Заметки о животных Вернуться домой
- Да звонила я его учительнице! — мама еле сдерживалась, чтобы не перейти на крик. — Она сказала, что после уроков дети пошли домой… И Миша тоже. Но уже больше шести часов прошло. А его всё нет…
*****
- Миша, а ты почему не сдал сочинение на проверку? – нахмурилась учительница.
Мальчик отвел взгляд в сторону. Он не знал, что ему сказать в свое оправдание.
Тема-то вроде простая: написать про своего домашнего питомца, но для него это оказалось непосильной задачей. И так он пробовал, и сяк, но ничего не получилось, не писалось, потому что… питомцев у него никогда не было: ни кошечки, ни собачки, ни хомячка.
Даже волнистого попугайчика, как у Димки Перышкина, тоже не было.
Вот и о чем писать? А точнее: о ком?
- Миша, почему ты молчишь? Почему ты не сдал свое сочинение на проверку? – повторила учительница свой вопрос. Но уже громче и требовательнее. Она не любила ждать.
И повторять дважды тоже не любила.
Миша об этом знал… но он не знал, что ответить. В конце концов, решил сказать правду.
- Зин-наида Васильевна, я не написал сочинение… - угрюмым голосом ответил Миша.
Одноклассники стали перешептываться, а потом в одно мгновение класс вдруг наполнился злорадным смехом.
- Тихо! – ударила по столу учительница.
Она подошла к парте, за которой сидел Миша, и несколько минут стояла рядом, не сводя глаз с мальчика.
- У тебя же было два выходных, чтобы выполнить задание. Почему ты не написал?
- Не получилось…
- Ах, не получилось?! В компьютер, наверное, играл с утра до ночи? Или гулял на улице целый день?
Миша отрицательно замотал головой.
Не играл он в компьютер и не гулял. Мальчишки с его двора могут подтвердить.
Все эти долгих два дня он сидел над тетрадкой по русской литературе, смотрел на белый лист в линейку, но не мог написать ни одного слова. Ни одной буквы.
Что писать? О ком? У него ведь не было никого…
- Неужели ты не мог написать пару строчек? Хотя бы про кошку? Про самую обычную кошку…
Зинаида Васильевна не скрывала своего недовольства. Она была возмущена.
Миша ничего не ответил. А сам думал в тот момент о том, что сложно писать о том, чего не знаешь.
- Доставай дневник! – рявкнула учительница. – Я думала, что на тебя можно положиться. Именно твое сочинение я хотела отправить на конкурс, потому что была уверена, что ты напишешь его хорошо!
Миша вздохнул, послушно достал из портфеля дневник и положил на парту.
Он смотрел, как Зинаида Васильевна тщательно выводит в дневнике жирную единицу, вдавливая ручку с такой силой, будто намеревалась «пропечатать» её до самой обложки.
На глазах мальчика стали вдруг наворачиваться слезы. Он быстро смахнул их рукавом свитера.
- Чтобы мама твоя обязательно расписалась в дневнике! – гневно сказала учительница и, недовольно цокая каблуками, направилась к своему столу.
Слезы появлялись и появлялись, откуда-то из глубины души, и Миша заплакал. Тихонько так, чтобы никто не видел.
Ему вдруг стало так обидно, ведь он же пытался написать, и одновременно страшно: от того, что расстроил учительницу и…
Больше всего Миша боялся расстроить свою маму. У него ведь никогда не было плохих оценок, и он видел, как радуется мама, листая его дневник после работы. Как улыбается она каждой его пятерке.
А что теперь?
«Мама расстроится очень...» - тяжело вздохнул Миша. И так плохо ему стало на душе… Так плохо...
*****
После уроков, когда одноклассники, размахивая портфелями и радуясь долгожданной свободе, разбежались по домам, он пошел совершенно в другую сторону.
Подальше от дома.
Ему было страшно возвращаться. Потому что мама непременно будет плакать, когда увидит единицу в его дневнике.
Он не мог этого допустить, потому что последний раз, когда она плакала, её увезли в больницу.
Это случилось в день похорон отца. И Миша в тот день испугался, что потеряет еще и мать.
А еще он помнил уставшие, почти безжизненные глаза лежавшего на кровати отца, помнил, как папа осторожно коснулся его руки костлявыми пальцами и еле слышно прошептал:
«Учись хорошо, сынок!».
Получается, что сегодня Миша подвел всех: учительницу, маму, отца… Всё, что ему хотелось сейчас – это уйти далеко-далеко, чтобы никто его не нашел.
И он шел… Куда глаза глядят. И снег шел, которого не было целый декабрь.
И холодно было ему, и горячо. И стыдно, и больно. И плакать хотелось. Да только слез больше не было.
Пусто было у него в душе.
Миша шел по оживленным улицам, но чувствовал себя одиноким и никому ненужным. Люди совсем не замечали его. Толкали, наступали на ноги, но не замечали.
Остановившись, он достал телефон, чтобы посмотреть время, но экран был темным.
Положив его обратно в портфель, Миша засунул замершие руки в карманы куртки и стал осматриваться по сторонам.
Место было для него незнакомым. И безлюдным. Погрузившись в свои тягостные думы, он и не заметил, как забрел непонятно куда. «Может, оно и к лучшему?» - подумал мальчик.
Потеряться, пропасть без вести и не найтись – вот чего сейчас хотел Миша. Назло учительнице, ну и чтобы маму не расстраивать плохой оценкой в дневнике.
Небо было таким же, как его настроение – хмурым и подавленным. А в воздухе кружили снежинки.
Мальчик собрался было продолжить свое путешествие в никуда, как вдруг…
…заметил что-то рыжее в снегу.
Подойдя ближе, Миша увидел котенка. Он вздрагивал каждую секунду и смотрел на него печальными глазами.
- Ты что здесь делаешь? – спросил мальчик. – А-а, ты, наверное, тоже домой не хочешь идти?
Но снова заглянув в его грустные уставшие глаза, Миша вдруг понял, что…
- Или… тебе просто некуда идти? У тебя нет дома, да? Ты совсем один?
Котенок жалобно мяукнул, затем попытался сделать шаг навстречу, но не смог. Упал.
Миша сразу взял его в руки, потом быстро расстегнул молнию на куртке и прижав дрожащего малыша к теплому свитеру рядом с сердцем, спрятал его от холода и...
...одиночества.
Правда, легче не стало. Наоборот, ему нужно было принять решение, а он всё никак не мог побороть свой страх.
Стоял, дрожал, чувствовал, как дрожит под курткой котенок, и думал, думал, думал...
«Что делать, что делать?» - как снежинки, падающие с неба, хаотично метались мысли в его голове.
«Котенку сейчас нужно в тепло, домой… Иначе он может умереть… Как папа. Я не могу этого допустить!».
*****
На город опустились сумерки.
Миша шел по безлюдному пустырю и не знал, как ему вернуться домой. Его следы, оставленные на снегу, давно пропали. Не найти их больше… Куда идти, в какую сторону повернуть, мальчик не имел ни малейшего представления.
На улице стало еще холоднее.
Пальцы окоченели и почти не слушались. Лишь рядом с сердцем было тепло. Миша почувствовал, как тлеет в его груди «уголек надежды». Вернуться домой, вернуться домой...
Он шел по ночному городу, не боясь ни темноты, ни холода.
Он должен вернуться домой. У него не было другого выхода.
Он должен… должен. Ради маленького котенка, ради мамы, ради отца и даже ради учительницы своей, Зинаиды Васильевны.
«Ты не должен убегать от трудностей, сами они не пройдут» - вспомнил Миша слова отца. Это были его последние слова. Наверное, поэтому они так сильно врезались в память.
Поэтому он шел, следуя зову сердца. Да, именно сердце указывало ему путь.
Окончательное выбившись из сил, Миша остановился возле здания, которое показалось ему до боли знакомым. «Да это же моя школа!» - обрадовался он.
От школы до его дома было минут десять пешком, и дорогу эту Миша знал, как свои пять пальцев.
Он ускорил шаг.
Вот он, его подъезд, родные ступеньки, металлическая дверь с номером «23». Почему-то открытая. За ней слышны голоса: мамы и еще один, мужской. Ему совершенно незнакомый.
- Я звонила учительнице, она сказала, что после школы все дети пошли по домам… И Миша тоже. Но уже больше шести часов прошло, понимаете? А его нет...
Миша потянул дверь на себя. В коридоре стояла мама и полицейский с папкой в руке.
- Мам, я вернулся…
- Господи, Мишенька! Где же ты был, мой мальчик? Зачем ты так напугал меня?
- Прости… Просто…
- Да ты же дрожишь весь. Ну-ка бегом раздеваться и в постель. Сейчас принесу тебе чай с лимоном.
Когда полицейский ушел, мама побежала на кухню делать чай, а Миша разделся и пошел в свою комнату, всё также прижимая руки к груди, где всё еще тлел тот самый уголек.
Уголек надежды.
Когда мама зашла в детскую с кружкой в руке, то долго не могла отвести глаз от кровати, на которой, прижавшись друг к другу, лежал Миша и маленький рыжий котенок.
Потом, улыбнувшись, она накрыла детей одеялом, выключила свет и вышла из комнаты, не в силах более сдерживать слезы. Ничего трогательнее за всю свою жизнь она никогда не видела.
*****
Миша открыл глаза и увидел рыжего котенка, который внимательно смотрел на него. Будто хотел что-то сказать, но не мог. Не знал, что говорить и как.
- Привет! – улыбнулся мальчик. - А я думал, что мне это всё приснилось.
Котенок мяукнул в ответ и глаза его наполнились радостью. Так обычно бывает, когда сбывается заветная мечта.
А он ведь действительно мечтал…
Мечтал, что когда-нибудь его найдет добрый человек, принесет домой и оставит у себя навсегда. А зимой они будут лежать с ним вдвоем, прижавшись друг к другу…
- Проснулся? – ласково сказала мама, когда вошла в детскую комнату.
- Привет, мам…
- Ты куда пропал вчера был, сынок? Почему так поздно домой вернулся? Я не знала, что и думать. Все больницы обзвонила. Потом одноклассникам звонила и Зинаиде Васильевне. Учительница так сильно за тебя переживала. Просила прощения. Но я так и не поняла, за что…
- Мам, у меня для тебя есть две новости, - сказал Миша, выбираясь из-под одеяла.
- Ничего себе. Ну давай с плохой тогда начинай…
- Я вчера получил единицу, потому что не написал сочинение по литературе. Надо было написать о домашнем питомце, а у меня никогда никого не было, и я не знал, о чем писать.
- Поэтому домой не хотел идти? Из-за единицы?
Миша кивнул.
- Глупый ты, глупый. Неужели ты думаешь, что за оценки я стану тебя ругать.
- Нет, мам. Просто не хотел тебя расстраивать. Чтобы тебя опять не увезли в больницу.
Мама улыбнулась. «Вот если бы ты домой не вернулся, то однозначно бы увезли».
- А хорошая новость тогда какая?
- У меня теперь есть котенок, и я напишу это сочинение. Я исправлю оценку. Ради тебя, ради папы…
Мама подошла к сыну, прижала его к себе крепко и держала так до тех пор, пока не перестала плакать.
- Хорошо, Мишенька. Я уверена, что у тебя все получится. И твоя учительница будет гордиться тобой. А еще ты большой молодец, что котенка забрал домой, вчера такой сильный мороз был… Если бы не ты, он…
- Так это не я, мам… Это ведь он меня спас. Он заставил меня вернуться домой.
После завтрака и чая с лимоном Миша достал тетрадь в линейку и долго смотрел на белый лист, а на коленях лежал котенок и тихонько мурлыкал что-то себе под нос.
- Неужели ты не мог написать пару строчек? Хотя бы про кошку? Про самую обычную кошку… - вспомнил Миша слова учительницы.
Схватив ручку, мальчик написал всего одно предложение и положил тетрадь в портфель.
Он был уверен, что не всегда нужно писать много слов. Достаточно просто написать то, что думаешь. То, что чувствуешь сердцем.
*****
Отлежавшись несколько дней дома, Миша снова продолжил ходить в школу, выполнять домашние задания и радовать свою маму хорошими оценками.
Жизнь его снова стала такой же, как раньше, будто и не случилось ничего. Но на самом деле случилось. Жизнь его стала другой и он сам стал другим.
Миша теперь всегда возвращался домой вовремя, потому что там его ждал верный и самый лучший друг.
А на стене в классе русского языка и литературы в деревянной рамке висит вырванный из тетради лист, на котором написано всего одно предложение:
«Обычных кошек не бывает...».
А чуть ниже стояла заслуженная пятерка с плюсом от учительницы Зинаиды Васильевны. Она каждый раз, когда проходит мимо этой рамки, снимает очки и вытирает платком слезы.
Да, для конкурса сочинение Миши не соответствовало требованиям по объему, но оно достойно того, чтобы находиться на самом видном месте, потому что...
...заставляет задуматься.
![]()
Это интересно
+2
|
|||
Последние откомментированные темы: