У этого термина существуют и другие значения, см. Русский мир (значения).
Русский мир — концепция международного трансгосударственного и трансконтинентального сообщества, объединённого причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре[1]. По мнению сторонников концепции слово «русский» в названии указывает на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси[2], а в слово «мир» — вкладывается значение «весь свет», «все люди»[3].
Содержание
- 1 Интерпретации
- 2 История
- 3 Основа концепции
- 4 Территория
- 5 Деятельность по укреплению русского мира
- 6 Критика
- 7 См. также
- 8 Примечания
- 9 Литература
- 10 Ссылки
Интерпретации
В трактовке понятия «русский мир» существуют два направления. Часть исследователей считает, что эта концепция отражает реальное геополитическое и социокультурное явление, другая полагает, что концепция является политическим лозунгом, отражающим постимперские настроения части российской элиты.
Геополитическая реальность
- По мнению О. Н. Батановой «Русский мир» является обозначением цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей или почти каждого двадцатого жителя планеты, которые обладают духовными и ментальными признаками русскости и неравнодушны к судьбе и месту России в мире[4]. По мнению ученого, растёт понимание того, что использование гуманитарного потенциала «русского мира» может помочь в упрочнении этнокультурной самобытности российского суперэтноса и сохранении российского геополитического и культурного пространства[5].
- Е. И. Пивовар полагает, что в настоящее время популярна расширенная трактовка «русского мира» как глобального цивилизационного феномена, охватывающего 300 миллионов человек, говорящих по-русски и интересующихся русской культурой, как в России, так и в ближнем и дальнем русском зарубежье. Исследователь отмечает, что русская диаспора в начале XXI века заняла по численности второе место в мире после китайской[6].
- Согласно Н. А. Шалимовой, русский драматург А. Н.Островский трактовал «русский мир» как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев»[3].
- В понимании В. А. Тишкова, «русский мир» — это уникальный феномен глобального масштаба, и подобными мирами обладают, наряду с Россией, только Испания, Португалия, Франция, Китай, а также Великобритания вместе с Ирландией[7].
- П. Г. Щедровицкий предложил геоэкономическую трактовку «русского мира» как сетевой структуры «больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке»[8]. Он же определил период актуализации этого понятия в середине 1990-х годов, «когда государство уехало от своих граждан»[9].
Политический лозунг
Влиятельный британский мыслитель Т. Гартон-Эш полагает, что
Путин присвоил себе термин «русский мир» и превратил его фактически в политический лозунг, который означает: «Если вы говорите по-русски, вы принадлежите России».
По мнению Гартон-Эша, отказ от империи «требует создания новых отношений с соседями, которые говорят на близком языке и разделяют многие страницы культуры и истории страны.»[10]. Он отмечает, что тaкой путь уже прошла Британия, расставшись со своей империей. По мнению Гартон-Эша, русский мир также способен на такое развитие[10].
История
Существует мнение[11], что впервые понятие «русского мира» предложил президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук граф Уваров[12]. Другие считают автором термина генерала Михаила Черняева: «во всяком случае, никто особенно не скрывал, что за выходившей с 1871 года ультраславянофильской газетой „Русский мир“, выпускавшейся под редакторством Ростислава Фадеева и отставного полковника Виссариона Комарова, стоял собственно Черняев, слава которого тогда ещё не была в тени нового героя, генерала Скобелева. „Русский мир“ вызывал много толков и был на слуху, тем более, что сама по себе идея „русского мира“ — не столько историософской, сколько чисто политической доктрины — сформировалась именно тогда, в 1871 году, когда покоритель Ташкента и Чимкента, первый военный губернатор Туркестана и популярнейший военный, вышел в унизительную отставку из-за разногласий с правительством по вопросам реформы армии и создал собственную газету, чтобы противодействовать этой самой реформе с позиций этого самого русского мира — уже без кавычек»[13].
При этом словосочетание «русский мир» — древнего происхождения. Так, «Слово на обновление Десятинной церкви» второй половины XI века прославляет святого Климента Римского:
[…] который умножил сокровище своего господина не только в Риме, но и повсюду: и в Херсоне, ещё и в русском мире[14].
В середине XIX века писатель Пантелеймон Кулиш в эпилоге к роману «Чёрная рада», озаглавленном «Об отношении Малороссийской словесности к общерусской», писал о «первобытном русском мире», говорившем на одном языке:
Судя по сходству древних обычаев у Великороссов и Малороссиян, надобно думать, что в глубокую старину вся Русь говорила одним и тем же языком, или очень сходными между собою наречиями… Тем не менее, однакож, язык земли Киевской должен был служить образцом для всего первобытного русского Мира[15].
— Пантелеймон Кулиш, украинский прозаик и поэт
В новейшей истории понятие «русский мир» было введено в поле активного общественного дискурса в 2007 году[16].
В настоящее время концепцию «русского мира» поддерживает патриарх Московский и всея Руси Кирилл[17].
Федеральный закон от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» стал свидетельством позитивных сдвигов в разработке диаспоральной политики на правительственном уровне.
Основа концепции «Чудо Георгия о змие». Новгородская икона XV века
Президент Путин в конце 2006 года, выступая на встрече с творческой интеллигенцией в Доме Державина в Санкт-Петербурге, в преддверии Года русского языка в качестве составляющих «русского мира» выделил «русское слово» и «русскую культуру»:
Русский мир может и должен объединить всех, кому дорого русское слово и русская культура, где бы они ни жили, в России или за её пределами. Почаще употребляйте это словосочетание — «русский мир»[18].
— В. В. Путин
С православной точки зрения, «русский мир» является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси, покоящимся на трёх столпах[19]:
- Православие.
- Русская культура и русский язык.
- Общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие.
Территория
«Россия, Украина и Беларусь — это и есть Святая Русь!» — эти слова в качестве девиза неоднократно использовались на мероприятиях и собраниях, связанных с популяризацией концепции русского мира. В частности, их скандировал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл на концерте в Киеве в июле 2008 года[20][21]. Авторство данного лозунга приписывают преподобному Лаврентию Черниговскому.
К русскому миру, помимо России, Украины и Белоруссии, причисляют также Молдавию. Так, патриарх Кирилл на встрече с иерархами Кишинёвско-Молдавской митрополии отметил следующее:
Нас иногда спрашивают: «А почему вы причисляете Молдову к Святой Руси, ведь молдаване говорят на ином, неславянском языке?» И я отвечаю, что Святая Русь — это понятие не этническое, не политическое, не языковое; это духовное понятие. Когда мы молимся вместе с нашими братьями и сёстрами из Молдовы, мы не чувствуем никакой разницы — мы один народ пред Богом. Эта общность ценностей, общность духовной ориентации и формирует наше духовное единство, которое превыше всяких политических границ[22].
— Святейший Патриарх Кирилл
Тем не менее, для такой духовной общности выделяется совершенно чёткий физический центр: «Современная Россия […] становится центром огромной цивилизационной общности — русского мира, выходящего далеко за пределы одной страны»[23][24].
1 сентября 2010 года на торжественном приёме по случаю празднования Дня православного казачества патриарх Кирилл указал на то, что к пространству Святой Руси, а значит, и русского мира следует относить также Казахстан:
Сегодня очень важно, чтобы укреплялась казачья солидарность и развивалось казачество Святой Руси — в Российской Федерации, Украине, Белоруссии, Казахстане — везде, где посеяны семена казачьей доблести и казачьего мужества. Вот почему нам нужен единый праздник, который бы объединял всех — все казачьи войска и казаков, находящихся в разных странах — наследниках Святой Руси[25].
— Святейший Патриарх Кирилл
Деятельность по укреплению русского мира
Деятельность по сохранению и развитию русского мира — это прежде всего работа по распространению русского языка и популяризации русской культуры в мире. Для этой цели Россией создан ряд правительственных и неправительственных организаций, а также ведётся работа по линии Русской православной церкви.
Среди организаций, содействующих укреплению русского мира, особого внимания заслуживает деятельность фонда «Русский мир». Фонд был создан президентским указом 21 июня 2007 года с целью содействия сохранения и распространения русского языка в мире, являющегося национальным достоянием России и важным элементом мировой культуры, а также для поддержки программ изучения русского языка за рубежом[26]. Учредителями фонда стали Министерство иностранных дел РФ и Министерство образования и науки РФ. Правление Фонда, являющееся его исполнительным органом, было назначено Президентом Российской Федерации. Финансируется фонд из различных источников, в том числе из средств российского государственного бюджета. Фонд «Русский мир» взаимодействует с различными неправительственными и международными организациями, а также с ведущими образовательными и просветительскими структурами в мире. Приоритетным в деятельности фонда является создание русских центров за рубежом, кабинетов «Русского мира», проведение грантовых, образовательных программ, информационных проектов, международных фестивалей русской культуры, и др. По состоянию на начало 2013 года в 41 стране открыто 90 центров «Русского мира»[27].
Грантовые программы фонда включают поддержку русскоязычных СМИ, проведение международных праздников и фестивалей, связанных с русским языком и культурой, обеспечение учебниками и методическими материалами преподвателей-русистов, организацию курсов русского языка. Количество реализованных в более чем ста государств проектов приближается к тысяче. «Русский мир» складывается как сетевая структура: помимо функционирующих в 41 стране центров, — издается журнал «Русский мир», действует Интернет-портал, собирающий информацию о русскоязычных организациях в мире, организовывающий их взаимодействию и общение, предоставляющий возможность дистанционного обучения русскому языку, имеются радио- и телеканал. Прорабатываются планы глобального вещания в Интернете.
Работа фонда по реализации в 2007—2010 годах целевых программ «Кабинеты русского мира», «Профессор русского мира» и «Стажировки русского мира» наилучшим образом демонстрирует значение русского языка в рамках концепции русского мира[28]. Важным шагом по организации работы с соотечественниками стало создание в 2002 году Международного совета российских соотечественников. На начало 2010 года Международный совет российских соотечественников объединял 140 организаций из 53 стран мира. Главной целью совета является оказание поддержки российской диаспоре и русскому языку за рубежом через содействие объединению и координации деятельности общественных объединений соотечественников.
Президентом России в 2011 года установлен День русского языка, который отмечается ежегодно, 6 июня, «в день рождения великого русского поэта, основоположника современного русского литературного языка А. С. Пушкина»[29].
2013 год в России провозглашен «Годом 1150-летия славянской письменности», связанной с деятельностью равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Фонд «Русский мир» планирует проведение культурных мероприятий, связанных с этой годовщиной.
Критика
На Украине
Против идей «русского мира» выступает Украинская православная церковь Киевского патриархата[30][31]. По мнению главы УПЦ КП Филарета, концепция «русского мира», которую продвигает патриарх Кирилл, предусматривает объединение России, Беларуси и Украины в единое духовное пространство: «Под этой благозвучной вывеской кроется имперская идея лишения Украины её государственности и независимости»[30].
Не поддерживает идею «русского мира» также Украинская автокефальная православная церковь, считая, что объединение украинских православных церквей не может основываться на этой концепции[32]. В то же время, глава Украинской грекокатолической церкви считает, что в концепции «русского мира» имеет место подмена понятий: «когда этот „русский мир“ перестает быть только „российским миром“ и проектируется как определенное цивилизационное пространство, где украинцы должны быть обязательной неотъемлемой составляющей, возникает очень много вопросов»[33].
Во время визита патриарха Кирилла на Украину в июле 2011 года украинские националистические партии ВО «Свобода», КУН и УНА-УНСО пикетировали здание посольства России в Киеве с плакатами требовавшими не втягивать Украину в проект под названием «русский мир»[34][35].
По мнению части украинских аналитиков, продвижение принципов «русского мира» будет способствовать дальнейшей дезинтеграции и расколу украинского общества[36][37].
В Белоруссии
- 29 января 2015 год президент Белоруссии Александр Лукашенко на пресс-конференции для белорусских и зарубежных СМИ подчеркнул важность независимости страны, в том числе, и от «русского мира»:
«А если есть здесь [люди], считающие, что белорусская земля — это часть, ну, как они говорят сейчас, „Русского мира“ и чуть ли не России, — забудьте. <…> Раньше не было [независимой Белоруссии] — а сейчас есть, и с этим надо считаться. И мы свою землю никому не отдадим. Это моя задача. Как она ни трудна и тяжела — я её решу. Я выполню свою миссию, чего бы мне это ни стоило. И за моей спиной стоят сотни, тысячи таких людей вооружённых».— Лукашенко: «Считающие, что Белоруссия — часть Русского мира, — забудьте»
- Ту же мысль А. Г. Лукашенко высказал 28 апреля 2015 г., выступая с ежегодным посланием к парламенту[38]
Русский мир – это не про нас. Мы русские люди, но это не значит, что мы россияне. Мы — белорусы. Позвольте нам иметь свою точку зрения на мир. |
См. также
- Святая Русь
- Русская цивилизация
- Славянофильство
- Русскоязычные
- Русификация
- Протесты на Юго-Восточной Украине (2014)
Примечания
- ↑ Тишков В. А. Русский мир: смысл и стратегии , 2007, с. 2.
- ↑ Заместитель председателя ОВЦС: «Русский мир — это цивилизационная общность, образованная общими ценностями и общим опытом общественного строительства» / Новости / Патриархия.ru
- УПЦ КП не советует патриарху продвигать «русский мир» / Релігія в Україні, 1 липня 2010 (укр.).
- ↑ Артем Скоропадский. Патриарха Кирилла плохо встречают / Коммерсантъ (Украина), 2 июля 2010
- ↑ УАПЦ попросила вищі установи Вселенської Церкви розробити механізми відновлення євхаристійної єдності з українським православ’ям // Релігійно-інформаційна служба України (укр.).
- ↑ Глава УГКЦ про «російський світ» і червоний прапор // УНІАН (укр.).
- ↑ Националисты протестуют в центре Киева против «церковной оккупации» Украины // Интерфакс, 27 июля 2011
- ↑ КУН и УНА-УНСО протестовали в Киеве против приезда патриарха РПЦ // Подробности, 26 июля 2011
- ↑ Александр Марченко. Принципы «Русского мира» для Украины: единство или раскол? // Релігія в Україні. — 2011. — 27 травня.
- ↑ Визит Кириллла: «Русский мир» или раскол украинского православия? — эксперты // LB.ua, 27 липня 2010
- ↑ «Лукашенко: Белоруссия может противостоять любым замыслам»
Литература
- Арефьев А. Л. Русский язык на рубеже XX-ХХI веков. — М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2012. — 450 стр. ISBN 978-5-906001-12-2 PDF
- Батанова О. Н. Концепция русского мира: зарождение и развитие / Вестник Национального института бизнеса: Выпуск 6. — М.: Национальный институт бизнеса, 2008.
- Батанова О. Н. Русский мир // Журнал Международная жизнь. — 2008. — № 11. — С.109-117.
- Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования (doc-файл). Автореферат дисс. … канд. полит. наук. Москва, 2009.
- Батанова О. Н. Русский мир и проблемы его формирования в современных условиях // Вопросы национальных и федеративных отношений. — 2009.
- Батанова О. Н. Русский мир как реальность и глобальный проект // Право и политика. — 2008. — № 12.
- Джалагония В. Каков он, русский мир? // Эхо планеты. — 2009.
- Никонов В. А. Русский мир и русский язык // Русский язык за рубежом. — 2007. — № 5. — С.112-114. [5]
- Полоскова Т., Скринник В. Русский мир: мифы и реалии . — Москва: 2003.
- Столяров А. М. Русский мир // Нева. — 2004. — № 3.
- Сычёва Л.Русский язык, русская культура, русский мир. // РФ сегодня. — 2007. — № 14.
- Тишков В. А. Русский мир: смысл и стратегии , 2007.
- Шалимова Н. А. Русский мир А. Н. Островского. Ярославль: 2000. — С.15
- Щедровицкий П. Г. Русский мир. Возможные цели самоопределения] // Независимая газета. — 2000 — 14 февраля. Русский Архипелаг
Ссылки
- Григорий Миронов «Россия, Белоруссия и Подкарпатская Русь — ЭТО и есть Святая Русь»
- Статьи о Русском мире на сайте «Русский архипелаг»
- Литературная премия «Молодой русский мир» // Новая литературная карта России, 16.10.2007
- Русский Мир. Центр дистанционного обучения
- Статьи о Русском мире в Центральной Азии на сайте «Русские в Азии»
- VI Ассамблея Русского мира, 3 ноября 2012 года. Москва, Колонный зал Дома союзов. Подиумная дискуссия «Год российской истории» Стенограмма
- Нужен ли русский язык новым независимым государствам? Москва, 29 февраля 2008 года Материалы конференции
- Русский мир — смыслы и ценности. Стенограмма круглого стола в Институте философии РАН, 18 марта 2010 года Запись
- Ростислав Ищенко Русский мир и национальный вопрос . — Эксперт, 2014..
Это интересно
0
|
|||
Последние откомментированные темы: