезанные по сравнению с романом, и прочие различия бросались в глаза. Не сказать, что это плохо, просто у
киноверсии Гарри Поттера уже давно - собственная судьба. Дэниэл Рэдклифф и другие на наших глазах из обаятельных малышей
превратились в молодых профессионалов, занятых собственной карьерой.
Кстати, "Гарри Поттер и
Принц-полукровка" (Harry Potter and the Half-Blood Prince, реж. Дэвид Йейтс, 153
мин.), наверное, лучше всей предыдущей поттерианы демонстрирует ход времени. Главных героев больше не занимают домашние
задания и штрафные баллы (а Гарри, к тому же, выбивается в отличники). Теперь уже не зелье в котлах, а гормоны в крови кипят
у наших героев. Школьники мечтают о любви, и лучше всего это получается у Рона - смотреть на это без слез (от смеха)
невозможно! В темных уголках Хогвартса обжимаются пары, а нарисованных сердечек в этой серии - как котят на фарфоре у
профессора Амбридж в предыдущей.
Но на самом деле волшебникам не до шуток: Тот-кого-нельзя-называть (и я не буду) наносит удар по миру магглов, а затем его
люди добираются и до Хогвартса.
И волшебство, которое в предыдущих сериях оборачивалось чудесами, вроде торжественного вечера для первоклассников, теперь
отдает готической мрачностью. Впрочем, иногда готика переходит в японский хоррор: когда, например, рука мертвеца пытается
утащить Гарри в воду, или когда в зимнем небе парит отравленная девушка с развевающимися черными волосами.
Недетское кино, в общем.
Разомкнутые объятия
Сюжет "Разомкнутых объятий"(Los abrazos rotos), который я, оказывается, знала, мгновенно выскочил у меня из головы, и два часа я сидела,
боясь вздохнуть, в ожидании: что же дальше?
Слепой сценарист, злоупотребляющий заботой знакомых и незнакомых, юный брюнет, пишущий с ним вместе сценарии, а по ночам
злоупотребляющий таблетками в клубе, роковая женщина, красота которой погубила всех, вопросы, на которые вместо ответа
говорят "это длинная история"... История действительно длинная, мечется между городами и десятилетиями, и из сотен
разорванных фотографий складывается причудливый пазл. Но какого-то кусочка все время не хватает, поэтому надо снова смотреть
на эти половинки улыбок, на руки, обнимающие неизвестно кого, занавески в неизвестно каком доме.
А на другом уровне пазл складывается из режиссеров и прочих людей кино, из названий фильмов: очень много Вуди Аллена, потом
вдруг "Идентификация женщины" Антониони, потом - "Дневная красавица" Бунюэля, где-то мелькает, кажется, Бергман, прямо
упомянуты "Лифт на Эшафот" Луи Маля, Тонино Гуэрра. И, конечно же, сам Альмодовар.
Главный герой вспоминает фильм, который он снимал лет 15 назад. Фильм под названием "Девушки и чемоданы". И это, очевидно,
"Женщины на грани
нервного срыва", только вместо немолодой носатой Кармен Мауры - хрупкая красотка Пенелопа
Крус, еще и в образе Одри Хепберн. Дальше - еще один пазл: чуть ли не все "нервные женщины", точнее - игравшие их актрисы,
переместились на крошечные роли в "Разомкнутых объятиях", с поправкой на 20 лет: адвокатесса стала владелицей публичного
дома, подружка Карлоса (которая проспала почти весь фильм) превратилась в его мать, консьержка сыграла саму себя...
Кровь удачно рифмуется с любовью, дальше следует морковь и другие овощи-фрукты, очевидная дурновкусица приводит в восхищение
- в общем, все как всегда у Альмодовара.
Свое гаспачо с таблетками, с кровавыми помидорами и эротичными яблоками, он удачно изготовил во второй раз. Его одуряющее
действие длится долго - чтобы, выйдя из кино, продолжать искать среди прохожих на улице ту самую женщину в красном или того
мужчину с палочкой.
Ледниковый период 3: Эра динозавров
Конечно же, я смотрела первую и вторую части "Ледникового
периода", но не могу вспомнить никого и ничего, кроме белки. Собственно, в моем
сознании это фильм о белке и есть.
Однако я честно проверила по Википедии: семейство мамонтов, ленивец Сид, опоссумы и саблезубый тигр имели
свои роли в предыдущих эпизодах, так что здесь их история продолжается. Мамонтиха Элли готовится стать мамой, Сид находит
яйца динозавра и считает их своими детишками, у тигра Диего происходит что-то вроде кризиса среднего возраста, а потом все
они попадают в "Затерянный мир" к динозаврам.
Интересно? На мой взгляд, абсолютно безразлично, что там происходит с героями. Сюжеты и характеры надерганы из мировой
литературы и кино и могут произвести впечатление только на самых маленьких. Что по-настоящему ценно - все та же роскошная
мультипликация и юмор, которые создали славу первым частям мультика. Ну и белка, разумеется.
Все это по-прежнему на высоте, и ради приключений фантастической "стаи", которую на сей раз ведет куница-пират по имени Бак,
можно вытерпеть поток банальностей на тему семейной жизни, дружбы, самореализации и т.д., а также набившие оскомину сравнения
мира животных с современной Америкой.
А я ради "Ледникового периода" сделала над собой титаническое усилие и впервые добралась до зала с 3D. Это, конечно же,
чистый аттракцион, но впечатление производит. К тому же, мультик во многом рассчитан на 3D-формат: всякие там выскакивания из
экрана и заглядывания сквозь лед в трехмерном виде смотрятся действительно здорово!