← Август 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Железный человек 2
В попытках подобрать кадр к "Железному человеку 2" (Iron Man 2, реж. Джон Фавро, 124 мин.)
я поняла, что остановиться на чем-то одном практически невозможно. Самое естественное - выбрать Роберта Дауни в роли Тони
Старка, миллиардера, самовлюбленного красавца, очередного спасителя человечества, любителя выпивки и красивых девушек. Вот он
участвует в Гран-при Монако, вот подавляет интеллектом противников на сенатских слушаниях на тему "А не отнять ли нам
железный костюмчик у Тони Старка?", вот открывает выставку собственных достижений - прилетает на сцену прямо из космоса и
танцует вместе с кордебалетом.
Но разве можно пожертвовать роскошным Микки Рурком - Иваном Ванько! Гениальный физик, явившийся из холодной и нищей России
образца начала 90-х, чтобы свести счет с Тони Старком - якобы их отцы не поделили свое общее изобретение. Рурк, с его
роскошной черной гривой и циничной улыбкой, весь покрытый татуировками, с вечной зубочисткой во рту, дерется при
помощи огненных мечей - величественное зрелище!
Или Гвинет Пэлтроу, играющая секретаршу и возлюбленную Старка. Хрупкая и стройная, наивная и немного старомодная - Старк и
восхищается, и посмеивается над ней.
И как без убийственно прекрасной Скарлетт Йоханссон - девушки, которая сводит мужчин с ума тонкой талией и подведенными
глазками и добивает их ударами обеих ног.
Впрочем, выбрать лучшую драку здесь тоже практически невозможно: Старк и Роуди, решив по-дружески помериться железной удалью,
уделывают резиденцию Старка - и это великолепно! Бывший боксер Хэппи Хоган, которого играет режиссер Джон Фавро, комически
прекрасен на ринге и вне его. Битва дроидов грандиозна, Ванько с его огненными мечами... впрочем, об этом я уже говорила...
Так же сложно выбрать и лучшую шутку - сценаристы здесь явно не отдыхали, пока в соседнем цеху трудились над спецэффектами...
Словом, "Железный человек 2" с грохотом опровергает предубеждение, что продолжение всегда хуже оригинала. Это просто еще два часа чистого счастья, и, судя по многообещающему финалу, - не последние.
Господин Никто
Совершенно невозможно пересказать сюжет "Господина Никто" (Mr. Nobody, реж. Жако Ван Дормель, 138
мин.). Потому что у него не один, а неопределенное количество сюжетов. Главный герой с красивым именем Немо Никто (Джаред
Лето) впервые появляется на экране впавшим в маразм 117-летним стариком.
Там, в далеком будущем, люди не умирают, и он - "последний из смертных". Пытаясь вспомнить свою жизнь и понять, как он попал
в это время, Немо мысленно перемещается в прошлое, и тут-то начинаются сложности.
Прошлое, существующее только в памяти, может быть каким угодно. Может быть, после развода родителей Немо остался с отцом (Рис
Айфанс), а возможно - с матерью (Наташа Литтл). Может быть, он женился на блондинке в синем по имени Элиза (Сара Полли), а
возможно, на Джин, китаянке в желтом (Лин Дан Пам). Или связал свою жизнь с Анной (Диана Крюгер), брюнеткой в красном.
Возможно, он разбогател и живет в собственном доме с бассейном. А может быть, он всего лишь чистильщик бассейнов. Варианты
множатся, и отыскать среди них истину почти нереально. Нам подсовывают и несколько версий его смерти "в самом расцвете сил",
и тут дело совсем плохо, потому что вот же он, доживший до глубокой старости, сидит перед доктором на фоне футуристического
пейзажа и пытается вспомнить хоть что-то наверняка.
Разумеется, "Господин Никто" - далеко не первый фильм с таким "ветвящимся" сюжетом. Вспомнить хоть "Эффект бабочки", хоть
"Вечное сияние чистого разума". Последнее интереснее, потому что "картинка" у "Господина Никто" вполне в стиле творений
Мишеля Гондри, особенно - "Науки сна".
При всем при том фильм невозможно назвать неоригинальным. Это невероятно необычное кино, в котором перемешаны кукольные
интерьеры родительского дома Немо образца 70-х, черно-белый мир его подсознания и стерильное светлое будущее. Бестолковые
родители, стервозные жены, растерянные дети и сам Немо, не понимающий, в каком мире живет, - вдруг поражают психологической
достоверностью, а через минуту оказываются лишь кусочками пазла.
Картинки, составляющие этот пазл, застревают в памяти надолго: вот отец Немо борется с дождем и ветром, вырывающим у него
зонтик. Вот 15-летняя Анна (Джуно Темпл), похожая на юную Софи Марсо, лежит на красном ковре. Вот маленький Немо стоит перед
витриной кондитерской и не может выбрать - пирожное или булочка?
Возможно, через пару дней эти картинки и у меня перестанут складываться в единое повествование. Но ощущение настоящей жизни,
мучительной, нелогичной, но красивой и единственно возможной, все равно остается...
Пипец
Бывают комиксы и фильмы про супергероев, а бывают - про любителей комиксов. Помните
"Неуязвимого"? Или разговор
Билла и Невесты о Супермене? Или как
Белла спрашивает Эдварда про криптонит?
Последний сюжет ближе к нашей теме, потому что герои фильма "Пипец" (Kick-Ass, реж. Мэттью Вон, 117 мин.) - тоже школьники.
Начитавшись комиксов, "Ботаник" Дейв (Аарон Джонсон), которого игнорируют девчонки и регулярно обчищает местная шпана, решает
дать отпор мировому злу. Заказывает по интернету гидрокостюм изумрудного цвета, берет себе имя "Пипец", затем делает перед
зеркалом пару выпадов с нунчаками и отправляется мстить обидчикам.
В настоящем комиксе ему бы, конечно же, помогла какая-нибудь волшебная сила, но наш герой столкнулся с действительностью и
едва остался жив. Однако это не прибавило ему ума. По выходе из больницы умопомрачительный зеленый головастик снова
отправляется на дело. И тут происходит маленькое чудо - он встречается с профессионалами. Папаня (Николас Кейдж) в костюме
Бэтмана сдвинулся на огнестрельном оружии и комиксах, а его маленькая дочь Убивашка (Хлоя Мориц, младшая сестренка из "500
дней лета") - девочка в черном с фиолетовыми волосами - предпочитает ножи и впечатляюще дерется.
Надо заметить, что "Пипец" суров и по части лексики, о чем сигналит уже его русское название, и по количеству крови и трупов
на экране. Если в классическом комиксе злодея отправляют куда-нибудь в бездну, здесь вам покажут брызжущую кровь и последние
судороги. То есть, от условного мира комиксов все это очень далеко.
Что же это тогда? Комедия, пародия на весь жанр - безусловно! А еще - насмешка над массовой деформацией сознания, над общим
ощущением виртуальности: если бьют по морде, это прикольно, но не больно, а убитый встает на ноги в новой серии или в
следующей жизни.
Заявка серьезная, но не сказать, что оригинальная - вспомнить тех же
"Хранителей". Лузеру не стать супергероем, хотя чего-то он добьется. То же
можно сказать и о фильме.
Потрошители
В не слишком далеком будущем для всех человеческих органов существуют механические заменители. И отказавшую печень или почку
быстро заменят продукцией некой могущественной Корпорации. Вопрос только в цене - большинству пациентов искусственные органы
не по карману, приходится залезать в кредит. А для корпорации грабительские проценты по кредиту - лакомый кусочек. И к тем,
кто задерживает платежи, через 90 дней приходят потрошители. Они не церемонятся - вырубают должника пулей со снотворным или
ударом по башке, берут скальпель и вырезают просроченный орган. А жертву бросают истекать кровью.
Таким вот образом зарабатывают на жизнь двое друзей - Реми (Джуд Лоу) и Джек (Форест Уитакер). Они хихикают над своими
жертвами, изобретательно отправляют их в нокаут и пускают фонтаны крови. Но однажды Реми оказывается по другую сторону
баррикад - ему самому надо спасаться от потрошителей.
В этом месте чистенькие футуристические интерьеры сменяются живописными помойками. Место стервозной жены (Карис ван Хаутен)
занимает смуглая певица-наркоманка (Алиса Брага), и жизнь бывшего потрошителя наполняют еще более яркие приключения - погони,
подпольные клиники, кошки-мышки с Корпорацией и - о ужас! - попытка напечатать свою биографию на старой пишущей машинке.
"Потрошители" (Repo Men, реж. Мигель Сапочник, 111 мин.) оставили у меня сложное чувство: шикарные картинки - поезд, идущий
на высоте 20-го этажа над ночным Торонто, бесконечная белоснежная лаборатория, в которую врываются беглецы в черном, странная
эротика в одной из финальных сцен, когда влюбленные разрезают друг друга и сканируют органы... И прикольные детали, вроде
забавляющего детишек аниматора в костюме искусственного легкого. И Джуд Лоу, который всю жизнь изображал денди, а тут удачно
вписался совсем не в свое амплуа - простого работяги на грязной работе.
Сюжет дает массу поводов для размышлений: тут и кредиты, чуть не сгубившие в реальности полмира, и попытки оправдать
неблагодарный труд тем, что "кто-то должен наводить порядок" - знакомый мотив, не правда ли? И тема заменяемых органов с
вечным вопросом, в какой момент человек перестает быть собой и становится собственностью производителя имплантатов?
Жаль только, что все эти идеи уже многократно обглоданы и кино, и литературой, а "Потрошители" не привносят ничего нового.
Повороты сюжета нелогичны, мотивы персонажей весьма сомнительны. И кажется, что основная фантастика заключается в том, как
обходятся с главным героем его друг и жена, а вовсе не в железной печени с тремя симпатичными шариками.
Как я провел этим летом
О картине Алексея Попогребского "Как я провел этим
летом" (124 мин.) было известно много хорошего задолго до премьеры. В феврале на
Берлинском кинофестивале приз за лучшую мужскую роль получили оба актера, снимавшихся в фильме, - Григорий Добрыгин (затем он
сыграл в "Черной
молнии") и Сергей Пускепалис (его мы помним, наоборот, по предыдущему фильму Попогребского
"Простые вещи").
Еще одного "Серебряного медведя" - за выдающийся вклад в искусство - получил кинооператор Павел Костомаров.
В марте пошла реклама на ТВ, что уже немного настораживало, так как не вязалось со статусом "независимого" и "фестивального"
фильма.
И вот, наконец, российская премьера.
Двое метеорологов - молодой и в возрасте - "проводят лето" на полярной станции. На острове кроме них - никого, вся связь с
большой землей - по радио, которое когда работает, когда не очень.
Стажер Паша приехал на пару месяцев - установить новое оборудование, а начальник станции Сергей Витальевич вот-вот должен
смениться после долгой вахты. Конфликт поколений предсказуем и неизбежен. Отношения быстро накаляются, и большую часть фильма
гадаешь, поубивают ли герои друг друга или добавит свое суровая полярная природа.
Если честно, очень не хочется говорить что-то плохое об этом фильме: оба актера играют замечательно, места дивные и
действительно прекрасно сняты. Но сюжет в какой-то момент провисает и так и не становится убедительным. На
фоне этих фантастических
закатов хочется простой, естественной истории, по крайней мере, без явного морализаторства или
намеков на то, что нынешняя молодежь никуда не годится.
К счастью, в какой-то момент природа берет свое. И уже не помнишь сомнительных мотивов и странных поступков, в памяти
остаются простор океана, серые камни, одинокий домик на острове...
Помни меня
Я шла в кино на "Помни меня" (Remember Me, реж. Аллен Култер, 113 мин.) и заранее оплакивала ближайшие 2 часа: снова смазливое личико
Паттинсона и какая-то мелодрама. Смутно помнилось, что рецензии были не совсем ругательные, - и все.
А дальше - с первых кадров забываешь про свои предубеждения и просто смотришь, затаив дыхание. Или смеешься, не переставая.
Или рыдаешь в три ручья.
При том, что рассказывают тебе историю, в которой нет решительно ничего нового. Некто Тайлер, молодой алкоголик и раздолбай,
решает ради смеха закадрить дочку полицейского, который накануне разбил ему физиономию. Однако короткой интрижкой дело,
разумеется, не заканчивается.
Сюжет приправлен лошадиной дозой дешевого фрейдизма, на вторых ролях - не слишком оригинальные персонажи: сосед-отморозок,
умница-сестренка и жутко деловой папаша, у которого никогда нет времени на собственных детей.
Спрашивается, что делает эту историю такой... особенной? Почему с ней не хочется расставаться?
Как минимум - у нее есть собственное лицо, как лицо любимого человека - далеко не идеальное, но от него не оторвать взгляда.
Свой стиль, свой ритм. И не хочешь ни о чем размышлять, просто смотришь на Паттинсона, который на самом деле очень хорош без
пудры и кровавых губ, на Эмили де Рейвин, на Криса Купера, сыгравшего ее отца. И думаешь, какое это счастье - когда тебе 20
лет, светит солнце, рядом любимый человек, вокруг чудесный город Нью-Йорк... Только почему-то вспоминается "Монстро" - мгновения канувшей в прошлое счастливой жизни перемежаются кошмарами сегодняшнего дня...
А потом на экране в очередной раз появляется Пирс Броснан - туповатый и бессердечный хозяин жизни, и в душе растет волна
праведного гнева: "Да как он может?". И вдруг говоришь себе: "Стоп, почему все имеют право на любовь окружающих, кроме этого
надутого типа? Мы что, все идеальны?"
Собственно, об этом и вся история - о том, чтобы любить своих близких, пока они рядом. Ничего оригинального.
Не брать живым
Увидев в афише фильма "Не брать
живым" (Green Zone, 125 мин.) имена Мэтта Деймона (главная роль) и Пола Гринграсса
(режиссер), каждый подумает, что это будет очередной "Борн на
Востоке".
В каком-то смысле это так и есть.
Герой Деймона, офицер Рой Миллер, действует в Ираке в 2003 году, вскоре после свержения режима Саддама Хусейна. Задача
Миллера - найти оружие массового поражения, ведь сведения о нем были главным предлогом для начала войны.
Отряд Миллера лезет под пули, несет потери, но никакого оружия не находит. Как мы сегодня знаем - потому что его там просто
нет. Обозленный Миллер идет к начальству выяснять правду и незаметно для себя влезает в большую политику. А в политике каждый
блюдет свои интересы и никого не волнует ни истина как таковая, ни судьба американских солдат, ни будущее Ирака, которое
американцы как бы защищают, ни - тем более - жизнь самого Миллера.
Собственно, фильм разбегается на несколько линий. В одной мы имеем политический памфлет про циничных государственных
чиновников и безответственных журналистов. В другой - бодрый боевик с Деймоном, который ищет неизвестно что и находит совсем
не то. В третьей - хронику реальных событий в Ираке, в четвертой - размышления о демократии, которую американцы пытаются
навязать далекой и непонятной им стране. В пятой - судьбу человека, пошедшего против системы.
Нельзя сказать, что все эти ниточки четко связаны и образуют единый узор. Но у зрителя есть возможность потянуть за ту из
них, которая ему интересна. Для меня, например, самой яркой показалась тема несовпадения менталитетов. Хотя столько по ней
уже сказано - от классического "Восток есть Восток" до недавней "Совокупности
лжи", опасный и загадочный Восток по-прежнему притягивает европейские (американские) умы. И мы
завороженно смотрим, как наша прямолинейная логика гибнет в лабиринте арабских улиц.
Алиса в Стране чудес
"Алису в Стране чудес" Тима Бертона (Alice in Wonderland, 108 мин.) критики почему-то ругают. Говорят, что в фильме нет глобальной
идеи и что вообще это коммерческий проект.
Но для меня "Алиса" во всех своих воплощениях - и книжка, и советский мультик, и прочие вариации на тему - всегда была как
именно собранием чудес, от которых не требуешь глубинного смысла, а просто любуешься.
Тим
Бертон дал волю собственной фантазии, и в его творении от Кэрролла не больше, чем от него
самого. Скажем, Алисе (Миа Васиковска) уже 19 лет, и в кроличью нору она попадает, сбежав с ненавистной помолвки. В Стране
чудес власть захватила Красная королева (Хелена Бонэм-Картер), которая изгнала свою сестру Белую королеву (Энн Хэтэуэй).
Поэтому шляпник (Джонни Депп) и прочие участники Безумного чаепития готовят заговор против "кровавого режима".
Если я не сбилась со счета, это седьмой фильм Бертона с Деппом и шестой - с Бонэм-Картер. Декорации временами напоминают
"Труп невесты", а костюмы - "Крупную рыбу". Словом, "Алиса" - это такой Бертон-Бертон. Плохо ли это? Для меня - однозначно
хорошо, я большая поклонница всего, что делает этот человек.
И, разумеется, нельзя назвать фильм предсказуемым. Если только вы не умеете предсказывать переход речки вброд по отрубленным
головам, выбитый и возвращенный глаз Бармаглота и прочие прелести. Кстати, временами становится действительно страшновато,
особенно детям. Игра в крокет, изображенная в точном соответствии с текстом - фламинго вместо молотков, ежи вместо шаров, -
выглядит чересчур натуралистично. А каждый раз, когда Королева вопит: "Голову с плеч!", ожидаешь чего-то по-настоящему
жуткого.
Словом, с задачей рассказать страшную сказку Бертон справился на отлично. И русский вариант не подкачал: качественный перевод
озвучили прекрасные актеры - Александр Ширвиндт, Сергей Маковецкий, Марина Неелова и другие.
Остров проклятых
"Остров проклятых"
(Shutter Island, 138 мин.) - четвертый фильм Скорсезе с Ди Каприо в главной роли. "Банды Нью-Йорка" и "Отступников" я очень
люблю, а "Авиатора" - намного меньше. Новый фильм, похоже, тоже отправится у меня во вторую категорию.
1954 год. Двое федеральных маршалов отправляются на угрюмый остров в Бостонском заливе. На острове находится психбольница для
преступников, и оттуда сбежала одна из пациенток. Случай очень странный: женщина оставила обувь и ушла босиком, дверь ее
комнаты заперта снаружи, нигде на острове нет ее следов, а единственная связь с большой землей - паром, где ее сразу бы
заметили.
Один из маршалов явно не в форме: на пароме всю дорогу мучается от морской болезни, а на острове его преследуют мигрени и
страшные воспоминания. То привидится освобождение Дахау и горы трупов на мерзлой земле, то жена, погибшая в пожаре пару лет
назад.
Дальше - больше. Мрачный остров затягивает маршалов, явно имеет на них свои планы, и из представителей власти они постепенно
превращаются в местных обитателей в непонятном статусе. Что происходит и как им спастись, проясняется лишь в самом финале.
Этот фильм упорно называют старомодным. И старомодность - не только в обязательных шляпах и пальто с накладными плечами.
Старомодна концепция. Старомодна интрига. В чем там фишка, я поняла уже в середине, вплоть до фокусов с буквами. Согласитесь,
смотреть триллер, зная, кто преступник, не очень-то интересно. А тут еще Ди Каприо с одним выражением лица на весь фильм. К
счастью, на его окружении глаз отдыхает: Бен Кингсли в роли главврача весьма изящен, Марк Руффало, сыгравший второго маршала,
выглядит типичнейшим американцем 50-х. И, конечно же, Мишель Уильямс в роли погибшей жены. От такого пронзительно-яркого,
манящего видения недолго и в самом деле ума лишиться.
Все понятно, но что-то в этой головоломке не складывается. Выходишь из кино и продолжаешь припоминать, прикидывать в уме,
искать объяснения. "Остров проклятых" никого не отпускает...
Я люблю тебя, Филлип Моррис
Для историй про голубых есть стандартная точка отсчета - "Горбатая гора". Однако в случае с фильмом "Я люблю тебя, Филлип Моррис" (I Love You Phillip Morris, реж. Гленн Фикарра и Джон Рекуа, 102 мин.) это сравнение не сработает. Потому что
"Горбатая гора" - универсальная история любви, которая однажды приключилась между двумя мужчинами, а "Филлип Моррис" - совсем
о другом.
Для начала, главный герой этой истории существует в природе, зовется
Стивен Рассел и
отбывает пожизненный срок в техасской тюрьме.
Когда-то он был примерным семьянином, служил в полиции, а по воскресеньям пел церковные гимны. Но однажды осознал, что он
гей, и пустился во все тяжкие. Переехал во Флориду, завел пару маленьких собачек и стал жить с парнем по имени Джимми. Однако
скоро выяснилось, что жизнь настоящего гея требует приличных затрат, и наш герой открыл в себе необычайный талант к
мошенничеству. Талант в конце концов довел его до тюрьмы, и там-то он и встретился с любовью своей жизни - Филлипом Моррисом.
Для того чтобы быть рядом с любимым, Стив пускается во все тяжкие.
Поэтому настоящий родственник нашему фильму - "Поймай меня, если сможешь".
Калейдоскоп невероятно дерзких и смешных выдумок, которые иногда приводят героя на свободу, а иногда - в карцер, - вот
главная прелесть этой картины.
Что же касается собственно "романтической линии", честно говоря, я в нее не поверила. Кэрри и Макгрегор, играющие главных
героев, - суперпрофессионалы, и представить себе, что они не могут изобразить влюбленность или страсть, я не могу. Тем не
менее, то, что между ними происходит на экране, так же условно, как рекламный ролик или индийский фильм.
Макгрегор очень забавно жеманничает и изображает настоящую девочку, со скандальчиками и скукой домохозяйки. Кэрри ведет себя
как настоящий хозяин семьи - добытчик, лидер и все такое. И когда они ссорятся, это выглядит довольно правдоподобно. Но когда
изображают любовь - нет. Однако это можно пережить. Уж больно необычная судьба разворачивается перед глазами изумленного
зрителя. Гений мошенничества, готовый на все, лишь бы быть рядом с любимым. И объект его страсти, которому нечего предъявить
миру, кроме симпатичной мордашки и мягкого нрава. Узнаваемая ситуация, не так ли?