Год назад «Нетфликс» сбросила настоящую бомбу на своих конкурентов и в частности HBO: компания устроила в интернете премьеру своего сериала целиком, сделав доступными все 13 серий. Никто бы не придал этому щедрому жесту серьёзного значения, если бы он не касался дерзкого политического триллера, в котором за сценарий отвечал Бо Виллимон, за режиссуру — Дэвид Финчер, а за харизму — Кевин Спейси. Финчер, правда, снял только два первых эпизода, но он задал стиль.

Сериал, с одной стороны, оказался этакими «Мартовскими идами», в которых главным героем был персонаж Джорджа Клуни, а не Райана Гослинга, с другой стороны, это был долгожданный ответ идеалистическому и патриотичному «Западному Крылу» Соркина, который тоже рассказывал о суете в Белом доме, но по-доброму.

История «Домика» была о циничном конгрессмене, которого кинул новоизбранный президент, чьей предвыборной кампанией тот занимался, но который решил добиться обещанного повышения другими путями — бесконечными интригами и подковёрной манипуляцией, в которых он был гением. Авторы решили не испытывать судьбу чересчур открытым финалом, и в последней серии первого сезона подарили главному герою Фрэнку Андервуду должность вице-президента. И тем самым, намеренно или нет, но слегка изменили характер всего сериала. Или, по крайней мере, второго сезона, чья премьера состоялась на прошлой неделе.

Андервуд по-прежнему одних подкупает, других политически (и не только) уничтожает, лицемерит, подталкивает, промывает мозги и тому подобное, начиная действовать уже на международном уровне. Теперь вместе с женой он дёргает за нитки не только конгрессменов, лоббистов, журналистов и влиятельных бизнесменов, но и самого Президента с Первой леди, постепенно разрушая жизни тех, кто оказался менее толстокожим и прагматичным.

Но если в первом сезоне Андервуд в основном шёл в атаку, то теперь — в основном обороняется и бросается в наступление только перед самым финалом. Все свои силы он тратит на то, чтобы отбиваться от бывших союзников. Он бегает от одной проблемы к другой и едва успевает заткнуть один фонтан дерьма, как открывается второй и готовится рвануть третий. Разумеется, дрова рубят — щепки летят, и чтобы скрыть многочисленные скелеты в шкафу, вскоре Андервуды уже сами сжигают мосты один за другим, лгут, кидают и снова лгут, только увеличивая пропасть между собой и всеми остальными.

Тем не менее, вопреки ожиданиям и крутой первой серии, в которой Андервуд сразу разобрался с проблемой журналистского расследования, авторы решили не делать из него кровожадного монстра, едко комментирующего каждую вторую сцену, с ухмылкой заглядывая в камеру. В новом сезоне он гораздо реже обращается к зрителю, ограничиваясь многозначительными взглядами в духе «ну я же говорил» или «ну вы поняли», или «какой же он наивный!», или «что же он несёт, твою мать». Спейси по этой части мастер, конечно.

Стало гораздо больше политики и заметно прибавилось мелодраматизма: оказывается, что и для вице-президента, и для его жены, и для его хладнокровных помощников существует что-то помимо борьбы за власть. Только в итоге дружба оказывается или односторонней, или насквозь фальшивой, а любовь — в большинстве случаев губительной. Джоди Фостер особенно со всем этим отличилась: она сняла одну лишь серию, но самую сентиментальную.

Финал, впрочем, полностью проникнут другим чувством — злорадством. Андервуд возводил свой карточный домик два сезона. Теперь он построен. Вопрос лишь в том, собираются авторы разрушить его, чтобы потом вывести жирную и банальную мораль, или они зайдут ещё дальше.

Автор: Гоша Берлинский