Молосские корни

Среднеазиатская овчарка ведёт своё происхождение от древнейших собак нашей планеты. Их возраст – не менее восьми тысяч лет, именно к этому времени относится скелет собаки из захоронения в пещерном комплексе Центральной Азии, череп которой почти идентичен черепам современных азиатов.

Возможно, родина этих собак — горная страна Тибет. Они сопровождали людей сотни веков, распространяясь вместе с племенами кочевников на запад и на восток от места своего происхождения. Их ближайшие родичи, а порой и непосредственные предки, — это тувинские, монгольские, бурятские овчарки, тибетский мастиф, анатолийский карабаш, казахский гобст, туркменский алабай, кавказская овчарка и вся группа горных пастушьих собак Европы.

Стоящая десятерых

«Дахмарда» («стоящая десятерых») — так название этой породы звучит по-таджикски. Да, именно среднеазиатская овчарка стоит десятерых пастухов.

Собака — хранитель стада, а по большому счёту — хранитель жизни людей. Без мощной, выносливой, мудрой собаки уберечь отару от хищников просто невозможно. Овцы не блещут интеллектом, а волки этим пользуются: окружают стадо, врываются в него и режут всех подряд. А даже если кто-то из овец и спасся бегством, так пойди их найди! А кроме волков баранину любят барсы, гиены, шакалы — те, правда, больше на ягнят охотятся, но кому от этого легче? Но самый опасный хищник — это, конечно же, человек. Разбойный люд не только отару угонит, но и хозяев её не пожалеет.

А чем жить людям, потерявшим скот? А нечем… Земледелие в Азии возможно только в оазисах, в поймах немногих крупных рек, по берегам каналов, ну, ещё в предгорьях что-то растёт. И опять-таки, урожай мало получить, его надо уберечь от злых соседей. Вот и получается, что без крупной караульной собаки никак не обойтись.

Но только охраной — стада, полей, имущества, жилья — работа среднеазиатской овчарки не ограничивается. Люди торгуют, путешествуют, переселяются. Караван выходит в путь, а в дороге его подстерегают разбойники. Кто защитит путников? Всё они же — верные и бесстрашные стражи-собаки. Их не подкупишь, не запугаешь, не соблазнишь — они служат только тому, кого избрали сами, и не предают хозяина-друга.

Главное без второстепенного

В современной России, конечно, нет острой необходимости в охране отар овец, да и караваны сопровождать не надо, и, тем не менее, численность среднеазиатской овчарки поражает воображение. Ныне это самая многочисленная порода; за год только РКФ регистрирует порядка 12-15 тысяч щенков.

Причина такой популярности породы, прежде всего, в изумительных рабочих качествах. Эта очень самостоятельная, думающая собака обладает потрясающим чувством собственности и готовностью защищать то, что принадлежит её стае, то есть семье человека. Квартира, машина, дом, дворец, участок, поместье — нет проблем. Если здесь живет САО, то она будет охранять свою территорию и всё, что на ней находится, начиная от «бентли» или «Оки» и кончая детской игрушкой, забытой в песочнице.

При этом САО не свойственна тупая злоба, она не стремится убивать всё, что шевелится. Находясь на загородном участке, она предупреждает прохожих, что за этот забор лучше не заглядывать. Если нарушитель пересёк границы, он будет атакован, но стоит вору замереть, как пёс прекращает атаку и только следит, чтобы задержанный не делал больше резких движений. Правда, одного укуса вполне хватает, чтобы незадачливый вор думал только о том, когда же приедет «скорая помощь».

Вне своей территории собака совершенно индифферентна к посторонним. Пока чужие люди не угрожают хозяину, его имуществу и самой собаке, они могут делать что угодно, хоть на голове стоять. Собаки это не касается.

Дети в глазах среднеазиатской овчарки обладают особым статусом: они маленькие и трогать их нельзя, что бы они ни творили. Дети могут бегать, прыгать, возиться друг с другом — азиат наблюдает за маленькими человечками очень внимательно, но с мудрым снисхождением во взгляде. Если они начнут приставать с играми и ласками к самой собаке, и той это надоест, она просто встанет и уйдёт.

Идеальная собака, не правда ли? На самом деле, идеальная при правильном воспитании. Если хозяева не воспитывают щенка с первого дня его жизни в доме, то он, взрослея и набираясь сил, сам начинает определять, как правильно себя вести. Он очень умён и самостоятелен, поэтому быстро выстраивает хозяев с чадами и домочадцами в определённую иерархическую систему и обращается с людьми сообразно этой табели о рангах. Истинного хозяина дома, будь то мужчина или женщина, азиат, так и быть, признаёт своим вожаком, а вот всех прочих считает своими подчинёнными. Кстати, может и вовсе никогоза вожака не держать, он ведь тут, без всяких шуток, самый сильный и крутой парень — или девчонка, что ещё хлеще. У суки-азиатки, взявшей власть в человеческой семье в свои лапы, все будут ходить по одной половице, и дышать только по команде. Дамы азиатские — существа изобретательные, хитроумные и злопамятные, и ежели они чего-то захотели, то так или иначе своего добьются обязательно.

Владельцы, распустившие щенка, получают не преданного друга и непревзойдённого охранника, а гранату без чеки. Повторяю снова и снова: без должного воспитания, без однозначного определения прав, обязанностей и социального статуса среднеазиат становится крайне неприятным в общении.

Самостоятельность оборачивается ослиным упрямством, готовность к охране собственности — защитой от самих хозяев тех вещей и мест, которые азиат счёл своими личными, охрана собакой территории распространяется уже не только на квартиру, дом, двор, но и на ближайшие окрестности. В один далеко не прекрасный день азиат ласточкой перелетает через забор и «приватизирует» парочку соседских участков, да ещё и кусок улицы с переулками. А там чужие ему люди: всем стоять, бояться, прятаться! Охраняющий азиат шутить не будет. Возникает конфликт: соседи справедливо требуют приструнить собаку, а хозяева её уже сами побаиваются.

«Но она, же должна нас слушаться, мы ж её кормим!» — возмущаются владельцы. Вообще- то, собака никому и ничего не должна. Она привыкла к тому, что люди её кормят, — это данность, такая же, как восход солнца или гроза в мае. Собака не связывает факт поднесения миски с иерархическим статусом человека. Вожак может поделиться пищей, а может не поделиться, вовсе не это определяет его главенство в стае. Вожак — это тот, кто регламентирует поведение: он решает, что можно и чего нельзя, за правильные поступки он может приласкать, за неправильные— покарать в соответствии с серьёзностью проступка. Вожак может заставить делать даже то, что совсем не хочется. Он всегда прав, и его не то что укусить нельзя, а даже помыслить о какой-то угрозе в его адрес невозможно.

Место второго рождения – Россия

Повторюсь: сегодня среднеазиатская овчарка находится на пике популярности. Интерес к породе пробудился с началом перестройки, когда появление частной собственности вызвало необходимость в большом количестве охранных собак, способных к самостоятельной работе, нетребовательных к условиям содержания и, конечно же, внушительной внешности.

Собак вывозили из Азии, но в России, Белоруссии, на Украине ещё с 1930-х годов было и заводское поголовье. Первые заводчики САО очень многое сделали для того, чтобы консолидировать весьма разнотипное поголовье, сохранив при этом рабочие качества и функциональность экстерьера. Однако главное, что подкупало каждого, кто начинал общаться со среднеазиатами, было сочетание глубочайшего эмоционального контакта и острого ума.

Ныне Россия является страной, депонировавшей стандарт среднеазиатской овчарки в FCI, — эту породу разводят многие десятки, если не сотни питомников и заводчиков-любителей. Вот тут-то и коренятся основные проблемы. Разведение САО, с моей точки зрения, является одной из самых сложных селекционных задач. Порода только становится заводской; сохраняется большое число внутрипородных типов, которые совсем недавно были отдельными местными породами. Кроме того, продолжается ввоз собак из мест традиционного разведения. Почему-то многие считают, что абориген — это знак качества. Тем не менее, абориген — это, прежде всего собака неизвестного происхождения. Совсем необязательно, что он (она) — чистопородная среднеазиатская овчарка. Уж чего-чего, а примесей иных пород на исторической родине всегда хватало. Кроме того, хватает любителей купить по дешёвке нечто без ушей и хвоста на каком-нибудь Птичьем рынке, а потом всеми правдами и неправдами сделать-таки суке регистровую родословную и вязать, вязать, вязать… Хватает и коммерсантов, которых качество потомства вообще не интересует. В итоге правильно подобрать пару и прогнозировать качество потомства сверхсложно, и ныне разброс поголовья по экстерьеру превышает всякое вероятие: в один ринг выходят откровенные дворняги с бедным костяком и лисьими мордочками, шикарные заводские азиаты и молоссы неизвестной породы, сырые, как тесто, и с больными ещё до рождения суставами.

Будем лечить или пусть выздоравливает сам?

САО от природы потрясающе здоровая собака, но… Устранение пресса естественного отбора, ошибки селекции, коммерциализация разведения породы привели к закономерному результату.

Первое — среднеазиатская овчарка не прошла естественный отбор по свойственным для средней полосы инфекциям, именно поэтому вакцинировать от чумы, гепатита, энтерита и прочих болезней молодняка жизненно необходимо.

Второе — увеличение роста и, соответственно, массы тела при неправильном анатомическом строении приводит к болезням суставов. Слишком быстрый набор веса при слишком хорошем кормлении также вызывает проблемы формирования опорно-двигательного аппарата. Владелец готов на всё, лишь бы питомец вырос здоровым, чем беззастенчиво пользуются дельцы от ветеринарии, заставляя его покупать дорогущие ходропротекторы и протеиновые добавки. Пожалуйста, не пичкайте щенка лекарствами и БАДами только потому, что ваш ветврач ими торгует! Заставьте его сделать биохимический анализ крови, и только после этого пусть делает обоснованные назначения.

И третья проблема — поголовная мода на белых собак. Красиво, не спорю, но как со здоровьем-то? Ослабленная пигментация, бедноватый костяк, склонность к аллергии, излишняя возбудимость… Да, не у всех, но у многих. Среднеазиатская овчарка может быть любой масти, — любой, а не только белой! Даже пресловутый алабай — любимый бренд дружественного туркменского народа — это «богатый пёстрым», иначе бы назывался «айбай» — «богатый белым», либо «ап-апакай» — «белый- пребелый».

Кому с азиатом жить хорошо?

Да кому угодно, был бы человек правильный, а именно: не склонный к рефлексиям, не считающий, что собак надо только ласкать и баловать, не меняющий свои решения 120 раз на дню. Хозяин САО знает, что именно должна делать его собака, добивается такого поведения последовательным воспитанием и необходимой дрессировкой, не спускает неповиновения, но щедр на ласку и похвалу, когда они заслужены.

Физическая сила здесь не решает НИ-ЧЕ-ГО! Наша сила — в уверенности в том, что наши собаки нам подчиняются всегда!