← Август 2025 | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Из Парижа с любовью
Предыдущий фильм Пьера Мореля по сценарию Люка Бессона - "Заложница" - я не смотрела, но отзывы о нем были в основном
восторженные. "Из Парижа с
любовью" (From Paris with Love, 90 мин.) не разочаровал, хотя видала я кино и
получше.
Умный и элегантный молодой человек (Джонатан Рис-Майерс) неспешно делает карьеру в американском консульстве в Париже. Он
неплохо устроился: парижский шик, невеста-француженка, добродушный шеф, которого наш герой легко обыгрывает в шахматы. С
другой стороны, для его блестящих способностей все это скучно и мало. И юноша решает поиграть в шпиона. Для начала ему даются
очень простые задания: перебить номер на машине или поставить жучок в кабинете дипломата.
Внезапно на его голову сваливается "напарник" - лысый и наглый Траволта. Он приехал в Париж "спасать мир", и наш герой ему
чуть-чуть поможет. Как можно догадаться, "чуть-чуть" превращается в безумный трип по Парижу с вазой кокаина в руках,
непрерывными приключениями на известную часть тела и "по одному трупу в час".
Снято все это действительно с любовью (к дракам) и весьма изящно. Перестрелка среди манекенов или Траволта с гранатометом,
палящий по злодеям из окна машины, - такое не забывается. Неглупый сюжет и очень качественные шутки. Отдельно отрабатывается
тема "Траволта + Париж + роял чизбургер". (что в сумме дает).
По всему фильму - куча киноманских намеков. Кое-что доходит уже после сеанса, и можно до вечера припоминать и смаковать
злобные шуточки и лихие развороты сюжета.
Воображариум доктора Парнаса
В кино редко услышишь аплодисменты. Но здесь после сеанса они были совершенно естественными. Хлопать принято в театре или на
шоу. А
"Воображариум доктора Парнаса" (The Imaginarium of Doctor
Parnassus, 122 мин.) и есть самое настоящее невероятное шоу.
Труппа странствующих комедиантов - старик, девушка, юноша и карлик - дают представления в современном Лондоне без всяких
шансов на успех. По-декадантски прекрасное шоу привлекает только случайных выпивох из ночных клубов, и то - скорее прелестями
юной актрисы, чем фантастическим приключением, которое предлагается всем и каждому. Стоит пройти сквозь волшебное зеркало, и
ты окажешься в стране своего воображения. И что будет дальше, зависит от того, что у тебя на душе.
Актерам нечего есть, карлик брюзжит, старик спивается, девушка бунтует, парень страдает от неразделенной любви к ней. Ко
всему прочему, хозяин труппы заключил сделку с дьяволом (Том Уэйтс), и теперь настало время платить по счетам...
Это странная смесь историй про странствующий театр - вспомнить хотя бы "Капитана Фракасса" - классических сказок и буйной
игры воображения. Придумал все это
Терри Гиллиам, автор "Братьев Гримм", "Страны приливов" и многого другого.
Помимо прочего, Гиллиам известен редкостной профессиональной невезучестью: фильм о Дон-Кихоте он снимает уже лет 10: вскоре
после начала съемок исполнитель главной роли получил тяжелейшую травму, а отснятый материал был испорчен. Потом возникли
проблемы с авторскими правами.
"Воображариум" ждало нечто похуже: съемки начались в 2007 году, а в самом начале 2008 не стало Хита Леджера, исполнявшего
одну из главных ролей. Режиссер оказался перед невеселым выбором: переснять полфильма или похоронить еще один проект. Однако
нашлось совершенно неожиданное решение: роль Хита Леджера в "зазеркалье" по очереди играют трое его друзей - Джонни Депп,
Джуд Лоу и Колин Фаррелл. Кстати, свой гонорар за этот фильм они перечислили маленькой дочери Леджера.
В итоге получилось нечто удивительное. Когда Леджер впервые появляется на экране, и его персонаж ни жив ни мертв, сердце
замирает. Когда он внезапно превращается в другого актера, а ты сначала этого не понимаешь, потом восхищаешься: тот, да не
тот! И снова ощущаешь эту потерю...
Простые сложности
Джейк и Джейн прожили вместе лет 20. Но потом у Джейка появилась другая, он ушел, женился на ней, а Джейн осталась
воспитывать троих детей и заниматься любимым делом - готовить. Прошло еще 10 лет, бывшие супруги встретились на выпускном у
младшего сына, выпили лишнего, и понеслось... Тайные свидания, телефонные звонки из ванной, подглядывание в окна и прочее.
С таким сюжетом это вполне могла быть драма, но "Простые сложности" (It's Complicated) - романтическая комедия.
Хочется сказать, "одна из...". Но дополним - одна из романтических комедий Нэнси Мейерс, большого специалиста в этом жанре.
На ее счету - "Отпуск по обмену", "Любовь по правилам и без" и "Чего хотят женщины".
Поэтому фильм неглупый, сюжет небанальный, местами довольно смешно. Алек Болдуин, который периодически отплясывает в семейных
трусах или демонстрирует обширный волосатый живот, действительно забавен. Мэрил Стрип, как всегда утонченная и естественная,
очень легко играет влюбленную женщину, которой за 50. Вспоминается ее прошлогодняя романтическая роль в "Мамма миа" и новый фильм "Джули и Джулия", который я еще не смотрела, но знаю, что там в
основном про кулинарию.
В "Простых сложностях" еды в меру - в нужной пропорции с другими радостями жизни. Хотя, на мой взгляд, кое-где перца
многовато. Тем не менее, все два часа либо смеешься, либо тихо улыбаешься и выходишь из зала в прекрасном настроении. Правда,
не уверена, что фильм так же понравится мужчинам - все же, женский взгляд тут доминирует, но в компании с девушкой - будет
самое то.
Мне бы в небо
В фильме "Мне бы в
небо" (Up in the Air, 109 мин.), новой ленте автора "Джуно" и "Здесь курят" Джейсона Рейтмана, у героя Джорджа Клуни очень необычная работа - его приглашают, когда надо
кого-то уволить. Клиенты разбросаны по всем Штатам, поэтому большую часть жизни он проводит в полетах. Аэропорты и самолеты -
его истинный дом, то место, где он счастлив.
Принципы своей жизни он сформулировал в "Теории рюкзака", которую регулярно излагает на неком семинаре. "Представьте, что в
этот рюкзак вы кладете все свои привязанности - вещи в вашем доме, людей, с которыми вы общаетесь. А теперь попробуйте его
поднять..."
Сам он не связан ни с кем - родственников избегает, коллег презирает, предпочитает короткие интрижки. Дома - голые стены и
пустой холодильник, весь багаж умещается в небольшом чемодане, который можно взять в салон.
В каждом новом городе - аэропорт, обслуживание по высшему классу, хорошая машина, дорогой ресторан и работа... Повторяя
заученные фразы и не допуская в душу жалости к тем, кого он увольняет, герой Клуни все же старается найти для каждого свои
слова, показать, что с этим увольнением для него не все потеряно, что жизнь продолжается.
Все осложняется, когда с ним в паре начинает работать новенькая. Выпускница-отличница, она приходит с набором теорий, взятых
из книжек. В компании назревают большие перемены...
Вообще-то это очень симпатичная комедия, но так получилось, что меня больше взволновали те моменты, которые связаны с
работой. Например, что говорят люди, когда их увольняют. Или как амбиции новичка разбиваются о цинизм профессионала.
А в остальном - в фильме есть все необходимые ингредиенты: герой влюбляется, и вот-вот должен понять, что семья - это
главное, что увольнять людей - это плохо, что пора, наконец... Вот сейчас он поймет, ну еще чуть-чуть... Кажется, он уже
начинает... Но в последний момент сюжет ускользает от банальности - прямо в небо...
Черная молния
Прочитав несколько рецензий на "Черную
молнию", я твердо решила ее не смотреть, но тут позвонила подруга и мигом меня
уговорила.
Фильм оправдал все опасения: напичканный рекламой, банальный и предсказуемый, лишенный "вкусных" деталей и юмора, которые мне
так нравились в других работах Бекмамбетова. Кстати, только после очень внимательного изучения сведений о картине я
обнаружила, что сняли "новый фильм Тимура Бекмамбетова" совсем другие люди - Александр Войтинский и Дмитрий Киселев, а сам
Бекмамбетов выступил в роли продюсера.
Стереотипы составляют жесткую основу "Черной молнии": если машина - то "мерседес" (хотя черная "волга" выглядит более
стильно), если девушка - то блондинка (Екатерина Вилкова из "Стиляг"), если песня - то в исполнении Александра Рыбака.
"Первый российский супергерой", как его рекомендует реклама, в исполнении Григория Добрыгина оказывается вялой пародией на
человека-паука или бэтмена. На летающей черной "волге" спасает москвичей от разных напастей молодой парень, не имеющий не
только убеждений, но и собственного мнения. Его взгляды на жизнь меняются от любого сказанного слова. Пока его воспитывает
отец (Сергей Гармаш), Дима остается "хорошим мальчиком". Как только на сцене появляется инфернальный злодей Купцов (Виктор
Вержбицкий), Дима перестает верить в силу добра, и в его голове остается единственная идея - быстрый заработок. Самое
забавное, что ход его мыслей легко может поменять даже 8-летняя сестра (Катя Старшова из "Папиных дочек").
Отдельный помидор хочется кинуть в "научную" составляющую фильма. Загадочное "нанотопливо", которое получается из бензина,
попущенного через "нанокатализатор", сделанный из лунного камня, - это что-то! Екатерина Васильева, чья роль обозначена на
сайте фильма как "ученая", беспомощно бормочет "в миллионы раз!", "в миллионы раз повышается энергия!". Понятно, что все эти
"научные изыскания" взяты из газет, причем даже не раздела "Наука", а из политических призывов на первых страницах.
Каждый раз в подобных случаях, натыкаясь взглядом на многомиллионный бюджет фильма, думаешь: почему бы не заплатить совсем
немного научным консультантам, которые бы заменили в сценарии одни "непонятные слова" на другие, но более правдоподобные?
Однако проблема, видимо, во мне. Очевидно, я не отношусь к целевой аудитории фильма. В отличие от подруги, я не всхлипываю
умиленно на поцелуе под титры и не знаю, что такое особое "новогоднее настроение", которое у нас в последние годы приписывают
невнятным фильмам, выходящим на экраны во время новогодних каникул.
Шерлок Холмс
"Шерлок Холмс" - еще один фильм, которого я ждала много месяцев, буквально влюбившись в него по трейлерам. К счастью, он меня
не разочаровал. Собственно, Роберт Дауни и Джуд Лоу разочаровать не могут, я в это не верю, а вот от Гая Ричи всего можно
ожидать.
Но в этот раз его задумка удалась. Холмс и Ватсон нисколько не напоминают хладнокровных английских джентльменов. Они дерутся,
напиваются, ругаются, играют в азартные игры и не гнушаются никакими методами, чтобы дойти до цели. Конечно, это не банда
гопников из "Большого куша" или "Карты, деньги, два ствола", но и карикатурную английскую чопорность они напускают на себя
лишь изредка - опять-таки, если это нужно для дела. Кстати, по словам авторов фильма, в основе сценария - не сами рассказы
Конан Дойля, а комиксы на их основе.
Разумеется, невозможно не сравнивать новый фильм с нашим любимым сериалом. Как ни странно, от этого сравнения выигрывают оба. Фильм Ричи заставляет лучше увидеть иронию, заложенную
Масленниковым в свое творение. Новый Холмс с его звериным нюхом, Ватсон, из последних сил старающийся сохранить
благопристойность, миссис Хадсон, непрерывно изображающая шок от того, что происходит в ее доме, служака Лестрейд - все
находится в каком-то загадочном родстве с нашим старым фильмом, и даже музыка неуловимо напоминает знаменитую мелодию
Дашкевича.
Конечно же, Холмс и Ватсон у Дауни и Лоу - совсем другие, тут происходит забавное перераспределение сил: Холмс из
интеллектуального гения превращается в молодого авантюриста, а Ватсон - из благородного простака в настоящего бойца. В итоге,
на мой взгляд, Ватсон, если и не выходит на первый план, то сравнивается по привлекательности с Холмсом, который, кстати
сказать, периодически попадает в глупейшие и презабавнейшие ситуации, откуда его вытягивает его верный друг.
А легкое сходство с советским фильмом дает российскому зрителю неожиданное преимущество: мы хорошо знаем этих персонажей и
потому можем наслаждаться деталями. А фильм просто нашпигован всякой всячиной: острыми шутками, отличными драками,
хитроумными уловками и роскошной картиной викторианской Англии.
Аватар
Лет через 150 бывший морпех Джейк Салли, после ранения прикованный к инвалидному креслу, отправляется на планету Пандору. Там
живут трехметровые синекожие гуманоиды, а под землей залегает ужасно ценное полезное ископаемое, которое необходимо Земле,
разумеется, для выхода из энергетического кризиса.
Но вот незадача - деревня племени На'ви находится как раз над месторождением, а уходить упрямые дикари не хотят. Их пытаются
цивилизовать - для это группа ученых изучает их язык и жизнь. Исследователи придумали, как внедриться в племя. Для каждого
ученого был создан аватар - генетический гибрид человека и На'ви. Будет такой и у вояки Джейка, случайно попавшего в группу
"ботаников". На новой планете он снова сможет ходить, а также бегать, летать, влюбляться - словом, делать все то, что хотел
бы каждый из нас.
Для "Аватара" (Avatar) Джеймсу Кэмерону потребовалось целых 12 лет - именно столько прошло со времен его суперуспешного
"Титаника" - и бюджет порядка 250 миллионов долларов. Надо сказать, что фильм того стоил.
Почти три часа в джунглях планеты Пандоры, среди фантастических растений и животных (шестиногие кони, красные и зеленые
драконы, светящиеся цветы, похожие на воздушных медуз семена священного дерева и еще многое, многое, что нужно увидеть
обязательно). Парящие в небе утесы, грандиозные водопады (снималось все уже по традиции в Новой Зеландии) и сами На'ви -
красивые, сильные, гибкие... Когда они впервые появляются на экране, задаешь себе вопрос, как это сделано - "захват движения"
или другая компьютерная техника? Или все же актеры в полном гриме? Но уже через минуту не думаешь об этом. Потому что на
экране движутся абсолютно живые и настоящие двойники Сэма Уортингтона, Сигурни Уивер и остальных.
И, глядя на их головокружительные приключения, хочешь только одного: чтобы фильм не кончался подольше. Еще, еще побыть там.
Как Джейк - не просыпаться, не возвращаться в реальный мир, к своему неуклюжему телу.
И еще: в этот раз я пожалела, что смотрела фильм не в 3D. Надо еще раз сходить, наверно...
Безумный спецназ
Судя по роликам, "Безумный спецназ"
(The Men Who Stare at Goats, 95 мин.) обещал стать действительно безумной комедией, однако действительность меня сильно
озадачила. То ли все лучшие шутки, как это часто бывает, вошли в ролик, то ли определенные вещи не вызывают у меня смеха,
хоть он, казалось бы, напрашивается. Так или иначе, смотрела я на это все с большим интересом и сплошным непониманием.
Сюжет таков. Молодой журналист (Эван МакГрегор) в поисках приключений приезжает в Кувейт, где знакомится с непонятным
дядькой. Дядька (Джордж Клуни) утверждает, что лет 20 назад служил в армейском подразделении, где готовили экстрасенсов -
чтобы бороться с врагом более гуманными способами. Но интриги и злодейство погубили идею, и с тех пор армейские таланты
заняты кто чем. У героя Клуни школа танцев, например. Тут бы для убедительности продемонстрировать свои способности неофиту,
но все время происходят комические неприятности, герои все больше увязают в невероятной истории из цикла "самодовольные
американцы на Востоке" (см. "Совокупность лжи"). Причем "дар ясновидца" ничуть не мешает им постоянно сталкиваться с
непредвиденными обстоятельствами. Тем не менее, новичок постепенно проникается идеей и на голубом глазу выспрашивает у Клуни
подробности про "школу воинов-джедаев" (и это, напомню, МакГрегор, трижды игравший Оби-Вана Кеноби).
Роли остальных звезд тоже явно перекликаются с тем, что они играли раньше. Джефф Бриджес, сыгравший старого хиппи, ставшего
командиром безумного спецназа, похож на себя в "Большом Лебовском". Кевин Спейси - в очередной версии циничного злодея. Клуни
изображает чокнутого фанатика - как в "Сжечь после
прочтения". Кстати, практически в каждой рецензии на фильм упоминаются братья Коэн: "фильм вполне в их духе" или
"вот они бы из этого сделали...".
Тем не менее, сделали не они, а Грант Хеслов, номинировавшийся на "Оскар" как продюсер и сценарист "Спокойной ночи и удачи". И не сказать, что его новый опус неудачен. Просто как
будто бы не хватает каких-то ингредиентов. Вот рассказывает человек об экс-экстрасенсах, у которых то ли были особые
способности, то ли нет. И непонятно, к чему это он - то ли к тому, что ни в чем нельзя быть до конца уверенным, то ли к тому,
что некоторые умеют морочить голову, а другие так в это верят, что и остальных убеждают. То ли это сатира, но непонятно на
что. То ли юмор, но какой-то странный. То ли хороший фильм, то ли... не знаю...
Рождественская история
Для своей
"Рождественской истории"
Роберт Земекис взял одно из самых известных произведений Чарльза Диккенса - "Рождественскую песнь в
прозе" - и сделал из нее мультик, используя сразу два технических новшества: "захват движения" (motion capture) и 3D.
Преимущества каждой из техник Земекис использовал на полную катушку: оцифрованные с помощью motion capture, Джим Кэрри, Гэри
Олдман, Колин Ферт и прочие - почти как настоящие, но все же другие. Олдман превратился в оптимистичного толстячка, Ферт - в
юношу, а Кэрри появляется на экране и молодым парнем, и глубоким старцем.
Благодаря 3D полеты над зимним Лондоном и виды города сквозь замерзшие окна приобретают такую реалистичность, что иногда
невольно отшатываешься от летящих на тебя печных труб или покрытых снегом веток.
Так что в качестве аттракциона "Рождественская история" - вполне удачная вещь.
Однако заменять живого Кэрри рисованным двойником - на мой взгляд, непозволительная роскошь. И про Олдмана могу сказать то же
самое. И использовать сказку Диккенса как основу для добротной, но не слишком выразительной анимации - тоже смахивает на
напрасную трату средств.
Хотя для двух часов с попкорном - самое то. А если хотите чего-то большего, перечитайте Диккенса
, оно того стоит.
Короткое замыкание
Фильмами о любви никого не удивишь, конечно. И даже "Короткий фильм о любви" уже был. А тут - пять. Другое дело, что все пять режиссеров "Короткого замыкания" - фигуры весьма примечательные. Пять
коротких новелл сняли Борис Хлебников, Петр Буслов, Иван Вырыпаев, Алексей Герман-младший и Кирилл Серебренников, в основном
- по собственным же сценариям и со своими любимыми актерами. Скажем, Каролина Грушка участвовала в нескольких проектах
Вырыпаева, Юрий Чурсин много снимался у Серебренникова, Александр Яценко - у Хлебникова.
И при ближайшем рассмотрении истории о любви оказываются упражнениями на заданную тему. Дано: короткое замыкание.
Спрашивается: как вы это представляете? Как выяснилось, исходный пункт у всех режиссеров примерно один: маргиналы. Вот такие
персонажи пытаются объясниться в любви: быдловатые парни в обшарпанном дворе, глухонемой сапожник, паренек только что с зоны,
сумасшедший в психушке и человек-креветка.
Истории очень живые, иногда безумно смешные, иногда - нереально романтичные или нереально мрачные. Но по сути своей это
кроссворд: угадай, чем закончится, и вычисли, кто режиссер - титры идут после каждого эпизода. Обе задачки весьма интересны,
особенно для тех, кто знаком с повадками каждого из участников аттракциона.
Соответственно, что-то тебе ближе, чего-то ты не принимаешь. Скажем, мне безумно понравился эпизод про креветку (временами
напоминает "Район
N9", только доведенный до полного абсурда) и монолог о том, что надо не понимать, а ощущать
(опять же, выдающий с головой своего автора). Однако многих впечатлила как раз история сапожника - собственно, лампочка
перегорает именно там.
Трагический поворот судьбы или случайная запись разговора на чужом языке - заранее не скажешь, на чем замкнет лампочку. И что
она высветит: непристойную надпись на стене, остров, на котором всегда осень, или клоуна, целующего всех подряд, включая
ментов и редакторов гламурных журналов.