Открытая группа
7982 участника
Администратор Greta-дубль
Администратор Grеta

Важные темы:

Модератор Tehanu

Активные участники:


←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →

Максим Грек

Преп Максим Грек (ок 1470–12 XII 1555) - один из образованнейших людей своего времени, знаменитый деятель русского Просвещения XVI столетия, поплатившийся за свою европейскую ученость и человеческую порядочность многолетним заточением в монастырской темнице.

 

~ Преподобный Максим Грек ~

4 июля – день памяти преп. Максима Грека (Михаила Триволиса).


Предлагаю Вашему вниманию отрывки статьи Юрия Рубана «Как опасно быть на Руси ученым – преп. Максим Грек»:


Преп. Максим Грек (ок. 1470–12.XII.1555) - один из образованнейших людей своего времени, знаменитый деятель русского Просвещения XVI столетия, поплатившийся за свою европейскую ученость и человеческую порядочность многолетним заточением в монастырской темнице.


Михаил Триволис – таково светское имя Максима Грека – родился в Арте в аристократической греческой семье Триволисов. Получил блестящее университетское образование в Италии. Поначалу он обосновался во Флоренции, где познакомился с Анджело Полициано, Марсилио Фичино и другими прославленными итальянскими гуманистами эпохи Возрождения. Он также учился у известного гуманиста Иоанна Ласкариса; побывал в Болонье, Падуе, Милане, Венеции. Но самым сильным впечатлением стали для него проповеди Джироламо Савонаролы, гибель которого в 1498 г. Максим Грек описал, уже находясь в Московии («Повесть страшна и достопамятна и о совершенном иноческом жительстве»).


Очевидно, под влиянием Савонаролы он решил постричься в доминиканском монастыре Сан Марко, но пробыл там недолго (1502–1504 гг.). Выученик итальянских гуманистов переехал на Афон и постригся в Ватопедском монастыре в монахи с именем Максим. В жизни Михаила-Максима произошел перелом: он отрекся от своих прежних увлечений, чтобы полностью сосредоточиться на богословии, хотя отзвуки культуры Ренессанса будут звучать во многих его позднейших работах.


Но спокойная жизнь продолжалась недолго: в 1516 г. по запросу великого князя Василия III Максим Грек приехал в Москву для перевода Толковой Псалтири. Когда работа была закончена (видимо, в 1522 г.), то ученого старца, несмотря на его специальное прошение, не отпустили обратно на Святую Гору, но оставили в Москве для перевода и исправления других книг. Были и иные мотивы, о которых Максиму в порыве откровенности поведал его московский знакомый Берсень Беклемишев: «Пришол еси сюда, а человек еси разумной, и ты здесь уведал наше добрая и лихая, и тебе, там пришод, все сказывати»!


В 1525 г. московские церковные и светские власти несправедливо обвинили Максима Грека в ереси и заточили в темницу Иосифо-Волоколамского монастыря, добавив также обвинение в шпионаже в пользу Турции (грек шпионит в пользу Турции – оксюморон!).


В 1531 г. последовали новые обвинения, в частности, в «порче» богослужебных книг. Происшедшее было почти неизбежно при низком культурном уровне большинства окружавших Максима Грека людей. Многие ему завидовали и ненавидели за обличения. Немногочисленные сторонники ученого монаха-гуманиста, явно опережавшего свое время, были не в состоянии защитить его.


Лишь в 1551 г. (или несколько ранее, в 1547-1548 г.) с него сняли церковное запрещение и перевели в Троице-Сергиев монастырь, где он умер, скорее всего, в декабре 1555 г. и где покоятся его мощи (обретены в 1996 г.).


Преподобный Максим Грек стал жертвой своей учености и моральной порядочности. В России умных людей при необходимости умело используют, но обращаются с ними совсем не по-людски. Потребовалось «всего лишь» четыре с половиной столетия, чтобы Русская Церковь воздала ему должное, причислив к лику святых. Что ж, как сказал один русский поэт, «любить мы умеем только мертвых». Не так давно ученый грек стал героем художественного произведения – романа Мицоса Александропулоса «Сцены из жизни Максима Грека» (М., 1980).


Литературное наследие Максима Грека весьма многогранно и насчитывает более трехсот наименований книг. Многие работы до сих пор не опубликованы.

 

 

Текст взял в группе радио "Град Петров" в контакте

https://vk.com/wall-62447704_17231

Вступите в группу, и вы сможете просматривать изображения в полном размере

Это интересно
+2

12.07.2021
Пожаловаться Просмотров: 612  
←  Предыдущая тема Все темы Следующая тема →


Комментарии 25

Для того чтобы писать комментарии, необходимо

Статья Юрия Рубана оказалась ненамного длиннее https://azbyka.ru/days/p-gore-ot-uma-kak-opasno-byt-na-rusi-uchenym

Но самое интересное, там есть ссылка на первоисточник, "Словарь книжников и книжности древней Руси". В котором, в свою очередь, есть необходимые ссылки.

Вот статья из этой книги про Максима Грека.

 

Ссылок очень много. Чтобы понять, на что опирались авторы изначально пришлось бы каждую работу искать, сил на это у меня сейчас никаких нет. Но факт тот, что полностью уничтожить корпус литературы (переписать целый период истории) никакие немцы не смогли бы. Это нереально просто при всём желании.

 

13.07.2021

Спасибо за ссылки.

Пожалуйста :-) Я их сам не читал, просто хотелось показать, что такая короткая в общем-то история опирается на солидную исследовательскую базу.

 

Я читал кое-что другое. Например у Гелиана Прохорова есть книга про "Повесть о Митяе". По времени это примерно Дмитрий Донской, по сюжетной завязке --- Византия хотела единое церковное пространство, наши хотели своего митрополита. Я боюсь сейчас переврать, потому что давно уже читал. В результате Дмитрий Донской назначил Митяя митрополитом, тот отправился в Константинополь, чтобы его назначение утвердили, но пока плыли во-первых политика поменялась, во-вторых Митяй умер. Ну и что делать стало непонятно. Телефонов тогда не было. Посовещавшись решили другого человека сделать митрополитом, Пимена. И сделали, но в силу изменившейся политической ситуации Дмитрий Донской такое решение отверг, и Пимен вышел как бы самозванцем.

 

Очень интересная книга. Прямо вот захватывающий детектив. Но при этом с обилием ссылок на первоисточники.

18.07.2021

интересненько!

а што сподвигло?

этого персонажа

(1340-1410) тоже

разкмеется знаете?

https://

24smi.

org/celebrity/104220-feofan-grek.html 

; https://

yobte.

ru/uploads/mini/rel/f00/e71f4e91c8ca1443db087a738ebe1.webp 

а фдруг он и правдо немецкий был шпиён?! и подрывал устои, весь вагон..

 

13.07.2021

Нет пророка в своем отечестве. Обидно, конечно, но как часто.

Я про него вспомнил ещё и потому, что наша история не отделяется от общемировой. Невозможно переделать что-то в одной стране и сказать, что так и было.

13.07.2021

Здесь у меня другая точка зрения. Пример перед глазами - Украина. Смогли и переписать, и массы оболванить. Всего за  20 лет.

Тут дело такое: можно обманывать кого-то всё время, можно обманывать всех какое-то время, но невозможно обманывать всех всё время. 

 

История для широкой публики конечно адаптируется как-то, чтобы выглядела покрасивее. Но всё же нормальные люди есть и на Украине, которые понимают что к чему.

18.07.2021

комментарий удалён

И главное: невозможно полностью и надёжно вытравить целый исторический период. Просто невозможно. Если брать во внимание все имеющиеся факты, то обязательно будет видно, что имеются нестыковки. В самом худшем случае остаётся "белое пятно". Так бывает, когда понятно что история переписана, но непонятно что было на самом деле. Но в любом случае, это всегда какой-то период с понятными границами и примерно понятно, что было до и после.

18.07.2021

прмо скажем, Украина тут ну никак не при чёмъ. и охота на ведьм - это скорее 

всеобще-средневековое занятие! Другое дело, как охотно наши современники

соглашаются играть по средневековым правилам, видимо спеша наверстать то

несравнимо меньше количество жертв, с которыми славяне миновали средние века

13.07.2021

Благодарю.

Спасибо и Вам, что прочитали :-)

13.07.2021

Спасибо!

Спасибо, что прочитали! :-)

13.07.2021

Спасибо за интересную тему. Максим Грек, безусловно, личность яркая, неординарная и неоднозначная.

Но статья Юрия Рубана, как мне кажется, упрощает восприятие этого человека, ученого книжника, в контексте его эпохи. Прежде всего, потому что о главных событиях, происходивших в церковной и политической жизни России начала XVI века, непосредственным участником которых был Максим Грек, даже не упоминается.

В самом названии "Как опасно быть на Руси учёным" звучит ангажированность. Избитый журналистский приём - привлечь внимание броским "жареным" заголовком, даже если он искажает смысл. Автор намеренно формирует впечатление, будто Максим Грек пострадал за свою учёность. А это не так, причины были иные.

На рубеже XV - XVI веков в русском православии происходила борьба между несколькими концептуальными церковно-политическими течениями, среди которых наиболее заметными были иосифляне и нестяжатели. Максим Грек был вовлечён в гущу политической жизни на стороне аскетов-нестяжателей. Но победили иосифляне - последователи Иосифа Волоцкого, отстаивавшие право на владения монастырей землями и имуществом, а также провозглашавшие божественное происхождение царской власти, утверждавшие о преемствености Русским государством византийских традиций как оплота православия (Москва - Третий Рим) и требовавшие Московской митрополии статуса патриархии выступавшие за казни еретиков. Не последнюю роль в победе иосифлян сыграло их разрешение на развод Василия Третьего с Соломонией Сабуровой, которого великий князь Московский и Всея Руси добивался более десяти лет. Нестяжатели были категорически против развода, несмотря на бездетность великокняжеской четы. В числе активных противников расторжения брака были Максим Грек, Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам. Все они были сосланы, а митрополит лишён сана. Пострадали, в конечном итоге, все сторонники нестяжательства, как церковно-политическая оппозиция (а вовсе не за свою учёность, как это декларируется в заглавии статьи).

Расширительное толкование, на мой взгляд, попытка увести вопрос в сторону. Статью Рубана я как раз считаю редким примером адекватного отношения к теме и выделения именно характерных черт, которые имели основное значение.

 

Конечно невозможно никакую жизнь уместить в одну страничку текста. Неизбежно упускаются большие куски. Которые можно объявить более важными, но по сути они не являются такими.

 

Вы ещё крайне поверхность передали суть спора иосифлян и нестяжателей. И ввернули слова про то, что иосифляне были сторонниками казней еретиков, не разъяснив вообще суть дела.

 

Речь идёт о "ереси жидовствующих". Суть ереси, если совсем коротко: на том основании, что Христос пришёл исполнить закон, как это в одном Евангелий сказано, и пользуясь малой образованностью тогдашнего духовенства, некоторым тогдашним священникам была внушена мысль, о том что правильная вера у евреев. Священники пришли в восторг и даже хотели сделать обрезание. Им не было разрешено, чтобы для сыска не было вещественных доказательств. Это вообще была хорошо законспирированная тайная организация. Среди заговорщиков были самые высокопоставленные люди того времени. Насколько я помню, даже митрополита тогдашней партии жидовствующих, удалось поставить своего. Еле-еле удалось предотвратить уже фактически состоявшийся захват власти, переубедить великого князя, Ивана III.

 

В виду чрезвычайной важности самого события захвата власти и опасности, которую представляла тогдашняя ситуация для церкви, и появилась идея о смертной казни. Тем не менее никто казнён не был.

 

Что касается "противник расторжения брака" --- это просто смешно. Митрополит да, но Максим Грек не мог по своему статусу что-то разрешать или запрещать в смысле брака. Его конечно к этому делу просто приписали за компанию. Просто за то, что он входил в круг общения с теми людьми, которые оказались в опале.

Сейчас почитал о Соломонии Сабуровой. Они с Василием были в браке 19 лет, прежде чем развелись. Целая жизнь. И она, конечно, сама хотела развода. Для женщины и вообще тяжело оставаться бездетной, тем более для жены великого князя, от которой ждут наследника. Тем более для неё, как для верующего человека.

 

Это не мои слова только. То, что идея о пострижении была её, записано в «Повести о пострижении великия княгини Соломониды».

https://pravoslavie.ru/58468.html

 

Обратите внимание:

 

До нашего времени сохранились образцы русского лицевого шитья – удивительные многофигурные композиции работы самой Соломонии: пелена «Явление Божией Матери преподобному Сергию» с праздниками и «Преподобный Кирилл Белозерский с житием». Сохранились и однофигурные композиции: пелены «Богоматерь Петровская» и «Митрополит Петр» (напомню, что, как и Сабуровы, святитель был галицко-волынского происхождения и, по преданию, его судьба тесно связана с ними), «Преподобный Сергий Радонежский», «Преподобный Кирилл Белозерский», «Преподобный Пафнутий Боровский», «Преподобный Леонтий Ростовский», «Преподобная Евфросиния Суздальская».

 

Можно ли себе представить человека, который создаёт иконы, и цепляется за свой статус великой княгини? Это грустная очень история, но как-то не верится мне, что изложенная Вами версия хоть в какой-то степени правдоподобна. Уверен, что Максим Грек и здесь оболган --- потому что он предстаёт чуть ли не как Навальный своего времени, а на самом деле если он и был против развода, то конечно из соображений человеколюбия, а не формального и буквального соблюдения норматива.

Интересно, что про якобы оппозиционность Максима Грека в упомянутой мной публикации прямо говорится, что это неправда, было придумано в советское время:

 

Кроме Патрикеева, который давно не находил общего языка с Василием III, трудно назвать других противников развода. В советское время, когда писали об этом разводе, придумали много мнимых противников – например, преподобного Максима Грека. Но он был совсем не против развода. Советские историки вообще неважно разбирались в канонических вопросах и религиозных спорах. Ведь развод супругов по причине бездетности и по желанию одного из супругов постричься в монашество дозволялся Церковью. Другое дело, что это был первый подобный пример в русской истории.

13.07.2021

Джироламо Савонарола, который произвёл большое впечатление на Максима Грека,  был фанатиком, призывавшим к аскетизму не только монахов, служителей церкви, но и мирян. Он боролся с искусством, светской литературой, пытаясь таким образом построить "град Божий на Земле".

Во Флоренции, 4 года управляемой Савонаролой, пылали костры, в которых были уничтожены тысячи картин и книг. Невосполнимая утрата бесценных произведений итальянского Возрождения. 

Да, наверное. И что из этого должно следовать про Максима Грека? Что он негодяй? Так ему и надо? Вот и развестись великому князю не разрешал.

 

Я, кстати, ошибся. Несколько человек за "ересь жидовствующих" были казнены. Сожжены в специально для этого построенных срубах. Евреев среди них не было.

19.07.2021

 

Сергей Вадимович, почему Вы позволяете себе такой тон? Снова отповедь?

Предлагая тему для публичного обсуждения, Вы хотите о ней поговорить? Или рассчитываете на аплодисменты? Если второе, то больше не буду Вам мешать. Если всё же Вам интересно обсуждение, тогда прошу Вас оставить нравоучительный тон и не приписывать собеседнику Ваши фантазии.

Зачем Вы сочинили якобы мои выводы о том, что Максим Грек «негодяй», «так ему и надо», «предстаёт чуть ли не как Навальный своего времени» и прочую ерунду? Не нужно фантазировать о том, что я представила или что хотела сказать. Что хотела, то написала. Пишите, пожалуйста, от своего лица, за других не нужно додумывать.

19.07.2021

Теперь по теме.

О Савонароле. В тексте Рубана упоминается, что Савонарола произвёл большое впечатление на Максима Грека, поэтому было уместно вспомнить, кто такой Савонарола. В советской историографии Савонаролу превозносили как великого гуманиста своего времени, но старались замалчивать факты его фанатичного вандализма. К нестяжателям советские историки также были благосклонны, поскольку находили в их движении признаки «классовой борьбы». Прошу заметить, что я привела исключительно факты, а не оценочные суждения историков о Савонароле. А факты таковы, что картины, книги и люди горели на кострах инквизиции, инициаторами которых был Савонарола, одержимый идей уничтожения роскоши, светского искусства и несогласных с его идеологией.

Про Максима Грека ничего подобного не известно. Я не знаю, как Максим Грек относился к уничтожению произведений искусства и книг во Флоренции (вероятно, он был свидетелем тех событий). Возможно, как учёного книжника его ужасал такой вандализм, и это тоже сильное впечатление. Зато известно, что нестяжатели в России (к которым примкнул Максим Грек) были противниками аутодафе – что было одним из основным моментов их несогласия с иосифлянами. Наверное, можно думать, что Максим Грек не был «слепым» сторонником всех идей Савонаролы, а принял лишь некоторые из них.

 

Савонарола был далеко не единственным вандалом-фанатиком у власти.

В Византии в VIII – IX вв. у власти были иконоборцы, объявившие изображения святых идолами, а почитание икон – идолопоклонством. Иконоборческое движение тоже имело теологическую основу («Не сотвори себе кумира…»), однако уже существовала традиция иконопочитания. А в результате было уничтожено немыслимое число икон, драгоценных византийских мозаик и фресок. Иконопочитателей и иконописцев преследовали и казнили. Это продолжалось более ста лет! Иконоборцы уничтожили огромный пласт раннехристианского искусства Византии. И это тоже достоверный факт.

Можно вспомнить ещё фашистов и коммунистов, уничтожавших иконы, храмы, «неправильные» книги и людей, не согласных с их режимом. Таких примеров слишком много, к сожалению. История человечества во все времена была кровавой и беспощадной.

19.07.2021

Максим Грек был человек большого ума и образованности, учёный интеллектуал. Максим Грек был активным участником политической жизни, в то время неотделимой от церкви. Максим Грек, Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам, дипломат Берсень-Беклемишев и другие видные деятели той эпохи, став на сторону Нила Сорского и его старцев («нестяжателей»), критиковали власть и образ жизни духовенства-«стяжателей» (иосифлян).

В своём раннем комментарии я кратко перечислила основные различия двух противоборствующих лагерей русского духовенства конца  XV – первой половины XVI вв. Почему-то Вас задело упоминание об отношении к казни еретиков («жидовствующих»): иосифляне были сторонниками аутодафе, нестяжатели выступали против казни покаявшихся.  Как Вы выразились, – я «ввернула» слова об этом... Странно, что когда я написала о том, что Максим Грек принадлежал к числу нестяжателей, причём занимал активную позицию и был видной фигурой этого течения, Вы пишете, что это «расширительное толкование, попытка увести вопрос в сторону» (в сторону от кого/чего? Герой темы – Максим Грек!). И сразу же переключаетесь на ересь жидовствующих и вспоминаете о попытке захвата власти при Иване Третьем в 1497 году (а Максим Грек прибыл в Москву в 1518 г.). Всё это очень интересно, но от темы уводит ещё дальше.

Хотя, безусловно, узел политических и идеологических противоречий (борьба за престолонаследие, опора придворных «партий» на еретиков, которые имели обширные политические связи) заплетался ещё при Иване Третьем.

 

Я дополнила пропущенные в статье факты биографии Максима Грека, которые считаю важными. Невозможно яркую, деятельную историческую личность рассматривать не в контексте событий, развивавшихся в её эпоху.

19.07.2021

О разводе и постриге Соломонии. Это тёмная история, подправленная и переписанная "как надо" ещё в XVI веке. О том, что Соломония сама попросила принять постриг, писал митрополит Даниил (получивший сан митрополита в 1522 году) и его соратники из "партии" иосифлян – лица заинтересованные в версии о "добровольном" уходе великой княгини в монастырь. Развод состоялся в 1525 году – вскоре после получения Даниилом сана митрополита, до этого Соломония более десяти лет не соглашалась на развод и постриг. Предшествующие 10 лет (1511 – 1521 гг.) митрополитом был Варлаам, который был противником развода без обоюдного согласия супругов и принудительного пострига, как и все нестяжатели, которых Варлаам поддерживал.

То, что Соломония (София) в монашестве стала прекрасной вышивальщицей – это слабый аргумент в пользу версии о её добровольном постриге, даже вовсе не аргумент. Что ей ещё оставалось делать? Статус великой княгини давал Соломонии единственную возможность мирской жизни, и вероятно поэтому она долгие годы не соглашалась на развод, вовсе не потому что "цеплялась за власть", власти у неё не было. А когда судьба Соломонии уже была решена, пришлось смириться. История действительно печальная.

Развод великокняжеской четы – это лишь один из эпизодов разногласия нестяжателей с Василием Третьим. Безусловно, их (разногласий) было намного больше и касались они духовных, канонических и политических вопросов. Изначально Василий Третий поддерживал нестяжателей, в том числе, одобрил кандидатуру Варлаама на сан московского митрополита. Однако когда встал вопрос о разводе с Соломонией, который поддержала боярская дума, но не поддержало духовенство, великий князь встал на сторону иосифлян. Соответственно, поменялся и духовно-политический курс: иосифляне стали у власти, а нестяжатели были сосланы, заточены в монастыри, Варлаам лишен сана Митрополита.

Поэтому странно утверждать, что на этом политическом фоне Максим Грек, который занимал активную позицию среди нестяжателей, был заточён  "за свою учёность", и даже не упомянуть о его причасти к нестяжателям.

 

И о каких советских историках, Сергей Вадимович, Вы говорите? Об очевидном несогласии Соломонии на развод и постриг писали ещё дореволюционные историки, в том числе С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский.

 

19.07.2021

Скажу ещё несколько слов о "советских историках". Во все времена в разных государствах были историки (и не только истороики), которые писали опусы, подтасовывая факты в угоду интересов "заказчика" или продвигая определённую идею. Формировали таким образом "культурный фон" эпохи. На то и существует критика источников - методика, которую историки изучают прежде всего и профессионалы её используют как аксиому.

В советские годы среди историков были настоящие профессионалы, которые проводили нормальные исследования, опираясь на факты, сопоставляя сведения из разных источников и учитывая исторический фон, личные и конъюнктурные интересы авторов. Советским историкам приходилось цитировать классиков марксизма, чтобы работы были опубликованы. Но далеко не все из них законы исторического развития сводили к классовой борьбе, как тогда диктовала идеология. В советские годы было проведено немало качественных исторических исследований, гораздо менее ангажированных, чем многие "летописи" давних лет или некоторые современные опусы.