Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
Премодерируемое участие
7917 участников
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta
Модератор Tehanu

Активные участники:

Последние откомментированные темы:

20240430155250

←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Мы, русские, нечистоплотны... Василий Васильевич Розанов

* * *

 Мы, русские, нечистоплотны. Какая нечистоплотность говорить не с нашими о наших делах. Будет ли говорить еврей о цадиках с русскими или -- если взять хоть партии -- будет ли говорить социал-демократ о положении и о распрях в своей партии с членом Союза русского народа.

 

Но мы во всем свиньи. Входит к русской семье в гости еврей. И, ласково смотря на хозяина и хозяйку (всегда так), заводит разговор о последних газетных сообщениях насчет наших министров, с обычной присказкой, что "кто-то где-то украл". Видя ласкового гостя, хозяин тоже думает, что "украл", и разговор очень скоро переходит на тему, что "русские вообще воруют". Благородная нация врожденно непорочных людей при этом остается в стороне, и скоро тон водворяется тот, что русские всех вообще обокрали в России, а что нерусские в России вообще ужасно томятся и когда-то придется вздохнуть. Хозяин и хозяйка и взрослые гимназисты, дети хозяев, вздыхают, что в России вообще тяжело жить, причем хотя не упоминается, но уже тон стоит такой, что русские всех задавили и особенно мучительно среди них евреям, полякам и финляндцам. Гимназистик угрюмо смотрит в стакан чаю, милая хозяйка имеет извиняющийся вид. "Я все-таки не притесняла, -- это другие, темные русские, а я кончила курс гимназии", -- говорят ее опущенные глаза. Еврей подает вид, что он и не думал упрекать собственно ее или ее мужа, не говоря уже об этом превосходном гимназисте, юноше идеальных порывов, который читает Бокля и беллетристику Шолома Аша, а приватным образом посещает "фракцию", руководимую сомнительным гостем милых хозяев (гимназист благодарно взглядывает на еврея)...

 

Так еще поговорив и сыграв на пианино "из Мендельсона", еврей уходит, провожаемый до лестницы, и добродушные хозяева светят ему свечкой на лестницу и дают спичек, чтобы он и там зажег, внизу, и вообще не оступился. И еврей не оступается.

 

Но русские ужасно оступились этот вечер. Не замечая, они предали отечество свое и посмеялись над отцами своими, в гробах. Если б они брали "душевную ванну", если б у них язык был немножко "на привязи", они при первом слове еврея "о русских делах" сказали бы деликатно и твердо:

 

 -- Извините, о русских делах я буду говорить со своими. И о министрах. Но если вы мне что-нибудь скажете интересного о цадиках и об яичной торговле или о еврейских банках, напр. о том, как Рафалович и Кеслинг скупили сахарные заводы в Киеве, чтобы перепродать их англичанам, -- я готов слушать, интересоваться и говорить.

 

(вспоминая свое былое)

~

~

~

 -- Вы обходитесь в своей микве без нас? в своем бет-qunt (суд)? Не приглашаете нашу полицию и наших юристов и прокуроров на совещания своей в каждом городе общины (кагал). Почему же это мы, русские, обязаны вас приглашать в обсуждения своего управления, своих университетских и студенческих дел, припускать вас "защищать" в наши суды (адвокаты-евреи)?

 

 -- Позвольте нам автономизироваться от вас, как вы автономизированы и автономизировались от нас? Куда вы лезете? Все навязываетесь? В часовщики, аптекаря, в доктора, в суд и литературу?

 

Да, конечно, это естественно -- не допускать евреям самый вход в наш суд, школы и врачебное мастерство.

 

Иначе как обвиненному или как нуждающемуся во врачебной помощи. В школы -- совершенно нет. Пусть учатся в своих хедерах. Сколько угодно и чему угодно. Заводят там "своего Дарвина" и хоть десять Спиноз. Не нужно вовсе вмешиваться в "жаргонную литературу" и ихние "хедеры", не нужно самого наблюдения за этим, никакого надзора и цензуры за печатью и школами. Пожалуйста, -- пишите там что угодно и учите чему угодно, только не с нашими детьми и вообще -- не с нами.

(12 июня 1913 г., на обложке попавшегося конверта)

 

1916 г. Но это вечное и содержится в еврее как именно в еврее, с миквами, хедерами и в своих костюмах. Едва еврей становится "русский евр.", "франц. евр.", поучился в гимназии, поучился в университете и вообще "потерял свое", как он становится "микробом разложения" для всего окружающего.

 

У евреев есть своя завершенность в нации, в духе, в истории. В Брянске я видал в банях много евреев (по четвергам, парятся ужасно) -- и все они суть "что-то свое". В таком виде они хороши, признаны, нужны миру. Я думаю -- нужны. Нельзя забыть, что их Библия, конечно, согрела мир, -- этот ужасный, похолодевший греко-римский мир, и особенно римский. Библия -- теплая ванна для старика, для умирающего. Вообще Библия, их национальная Библия -- вечна.

* * *

Вступите в группу, и вы сможете слушать прикреплённую музыку и просматривать прикреплённые файлы

  • 8574_25809835_5cc90e901.web
Это интересно
+2

24.05.2021
Пожаловаться Просмотров: 933  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии временно отключены