| ← Декабрь 2025 | ||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|---|---|---|---|---|---|---|
| 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
| 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
| 29 | 30 | 31 | ||||
Краткие рецензии на фильмы и книги, которые попались мне под руку в последнее время. В значительной степени - это мое субъективное мнение, мои личные впечатления.
Скафандр и бабочка
Вообще-то я не собиралась смотреть фильм "Скафандр и
бабочка"
(Le Scaphandre et le papillon, реж. Джулиан Шнабель, 2007 г., 112 мин.). Зачем нужна еще одна история
про парализованного, когда есть "Море
внутри"? Но так получилось, что я все же на него пошла. И с первых же секунд поняла, что
все свои призы
он заработал не зря.
Сначала мы видим ситуацию такой, какой ее осознал Жан-Доминик Боби (Матье Амальрик) - 43-летний журналист, редактор журнала
Elle, обаятельнейший и очень успешный человек: карьера, трое чудесных детей, любимая женщина, новая машина, в конце концов...
И вдруг - расплывчатые образы больничной палаты, полная ясность мысли и неспособность не только говорить, а вообще подать
сигнал: я здесь, внутри этого безжизненного тела, я мыслю, следовательно, существую.
Вместо Декарта герои фильма вспоминают о другом французском классике. Один из персонажей "Графа Монте-Кристо", Нуартье, тоже
был парализован и общался с миром тем же методом, который предлагают Жан-Доминику: ему медленно читают алфавит и он моргает
на нужной букве.
Жалкое существование, скажете вы. Действительно, многие в зале плакали, но я не чувствовала жалости к герою: он вызывал у
меня уважение. Он действительно смог остаться человеком и доказать миру, что он не "овощ", а личность.
Кстати, это реальный
человек. И фильм поставлен по его автобиографическому роману.
Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа
Незадолго до премьеры
"Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа"
(Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull, 124 мин., реж. Стивен Спилберг) я решила пересмотреть старые фильмы о
"профессоре на полставки". И поняла, что считать его героем могла только по
малолетству.
Во времена съемок первой части Харрисону Форду было под 40, и уже тогда он был, мягко скажем, не Брюс Ли. Теперь ему 65,
но, глядя, как этот дядька с заметным брюшком и седой щетиной перемахивает через пропасти, захлестнув хлыстом несерьезную
веточку, и сражает верзил ударом кулака, я испытываю все то же чувство детского восторга. И готова обсудить со всеми
смотревшими: "а он ему тут каак врежет", "и тогда она нажала на газ и завопила"...
Четвертая серия "Индианады" разворачивается в 1957 году - через 19 лет после "Последнего крестового похода". Столько же
лет прошло со съемок того фильма. Фашизм больше не актуален, поэтому главным врагом Индианы была выбрана демоническая
"любимица Сталина" Ирина Спалько (Кейт Бланшетт). Она обладает паранормальными способностями, ходит в непонятной
полувоенной форме и почему-то со шпагой.
В команде Индианы - его возлюбленная из первого фильма, Мэрион Рэйвенвуд (Карен Аллен), их сын Пес Уильямс (Шиа ЛаБеф) и
"двойной агент" Мак (Рэй Уинстон). Гоняются они за хрустальным черепом - частью инопланетного скелета, с помощью которого,
разумеется, можно получить неограниченную власть. Впрочем, все это условные детали, может быть, нарочито условные, чтобы не
отвлекать зрителя от главного - от безумных, невероятных и очень смешных приключений Индианы Джонса.
Приключения продолжаются, и, возможно, продолжится и серия фильмов. На культовую шляпу всерьез претендует Шиа ЛаБеф, и даже разучивает
знаменитую кривую ухмылку Индианы. Пока что Харрисону Форду удается отобрать шляпу, но "Джонс Третий", похоже,
унаследовал и характер, и обаяние своих предшественников. Хочется верить, что мы еще не раз услышим в кинозале знаменитое
"пам-парам-пам пам-парам".
Relics. Раннее и неизданное
Пелевин - область бесконечных домыслов. В
случае с книгой "Relics. Раннее и неизданное" домыслы начинаются уже с названия. В буквальном переводе с
английского relics - мощи, или останки, или реликвии. Кто-то здесь упомянет ранний альбом "Пинк Флойда", но, на мой взгляд,
это именно реликвии - что-то уцелевшее от прежних времен и теперь приобретшее другую ценность.
В книге 25 рассказов и эссе, большая часть из которых относится к 90-м годам. Честно говоря, я ожидала найти в них ранние
наброски того, что впоследствии превратилось в известные романы Пелевина, но ничего подобного не обнаружила. Скорее, это
сборник этюдов. Каждый рассказ или эссе отрабатывает один прием, пробует на зуб одну шутку. Скажем, "Водонапорная башня" -
рассказ на 13 страниц, состоящий из 1 предложения, которое начинается и заканчивается словами "водонапорная башня". В это
предложение умещается целая человеческая жизнь. А "Краткая история пэйнтбола в Москве" - анекдот на тему непротивления злу
насилием в современных условиях.
При этом две основные темы, причудливо переплетаясь, проходят через весь сборник. Одна - буддийское ощущение иллюзорности
мира и заведомой условности наших представлений о нем. В этом отношении мне особенно понравились "Жизнь и приключения сарая
номер XII" и "Мост, который я хотел перейти". Еще они хороши тем, что свободны от второй тенденции книги - попытки осмыслить
современную на тот момент действительность. Глядя из сегодняшнего дня, рассуждения Пелевина о распаде СССР и нашествии на
страну новых русских воспринимаешь уже как документ эпохи, а не как самоценные произведения. Кое-какие анекдоты за прошедшие
десятилетия окончательно устарели или обросли бородой, а что-то выглядит вполне свеженьким. Что именно - лучше решать вам.
Возможно, вы выберете совсем другие истории из этого сборника и будете пересказывать их знакомым.
Однажды в Вегасе
Собираясь в кино на "Однажды в
Вегасе" (What Happens in Vegas..., реж. Том Вон, 99 мин.), я снова спрашивала себя:
что я делаю? Ведь я не люблю романтические комедии. Однако ответ быстро нашелся: это никакой не ромком, а история плутоватой
парочки, которая делит 3 миллиона долларов.
Джой (Камерон Диас) и Джек (Эштон Катчер) случайно встретились в Вегасе. Ее только что бросил бойфренд, его уволил
собственный отец. Они напиваются до беспамятства, а с утра обнаруживают, что женаты. Отправившись аннулировать брак, они
опускают монетку в игровой автомат... и выигрывают 3 миллиона! Дальше - больше: судья, утомленный многолетним браком с
"замечательной, но импульсивной женщиной", решает, что не ему одному мучаться: пусть Джой и Джек проживут вместе полгода, а
после могут расстаться и поделить деньги.
Вердикт приводит новобрачных в ярость: карьеристка Джой и бездельник Джек явно не смогут ужиться. Семейная жизнь начинается с
подколок и мелких пакостей, однако вскоре оба находят занятия поинтереснее. Ведь можно уличить супруга в измене (заранее
подстроенной, разумеется), обвинить во всех смертных грехах на приеме у семейного психолога (Куин Латифа) или просто сделать
жизнь другого невыносимой, вынудив расстаться и, таким образом, нарушить условия игры.
Что будет дальше, прекрасно может вообразить любой, посмотревший пару подобных фильмов. Разумеется, вся прелесть здесь не в
сюжете и не в достоверности характеров, а в том, какие номера отмачивают герои. И это действительно радует. Шутки порой
грубоватые (а как иначе в семейной жизни?), но в целом весьма забавные. Не уверена, что это кино войдет в число моих любимых,
как, например, "Сердцеедки" , однако
полтора часа здорового смеха не повредят никому.
Железный человек
Фильмы по комиксам я просто обожаю. Поэтому выбор в пользу "Железного человека"
(Iron Man, реж. Джон Фавро) был сделан мгновенно.
Железный человек - не слишком известный в России персонаж студии Marvel. Считается, что отчасти он списан с Говарда Хьюза -
помните "Авиатора"
Скорсезе?
Представьте себе воплощение типичной мечты мальчишек: быть ловким, очень умным, веселым, находить выход из любой ситуации,
чтобы было много денег и девчонки тебя обожали. Можно иногда кого-нибудь спасать, в идеале - весь мир. Для этого неплохо бы
уметь летать. Мужчины постарше, подозреваю, мечтают примерно о том же, плюс к тому - чтобы в них была влюблена Гвинет
Пэлтроу.
Так вот, у Тони Старка все это есть. Он эксцентричный миллионер и технический гений, унаследовавший от отца оружейную империю
и вложивший свой талант в создание новых видов оружия. Он отдает самые неожиданные приказы, но ему подчиняются с
удовольствием - ведь он чертовски обаятелен. Он не расстается со стаканом виски, и любая девушка отвечает ему "да".
Сказать, что он счастлив, нельзя: он просто увлечен своей работой и едва вникает в то, что происходит за стенами его
гламурного гаража. Поэтому, когда его похищают повстанцы в Афганистане - это всего лишь еще одно приключение, из которого он
обязательно выпутается.
Мальчишки в восторге, я тоже. Роберт Дауни-младший с шиком играет капризного гения, из Пэлтроу получилась идеальная
секретарша: утрированные деловые манеры и невысказанная любовь к шефу в глазах, этакая мисс Манипенни, вечно ждущая своего
Бонда. Джефф Бриджес даже слишком хорош в роли злодея: во-первых, в его дурные намерения совершенно невозможно поверить (а
как, по-вашему, это происходит в жизни?), во-вторых, он совершенно не похож на себя, то есть, пресловутое перевоплощение ему
вполне удалось.
Доспехи железного человека, компьютеры Тони Старка и прочая футуристическая техника придуманы хитро и остроумно, а на мелкие
нестыковки, типа термоядерного взрыва в Калифорнии, от которого никто не пострадал, можно не обращать внимание. Зато здесь
есть битва железных человеков - не хуже, чем в "Трансформерах" и приобретение человеком невиданной силы - как в "Халке".
Итог: это два часа сплошного счастья, когда можно выключить голову и летать вслед за Железным человеком, и чувствовать, что
ты - это он, что ты играючи справишься с чем угодно и получишь призовое виски и сколько угодно блондинок... или одну Гвинет
Пэлтроу.
Двадцать одно
Собираясь на "Двадцать
одно"
("21", 101 мин.), я не вполне понимала, зачем я это делаю. Да, что-то слышала про сюжет: группа
студентов-математиков решила сорвать банк в казино, используя свои способности, причем нечто подобное было на самом деле.
Интеллектуалы, делающие деньги, - это уже интересно. Да, прекрасные актеры: Кевин Спейси и Лоуренс Фишберн. Но стоит ли ради
этого идти в кино? Тот же вопрос я задавала себе во время сеанса. А после фильма вышла из зала в чудесном настроении, которое
сохранялось весь день.
И причина, думаю, в режиссере: Роберт Лукетич, который снял "Блондинку в законе" и "Если свекровь - монстр", опять порадовал.
От целого жанра фильмов про Лас-Вегас ("Казино", "Человек дождя", трилогия про друзей Оушена и т.д.) "Двадцать одно" отличает
легчайший юмор и отсутствие роковых страстей: худшее, что происходит с героями, - им бьют морду.
Очень понравился сыгравший главную роль Джим Стерджесс. Я не видела его в других фильмах ("Через Вселенную", "Еще одна из
рода Болейн"), поэтому мне трудно отличить, где кончается игра и начинается собственно человек. Но лицо его героя, Бена,
светится обаянием личности, и этот свет не пропадает, когда Бен, запинаясь, пытается заговорить с девушкой, когда он пробует
врать или примеряет роль кутилы-богача.
Его лицо оттеняют гротескные физиономии: приятели-очкарики, собирающие что-то вроде вечного двигателя, безбашенные
прожигатели жизни, вместе с которыми он делает деньги, и, конечно же, Кевин Спейси: умный и циничный искуситель, двуличный
преподаватель, эксплуатирующий лучших учеников, бывший картежник, отлученный от любимого дела.
Сверкание огней Вегаса затмевает некоторые нестыковки сюжета, и, если не задумываться о том, почему ребята, способные
просчитывать карты колода за колодой, не могут вычислить самые очевидные поступки окружающих, все выходит очень ладно и
симпатично.
Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит
Конечно, я не могла удержаться от этой конфетки: "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" (Sweeney Todd: The
Demon Barber of Fleet Street, 116 мин.), новый фильм Тима Бартона, с Джонни Деппом и Хеленой Бонем-Картер. И, как обычно в
таких случаях, меня постигло разочарование.
Во-первых, Депп, загримированный под Кристофера Уокена, весь фильм сохраняет одно и то же "готическое" выражение лица. Я,
конечно, понимаю: судьба была к нему несправедлива, злобный судья позарился на его красавицу-жену, и вот, по несправедливому
обвинению добропорядочный парикмахер выслан из Лондона, а его жена и дочь попали в лапы судьи.
Вернувшись в Лондон через 15 лет, парикмахер, взявший для конспирации неприятное имя Суини Тодд, узнал, что жена отравилась,
а дочка живет в доме судьи, взаперти, и старый злодей собирается на ней жениться. К счастью, соседка парикмахера, миссис
Лаветт (Бонем-Картер), сохранила его знаменитые серебряные бритвы. И теперь Суини Тодд может вернуться за работу. Но его
больше интересует другое: он режет горло доверчивым клиентам и ждет, когда в его кресло усядется сам судья. Тем временем
миссис Лаветт, которая печет пирожки, обнаруживает, что у ее обожаемого соседа регулярно появляется свежезарезанное мясо. И
пускает его в ход.
Нечесаная Бонем-Картер по игре напоминает себя же в прежних ролях: прежде всего, невесту Франкенштейна в фильме Кеннета Браны,
затем - маму Чарли из "Чарли и шоколадной фабрики" того же Тима Бартона. До кучи вспомним Беллатрису Лестрейндж, тем более
что дуэт Алана Рикмана и Тимоти Сполла не даст нам забыть про Гарри Поттера.
Одним словом, звезды, волочащие за собой шлейф предыдущих ролей, меня разочаровали. "Сыграть" на собственном прошлом удалось
только Саше Барону Коэну: вместо привычного казахского, у него здесь итальянский акцент, и тоже получается очень смешно.
Я не упомянула одной очень существенной детали: "Суини
Тодд" - это мюзикл с собственной историей, около 30 лет назад поставленный на
Бродвее. То есть, да, они все поют. И, о счастье, в прокате фильм идет с субтитрами, поэтому все поклонницы Деппа могут
обнаружить, что поет их кумир вполне прилично, как и все остальные участники этой истории.
Второе, и не менее важное - в фильме очень много крови. Все мы, конечно же, привыкли, что кровь в кино льется рекой,
реагируем на это слабо и периодически ищем счетчик трупов в углу экрана. Однако здесь каждое убийство выглядит очень противно
- как оно и должно выглядеть в жизни.
В общем, странное получается кино: водевильный сюжет, арии и дуэты и - фонтаны крови, пирожки с человечиной и рассуждения о
том, что каждый человек мерзок и достоин смерти.
Метро 2033
До кинотеатра на этой неделе я не добралась, зато дочитала интересную книгу.
"Метро 2033" Дмитрия
Глуховского (2007) представляют как "культовый сетевой
роман", но я, признаться, ничего о нем не слышала, пока книга не попала мне в руки.
Глуховский описывает московское метро 2033 года - через 20 лет после ядерной войны, уничтожившей почти все человечество.
Немногие выжившие укрылись в метро, где постепенно складывается новое общество.
Так, на Красной линии живут коммунисты, на Университете - ученые, в районе ВДНХ процветает сельское хозяйство, а на
Пушкинской командуют фашисты.
Выход на поверхность для обитателей метро означает смертельную опасность. Кроме высокого уровня радиации, им угрожают разного
рода мутанты: птицы, звери и люди, сумевшие выжить, приобрели невиданную силу и паранормальные способности.
В толстенной книге детально продумана жизнь людей, чье существование ограничено платформами и тоннелями: как перемещаются,
откуда берут свет, чем питаются, как торгуют и так далее.
Главный герой, молодой парень, проходит через все метро (на это ему понадобится 3 недели) с некой важной миссией. Попутно он
пытается понять, есть ли будущее у человечества, пришедшего в столь плачевное состояние, и есть ли смысл жить и бороться ему
лично.
"Метро 2033" интересно как замысел, как идея. Построения автора выглядят логично, и потому правдоподобно, его предположения
заставляют задуматься. Сюжет просто напрашивается в фильм или игру.
Однако реализация этого замечательного замысла у меня восторгов не вызвала: очень правильный, но не слишком выразительный
язык, отсутствие ярких характеров, сильное влияние мировой и отечественной фантастики - от Стругацких ("Пикник на обочине") и
Лема до Пелевина и Матесона ("Я - легенда").
Как итог - сопереживания героям, собственного присутствия в этом скрупулезно придуманном мире я не ощутила. Более того, через
первую сотню страниц едва прорвалась. Тем не менее, книга стоит затраченных на нее усилий и наверняка произведет особое
впечатление на тех, кто каждый день пользуется московским метрополитеном. Представить костры на станциях и пробирающихся по
тоннелям мутантов будет совсем несложно.
10 000 лет до нашей эры
С удивлением обнаружив в премьерах сплошные мультики и детские фильмы, я сообразила, что начались
каникулы. Однако предлагаемое детское кино меня не впечатлило, и я пошла на "10 000 лет до нашей эры" (10,000 B.C., 109 мин.) Роланда
Эммериха ("Послезавтра", "Годзилла", "День независимости").
Да, я читала, что сюжет слабый и весь прикол - в спецэффектах. Но не думала, что до такой степени. Такое ощущение, что
сценария как такового вообще не было, и мы видим чистую импровизацию не слишком изобретательного разума. Точнее, двух
разумов: один принадлежит режиссеру Эммериху, а другой - внимание! - композитору Гаральду Клозеру. Видимо, никого другого под
рукой не оказалось.
В итоге мы имеем историю про первобытное племя, которое живет "где-то в горах". Идентифицировать место точнее не
представляется возможным, потому что герои встречаются с негритянскими племенами (то есть, Африка? но с горами там
плоховато...), саблезубыми тиграми, которые жили только в Америке, мамонтами, которые водились в Евразии и Америке, и
страусами (Африка и Азия). То есть, точно не Австралия и не Антарктида, а вот дальнейшее непонятно.
Прочие сюжетные подробности представляют собой такую же белиберду, а действо в целом мучительно напоминает незамысловатую
французскую комедию "Миллион лет до нашей
эры", только здесь чумазые и косматые люди все делают всерьез.
К тому же чувствуется, что Эммериху не давал покоя "Апокалипсис" Мела Гибсона. Тоже, на мой взгляд, не самый гениальный
сюжет, но мир "Апокалипсиса" продуман до последней песчинки, в него погружаешься так, что потом не вылезти, а "10 000 лет до
нашей эры" только утомляют своей примитивностью.
Что же остается в сухом остатке? Уже упомянутые спецэффекты. Мамонты, тигры и гигантские страусы сделаны действительно
потрясающе. Я, наверное, впервые видела нарисованных животных, в существование которых веришь все время, пока они
присутствуют на экране. И смотреть на эту красоту надо действительно в кинотеатре. Но вот стоит ли ради этого аттракциона 2
часа торчать в кинозале - я не уверена.
Хортон
Пару недель назад, увидев ролик к мультфильму "Хортон"
(Horton Hears a Who!, 95 мин.), я глазам своим не поверила: неужели сняли мультик по одной из любимых книжек моего детства?
Оказалось - в самом деле.
На студии Twentieth Century Fox Animation, сделавшей "Ледниковые периоды", режиссеры Джимми Хейвард ("В поисках Немо",
"Корпорация монстров") и Стив Мартино ("Роботы") экранизировали сказку в стихах Доктора Сьюза.
Слон Хортон однажды услышал голосок, исходящий от пушинки. Поговорив с таинственным голосом, Хортон узнал, что на пушинке
существует Кто-город (Who-ville), жители которого не подозревают, что их мир почти неразличим из мира Хортона. И на городок
стремительно надвигается беда: вредная кенгуриха требует уничтожить пушинку и запретить слону говорить о ней, потому что это
"развращает наших детей".
Большинство зрителей, которые вместе со мной пришли на сеанс, ростом были примерно как та самая пушинка. Для них это зрелище
подходит идеально: забавные зверюшки, яркие краски, простые шутки. Однако отменное качество мультика делает его интересным и
для взрослых.
Прежде всего, фильм мастерски нарисован. В основе образов - рисунки самого Доктора Сьюза. Мир на пушинке сразу вызывает в
памяти фильм про Гринча, который украл
Рождество, - это еще одна популярная сказка Сьюза, и ее действие также происходит в
Кто-городе. В то же время, гротескные "ктошки" напоминают персонажей Тима Бартона. Мир Хортона и его друзей создан в другой
стилистике - здесь одновременно чувствуется влияние и рисунков Сьюза, и манеры "Ледникового периода" и крепкая оригинальная
работа мультипликаторов.
Сюжетная линия очевидна для любого взрослого, что не мешает увлеченно следить за приключениями слона Хортона и судьбой
пушинки, а диалоги так и просятся на цитаты.
