Игра Watch Dogs: Legion — третья в серии Watch Dogs, которую выпускает Ubisoft. Главное ее отличие от предыдущих двух частей хакерской саги в открытом мире заключается в том, что теперь игрок может выбрать для себя в качестве протагониста любого жителя игрового города. «Лента.ру» рассказывает, насколько это удачная идея и делает ли это игру интереснее.

Некоторые идеи хороши в теории. Например, полет на Марс в теории, конечно, возможен и мечтать о нем правильно, благо это развивает воображение и в целом возбуждает интерес к жизни. Но на деле, несмотря на то что все технологии вроде бы в распоряжении человечества, просто так посадить пару человек и отправить в направлении этой планеты в космическом корабле не получится.

Или, например, сделаем игру в открытом мире, в которой любой NPC может стать протагонистом большой истории. Но и тут возникают вопросы: а хватит ли этого для того, чтобы эта игра была увлекательной? Например, No Man’s Sky, симулятор бесконечной вселенной, тоже в теории выглядел потрясающе: квадриллионы планет и солнц, сгенерированных компьютером! И хотя разработчики допиливали его много лет, основное предназначение NMS все равно остается прежним — это по большей части генератор очень красивых скриншотов, а не игра, в которую интересно играть из-за ее механики или сюжета.

Поэтому, когда в Ubisoft объявили, что в третьей части опенворлда Watch Dogs каждого персонажа с виртуальных улиц Лондона можно будет завербовать в свою тайную хакерскую группировку, многие встретили это заявление со скепсисом. В самом деле, можно ли сделать так, чтобы все это выглядело органично, и потенциально бесконечная орда протагонистов не была бы серой массой? Ну, по крайней мере так, чтобы не было заметно, что над этим персонажем не работали геймдизайнеры, и он был сгенерирован движком игры?

Забегая вперед, можно твердо сказать, что да, можно! Но только если это мир Watch Dogs, в котором ни сюжет, ни протагонист (даже когда он был один) был практически не способен увлечь игрока.

Загадка психиатрии

Действие Watch Dogs: Legion разворачивается в Лондоне в недалеком будущем. В этом плане все построено по формуле предыдущих игр: есть условно «хорошая» хакерская группировка DedSec, которую неизвестные подставляют, обвинив в серии крупных терактов в городе. Власть после терактов фактически оказывается в руках частной военной компании Albion, которая устанавливает в Лондоне свои правила «во имя порядка и справедливости» и лютует по-черному.

В результате почти всех членов DedSec физически устраняют как опасных террористов, и теперь игроку придется восстанавливать некогда могущественную подпольную группировку, а также разбираться, кто виноват и что делать. Для этого нужно просто подойти к любому человеку на улице и сказать что-нибудь вроде «Я хакер-борец за справедливость! Иди со мной!» — «Нет, я не могу, — ответит обыватель. — У меня (например) болеет мама / пропал брат / не оплачен кредит!»

После этого игрок найдет лекарство для мамы, пропавшего брата или оплатит кредит, и человек с улицы радостно согласится присоединиться к Сопротивлению. Ведь именно так все и бывает в реальной жизни: чтобы завербовать незнакомого человека с улицы в тайную организацию, вы просто подходите к нему и на голубом глазу все выкладываете, и вместо того, чтобы вызвать скорую психиатрическую помощь, тот немедленно на все соглашается. «Тсс, товарищ, пойдем за угол… Не хочешь немного РЕВОЛЮЦИИ?»

Как оказывается, абсолютно все лондонцы хотят немедленно приступить к вооруженной борьбе с властями, если оказать им какую-нибудь небольшую услугу. Более того, вне зависимости от своего досье и особенностей, которые действительно дают им те или иные преимущества, все они с полпинка готовы стрелять, взламывать сложные компьютерные системы и заниматься прочей подрывной деятельностью.

Что нужно признать, так это то, что многочисленные протагонисты действительно выглядят достаточно живо — насколько это только возможно в Watch Dogs, в предыдущих сериях которой вроде бы заботливо придуманный людьми-дизайнерами персонаж напоминал сгенерированного болванчика. Их внешность и голоса уникальны (для генерации тона голоса используется нейросеть с моделью человеческой глотки), существует множество условных классов горожан, для которых прописаны свои линии диалога…

Увы, на сам сюжет это практически никак не влияет. Более того, похоже, то ли создатели решили экономить, то ли реализовать нормальное повествование в таких условиях было сложновато, но история тут рассказывается голосом искусственного интеллекта DedSec по имени Бэгли. Несмотря на то что он пытается демонстрировать классический английский юмор, слушать его быстро надоедает.

В мире комических стереотипов

Что игре удается действительно хорошо — это показать Лондон осенью. Да, город действительно примерно так и выглядит, и отдельный колорит происходящему придает то, что люди, ходящие по его улицам, делают это не просто так — у каждого есть свое расписание: человек идет на работу, работает, потом направляется в бар, а потом идет скорбеть по погибшему в терактах родственнику.

И если рассматривать Legion как симулятор города и горожан, то именно в этот момент он действительно начинает вызывать хоть какой-то интерес. С помощью своей «хакерской программы» очередной член DedSec может прочитать всю подноготную очередного сгенерированного лондонца и, увязавшись за ним, понаблюдать за его жизнью.

Но Watch Dogs: Legion не об этом. Это игра в скучнейшем мире тропов о хакерах, наполненная упоминаниями о всех возможных страшилках относительно сети, которые только можно найти. Слежка везде и за всеми, дроны-убийцы, распространение фейковых новостей… Список можно продолжать долго с полной уверенностью, что любая из этих проблем предстанет перед игроком в самом зловещем и оттого комичном свете.

Злодеи и герои выглядят настолько же до смешного прямолинейно, словно из классического сериала про Бэтмена 60-х годов, где каждый раз понятно: вот, нехороший Пингвин хочет навредить городу, а Бэтмен должен его остановить. Все злодеи хотят власти и готовы пойти ради нее на все, привнося в блеклый сюжет нотки непрошенной клоунады. Как и в случае с прохожими на улице, которые готовы в один момент согласиться на вербовку в DedSec, мотивация для их поступков либо отсутствует, либо совершенно неестественна.

Пойду. Принесу

Геймплей всех серий Watch Dogs выглядел очень привлекательно и по-новаторски — опять же, в теории. Казалось бы, игра, в которой протагонист — хакер, способный взламывать на лету систему управления городом, скучной быть не может. Тем не менее разработчики Watch Dogs раз за разом опровергают это утверждение, погружая игрока в практически ту же городскую среду, механика которой гораздо интереснее эксплуатируется хотя бы в том же Spiderman или Infamous: Second Son.

В реальности же игровой процесс является одной из наискучнейших реализаций формулы «пойди — принеси». Практически все сюжетные миссии состоят из одной директивы: попасть на закрытую территорию, обойти или перестрелять охрану и выполнить пару-тройку головоломок уровня казуальной мобильной игры, чтобы получить доступ к очередному серверу с нужной информацией (кстати, именно последние оказываются, пожалуй, самым интересным времяпровождением в Legion).

Иногда, конечно, игроку придется завербовать сотрудника той или иной организации, чтобы пройти незамеченным в особо охраняемое логово злодеев, где нельзя от входа палить направо и налево. Или для разнообразия покататься на грузовом дроне. Но это все равно сводится к тому же самому «подай-принеси», сопровождаемому скучным закадровым бубнением Бэгли, рассказывающего небылицы и сыплющего словечками вроде «крипта» или «пиринговая сеть».

***

Никто не хочет обесценивать старания разработчиков Legion. Видно, что систему, в которой каждый NPC может быть протагонистом игры, делали долго и с любовью. И Лондон собирали тщательно, буквально по кирпичику воссоздавая атмосферу столицы Великобритании. Проблема в том, что за этим всем они, как и в прошлые разы, забыли о самой игре и о том, что всего этого для того, чтобы заинтересовать игрока, недостаточно. Даже не захватывающего — хотя бы просто интересного и органичного сюжета не подвезли. Геймплей как был нудным и монотонным, так и остался. Так что — да, нет сомнений, ребята, вы постарались на славу, но ответьте сами для себя на один вопрос: для кого?

Михаил Карпов