Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Русские на Украине

  Все выпуски  

Русские на Украине: Информцентр Русское содружество


ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР

ВСЕУКРАИНСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «РУССКОЕ СОДРУЖЕСТВО»

+38 (044) 223-05-43                      www.rdu.org.ua                                 E-mail: redaktor@rdu.org.ua, post@rus.in.ua

___________________________________________________________________________________________________________________________

 

Выпуск № 22 от 27-30 июня 2008 года

 

НОВОСТИ

- Дмитрий Козак назначен ответственным за реализацию программы переселения соотечественников в Россию

- Председатель МСРС Петр Шереметев награжден российским орденом Дружбы

- На границе России, Украины и Белоруссии прошел фестиваль "Славянское единство"

- Партия регионов предусмотрела в проекте новой конституции государственный статус русского языка

- Посольством России на Украине оказало материальную помощь ветеранам Великой Отечественной войны

- Русская община Крыма ведёт сбор подписей в поддержку российского Черноморского флота

- Памятник жертвам ОУН-УПА открыт в Луганской области

- В Луганске русский язык поставили вне закона

- В Киево-Печерской Лавре откроется резиденция Московского Патриарха

- В Киеве прошел Большой Крестный ход против втягивания Украины в НАТО

- Правительство игнорирует юбилей Гоголя

- В Киеве отметили 100-летний юбилей поэта Степана Олейника

ЗАЯВЛЕНИЯ

- Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

- Обращение Русской общины Полтавской области по поводу провокационного решения полтавских городских властей вынести русскую школу в сельскую резервацию

КОММЕНТАРИИ

- «Кавказские центры», как апофеоз «украинства»?

- Кому нужна война с историей

ДОКУМЕНТЫ

- Резолюция международной конференции «Соотечественники и российские регионы»

СТАТЬИ

- Региональный ресурс

- Последняя годовщина перед юбилеем

- Как выглядит геополитический портрет Украины?

- Свято-Никольский храм: православная святыня или форпост униатов?

 

___________________________________________________________________________________________________

 

НОВОСТИ

 

Дмитрий Козак назначен ответственным за реализацию программы переселения соотечественников в Россию

Президент Дмитрий Медведев своим указом назначил министра регионального развития Дмитрия Козака председателем Межведомственной комиссии по реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, сообщила пресс-служба Кремля.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

Председатель МСРС Петр Шереметев награжден российским орденом Дружбы

Президент России Дмитрий Медеведев подписал указ о награждении Петра Шереметева - председателя Международного сонета российских соотечественников, президента Русского музыкального общества во Франции орденом Дружбы за большой вклад в развитие движения соотечественников за рубежом, сохранение отечественного исторического и культурного наследия.

Орден дружбы – награда, которой отмечают заслуги в укреплении мира и дружбы между государствами, в развитии экономического и научного потенциала России, особо плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

На границе России, Украины и Белоруссии прошел фестиваль "Славянское единство"

28 июня на границе трех братских государств у монумента Дружбы встретились представители славянских народов России, Украины и Белоруссии, сообщает пресс-служба Верховного атамана Союза казачьих войск России и атамана Всевеликого Войска Донского Виктора Водолацкого. Об этом сообщает «Русская линия».

Они провели фестиваль "Славянское единство", на котором выступили певица Надежда Кадышева и ансамбль "Золотое кольцо", авиашоу пилотажной группы ВВС России "Русские Витязи" и казачьи коллективы трех государств. С приветственным словом к славянским народам обратился координатор всероссийской партии "Единая Россия" по взаимодействию с казачеством, казачий генерал В.П.Водолацкий.

"Мы должны объединить наши усилия для создания единого славянского государства" – сказал Виктор Водолацкий. Представители православной церкви со стороны России, Украины и Белоруссии благословили казаков, которые приняли общее решение заложить строительство храма на границе трех государств.

Также, В.П. Водолацкий посетил Партизанскую поляну в Брянской области, и возложил цветы к монументу погибшим в Великую Отечественную войну партизанам.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

Партия регионов предусмотрела в проекте новой конституции государственный статус русского языка

Партия регионов подготовила проект Конституции Украины, в которой русскому языку отводится статус второго государственного, а также предлагается внеблоковый статус (невступление Украины в военные блоки третьих стран). Об этом сообщил лидер партии Виктор Янукович в телеэфире.

«Я практически несколько дней тому назад написал письмо всем руководителям фракции. Обратился к ним с просьбой рассмотреть проект Конституции, который разработала Партия регионов», - сказал он. «Мы эту Конституцию обнародуем на следующей неделе. А удастся нам собрать 300 голосов для того, чтобы сделать изменения в раздел первый Конституции – это требует 300 голосов – покажет практика», – отметил экс-премьер.

«Если нам не удастся этого сделать, то мы за подписями 150 депутатов имеем право внести проект Конституции без изменений первого раздела. Первый раздел – он предусматривает введение русского языка как второго государственного и предусматривает внеблоковый статус нашей страны», – сказал В. Янукович.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

Посольством России на Украине оказало материальную помощь ветеранам Великой Отечественной войны

25 июня 2008 года Посольством России на Украине была оказана материальная помощь двадцати четырем ветеранам Великой Отечественной войны из следующих городов Винницкой области: Винница, Липовец, Литин.

В этот же день состоялось награждение российскими медалями четырех ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Михаилу Павловичу Иванову была вручена медаль «За участие в героическом штурме и взятии Кенигсберга», которой он был награжден еще в июне 1945 года.

- Евгения Васильевна Кондратьева, Бэлла Михайловна Никифорова и Зиновий Яковлевич Соболев – ветераны-блокадники Ленинграда были награждены медалями «В память 300-летия Санкт-Петербурга» каждый.

26 июня 2008 года в селе Курашевцы Муровано-Куриловецкого района Винницкой области Посольством России при участии руководства района и местных СМИ был награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» почетный гражданин Ленинграда Иван Елисеевич Булега, непосредственно участвовавший в боях на подступах к блокадному городу. За свое мужество, проявленное в боях с фашистскими захватчиками, И.Е.Булега еще в декабре 1942 года был награжден медалью «За оборону Ленинграда».

Следует отметить, что мероприятия по награждению и оказанию материальной помощи ветеранам в Винницкой области получили широкую огласку в украинских СМИ и проводились с непосредственным участием местного руководства. Неоднократно можно была слышать теплые слова благодарности ветеранов Великой Отечественной войны в адрес Российской Федерации, не забывающей и всячески поддерживающей ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на Украине

По информации пресс-службы Посольства России на Украине

 

Русская община Крыма ведёт сбор подписей в поддержку российского Черноморского флота

28 июня состоялось очередное заседание Думы Русской общины Крыма. Участники заседания рассмотрели вопрос об участии Русской общины Крыма в кампании по сбору подписей за предоставление Черноморскому флоту Российской Федерации права бессрочного базирования в городе-герое Севастополе и Автономной Республике Крым. Председатель Русской общины Крыма Сергей Цеков отметил, что Русская община Крыма поддержала соответствующую инициативу КРО Компартии Украины. Сбор подписей начался около месяца назад в городе Симферополе и Симферопольском районе. Сергей Цеков поставил перед руководителями региональных организаций общины задачу осуществления сбора подписей во всех городах и районах Крыма.

На заседании выступил Председатель Симферопольской городской организации Русской общины Крыма Владимир Блинов с предложением о начале параллельного сбора подписей против принудительной украинизации школ и вузов Крыма министерством образования Украины, которое возглавляет Иван Вакарчук - бывший ректор Львовского национального университета. Данное предложение было поддержано участниками заседания.

Сбор подписей в поддержку Черноморского флота России ведётся под обращением Русской общины Крыма к крымчанам с призывом о поддержке предоставления Черноморскому флоту Российской Федерации права бессрочного базирования в городе-герое Севастополе и Автономной Республике Крым. Ниже приводим текст данного обращения:

Сбор подписей за предоставление Черноморскому флоту Российской Федерации права бессрочного базирования в городе-герое Севастополе и Автономной Республике Крым

Уважаемые соотечественники, крымчане!

Представители правящей украинской верхушки во главе с президентом В. Ющенко готовят законопроект о выводе с территории Автономной Республики Крыма и города-героя Севастополя подразделений Черноморского флота Российской Федерации. Подобные действия сопровождаются нагнетанием антироссийской истерии и непрекращающимися попытками представителей украинской власти втянуть Украину против воли народа в структуру агрессивного военно-политического блока НАТО, известного своими антирусскими и антиправославными фобиями. Украинские власти используют любую возможность для того, чтобы представить Россию в образе врага Украины, а НАТО – в образе её «друга и союзника».

Мы помним о кровавой роли НАТО в судьбе Югославии и Косово!

Мы помним о ночных налётах натовской авиации на мирный Белград!

Натовские солдаты спокойно смотрели на то, как с территории Косовского края албанцы жестоко изгоняли православных сербов.

В связи с непрекращающимися в отношении Черноморского флота Российской Федерации провокационными заявлениями и действиями представителей украинской власти, организация российских соотечественников – Русская община Крыма – приступила к сбору подписей за право бессрочного базирование в городе-герое Севастополе и Автономной Республике Крым подразделений Черноморского флота Российской Федерации.

Моряки-черноморцы стоят на страже мира и безопасности России, Украины и Крыма!

Крымчанин!

Поставь свою подпись в поддержку Черноморского флота России!

Пресс-служба Русской общины Крыма

 

Памятник жертвам ОУН-УПА открыт в Луганской области

Памятник землякам, погибшим в послевоенные годы на территории Западной Украины от рук украинских националистов, открыт в городе Сватово Луганской области.

Полутораметровая стела дополнила мемориал погибших в годы Великой Отечественной войны на площади 50-летия Победы. По словам мэра города Николая Шерстюка, во Львовской и Ивано-Франковской областях от рук националистов из сотрудничавшей с гитлеровцами Организации украинских националистов – Украинской повстанческой армии /ОУН-УПА/ в послевоенные годы погибли сватовчане, направленные туда по окончании техникумов и вузов по распределению: учителя, врачи, медсестры и военные, большинство замученных и убитых – женщины. Решение об открытии памятного знака в апреле приняла сессия горсовета, а сооружался он на пожертвования жителей всего Сватовского района.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

В Луганске русский язык поставили вне закона

Донецкий апелляционный суд признал незаконным решение Луганского областного совета о предоставлении русскому языку статуса регионального, которое депутаты приняли в 2006 году. Как передает «Главред», об этом сообщил председатель областной организации «Просвита» Владимир Семистяга.

Донецкий апелляционный суд не только отклонил кассацию, но и полностью удовлетворил жалобу члена «Просвиты», председателя Луганского областного отделения партии «Собор» Анатолия Назаренко, который два года оспаривал решение депутатов облсовета с помощью юриста от Комитета избирателей Украины.

Напомним, 25 апреля 2006 года Луганский областной совет принял решение о предоставлении русскому языку статуса регионального в области. Прокурор Луганской области опротестовал это решение. В марте 2007 года Ленинский районный суд Луганска оставил без рассмотрения иск областной прокуратуры о признании противоправным решение Луганского облсовета о региональном статусе русского языка на территории области. 27 декабря 2007 года Ленинский райсуд города по иску Назаренко признал незаконным и отменил пункт первый решения облсовета от 25 апреля 2006 года, которым было установлено, что русский язык в Луганской области имеет статус регионального.

Как известно, на Украине, в соответствии с Законом Украины «О ратификации Европейской хартии региональных языков или языков меньшинств», положения Хартии применяются к языкам таких национальных меньшинств, как белорусский, болгарский, гагаузский, греческий, еврейский, крымскотатарский, молдавский, немецкий, польский, русский, румынский, словацкий и венгерский.

Украина подписала Европейскую хартию региональных языков или языков меньшинств 2 мая 1996 года. Закон о ратификации Хартии был принят 15 мая 2003 года.

Положения Хартии предусматривают, что при статусе украинского языка как государственного, его развитие и функционирование во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины не считается препятствующим или создающим угрозу сохранению или развитию языков, на которые распространяются положения Хартии.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

В Киево-Печерской Лавре откроется резиденция Московского Патриарха

В Киево-Печерской Лавре в ближайшее время будет открыто подворье Патриаха Московского и всея Руси. Соответствующее решение принял Архиерейский собор Русской Православной Церкви, сообщает ИА «Новый Регион».

«Архиерейский Собор поддержал предложение Святейшего Патриарха учредить в Москве подворье древнейшей монашеской обители на Руси – Киево-Печерской лавры, а в Киеве – Патриаршее подворье, дабы укрепить взаимосвязь между двумя столицами русского Православия», – сообщает официальный сайт Московского Патриархата.

«Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство. Его целостность не раз подвергалась тяжким испытаниям. На протяжении веков многие силы пытались разрушить или радикально перекроить это пространство. Но по милости Божией эти попытки не достигли своей цели. И ныне мы решительно заявляем, что единство Святой Руси является величайшим достоянием нашей Церкви и наших народов, сокровищем, которое мы будем хранить, отдавая все свои силы на преодоление искушений, соблазнов и попыток разделения», – отмечается в итоговом документе Архиерейского собора РПЦ.

«Для укрепления церковного единства в многообразии признано полезным осуществлять распространение важнейших документов Русской Православной Церкви, включая Патриаршие послания, на основных языках окормляемых ею народов», – говорится в документе.

Собор РПЦ также обратился к государственному руководству России, Украины и Беларуси с предложением включить день святого князя Владимира в число государственных памятных дат, отмечаемых общественными празднованиями, «подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

В Киеве прошел Большой Крестный ход против втягивания Украины в НАТО

Вот уже четвертый год подряд в двадцатых числах июня в Киеве проводится Большой Крестный ход против западной экспансии на Украине, приуроченный к годовщине начала агрессии Запада в лице гитлеровской Германии против Советского Союза. В этом году 26 июня по инициативе Всеукраинской общественной организации "Православный выбор" несколько сотен православных патриотов Украины приняли участие в Крестном ходе, который прошел по центральным улицам Киева.

Особенностью нынешнего Крестного хода стало то, что основной его направленностью был протест против экспансии НАТО на восток и втягивания Украины в этот военно-политический блок. Поэтому плакаты в руках участников Крестного хода были именно антинатовскими.

Крестный ход прошел по центральным улицам столицы Украины. Во время молитвенных стояний возле Верховной Рады, Кабинета Министров, Секретариата Президента, Министерства иностранных дел Украины на имя руководителей этих структур украинской власти были переданы специальные заявления-письма. В них содержалось требование от имени православной общественности: прекратить осуществлять враждебный нашему народу и братским восточнославянским народам курс на втягивание Украины в НАТО.

В этих письмах приведен аргумент, что нынешний украинский президент и правительство Украины, сформированное по итогам досрочных выборов в Верховную Раду в сентябре 2007 г., не имеют ни морального, ни, по сути, юридического права осуществлять курс на вступление Украины в НАТО, по целому ряду причин.

Вы, господин Президент, а также те партии, которые сейчас сформировали парламентско-правительственную коалицию, не обещали в своих предвыборных программах, что будете втягивать Украину в НАТО. И то, что теперь Вы осуществляете политику на вступление Украины в НАТО, - это обман своих избирателей, своего народа.

Наша страна, ее Конституция создавались на основе Декларации о государственном суверенитете, где было четко указано, что Украина - внеблоковое государство. Это положение закреплено Всеукраинским референдумом 1 декабря 1991 г. Как известно, никто не имеет права противоречить воле народа, который по Конституции является наивысшим субъектом власти в государстве. Тем более, в настоящее время, по всем социологическим опросам, подавляющее большинство народа Украины отрицательно относится к НАТО.

Положительные результаты референдума о независимости Украины были получены именно благодаря положению о внеблоковом статусе нашего государства и декларируемому его членству в СНГ. Ведь это предусматривает добрососедские и дружественные отношения с братскими народами России и Белоруссии.

Именно благодаря внеблоковому статусу Украины между нашим государством и Российской Федерацией в 1997 г. был заключен Большой договор о дружбе и сотрудничестве. Этот договор закрепляет нынешнюю территорию Украины, в том числе и бывшие российские территории - Крым и Севастополь - за нашим государством. Договор также обязывает как Россию, так и Украину воздерживаться от вступления в какие-либо блоки или организации, которые могут нести угрозу другому субъекту Большого Договора. При этом перед решением о вступлении в ту или иную международную организацию, особенно военную, в Договоре предусмотрены взаимные консультации между нашими государствами.

Это относится и к Закону о национальной безопасности Украины, принятому в 2003 г. Несмотря на зафиксированный этим законом курс на интеграцию Украины в НАТО, там имеются положения о том, что этот курс осуществляется при условии, если он не несет угрозы стратегическому партнеру нашего государства - России. А то, что НАТО как геополитическая структура Запада, в случае, если в нее вступит Украина, будет нести потенциальную угрозу Российской Федерации, недавно официально заявляли и Госдума, и Президент России Д.Медведев.

Принятие Плана действий членства Украины в НАТО (ПДЧ), название которого само говорит о том, что это уже конкретный этап вступления нашей страны в эту организацию, несомненно, противоречит всем вышеприведенным аргументам.

Православно-патриотическая общественность еще раз категорически заявляет, что вступление Украины в НАТО неприемлемо для нашего народа. НАТО - это чуждый и враждебный нашему народу военно-политический блок стран западной цивилизации. Для подавляющего большинства народа Украины недопустимо, чтобы наша страна превращалась в плацдарм этого агрессивного блока, совершающего экспансию на восток и угрожающего нашим единоверным братьям - России и Белоруссии. Мы не хотим, чтобы членство в НАТО раскололо вековое цивилизационное единство восточнославянских народов, Русского Мира, да и саму Украину.

Православно-патриотическая общественность считает недопустимыми какие-либо действия украинской власти, направленные на вступление Украины в НАТО, в том числе ПДЧ.

Завершился Крестный ход традиционно на Софиевской площади чтением акафиста славному защитнику Святой Руси от западных завоевателей - Святому благоверному Князю Александру Невскому.

 

Следующая антинатовская акция православно-патриотической общественности состоится 3 июля в 9-00 перед зданием Киевского административного суда, который расположен на ул.Десятинная 4/6. На это время назначено  второе судебное заседание по иску Всеукраинской общественной организации "Православный выбор" к президенту В.Ющенко, премьер-министру Ю.Тимошенко и спикеру Верховной Рады Яценюку. Православная общественность  обвиняет первых лиц украинской государственной власти в том, что их действия по втягиванию Украины в НАТО противоречат не только цивилизационной сущности народа Украины, но и нарушают  законы Украины.

Сергей Демидов,

ВОО "Православный выбор"/Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

Правительство игнорирует юбилей Гоголя

26 июня 2008 года в Полтавской областной государственной администрации состоялось заседание общественной коллегии при губернаторе Валерии Асадчеве и руководителях районных государственных администраций. Одним из обсуждаемых вопросов была подготовка к юбилею Н.В. Гоголя

О ходе подготовки и о проведенных мероприятиях доложил начальник управления культуры В.Годзенко. Было перечислено множество акций, инициатив, действий, в этом направлении, среди которых снятие имиджевого фильма, конкурсы, выставки, выпуск  полиграфической продукции. Приоритетными названы задания – ремонт Свято-Преображенского храма в Великих Сорочинцах, восстановление церкви на родине Гоголя в селе Гоголево, приведение а в порядок памятника писателю в Полтаве, оскверненного в дни «оранжевого переворота» и Диканьке, а также создание и установка скульптурных изображений гоголевских героев в Миргороде и Полтаве.

Асадчев отметил, что к сожалению, «сегодня к юбилею готовится только Полтавщина и Россия», намекая на то, что указ Ющенко о праздновании 200-летнего юбилея писателя остался только указом. «Я обратился к Виктору Пинзеннику, - сказал Асадчев, - с просьбой выделить достаточно средств, ради такого огромного события. Министр пообещал, но за пол-года не дал на гоголевский юбилей ни копейки. Вот такое отношение к Гоголю в правительстве», - резюмировал голова областной госадминстрации.

В принципе, подобное отношение, демонстрирует и президент, не так давно, вожделенно глядя на российского президента, Ющенко обещал, что будет совместно с Россией праздновать юбилей принятия христианства и Полтавской битвы, о дальнейших метаморфозах, известно всем.

Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

В Киеве отметили 100-летний юбилей поэта Степана Олейника

Поэт с удивительной биографией - так можно сказать о выдающемся литераторе Степане Олейнике. Чаще о нем вспоминают как о талантливом сатирике советской эпохи. Но этого мало, ведь в его жизни было все – и президиумы Всесоюзных съездов, в том числе и партийных, и арест в 30-х годах за то, что носил украинскую вышиванку, и окопы Сталинграда, где во время Великой Отечественной войны он работал фронтовым корреспондентом.

Больше узнать о судьбе поэта можно было на презентации его нового издания «Избранное», в которое включены юмор, сатира, лирика и рассказы Презентация прошла в Российском центре науки и культуры 26 июня 2008 года, сообщила пресс-служба Посольства России на Украине.

Презентация книги, изданной при содействии Посольства Российской Федерации на Украине – это только старт для знакомства с творческим наследием и необычной биографией автора по другим адресам. Аналогичные мероприятия до 1 июля пройдут в гимназии имени Степана Олейника в городе Бровары, на родине писателя в селе Левадовка Одесской области с посещением его усадьбы-музея, а также – в селе Николаевка, в Одессе и городе Балта.

Главную роль в организации чествования юбиляра взяла на себя дочь писателя Леся Степановна, которая является также и составителем издания. Кстати, именно она добилась в свое время открытия музея Степана Олейника и сумела рассказать широкой общественности о работе отца на фронте. Этот факт позволил приурочить проводимую в этом году презентацию не только к 100-летнему юбилею поэта, но и посвятить ее 65-летию Сталинградской битвы.

О памятном событии войны в декабре 1942 года фронтовик написал:

«…Над Волгой – рекой,

Где бойцы, умирая

В огне, целовали ее берега –

Как радуга счастья

Родимого края,

Вставала победа, ломая врага…»

На презентацию в Киев приехали многие почитатели его творчества из разных уголков Украины и России – члены фонда имени Степана Олейника из Николаевки, общества почитателей юмора поэта из Балты, делегация из города Николаевска Волгоградской области, журналисты городской газеты «Заволжье», сотрудники Литературного музея города на Волге.

…Еще до начала презентации книги стало понятно, что по сути это событие стало вечером воспоминаний и рассказов почитателей таланта о своем отношении к писателю, его жизненным вехах, данью памяти выдающемуся современнику эпохи.

В зале Росзарубежцентра показали много интересных памяток тех лет – фотографии с 5-го съезда писателей в Грановитой палате Кремля, ленту известного всем жителям СНГ фильма «Пес Барбос и необычный кросс», снятого по фельетону сатирика, фотокопии статей из фронтовой «Сталинградской правды».

А на стендах – много книг, изданных при жизни автора, литературных работ по его творчеству и в центре – «виновник торжества», том «Избранное». Кстати, книга вышла и на русском, и на украинском языках. Издание оформлено строго и лаконично по дизайну, что очень отличается от пестрых, красочных книжек из серии популярнейших библиотечек «Крокодила» и «Огонька», малоформатных, но высокотиражных – по 150 тысяч каждая. Тогда они расходились с лотков киосков и полок магазинов за считанные дни. Сейчас читают, надо признать, меньше, и это касается не только литературы прошлых лет. Конечно же, тираж «Избранного» на много порядков скромнее, чем было у «библиотечек», но она сегодня уже – книга для знатоков и ценителей.

Время многое изменило. Вот лишь такой пример, который привела дочь писателя: «Один из фельетонов показал некоего Мацепуру, его имя даже стало нарицательным. Речь шла о классическом бюрократе советского стиля, в коем многие увидели свое и чужое «живое» начальство. Поэтому было неудивительно, что после публикации фельетона в «Правде» у писателя вскоре раздался телефонный звонок … из прокуратуры. Спрашивали адрес гражданина Мацепуры. Пришлось объяснять, что это литературный тип, какой тут адрес? На что из прокуратуры ответили: «Ну что ж, так в «Правду» и сообщим, что он – тип».

Сегодня многие могут криво улыбнуться в адрес газеты «Правда» тех лет. А с другой стороны, ведь именно публикация в «Правде» фельетона «Пес Барбос и необычный кросс» подтолкнула Леонида Гайдая создать незабываемую ленту.

«Такой талант и личность, как Степан Иванович Олейник, объединяет народы», - отметил руководитель «Росзарубежцентра» Виктор Богач.

«Вижу здесь много людей, которые трепетно относятся к большим деятелям прошлого в гуманитарной сфере. И сейчас это особенно важно, время такое. Признаюсь, я помню стихи Степана Олейника со школы – читал когда-то их со сцены, был такой эпизод. Творчество такого поэта – еще одно напоминание о том, что в СССР было создано сильное искусство, мощная литература, не будем забывать об этом», - подчеркнул Советник-посланник Посольства Российской Федерации в Украине Всеволод Лоскутов.

Со словами благодарности к людям, которые оторвались от своих дел и приехали издалека на презентацию книги ее отца, обратилась Леся Олейник: «До землi вам уклiн i шана». Она напомнила, что творчество писателя Олейника действительно было и остается объединяющим народы, так как его книги издавались на белорусском, молдавском, татарском, грузинском и других языках.

…Вечер затянулся. Много, как оказалось, есть тех, кого объединило творчество Степана Олейника. Им есть что сказать друг другу.

По сообщениям Пресс-службы Посольства России в Украине

 

ЗАЯВЛЕНИЯ

 

Послание Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви

Возлюбленные о Господе

всечестные отцы пресвитеры, досточтимые диаконы,

боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне - верные чада

нашей Святой Матери - Русской Православной Церкви!

Освященный Архиерейский Собор, проходивший с 24 по 29 июня 2008 года во граде Москве, обращается ко всем вам со словами апостольского приветствия: «Благодать [вам], милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (2 Тим. 1, 2).

Нынешний Архиерейский Собор ознаменован символической датой. В этом году исполняется 1020 лет со времени, когда по воле Божией, трудами святого и великого князя Киевского Владимира, наши предки восприняли Святое Православие и сопричислились народу Божию в Киевской купели крещения.

Хотя с момента принятия Русью христианства прошло уже более тысячи лет, задачи Русской Церкви не изменились. Она, как и в прежние века, призвана освящать и преображать этот мир, приводя его к единству со своим Господом и Спасителем, привнося в человеческое общество плоды живительного действия Духа Святого: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, веру, кротость, воздержание» (Гал. 5, 22-23).

Несмотря на все искушения и соблазны, люди взыскуют Бога, иногда неосознанно для самих себя, и третье тысячелетие, как и вся предыдущая история, являет нам непреходящую ценность благовестия Христова.

Как знамение победы Христовой, настоящим Освященным Архиерейским Собором прославлены для общецерковного почитания ранее канонизированные местночтимые святые, жившие в разные эпохи и в разных местах, но совокупно явившие миру торжество Евангельской вести о попрании Воскресшим Спасителем греха и смерти. Это святитель Воронежский Антоний (Смирницкий), святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн (Максимович), преподобные жены игумения Иулиания и монахиня Евпраксия Московские.

На нынешний год приходится еще одна памятная дата – 90-летие страдальческой кончины Царской семьи. Воздавая честь святым царственным страстротерпцам, мы все должны черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (ср.: Евр. 13 ,7). Мы также убеждены в том, что современное общество и государство должны дать нравственную оценку совершенному в 1918 году преступлению.

Общение епископата, клира и паствы, ставшее возможным благодаря состоявшемуся в прошедшем году восстановлению единства Русской Церкви, являет добрый пример взаимной поддержки и братской любви. Пусть же радость и духовная польза, обретенная в совместных трудах и молитвах, станут залогом и фундаментом прочного, непоколебимого единства Церкви, вопреки всем соблазнам и раздорам, учиненным врагом рода человеческого, пытающимся внести разделение в единое Тело Христово. Церковь наша объемлет людей разных национальностей, поколений, культур. Многие из них имеют различные взгляды на отдельные стороны церковной жизни. Однако мы должны помнить слова Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17, 21). И пусть нас не разделяют ни государственные границы, ни человеческие различия, ни естественные среди христиан разномыслия. Святой апостол Павел пишет: «Все у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16, 14). Пусть духом христианского братолюбия будут проникнуты все наши дискуссии, равно как и вся наша жизнь.

Путь, которым все мы призваны идти за Господом и Спасителем, – это тернистый путь, требующий от учеников Христовых твердого стояния в вере. Божественная Истина не всегда с готовностью приемлется миром, лежащим во зле. По слову Писания, «мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23).

Идея прав человека стала одной из главных при формировании законов и политики государств. Данную идею подчас используют для оправдания греха и для того, чтобы принизить роль религии в жизни общества, лишить людей возможности жить по своей вере.

Собор изложил православный взгляд на эту проблему, одобрив Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека. В этом документе говорится о неотделимости человеческих прав от нравственных ценностей и от ответственности личности перед Богом и другими людьми.

Православие, по существу своему, - это не идеология, не форма культуры, не лозунг на стяге каких бы то ни было политических сил, но образ жизни во Христе в соответствии со словами Евангелия: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин.14, 6).

Мы должны помнить о том, что христианин призван искать прежде всего «Царства Божия и правды Его» (Мф. 6, 33) и в соответствии с таковым пониманием цели христианской жизни осуществлять свою деятельность в мире.

Крепко держась неизменных евангельских принципов, Церковь остается твердой в своем служении и чуждой всех возможных крайностей. Пастырям и чадам церковным следует избегать как самоизоляции и ухода от вызовов, обращенных к Православию нашим временем, так и позиции молчаливого соглашательства с «духом мира сего» (см.: 1Кор. 2. 12), дабы не подчиниться ему.

Весь народ Божий Архиерейский Собор призывает к единомыслию, твердости в вере и жизни по Евангелию, взирая на которую, все прославляли бы Отца Небесного (см. Мф. 5, 16).

Собор с отеческой любовью обращается к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям. Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову.

Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия.

Будем молиться, дабы все мы единодушно исполнялись познанием воли Божией, «во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая [Ему], принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога» (Кол. 1, 9–10).

Обращаемся к вам, дорогие отцы, братья и сестры, со словами радости и надежды: «Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса (Христа), да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь» (Евр.13, 20-21).

Официальный сайт Русской Православной Церкви

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращение Русской общины Полтавской области по поводу провокационного решения полтавских городских властей вынести русскую школу в сельскую резервацию

Президенту Российской Федерации

Медведеву Д.А.

Председателю Правительства Российской Федерации

Путину В.В.

Депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Чрезвычайному и полномочному Послу Российской Федерации на Украине

Черномырдину В.С.

Как стало известно, полтавским горисполкомом, без проведения серьезных консультаций, без реального анализа действительности, без учета мнения структур системы образования и главное - мнения русской общественности города Полтава, принято решение о создании некой «русской школы» в селе Яковцы, на базе существующей украинской школы №24.

При этом, как аргумент для «перепрофилирования» этой сельской школы в «русскую», городские власти ссылаются на некий «меморандум о сотрудничестве Полтавы с Посольством Российской Федерации на Украине», подписанный в конце марта 2008 года в Киеве. На этом основании в Москву методично ездят представители горисполкома и так называемого «Оргкомитета по подготовке отмечания 300-летия Полтавской битвы». В российской столице их встречают на высоком уровне и пытаются оказывать содействие. Так, группа чиновников уже посетила земскую гимназию в Балашихе, якобы для «обмена опытом».

Однако решение горисполкома уже вызвало непонимание и протест среди жителей села Яковцы и работников украинской школы. В недоумении находятся чиновники системы образования. Обманутыми чувствуют себя русские и русскоговорящие жители Полтавы, за спиной которых кто-то решает их судьбы.

При этом отмечаем, что среди полтавских городских чиновников и членов Оргкомитета, в контексте функционирования которого и осуществляется данная операция со школой, есть люди, непосредственно причастные к уничтожению русского образования в городе и области, не раз заявляющие антироссийские и антирусские лозунги. В подведомственной горисполкому газете «Полтавский вестник» систематически публикуются материалы, извращающие русскую историю, оскорбляющие и задевающие честь и достоинство исторических деятелей России и ее нынешнего руководства.

Принимая подобное решение, власти города проигнорировали наличие в черте города, более того, в его русскоязычном анклаве (авиагородке), средней школы №13, с правом набора первых классов с русским языком обучения. Именно ее в Полтаве знают, как «русскую школу».

Во главе школы талантливый и признанный директор, искренне пытающийся сохранить последний очаг русскоязычия. Здесь собран крепкий педагогический коллектив, разработаны и внедряются новые, прогрессивные программы и курсы русского языка, На базе школы давно и успешно проводятся различные акции, конкурсы и мероприятия, направленные на защиту и сохранение русского языка, русской истории, русской культуры. В школе действует своя радиостанция, телеклуб, проводятся телемосты. Именно сюда со всего города едут русские и русскоязычные дети.

Тем не менее, власть решила вынести русскую школу в пригородное украинское село за 15 километров от города, при возможном использовании российского ресурса.

Данный факт трактуется эмиссарами горисполкома и Оргкомитета в Москве, как «особая забота о русских и о русском образовании», как некий реверанс для получения инвестиций. Причем очевидно, что русские дети не будут ездить в эту загороднюю школу, после чего последует заявление об отсутствии желающих обучаться на русском языке.

Русская община Полтавской области, Полтавский областной Координационный совет российских соотечественников, от имени всех русских нашего города, от имени учителей русской школы, выступает с резким протестом по поводу подобных решений местных властей.

Нам не нужна такая забота о русских и русскоговорящих.

Мы расцениваем данный факт, как профанацию «вынужденной русофилии» в предверии юбилея Полтавской битвы.

Полтавские власти не только систематически игнорируют мнение русской общественности, но в данном случае дискредитируют российскую сторону, ссылаясь на некий «договор» или «меморандум о сотрудничестве».

Считаем решение полтавских городских властей в большей степени провокационным, которое уже повлекло за собой, разочарование в политике России, особенно перед столь значимом для нее юбилее, а также вызвало возмущение и непонимание полтавской общественности и негативную реакцию националистически настроенных кругов, за чем может последовать серьезный скандал.

Мы просим российскую сторону, которую неоднократно предупреждали о необходимости быть осторожными в общении с чиновниками такого рода, которым нельзя ни верить, ни доверять, ни сотрудничать с ними.

Российская сторона должна разобраться с ситуацией и сократить контакты с полтавскими городскими властями, которые проводят подобные действия.

По поручению Совета Русской общины Полтавской области:

Виктор Шестаков, председатель Русской общины Полтавской области

Николай Яременко, председатель Союза русских литераторов и журналистов Полтавщины,

член Совета Русской общины Полтавской области.

Юрий Погода, член союза писателей и журналистов Украины, литератор, публицист,

член Совета Русской общины Полтавской области.

27 июня 2008 г.

КОММЕНТАРИИ

 

«Кавказские центры», как апофеоз «украинства»?

«В Полтаве неизвестные вылили краску на 5-метровый истукан абиссинскому поэту Пушкину, проповеднику москализма против Украины», - так отреагировали мастера клавиатуры «Кавказ-центра», на недавнее осквернение полтавских памятников.

Возможно асфальтовым «кавказо-украинским» мыслителям именно так хочется величать Александра Сергеевича, дело хозяйское. Его, Слава Богу, помнили, помнят и будут помнить, а следовательно, «истуканов пушкинских» ставить будут гораздо больше и несоизмеримо качественнее нежели истуканам из расстрельных команд вермахта и СС, которые сегодня растут как мухоморы по городам и весям госУкраины.

Кстати, «проповедник москализма против Украины» и писал покруче забужек и андруховичей и прочих компиляторов «на мове», да и бренд Малороссии Пушкин раскрутил куда более эффектнее, нежели усатый грустнеющий бедняга в папахе с украинской стогривневки. С рифмой у Пушкина было получше, креатива побольше, образы обширнее, да и образование дворянско-лицейское, не в пример нынешнему «вакарчуковско-экспериментальному».

Без сомнения, что «кавказских любителей украинства» еще больше чем Пушкин дразнит «пахан москалей Петька Первый», памятник которому был также осквернен. Любопытно, что даже в нынешних украинских учебниках или точнее, «посибниках» по ускоренному курсу психопатии, указано что именно «величие неких личностей (исторических, культурных, общественных) провоцирует у больного комплекс собственной неполноценности». Вот где лежат корни поведения и источники эпистолярного вдохновения авторов вышеуказанного сайта! А нам говорят, это националисты, а оказывается просто закомплексованные.

Кстати, как бы не готовился праздновать нынешний украинский президент «юбилей украино-шведского договора», а результат этого «договора» закончился известным «сидением в Турции», которое закончилось для Карла пулей под Фридриксгаллем, а для Мазепы - ямой на окраине Бендер. Не исключено, что вскоре еще появятся «исследования» на тему того, что и это дело рук «ФСБ России».

Помочь «Кавказ-информу» в этом плане смогут их коллеги с «ИА Майдан», которые предполагают, что «надписи мести за Мазепу» на стенах города пишут активисты «Русского общества Полтавской области», выступившего с заявлениями протеста. «Впервые слышим о существовании в Полтаве «Русского общества», пишут «майданники».

Не удивлюсь, что и в этом обществе далеко не все знают о существовании ИА «Майдан» и его дедуктивных «исследователей», делающих вывод: «удивляет такая хорошая осведомленность этой организации о надписях, которые появляются на стенах домов. Это наводит на мысль: кто их рекламирует - тот их и малюет". Мысли глубокие, что и говорить. Правда, например, осквернение памятников «рекламировал» и «бютовский» Горсовет Полтавы. Так что, может это они и осквернили памятники?

В Азии и Азиатской Европе хорошо знают пословицу о караване и облаивающих его собаках.

Так ведь, действительно, в стране победившей свободы Савика Шустера и провинциально-завистливой ненависти к тем, у кого лучше, лаять еще никому не запрещалось.

Так что – лайте!

Виктор Шестаков, Информцентр Объединения «Русское содружество»

 

Кому нужна война с историей

23 июня во время совещания в горисполкоме в связи Комсомольским сквером возник вопрос об "освобождении от старой символики". Выяснилось, что председатель облгосадминистрации на более представительном "форуме" проинформировал о недовольстве киевских властей "засильем" названий и монументов советского периода в Республике Крым и Одесской области. Главой ОГА было дано указание провести работу по переименованию улиц и демонтажу памятников В.И.Ленину. Определён даже срок - до 20 июля текущего года.

Некоторые участники совещания высказались за то, чтобы ограничить переименование только скверами, ибо в этом случае особых затрат не понадобится. Забавно было слышать, как бывший комсомольский работник говорил о "тоталитарном режиме", частью которого в своё время сам он являлся. Но это всё - частности.

Может возникнуть впечатление, что названия улиц и памятники советским деятелям - это самая актуальная проблема для современной Украины, что у нас нет инфляции и перспективы холодной зимы из-за обострения отношений с Россией, что правительство не на грани распада, что всё нормально в области обеспечения прав человека.

Между тем, подобные мероприятия стоят денег. И немалых. А в городском бюджете нет средств даже на самое необходимое - ремонт дорог, учебных заведений, больниц и жилых домов. Областное и тем более киевское начальство финансировать борьбу с прошлым не собирается. Фактически нам навязывают войну с собственной историей за свой же счёт.

У проблемы есть и моральный аспект. Советский период - это часть нашей истории. Его сейчас пытаются вытеснить мазепами, петлюрами, бандерами, шухевичами и прочими "героями", которые, мягко говоря, несимпатичны подавляющему большинству населения нашего региона. Памятник В.И.Ленину перед зданием горсовета является частью архитектурного ансамбля. Нравится кому-то Ильич или нет, но это неоспоримый факт. Другое дело - площадь у Дома быта. Но и здесь прежде, чем принимать какое-либо решение, необходимо выяснить мнение горожан: провести общественные слушания и даже местный референдум. Одним из вариантов может стать установка памятника А.С.Пушкину, посетившему наш город в декабре 1821 года.

И.Андрианов, депутат горсовета,

председатель Измаильской организации Партии "РУСЬ" и Русского Союза Причерноморья

 

ДОКУМЕНТЫ

 

Резолюция международной конференции «Соотечественники и российские регионы»

Участники международной конференции «Соотечественники и российские регионы», собравшиеся в Москве,

- отмечая наметившуюся тенденцию развития диалога с проживающими за рубежом российскими соотечественниками, как на федеральном, так и на региональном уровне,

- позитивно оценивая накопленный здесь опыт по поддержке соотечественников,

- считают весьма важной и актуальной задачу разработки программ поддержки соотечественников, проживающих за рубежом, всеми субъектами Российской Федерации.

С учетом состоявшегося обсуждения участники конференции полагают, что партнерами по сотрудничеству для каждого российского региона могли бы стать организации соотечественников в одной из стран СНГ или Прибалтики, а также в одной-двух странах дальнего зарубежья, а региональные программы могли бы включать:

- содействие проведению в странах проживания соотечественников мероприятий, способствующих повышению роли организаций соотечественников в жизни государств проживания, развитию экономических, научных и культурных связей с Россией,

- содействие подписке организаций соотечественников на периодические издания, выходящие в регионах и странах проживания соотечественников на языках народов России,

- проведение Дней культуры регионов в местах компактного проживания соотечественников,

- поддержку творческих коллективов соотечественников, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру,

- содействие проведению в регионах гастролей этих коллективов, художественных выставок, конкурсов с участием соотечественников,

- содействие в проведении в России молодежных форумов, творческих фестивалей, спортивных состязаний с участием соотечественников,

- приглашение соотечественников для участия в региональных мероприятиях, посвященных памятным датам российской истории, в культурных и спортивных мероприятиях,

- организацию и проведение на базе университетов и специализированных образовательных учреждений регионов курсов повышения квалификации и переподготовки работников образования, осуществляющих за рубежом обучение на русском и других языках народов России,

- поощрение налаживания связей хозяйствующих субъектов в регионах с деловыми кругами соотечественников,

- организацию в регионах летних школ и олимпиад по русскому языку, истории и культуре России с участием детей соотечественников,

- оказание экстренной медицинской помощи соотечественникам (госпитализация, операции и др.).

Организации соотечественников рассчитывают на последующее развитие связей с исполнительными органами субъектов Российской Федерации, установленных на конференции, на проведение встреч с соотечественниками в ходе поездок региональных делегаций за рубеж.

Москва, 29-30 мая 2008 года

 

            СТАТЬИ

 

Региональный ресурс

А.В.Чепурин, директор Департамента по работе с соотечественниками за рубежом

Глубокий разворот России к соотечественникам, происходящий в последние годы, логически подвел к необходимости скорейшего заполнения еще одной ниши, остающейся для зарубежных россиян, за небольшим исключением, целинной территорией, - это субъекты Российской Федерации.

Действительно, было бы наивно полагать, что государственно осмысленной политикой можно было бы охватить многомиллионную армию соотечественников за рубежом, насчитывающих более 30 млн. человек и проживающих в десятках стран мира, только из Москвы или только через Министерство иностранных дел.

Именно в рамках такого подхода (в скобках хотелось бы сказать, что сформировался он далеко не сразу и не без труда - несколько лет назад бюрократический аппарат сумел даже навязать принятие так называемого 122-го закона, запрещающего субъектам Федерации участвовать своими средствами в поддержке соотечественников; позднее его удалось отменить) 29-30 мая этого года в Москве состоялась международная конференция "Соотечественники и российские регионы", которая собрала более 200 участников, в том числе руководителей координационных советов соотечественников из 60 зарубежных стран, представителей администраций субъектов Федерации и полномочных представительств президента по федеральным округам. К ним присоединились члены Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом (ПКДСР), а также участники проводимого в эти же сроки в Москве заседания Совета глав субъектов Российской Федерации при МИД России.

На пленарном заседании, которое вел председатель ПКДСР министр иностранных дел С.В.Лавров, выступили мэр Москвы Ю.М.Лужков, ряд глав других российских регионов, руководящие сотрудники представительств Президента России в федеральных округах, государственный советник при Президенте Республики Татарстан по международным вопросам Т.Ю.Акулов и др.

В ходе заседания С.В.Лавров, назвав вынесенную в повестку дня тему приоритетной, определил основную задачу конференции как нацеленную на серьезный перелом в деле налаживания взаимодействия регионов и диаспоры.

В практическом плане этому отвечала бы выработка и принятие региональных программ поддержки соотечественников, имея в виду, что они были бы подготовлены максимальным количеством регионов уже к предстоящей в Москве в ноябре этого года Всемирной конференции российских соотечественников. При этом никто не собирается "объять необъятное", то есть вполне достаточно, если субъект Федерации сконцентрируется на двух-трех странах, скажем, одна из них была бы страной СНГ и Балтии, другая - дальнего зарубежья.

Следует отметить, что на сегодняшний день планомерной, на основе соответствующих программ, работой с соотечественниками может похвалиться небольшое число субъектов Федерации. Среди них можно было бы выделить Москву, Санкт-Петербург, Татарстан и Московскую область.

Наиболее проработанную программу действий имеет правительство Москвы. По словам выступившего на конференции Ю.М.Лужкова, только в 2008 году Москва выделила на работу с соотечественниками более 200 млн. рублей. Заканчивается подготовка новой обширной программы, рассчитанной на 2009-2011 годы. Город имеет свои опорные точки в лице так называемых домов Москвы в Риге, Софии, Севастополе и Ереване, планируется открытие новых домов в Сухуми, Вильнюсе, Бишкеке, Минске и др.

Дискуссия на конференции и в ходе работы ее пяти секций получилась заинтересованной, проникнутой чувством ответственности за судьбы соотечественников и обеспечение условий, при которых все, кто ассоциирует себя с российской культурой, русским языком, могли бы сохранить свою этнокультурную самобытность, духовную связь с Россией, а при желании вернуться жить на Родину.

Примечательно, что соотечественники не выступали с "протянутой рукой" или в роли просителей. Да, поддержка, в том числе материальная, необходима, но и сами организации соотечественников могли бы быть полезными регионам при налаживании экономических, туристических, культурных и иных связей с зарубежными странами. Предлагалось, в частности, подумать об открытии региональных представительств или домов на базе инфраструктуры, которой располагают организации соотечественников в ряде стран, использовать накопленный ими опыт и имеющиеся контакты для завязывания деловых связей и т.п.

В целом ни у кого не вызвала возражения концепция взаимодействия с соотечественниками, предложенная для включения в региональные программы устроителями конференции - Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом и МИД России и ориентированная на решение гуманитарных проблем, развитие молодежных, спортивных связей, культурных обменов, сотрудничества в области образования.

Более детально речь шла о проведении Дней культуры регионов в местах компактного проживания соотечественников, поддержке творческих коллективов, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру, организации в регионах летних школ и олимпиад по русскому языку, истории, культуре России, математике и другим предметам для детей соотечественников. Большой интерес был проявлен к проведению экскурсионных поездов и поездок по местам боевой славы, предлагалось организовать всемирную ежегодную акцию "Георгиевская ленточка", посвященную Дню Победы 9 мая.

Всех волновал вопрос, как обеспечить быстрый электронный выход организаций соотечественников на регионы. В этой связи было решено использовать Интернет-портал "Русский век" для соотечественников, который начал работать в этом году (www.ruvek.ru).

Все эти и другие предложения станут предметом рассмотрения между субъектами России и представителями соотечественников в ходе прямых контактов и приема на местах делегаций зарубежных россиян, которые предусматриваются в соответствующих планах, в том числе в планах ПКДСР.

Тема добровольного переселения в Россию не фигурировала в повестке дня конференции, поскольку разработана и действует соответствующая Государственная программа. Тем не менее первый заместитель директора ФМС России В.А.Каланда проинформировал о ходе выполнения программы по различным регионам, не скрывая те проблемы, которые требуют решения, в том числе связанные с повышением привлекательности региональных программ переселения. Резюме части, касающейся переселения, состоит в следующем: работа эта непростая, но линия государства на поддержку своих соотечественников, обеспечение им возможности для возвращения, если они этого захотят, себя полностью оправдывает.

При этом важно понимать, что Россия никого не подталкивает к переселению. Это дело сугубо добровольное. Россия лишь создает условия, чтобы те, кто принял решение о возвращении на историческую родину, сделал это цивилизованно.

Итоги дискуссии подтвердили и тот тезис, что проводимые в странах проживания зарубежных россиян мероприятия должны способствовать повышению роли их организаций в жизни государств проживания, развитию экономических, научных и культурных связей с исторической Родиной. В целом организации соотечественников проявляют все большую зрелость, и показателем их возрастающей солидарности, как отметил С.В.Лавров на встрече с членами Комитета Государственной Думы по делам СНГ и связям с соотечественниками 20 мая 2008 года, стала, в частности, их инициатива по сбору средств на памятник российскому гражданину Д.Ганину, погибшему в ходе выступлений в защиту "бронзового солдата" в Таллине в минувшем году.

Конференция приняла резолюцию, в которой перечисляются основные принципы и направления партнерства зарубежных соотечественников с российскими регионами. Дело за тем, чтобы субъекты Федерации в соответствии с рекомендациями Президента Российской Федерации энергично взялись за разработку региональных программ. Тогда под это партнерство будет подведена необходимая организационная, правовая и финансовая база, дефицит которой ощущается сегодня. Чем скорее субъекты Федерации завершат эту работу, тем более содержательными станут наши общие усилия по укреплению нитей связей с диаспорой, по возрождению в конечном счете России как мировой державы.

Журнал "Международная жизнь" № 6 за 2008 год

 

Последняя годовщина перед юбилеем

27 июня 1709 года русская армия, ведомая царем Петром Первым, одержала Славную Победу на поле сражения, находящемся недалеко от Полтавы, разгромив одну из самых сильных европейских армий - шведскую, которой командовал король Карл XII, и небольшую группку предателей из числа казаков и казацкой старшины, во главе с «новым Иудой» Иваном Мазепой.

Победе предшествовала героическая оборона гарнизона и мирного населения полтавской крепости, которую так и не смогли сломить воинская доблесть шведов и предательские соблазны изменника Мазепы. Русские солдаты доказали свою стойкость, а малороссийские жители, выбор, который был сделан еще в 1654 году под руководством Богдана Хмельницкого. Оборона подтвердила правильность этого выбора и единство русской семьи славянских народов. Если бы люди верили Мазепе, разве бы они выходили самоотверженно на стены крепости под смертоносные пули и ядра?

Cражение под Полтавой продемонстрировало всему миру факт появления нового сильного государства, новой России.

Это была первая настоящая и большая победа молодой Петровской России.

Здесь, под стенами Полтавской крепости не только взошла слава русского оружия, на этом поле и под этими стенами закончилось Московское Царство и родилась Российская Империя!

Полтава стала символом, синонимом Победы. Долгие годы для официальной России Полтава была святыней, памятником становления и утверждения ее, как могучей европейской и мировой державы.

Небольшой провинциальный городок волей и сознанием российских правителей и большинства народа Империи был превращен в своеобразный город-памятник, где все должно было напоминать о Славной Победе.

Долгие годы сюда ездили правители и министры, военные и простые граждане, ездили прикоснуться к Победе, поклонится памяти тогдашних дней, ездили дышать воздухом и ощущением Победы, а 200-летие битвы торжественно отмечала вся страна.

Даже после постреволюционных десятилетий забвения, сразу после окончания войны, в 1949 году Иосиф Сталин понял значение той Победы, и отдал распоряжение восстановить разрушенный музей и восстановить памятники.

Полтава это серьезная и значимая часть европейской истории. Здесь закончилась шведская экспансия в Европу. После Полтавы «успокоившиеся» шведы стали концентрировать внимание на внутренних задачах и достигли своего нынешнего благоденствия, став нейтральной страной.

Понятие «Полтавская битва» уже вышло за рамки обычного «научно-исторического» или «литературно-художественного» восприятия, в действительности оно отражает и современное противостояние многих составляющих во многих сферах.

Особое значение Полтавской Победы для России, прежде всех, поняли ее национал-украинские враги. С целью десакрализации значения Полтавы, ее отрыва от осознания «нашей общей Победы», украинская власть проводит лихорадочную прививку обществу культа изменников Ивана Мазепы, Пылыпа Орлика и «правильности их европейского выбора». Переписываются, примитивно и нагло извращаются или попросту скрываются исторические факты.

Стало нормой, что помимо вещей «секонд-хэнда», на Украину завозят и «секонд-хэнд историю» из Канады и США, в результате чего анафемстованный изменник появляется на 10-гривенной купюре. Мазепу и его сторонников делают героем школьных и вузовских учебников.

А сегодня они готовы пойти и дальше, пренебрегая мнением русского национального сообщества Украины и использую то, что, к сожалению, мало кто в России сегодня считает «полтавский вопрос» особо значимым…

Сегодня, на поле Русской Славы украинские оранжевые нациналисты стремятся возвести памятник Мазепе и шведскому королю Карлу.

Музей Полтавской Победы уже превращен в место шельмования России и ее правителей.

В Полтаве не один год проводится музыкальный фестиваль «Мазепа-фест», организованный местными национал-руховцами при поддержке местной и центральной националистической власти. Во время проведения этого «феста» русский язык декларируется, как «позорный язык москальских оккупантов».

В Полтаве систематически разрушаются и оскверняются памятники Великой Победы.

Да, именно здесь, в Полтаве, местные правители которой давно мечтаю перехватить у Львова сомнительные лавры «украинского Пьемонта», создается миф о Полтаве, как о «центре украинской духовности», формируется еще один мощный очаг идеологического заморачивания народа Украины, создается новый центр ломки и перековывания его сознания, центр возбуждения ненависти к России и русским.

Не взирая на массированное и чудовищное извращение истории со стороны «провидныков» национал-официальной истории и прочих канадских знатоков, умалить значение битвы, о котором писали великие мыслители мирового уровня, им пока не удалось.

Однако даже сегодня, под маской толерантности, полтавские власти делают все для того, чтобы нивелировать особый смысл битвы.

27 июня 2008 года обозначило начало последнего года до трехсотлетия.

Времени осталось не так много, а потому, нельзя его терять. Поле нашей истории уже загажено, необходимо срочно заняться исторической экологией, противостоять и дезавуировать действия по примитивному извращению истории, извращению правды и рассеиванию управляемой ненависти к России.

Виктор Шестаков, Председатель Русской общины Полтавской области

 

 

 

Как выглядит геополитический портрет Украины?

В Русской общине Крыма состоялось очередное заседание научных собраний в Русском доме («Русские вторники»). В мероприятии приняли участие крымские учёные, политики, журналисты, представители общественности. С базовым тематическим докладом "Украина: штрихи к геополитическому портрету в культурно-историческом интерьере" выступил доцент кафедры политических наук и социологии Таврического национального университета, кандидат исторических наук Андрей Никифоров.

Вёл заседание научных собраний заместитель директора украинского филиала Института стран СНГ по научной работе, кандидат философских наук Анатолий Филатов.

Украина: штрихи к геополитическому портрету в культурно-историческом интерьере (Тезисы доклада)

А.Р. Никифоров

Совокупность территорий, составляющих современное государственное пространство Украины, неоднократно становилась (прото)политическим центром для всего Евразийского пространства, базой для движения из глубин Евразии в направлении Западной Европы, Балканского полуострова, Ближнего и Среднего Востока. Эта территория лежит в центре Славянского мира, генетически связана с западной и южной ветвями Славянства, являясь при этом колыбелью восточных славян. Значимость и ценность территории  Украины не подлежит сомнению. Сомнительны ее геополитическая целостность и культурно-историческая полнота.

Украина как геополитический организм не определена, не измерена и не описана. Все попытки обозначения геополитической сущности Украины относятся к периодам отсутствия полноценной украинской государственности. При этом украинская независимость как проект рассматривается в качестве элемента собственной геостратегии внешними по отношению к ней геополитическими игроками на протяжении по крайней мере последних полутораста лет.

Основные установки по поводу геополитической миссии Украины как внешними силами (от Турции до США), так и маркетологами от украинской независимости (от Орлика до Немыри) сводятся к использованию украинского пространства в качестве буфера (элемента буфера), призванного затруднить России непосредственный доступ к Западной Европе, Средиземноморью, Ближнему и Среднему Востоку. Поиск объяснения такого упорного возращения к одному и тому же проекту предлагается поискать в культурно-исторической специфике украинского пространства.

В культурно-историческом плане Украина представляет собой конгломерат регионов, выступавших в разные времена как месторазвитие различных и разновозрастных восточнославянских (русских) субэтносов. В данный момент все они, кроме одного, пребывают в мемориальной фазе развития. Эти «старые» восточнославянские регионы соседствуют с обширной зоной позднейшей восточнославянской переселенческой колонизации, известной как «Юго-Восток Украины» (юго-западный фрагмент Новороссии в трактовке Е.Ф. Морозова).

Культурно-историческое районирование Украины практически идентично географии электоральных предпочтений, зафиксированных в ходе общенациональных выборов и иных голосований. Так, разлом, зафиксированный во втором  туре президентских выборов 1994 г. («линия Кравчука-Кучмы») повторяет границу России, закрепленную Бахчисарайском договором (1681 г.) и «Трактатом о вечном мире» (1686 г.). Культурно-исторические  регионы (в первом приближении – 3 зоны, во втором – 8 регионов), четко продемонстрировали особенности своих электоральных предпочтений в ходе парламентских выборов 1998, 2002 (голосование за партийные списки), 2006 и 2007 гг., а также – в ходе президентских выборов 1999 и 2004-2005 гг.

Наличие таких устойчивых предпочтений (гораздо более устойчивых, чем программные установки украинских политических лидеров и партий) и стиля поведения украинских культурно-исторических зон и регионов свидетельствуют о ментальной природе политического выбора, который делают украинские избиратели в ходе голосований на общегосударственном уровне.

Четко фиксируется динамика плавного убывания/возрастания противоположных (зачастую – взаимоисключающих) ментальных установок населения Украины по линии Запад – Юго-Восток как между культурно-историческими зонами, так и внутри них. Именно эта «эластичность» украинского культурно-исторического поля не позволяет разорвать его четко выраженным и противоположно политически направленным полюсам (расположенным на «крайнем» Западе и на «крайнем» Юго-Востоке страны).

Общими факторами для украинских регионов является их периферийность (окраинность) по отношению к общерусскому Центру (геополитическому ядру), а также (за исключением Юго-Востока) – архаичность комплекса ментальных стереотипов. Отсюда – отрицательная идентификация: украинцы = НЕ-русские, Украина = НЕ-Россия и т.п.

В этногенезе Русского народа наличествует несколько исторических эпох, в ходе каждой из которых лидировал тот или иной субэтнос, сформированный в условиях определенного типа ландшафта. Симбиоз субэтнос/ландшафт становились базой для формирования геополитического ядра Русской политической системы, характерной для каждой эпохи. Такова, например, Малороссия (Среднее Поднепровье) для древнерусской эпохи  и Северо-Восточная Русь (Волго-Окское междуречье) для имперско-советской эпохи. Каждая последующая эпоха есть попытка преодоления слабых мест и ограничений эпохи предыдущей. Каждый новый русский субэтнос появляется в результате этнической мутации.

 Украина-НЕ-Россия как политическая реальность стала возможна в уникальных условиях (природных, культурно-исторических, геополитических) Юго-Западной Руси в период закладки нового русского геополитического ядра и очередной этнической мутации. Украинская казачья «старшина», ставшая матрицей для «украинской политической элиты», есть побочный продукт этой мутации, ее отбраковка, генетический уродец.

 Преодоление раскола культурно-исторического поля внутри Украины возможно или в ходе погружения его в более общий (восточнославянский, общерусский) контекст, или – в ходе установления в этом поле доминирования Юго-Востока. Что, в конечном счете, одно и то же. Достижение этого результата возможно не в ходе жесткой конкурентной борьбы между регионами, а на пути кардинальной смены принципов формирования политической элиты, избавления от генетических уродцев, стремящихся «перестроить» Украину по своему образу и подобию - на принципах этнической химеры.

Пресс-служба Русской общины Крыма

 

Свято-Никольский храм: православная святыня или форпост униатов?

В исторической части Киева - на Подоле, где пересекаются популярные туристические маршруты, в начале Покровской улицы можно увидеть храм, возведенный в стиле, характерном для московского зодчества 17 века, который, к удивлению многих посетителей города, оказывается неправославным.

В магазине, действующем при храме, можно приобрести выпущенный львовским издательством "Свичадо" буклет-путеводитель "Дзвиниця церкви святого Миколи Доброго" ("Колокольня церкви святого Николая Доброго"), который включает краткие сведения по истории этой киевской достопримечательности. Однако это рассчитанное на туристов издание, не способно дать полного представления о сложной судьбе православной святыни, которая вот уже на протяжении 15 лет используется общиной верующих украинской греко-католической церкви (УГКЦ).

Интересующиеся историей Киева знают, что согласно преданию, на месте, где в конце16 века возник храм, ставший известным под именем Добро-Николаевского, еще в древнерусские времена существовала церковь, посвященная Святителю Николаю.

В период польского владычества, выдерживая беспримерный по силе натиск католиков-бернардинцев, посягавших на его имущество, Добро-Николаевский храм, не смотря ни на что, оставался православным. Показательно, что своего расцвета храм достиг в период существования Российской Империи, что нашло выражение в величественном комплексе, выросшем вокруг возведенного в 1807 году каменного здания главной церкви во имя Св. Николая. На момент революции, кроме основного храма, он включал каменную церковь во имя Святой Великомученицы Варвары с колокольней, гостиницу для паломников, пребывавших в Киев со всех концов России, а также целый ряд других построек жилого и хозяйственного назначения.

Из исторического очерка "Церковь Николая Доброго с колокольней в г. Киеве. Комплексные изыскания", подготовленного специалистами Украинского специального научно-реставрационного проектного института "Укрпроектреставрация", можно узнать, что благотворителями храма были предводители малороссийского казачества, мещане и купцы, а также представители административного аппарата Российской Империи. Например, в середине 50-х годов 19 века материальную помощь Добро-Николаевской церкви оказал киевский губернатор и историк Иван Фундуклей, внеся на ремонт церковного здания денежную сумму, насчитывающую 300 рублей.

Особенный интерес заслуживает информация о том, что среди благотворителей Добро-Николаевской церкви был и русский Царь Александр I, в 1812 году утвердивший за храмом право владения девятистами квадратных сажен земли в самом центре Киева, а кроме того двумя дополнительными земельными участками для обеспечения жильем приходского духовенства.

Показательно, что основную известность храма составлял чудотворный образ Святителя Николая, представлявший собою список с другой иконы, хранившейся в Новосильском монастыре Тульской епархии. Именно с этим почитаемым образом принято связывать и само необычное название храма, особенностью которого является употребление слова "добрый".

До настоящего времени из всех строений храмового комплекса сохранилась лишь трехъярусная колокольня с церковью Святой Варвары, в 1992 году переданная общине греко-католиков, которую возглавляет священник Валерий Шкарубский.  

Не удивительно, что львовские издатели буклета, посвященного храму Св. Николая Доброго, не посчитали возможным сообщить об этих и других интересных фактах его истории, которые, в наши дни, когда Украина и Россия оказались разделенными, приобретают особое значение. При этом, они посчитали нужным акцентировать внимание читателей на факте несостоявшейся ликвидации Добро-Николаевского храма в 1799 году, связанном с намерением одного из генерал-губернаторов разобрать ветхое здание церкви, переведя ее приход в один из соседних храмов. Таким образом, данное издание характеризуется свойственной для националистической публицистики тенденцией, в соответствии с которой деятельность представителей административного аппарата дореволюционной России, немало потрудившихся на благо Киева и его жителей, принято сводить исключительно к различным непопулярным решениям и мерам репрессивного характера.

 

Не затрагивая вопросов, связанных с использованием общиной греко-католиков здания православного храма, возведенного в период Российской Империи, авторы буклета постарались составить текст таким образом, чтобы у неосведомленного читателя сложилось впечатление, будто бы строения храма всегда находились в cобственности униатов.

Нет нужды говорить о том, что нынешнее положение, создавшееся в результате решения киевских властей в 1992 году передавших общине католиков-униатов сохранившееся здание колокольни церкви Св. Николая Доброго, кажется противоестественным многим православным верующим Киева. Возможно, что необоснованность этого решения понимают и сами униаты, подтверждением чему могут служить такие публикации, как статья Виктора Заславского "Блаженны миротворцы или Покровская улица и ее герои", размещенная популярным на Украине веб-порталом Львовского греко-католического университета "Религиозно-информационная служба Украины" (www.risu.org.ua). В данной публикации, включающей упоминание и о "небольшой церкви Николая Доброго", вопреки реальным историческим фактам рисуется благостная картина совместного существования православных и католиков в средневековом Киеве, которых, по мнению автора, объединяло некое "общее дело и общая беда".

Значительную часть сохранившегося храмового здания сегодня занимает коммерческая структура - магазин вышеупомянутого издательства "Свичадо". По сведениям автора книги "Уния в Украине  XX ст." священника Алексия Добоша, "Свичадо" считается крупнейшим униатским издательством Украины, выпускающим в год до 60-ти наименований религиозной литературы. Выставленная на витрине литература весьма разнообразна по своей тематической направленности и охватывает широкий круг вопросов от сохранения и развития украинского языка до семейных отношений и половой этики.

Приход УГКЦ, функционирующий в помещении колокольни Добро-Николаевского храма, широко известен благодаря той пропагандистской работе, которую осуществляет его настоятель Валерий Шкарубский как на территории Украины, так и за ее пределами. Из публикаций электронных СМИ можно узнать, что Валерий Шкарубский сочетает свои пастырские обязанности с общественно-политической деятельностью и пользуется авторитетом в националистических кругах.

Свою деятельность в Киеве он начал в 1988 году, совершая богослужения на частных квартирах, а позже в помещениях таких одиозных объединений как "Рух" и "Просвита". Известно, что в последние годы существования СССР Валерий Шкарубский, поддерживая тесные связи с выходцами из западных областей Украины, проживающими на востоке республики, способствовал становлению нелегальной националистической организации "спилка украинской молоди" в г. Харькове. Между прочим, создатели этой "спилки" и сегодня гордятся тем, что одними из первых стали использовать в своих публичных акциях красно-черный флаг, ранее известный как символ Организации украинских националистов и украинской повстанческой армии.

В целом, деятельность Валерия Шкарубского может служить лишним подтверждением того, что украинская греко-католическая церковь, в лице ее наиболее активных представителей, оказывает поддержку прозападным и антирусским политическим силам.

Показательно, что посещая столицу России, он выступал со своими лекциями "Украинская церковь и ее конфессиональные особенности", а также "Брестская уния и Петр Могила" в одном из рассадников идеологии украинского национализма - Украинском историческом клубе г. Москвы. В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Валерия Шкарубского, которого его сторонники называют не иначе как "великим миссионером", является работа с украинской диаспорой Российской Федерации с целью организации приходов УГКЦ.

Будучи настоятелем храма, расположенного в помещении колокольни Добро-Николаевской церкви, Валерий Шкарубский параллельно возглавляет один из московских приходов УГКЦ, который, хотя и существует около двух десятков лет, не имеет постоянного адреса. Следует отметить, что если в отношении целого ряда других униатских общин в России СМИ украинской диаспоры предоставляют более или менее подробную информацию, то в данном случае сложно выяснить даже то, какому празднику или святому посвящен этот приход УГКЦ.

Таким образом, передача помещения исконно православного храма представителям УГКЦ способствовала формированию организационной базы для работы греко-католиков и украинских националистов как на территории Украины так и России. Очевидно, что представители православно-патриотической общественности, препятствуя продвижению идей унии и католического прозелитизма, должны способствовать восстановлению исторической справедливости и добиваться возвращения этого объекта его законному владельцу - канонической Украинской Православной Церкви.

Широков Андрей, Православное братство Александра Невского, г. Киев.

 

Материалы Информационного центра Всеукраинского объединения «Русское содружество» предназначены для руководителей русских организаций и объединений российских соотечественников, организаций, экспертов и журналистов, занимающихся вопросами соотечественников.


В избранное