← Август 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Убийца внутри меня
Год назад я увидела ролик к фильму, в котором мужчина со значком шерифа, явно получая удовольствие, избивает красивую женщину
в нижнем белье. Потом все забылось, и вспомнилось лишь недавно, когда отовсюду посыпалась информация о фильме "Убийца внутри меня"
(The Killer Inside Me, 108 мин.).
Говорили о том, что наконец-то выходит из тени Кейси Аффлек, не менее талантливый, чем его старший брат Бен (Хотя в
действительности это уже не первая главная роль Кейси). Вспоминали, что роман Джима Томпсона за прошедшие полвека пытались
экранизировать уже не раз. На главные роли планировались сначала Мэрилин Монро, Марлон Брандо и Элизабет Тейлор, затем Том
Круз, Брук Шилдс и Деми Мур, в следующем десятилетии - Ума Турман, Джульетта Льюис и Брэд Питт и, наконец, Ди Каприо, Дрю
Бэрримор и Шарлиз Терон. Однако съемкам каждый раз что-то мешало.
В той версии, которая в итоге была снята, компанию Кейси Аффлеку составили Джессика Альба и Кейт Хадсон. Кроме того,
отмечали, что английский интеллектуал Майкл Уинтерботтом зря ввязался в "кровавую баню" с порнографией - в этом жанре
специализируются Тарантино и братья Коэн.
После таких предисловий не посмотреть фильм было невозможно. И вот я в зале. На экране - симпатичный, располагающий к себе
молодой человек. Он рассказывает о своей жизни в американском городке начала 50-х: все милы и любезны, все друг друга знают,
или только так кажется...
Всеобщий любимец, отпрыск уважаемой семьи и помощник шерифа Лу Форд оказывается садистом и убийцей. Он слишком умен, чтобы
оставлять следы, поэтому все ему сходит с рук. Он продолжает плести интриги и заботиться о белизне рубашек, продолжает
убивать, сохраняя приятную улыбку и оставаясь безупречно вежливым...
Ближе к концу фильма это уже начинает утомлять. Тем более что немногочисленные по масштабам Тарантино или Родригеса убийства
показаны с такой физиологической точностью, то начинает выворачивать. Что, в общем-то верно: ведь речь идет о человеческой
жизни, а не о фигурке в игре.
С такой же физиологической достоверностью сняты и сексуальные сцены: лишенные и романтического флера, и эротической
красивости. Грубое, животное совокупление, искажающее лица и опустошающее мозги.
Зачем все это? Характеру Лу Форда в фильме дается простое объяснение: детская травма. Недаром на его книжной полке Фрейд
соседствует с Библией, где, кстати, хранятся порноснимки.
Полтора часа в шкуре убийцы, точнее - в его мозгу. Взгляд фиксирует мелкие детали: кружевные комбинации, черное белье, чулки
на резинках, невыносимо-яркое, изумрудное платье очередной жертвы и ее белые перчатки, старые кожаные кресла, шляпы, сигары,
виски... Добротный мир Америки 50-х, где тайные страсти бурлят под личиной добропорядочности, пока не взорвутся, погребая
все под своими обломками.
Мачете
"Мачете" (Machete,
105 мин.), которого я все-таки посмотрела на этой неделе, оказался совсем не так страшен. Конечно же, это полноценный трэш,
но все же концентрация отвратительного в нем не так велика, как в "Планете страха", из которой он "вырос".
Если угодно, "Планета" была квинтэссенцией дурного вкуса, и предшествующий фильму фальшивый ролик про вооруженного до зубов
мексиканца был выдержан в той же стилистике.
Решив развернуть ролик в полнометражный фильм, Родригес сделал его намного более... спокойным, что ли. Конечно, там в избытке
полноценных трэш-номеров, кровь хлещет и девушки горячи. А какое значение имеет длина кишечника, я вам не скажу - смотрите
сами. Тем не менее, кровища и расчлененка выглядят довольно условными, а обнаженные тела мелькают не в каждом кадре (кстати,
одно из этих тел принадлежит Линдси Лохан).
Кроме того, все эти радующие глаз ядреные сцены разбавлены связным сюжетом и скреплены яркими характерами.
Характеры, впрочем, вполне балаганные: Продажный политик (Де Ниро), Священник (Чич Марин), Злодей (Стивен Сигал), Девушка
(Джессика Альба) и прочие.
Сюжет про незаконных мигрантов из Мексики, на которых в действительности держится экономика Штатов и которые готовы
объединиться для борьбы за свои права, сложно назвать оригинальным. Но выглядит все настолько убедительно, что и зрителю в
зале захочется бросить свою поденную работу и идти делать Revolucion.
Особенно если движение возглавляют красавица Мишель Родригес и собственно Мачете (Дэнни Трэхо) - мрачный тип, не расстающийся
с одноименным оружием, но не любящий лишней крови. Еще один длинноволосый старикан на байке (см. "Неудержимых"), который сам про себя спокойно говорит, что он не человек, он - легенда.
Американец
Я долго не могла выбрать: "Мачете" или
"Американец" (The American, 103 мин.)? Родригес и Дэнни
Трехо или Антон Корбайн и Клуни? "Американца" все ругали, и я выбрала "Мачете". Но в последний момент осознала, что мне
совершенно не хочется сейчас вида крови, секса и насилия, а если смотреть на режиссерские изыски культового фотографа
Корбайна, то лучше на большом экране.
В фильме все было как в ругательных рецензиях. В сюжете удивительным образом сочеталось очевидное и нелогичное, Клуни почти
все время молчал и полфильма собирал винтовку. Такой вот "Брат-3".
Но я-то знала, на что шла. Поэтому от души любовалась игрушечным итальянским городком - белые домики, сбегающие по склону
холма (выступающий под своим настоящим именем
Кастель дель Монте в Абруццо, 463 жителя). Любовалась эстетскими съемками,
тяготеющими к монохрому. А также шикарно стареющим Клуни и женщинами, которыми он себя окружил: Клара, юная итальянская
проститутка (Виоланте Плачидо, дочь Микеле Плачидо), наивная шведка Ингрид (Ирина Бьерклунд), профессиональная убийца
Матильда (Текла Ретен), влюбленная в оружие.
Клуни играет киллера в бегах, пытающегося отсидеться в том самом итальянском городке. Он не знает, кто на него охотится, и
потому вынужден подозревать всех. Городок живет своей патриархальной жизнью - священник, механик, почтальон, трактирщик -
кажется, все здесь в единственном числе и все занимаются тем же, что и их предки. То, чем занят герой Клуни, в этих местах
так же неестественно и чужеродно, как он сам - американец, которого распознают еще до того, как он раскроет рот.
Но от понимания этого не легче. И отсюда - печаль, и постоянное напряжение, и надежда, что как-нибудь все устроится.
Наивно - согласна. Да, слишком по-человечески. Очередная попытка удержать красоту, остановить мгновенье. Прекрасная и
безнадежная.
Скотт Пилигрим против всех
"Скотт Пилигрим против
всех" (Scott Pilgrim vs. the World, 112 мин.) - фильм англичанина Эдгара Райта,
автора отличных комедий с Саймоном Пеггом и Ником Фростом - "Зомби по имени Шон" и "Типа крутые легавые".
Однако "Скотт Пилигрим" ассоциируется у меня с другим режиссером - Джейсоном Райтманом. Тут есть и формальные связи: Скотт
Пилигрим - Майкл Сера - 3 года назад засветился в роли возлюбленного Джуно, а сестру Скотта играет Анна Кендрик - молодая
карьеристка из "Мне бы
в небо".
Но есть между "Скоттом" и "Джуно" и неформальное родство. В настроении, может быть. Представьте себе
молодого парня, который живет в холодном и неприютном Торонто, не имеет ни денег, ни дома, ни работы... и совсем не грустит
по этому поводу! Обитает в каком-то подвале - делит матрас с занудливым геем (Киран Калкин), играет в гаражной группе, о
которой никто не слышал, "встречается" со школьницей-китаянкой - в смысле, они пару раз прогулялись по городу и обсудили
варианты ее платья для выпускного.
"Так мчалась юность бесполезная", пока однажды в мозг нашего героя не ворвалась Рамона - девушка с малиновыми волосами. Чтобы
остаться с ней, Скотту, а он выдающийся лузер и ботаник, придется победить семерых ее "злых бывших". Непростых ребят, надо
заметить.
Тут важно вот что. "Скотт Пилигрим" возник в комиксах Брайана Ли О'Мэлли, по чистому совпадению - тоже юного (на тот момент)
жителя Торонто, тоже увлеченного музыкой. Еще одно увлечение О'Мэлли (или Скотта Пилигрима) - видеоигры, те самые, древние,
вроде "Супербратьев Марио" или недавно упоминавшегося "Принца Персии". И мир Скотта Пилигрима существует по законам этих легендарных игр, а иногда и выглядит примерно так же. В
реальном мире Скотту было бы ни за что не справиться с этими адскими монстрами. Впрочем, их там и быть-то не могло. Здесь же
мы видим фантастические (во всех смыслах слова) и к тому же очень смешные драки.
И вся история развивается по законам компьютерной игры: уровень за уровнем, драки, шуточки и музыка (кстати, песни для группы
Скотта Sex Bob-omb написал Beck) и так - до победы или до game over. Тут уж как повезет.
Каратэ-пацан
Чего "Каратэ-пацан"
(The Karate Kid, реж. Харальд Цварт, 140 мин.) начисто лишен - это карате. Просто название досталось ему
от популярного фильма 1984 года, герой которого, подросток, переехавший из Нью-Джерси в Калифорнию, доказывал свое право на
жизнь местной шпане с помощью карате.
Времена изменились, и в 2010 юный Дре Паркер (Джейден Смит; его родители Уилл Смит и Джада Пинкетт Смит придумали этот ремейк
и стали его продюсерами) переезжает с мамой (Тараджи П. Хенсон) из Детройта в Пекин. И занимается мама не компьютерами, а
автомобилями. Но по сути жизнь все та же: мамы витают в облаках, мальчишки засматриваются на девочек, а местные пацаны бьют
чужаков.
И снова на помощь приходит человечек не от мира сего - пьяница-сантехник. Пожалуй, я впервые вижу Джеки Чана в роли старика,
и он здесь весьма убедителен: седая бороденка, слезящиеся глаза, шаркающая походка... Меньше всего ожидаешь, что этот человек
может научить кого-то драться.
Похоже, Дре поступает к нему в ученики просто от отчаянья. Ну и дальше получает и он, и зритель по полной программе:
восточная философия, гармония, уважение, концентрация...
Снято красиво, так что на мелкие несоответствия можно закрыть глаза. Хотя забавно наблюдать китайское окружение главных
героев, говорящее почти исключительно по-английски. Причем сам Дре и его мама за несколько месяцев в Китае, похоже, дальше
"нихао" не продвинулись.
Но в основном думаешь не об этом. А о том, как красив Китай (да, я уже готова туда поехать), как интересно заниматься кун-фу
(я уже хочу записаться в секцию), и как бесконечно хороши Джейден Смит, Джеки Чан и Тараджи
Хенсон (где они дальше снимаются?). Да, и как зовут эту улыбчивую девочку-китаянку?
Неудержимые
Сначала я решила, что достаточным аргументом в пользу
"Неудержимых"
(The Expendables, 103 мин.) будет простое перечисление засветившихся в фильме актеров. Но потом поняла,
что надо добавить их возраст. Итак:
Сильвестр Сталлоне (64),
Микки Рурк (57),
Джейсон Стэтэм (37),
Джет Ли (47),
Арнольд Шварценеггер (63),
Эрик Робертс (54),
Дольф Лундгрен (52),
Рэнди Кутюр (47),
Брюс Уиллис (55).
И это, прошу заметить, люди, снявшиеся в боевике. Правда, далеко не все вышеперечисленные изображают бойцов, примерно
половина - вышедшие в отставку и теперь уже мирные граждане: кто-то делает татуировки, кто-то тайно вербует наемников, кто-то
мечтает стать президентом...
Большинство оставшихся в состоянии водить автомобиль, стрелять из разнообразного оружия и сносно бегать. Разве что "молодой"
Джейсон Стэтэм может артистично засандалить противнику ботинком в челюсть.
Да что это я все о грустном! Фильм совершенно великолепен и вызывает слезы умиления и ностальгии. Сталлоне-сценарист и
Сталлоне-режиссер не поскупились на цитаты и аллюзии на классические боевики 80-х, когда все были еще молоды, да и
современность не обделили вниманием.
Вообще, это какой-то мужской капустник: собрался десяток старых хрычей, и ну друг друга подкалывать! Особо досталось Джету
Ли: он получил неполиткорректное имя Инь-Янь и дурную привычку постоянно жаловаться на свой малый рост.
Следующий клоун - Рэнди Кутюр, в миру многократный чемпион по смешанным единоборствам, продолжающий спортивную карьеру. Здесь
он скулит по поводу когда-то поврежденного в бою уха (реальная травма) и регулярно посещает психотерапевта, что не мешает ему
весьма зрелищно драться в кадре.
И так далее, и тому подобное.
Ах да, я же ничего не сказала о сюжете! Но тот, кто знаком с приключениями Рэмбо, в пересказах не нуждается. Сталлоне опять в
какой-то далекой стране (на сей раз - вымышленный остров Вилена в Латинской Америке), крошит врагов в капусту,
восстанавливает справедливость и спасает юную красавицу.
Разумеется, смотреть мы будем не на красавицу и не на ее папашу-диктатора с эспаньолкой и печальными глазами, а на "стариков"
- с их морщинками, их шрамами и с их прекрасным мальчишеством, которое никуда не девается с возрастом.
Призрак
Книгу, которую просто интересно читать, называют чтиво. Как назвать кино, которое просто интересно смотреть? Смотриво?
Тогда "Призрак" (The Ghost Writer, реж. Роман Полански, 128 мин.) - это такое "смотриво".
Строго говоря, это, конечно же, триллер, причем политический. Бывший английский премьер (Пирс Броснан), очевидно срисованный
с Тони Блэра, решил написать мемуары. Литобработкой воспоминаний занялся его давний друг и коллега, пресс-секретарь. Однако
тот внезапно погиб - то ли несчастный случай, то ли самоубийство. Но книгу надо закончить поскорее, поэтому в помощь премьеру
нашли "писателя-призрака", иначе говоря, "литературного негра" (Эван МакГрегор) - лишенного амбиций, но не таланта любителя
денег, женщин и выпивки.
Тот приезжает в дом бывшего премьера, расположенный на угрюмом острове Мартас-Виньярд - любимом месте отдыха американских
политиков, и тут-то начинается то самое "смотриво".
То есть, совершенно наплевать, что за "страшную тайну" найдет писатель-призрак в мемуарах премьера и что с ним за это
сделают. Не так важно, кто окажется главным злодеем - сам политик, его жена (Оливия Уильямс), секретарша (Ким Кэттролл) или
уволенный им министр иностранных дел. И уж совсем безразлично, что они все делали до 17-го года, ах, простите, в начале 70-х,
когда стартовала политическая карьера будущего премьера.
Истина совсем не в этом. Истина в одиноком доме, где под кроватью все еще стоят тапочки покойника. В огромных окнах,
открывающих безнадежный, но прекрасный пейзаж - высохшие травы, нависшее небо, свинцовые волны. В живых призраках, населяющих
этот дом, - плетущая козни стареющая жена, навязчивые охранники, угрожающе сексуальная секретарша, почти безмолвная прислуга.
Но, в отличие от героя "Острова проклятых", писатель-призрак не страдает паранойей. Напротив, он
ввязывается в политические хитросплетения, которыми никогда раньше не интересовался, с беззаботностью человека, которому
ничего не грозит. Как будто он видит это все в кино или ищет правду через Google.
Солт
"Солт"
(Salt, реж. Филлип Нойс, 96 мин.) - абсолютный бенефис Анджелины Джоли. Она меняет облик, стреляет, дерется, совершает
головокружительные трюки, находит выход из безвыходных ситуаций, теряет все, снова обретает надежду, разочаровывается,
соблазняет, убеждает...
Неслучайно фильм назван именем ее героини. Эвелин Солт - агент ЦРУ, обвиненная в том, что она русская шпионка. Правда это или
нет - смотрите в кино.
Примечательно, что сначала в сценарии Солт был мужчиной и сыграть его мог Том Круз. Наверное, хорошо, что Круз отказался от
этой роли - мы бы получили еще один стереотипный боевик.
Джоли в "мужской" роли переворачивает все с ног на голову: в одиночку противостоит отборным силам спецназа, борется за
похищенного мужа и, конечно же, спасает мир. При этом каждую секунду демонстрирует силу, хитрость и грацию дикой кошки:
сексуальна и особо опасна - как Лара Крофт или Миссис Смит.
Шпионская составляющая фильма кажется полнейшим параноидальным бредом, что, впрочем, не означает невозможность чего-то
подобного. Вспомните недавний "шпионский скандал" - он тоже выглядит не слишком реалистичным, как будто написан
второразрядным голливудским сценаристом. Или специально задуман как реклама нового фильма.
Начало
Сон исчезает из памяти почти сразу после пробуждения. Смутно помнишь, что было нечто красивое, интересное, опасное... и
никаких деталей.
Герои "Начала"
(Inception, 142 мин.) умеют создавать сновидения и втягивать в них других. Кто-то один придумывает мир, в котором
разворачивается действие. Все прочие путешествуют по этому миру, не зная его законов. Однако Ди Каприо и его команде сны
нужны не для развлечения. Их задача - проникать в чужое подсознание и вытягивать оттуда секреты, главным образом -
финансовые.
Но все не так просто: сильные мира сего умеют защищаться даже во сне, а сознание главного героя постоянно выходит из-под
контроля - в нем живет призрак умершей жены, который все время мешает остальным проворачивать свои дела.
Даже в многослойном сне, который придумали для особенно сложной операции, на каждом уровне персонажей преследуют
неприятности. От банальной группы автоматчиков до летящего прямо по улице паровоза или состояния невесомости в отдельно
взятом отеле.
Сон - неслучайно любимая "среда обитания" и для кино, и для литературы. Здесь есть где развернуться фантазии. И Кристофер
Нолан это умеет. Пересказывать сюжет, так же как описывать фантастические миры, бессмысленно - это надо видеть.
Кстати, путешествие в глубины сознания рождает бесконечные ряды ассоциаций. Главная из них, безусловно, "Матрица": здесь тоже
смельчаки уходят в сон, оставляя в реальности свои беззащитные тела, происходят драки в невесомости и ведутся рассуждения об
иллюзорности окружающего мира. Только если "Матрицу" можно назвать философией для чайников, то "Начало" - это НЛП для
чайников.
Другой мощный пласт ассоциаций - создание искусственной реальности, главным образом - в играх. Мне в этой связи все время
вспоминалась
"Экзистенция" Кроненберга, где тоже погружаются в видения при
помощи специальных приборов.
"Начало" - настоящий сон, в смысле "небывалая комбинация бывалых впечатлений": он переполнен то ли нарочными, то ли
случайными совпадениями. Ди Каприо во втором фильме подряд сражается с собственными
мыслями о безумной жене. Джозеф Гордон-Левитт снова тщетно пытается завоевать внимание
девушки. "Будильником" для героев служит песня La vie en rose - за фильм с таким названием
Марион Котийяр, сыгравшая жену Ди Каприо, получила Оскара. Кстати, она боролась за
этот приз с Эллен Пейдж, а в "Начале" они обе сражаются за разум главного героя.
Два с лишним часа видений, рассуждений, впечатлений - и почти ничего не вспомнить, выйдя из зала. Только очень хочется
вернуться в этот сон.
Ученик чародея
Помните классический диснеевский мультик "Фантазия"? Самый известный эпизод из него -
"Ученик чародея", где волшебство выходит из-под контроля и ожившие метлы без конца носят воду. Мультфильм появился в 1940
году. 70 лет спустя студия Уолта Диснея вернулась к тому же сюжету, изначально придуманному Гете.
Метлы здесь тоже есть, хотя в основном новый "Ученик чародея" (The Sorcerer's Apprentice, реж. Джон
Тертлтоуб, 120 мин.) тренируется на молниях. Оно и понятно - до того как за ним стали гоняться два колдуна, юноша Дэйв
интересовался только физикой и ставил бесконечные эксперименты с электричеством. И еще - никак не мог забыть блондинку, в
которую влюбился в четвертом классе.
Однако выясняется, что он наследник Мерлина, его признало магическое кольцо, он куда-то зашвырнул волшебную матрешку с душами
нескольких колдунов, и понеслось... Чародеи, их ученики, возлюбленные, превращения, метание разных предметов, угроза
уничтожить весь мир, объединение сил добра...
С таким сюжетом может выйти что угодно. Но, как для настоящего волшебства недостаточно заклинаний и артефактов, а нужны еще
ум и сердце, так же и для хорошей сказки, помимо сюжета и спецэффектов, необходимы талант и фантазия. К счастью, создатели
"Ученика чародея" и того, и другого, добавили в избытке.
Получилось даже круче, чем в "Принце Персии" - другом недавнем проекте продюсера Джерри Брукхаймера. "Ученик
чародея" непрерывно радует. Во-первых, здесь отличные диалоги. Во-вторых, авторы с удовольствием цитируют и пародируют
киноклассику - "Звездные войны", "История игрушек", "Матрица", собственно "Фантазия" и много чего еще составляют плотный
подтекст.
В-третьих, фильм населяют прелюбопытные персонажи. "Старших" колдунов здесь сыграли звезды. Николас Кейдж забыл на время свою
скорбную мину и стал настоящим тысячелетним колдуном - потрепанным жизнью циником с извращенным чувством юмора. И это еще
положительный герой! Альфред Молина, известный специалист по злодеям, похож на буржуя с советской карикатуры: вальяжный,
пресыщенный, утомленный собственной властью. Моника Белуччи, которая тоже успела набить руку на ролях ведьм, здесь крушит мир
и при этом соблазнительно волнуется и красиво страдает.
Младшее поколение также не подкачало. Тоби Кеббелл (Гарсив из "Принца Персии") очень эффектен в роли "плохого" ученика,
причем такое ощущение, что уроки он брал у Саши Барона Коэна.
Но интереснее всего смотреть на Джея Баручела, сыгравшего Дэйва. Снявшийся в десятке известных фильмов (в числе которых,
например, "Малышка на миллион", "Солдаты неудачи" и "Немножко беременна"), он никогда не был на первом плане. "Выход из тени"
стал удачным: заикающийся "ботаник", волшебник-недоучка, который "сделать хотел грозу, а получил козу", незаметно
превращается в настоящего наследника Мерлина, оставаясь таким же забавным и симпатичным.
И не забудем еще про одного героя. Это Нью-Йорк, любимый персонаж американских фильмов, имеющий собственную мифологию в кино.
Чародей и его ученик взлетают в небо на железном орле с площадки на Эмпайр-стейт-билдинг, сражаются с драконом в Чайна-тауне,
отражают атаку ожившего бронзового быка на Уолл-стрит, теряются среди сотен желтых такси. Пожалуй, для меня волшебство этого
города, "где я не буду никогда", посильнее колдовских чар!