Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


К убийству российских дипломатов в Ираке

Российское общество и российские СМИ вяло реагировали на беду, постигшую дипломатов из посольства РФ в Багдаде. Между тем случай – вопиющий! Соотечественникам следовало выйти на улицы, как обычно делают непрошкуренные-нерассыпавшиеся народы, но мало кто из россиян шевельнулся. Мы тоже сплоховали – не выступили негодующе, не заклеймили террористов в Интернете. Похищение средь бела дня наших людей свидетельствует, что ни американцы, ни иракские власти не контролируют даже центр иракской столицы.

Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны. Я не знаю детали российских усилий по освобождению дипломатов. Я не знаю возможности российских спецслужб в Ираке. Ясно одно – предотвратить трагедию не удалось. Моя старшая дочь жила в Багдаде и могла тоже оказаться в опасности, если бы продолжала там работать. Я выражаю соболезнование семьям погибших и думаю о том, как покарать убийц.

Президент РФ Владимир Путин отдал приказ найти их и уничтожить. Если бы это можно было сделать быстро, он подождал бы результата и затем объявил об отмщении. Так было с устранением Дудаева, так делают израильтяне. Сначала уничтожат – потом объявят.

Поскольку Путин сначала объявил – значит, быстрого отмщения не предвидит. Однако что-то надо делать, народ ждёт. И поэтому объявить пришлось. И пообещать 10 млн долларов тем , кто поможет найти и уничтожить. И тем самым крупно подставиться. Пиар превозмог кару.

За такие деньги можно не только государственным, но и частным спецгруппам попробовать счастья в не столь уж далеком Ираке. Возможно, что-то получится.

Правозащитники-антипутинисты не преминули воспользоваться двусмысленностью угрозы. Есть повод проанализировать подкорку режима. Обозреватель «Новой Газеты» Александр Подрабинек пишет (http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/49n/n49n-s15.shtml) в заметке «Возможность внесудебных казней развязывает спецслужбам руки» (03 июля 2006 – 05 июля 2006, № 49 /1171/, стр. 7) пишет:

«На встрече с принцем Саудовской Аравии Сальманом бен Абдель Азизом аль Саудом Владимир Путин заявил, что дал указание российским спецслужбам принять все меры для поиска и уничтожения убийц российских дипломатов в Ираке.

Заявление главы государства идет вразрез не только с многочисленными международными нормами в защиту прав личности, но и с российскими законами. Фактически президент Путин дал указание убить невиновных людей, ибо статья 49 Конституции России устанавливает, что человек считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет доказана в суде. Ст. 118 Конституции гласит, что «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом». Вся правоохранительная, судебная и пенитенциарная системы построены на том, что вопрос о виновности и наказании решается в суде. Не президентом, не спецслужбами, не общественным мнением, а независимым и беспристрастным судом. Деятельность всех частных граждан, должностных лиц и государственных организаций должна соответствовать требованиям Конституции. Даже в тех случаях, когда их деятельность в России направлена на другие страны.

Скидки на незнание принципа презумпции невиновности или накал эмоций, вызванных трагедией с российскими дипломатами в Ираке, можно сделать в нашей стране для многих, но никак не для главы государства.

Убийство без суда — преступление против правосудия. Но и убийство по суду тоже невозможно, так как до 1 января 2007 года смертная казнь в России не применяется. Как же вписать в рамки закона «найти и уничтожить»? У закона только одна альтернатива — беззаконие.

Поручение президента Путина российским спецслужбам возвращает страну к временам, когда наказание за преступление назначалось не судом, а политическим руководством. Именно так, без суда и следствия, в советские времена были уничтожены за рубежами СССР оппонент Сталина Лев Троцкий, чекисты-перебежчики Игнатий Рейсс и Георгий Агабеков, белогвардейский генерал Александр Кутепов, украинские националисты Лев Ребет и Степан Бандера. Тогда многим казалось, что ликвидация врагов Советской России — святое дело и ради этого можно пренебречь судебной процедурой.

Уже в наше время сотрудники российских спецслужб убили в Катаре бывшего президента Чечни Зелимхана Яндарбиева, обвиненного в России в терроризме, но так и не представшего перед российским судом.

Возможность внесудебных казней развязывает спецслужбам руки. Теперь, руководствуясь поручением Путина и неформально узаконенной практикой внесудебных расправ, любой политический эмигрант или критик режима, названный, например, экстремистом в свете последних законодательных инициатив, может быть уничтожен на основании оперативных данных и негласных решений, принятых в тиши лубянских кабинетов. Без всякого судопроизводства, адвокатов и последнего слова подсудимого».

Довольно компетентный военный обозреватель той же «Новой Газеты» Павел Фельгенгауэр на той же странице опубликовал скептическо-иронический и вроде бы здравый материал «Взять деньги и уничтожить их: Выполнят ли российские спецслужбы приказ президента о ликвидации иракских террористов» (http://2006.novayagazeta.ru/nomer/2006/49n/n49n-s14.shtml):

«Владимир Путин приказал «найти и уничтожить преступников», взявших в заложники и убивших российских дипломатов в Ираке. Директор ФСБ и председатель Национального антитеррористического комитета Николай Патрушев подтвердил, что приказ получен, что спецслужбы сделают все возможное, что «работа продолжится столько времени, сколько она того потребует». По закону силовую акцию за рубежом можно проводить лишь с санкции Совета Федерации. Но за этим дело не станет, и народ России поддержит ответный удар, если, конечно, он будет успешен.

Путин явно берет пример с Джорджа Буша, который после террористических ударов по Америке в сентябре 2001-го обещал найти и наказать врагов, где бы те ни прятались. «Товарищ волк знает, кого кушать, кушает и никого не слушает», - объявил недавно Путин народу и добавил два раза «Молодцы!», отметив американские усилия по наращиванию военной силы. Теперь, похоже, и нам придется оскалить пасть, насколько хватит, чтобы кого-нибудь тяпнуть.

Впрочем, высшее руководство «Аль-Каиды» и движения «Талибан» в Афганистане уже который год ускользает от американцев и их союзников. Наши начальники также не раз обещали «найти и уничтожить» организаторов гнусных терактов, но с этим немало проблем даже на собственной территории Северного Кавказа. Как же найти в бурлящем Ираке вроде бы свершившую убийство таинственную «Шуру моджахедов», которую наш МИД связывает с «Аль-Каидой»?

В России есть специалисты с северокавказским опытом устранения боевиков и их командиров, но они привыкли действовать на своей территории, используя в случае сопротивления войсковые подкрепления, огнеметы, танки и авиацию - как американцы и израильтяне в схожих ситуациях. Наш спецназ отвык действовать с необходимой аккуратностью: то использованные тубы от огнеметов «Шмель» бросят рядом со школой в Беслане; то, работая под боевиков, опору линии электропередачи заминируют не вытопленной из снаряда взрывчаткой, а диверсионным пластитом со спецсклада, да так удачно, что он попадет в руки местных следователей.

В феврале 2004-го, когда была проведена единственная известная антитеррористическая ликвидация за рубежом, в Катаре, сотрудники местной резидентуры установили, что бывший чеченский президент Зелимхан Яндарбиев каждую пятницу ездит молиться в одну и ту же мечеть, а джип без присмотра оставляет на автостоянке. Из Москвы прибыли два офицера с северокавказским опытом, которые заминировали джип и взорвали Яндарбиева вместе с малолетним сыном и телохранителем (ребенок чудом выжил), когда те вышли после молитвы. При этом «спецы» не учли, что стоянка была под полицейским видеонаблюдением. На Северном Кавказе это не играло бы никакой роли, а тут - арест, данные и потом отозванные признательные показания, позорный для России суд и срок в 25 лет.

С катарцами удалось договориться, и осужденных офицеров отправили домой - как бы отбывать срок. Американцы трансакции не мешали: в тамошних спецслужбах чеченских исламистов не слишком любят. Но тайно посылать сейчас в Ирак небольшую группу спецназа без бронетехники и с дипломатическим прикрытием вместо авиационного - самоубийственная авантюра.

Крылатые ракеты с неядерной головной частью Х-555 имеют дальность в 3000 км и, выпущенные с борта стратегического бомбардировщика где-нибудь в низовьях Волги, могут поразить любую избранную цель в Ираке. Но в Х-555 координаты цели и оцифрованная карта закладываются на земле до старта. То есть наша разведгруппа в Ираке должна выявить местонахождение убийц, передать по закрытому каналу информацию в Москву, где примут решение, передадут его в Энгельс, в Саратовскую область, на авиабазу, где подготовят Х-555 и самолет-носитель. Несколько тысяч км полета, сутки-двое времени на все процедуры, и объект будет поражен. Если спецназ свяжет боевиков и оставит ждать Х-555, то они будут ликвидированы, если не погибнут до того от жажды.

Чтобы действовать оперативно, как при ликвидации Джохара Дудаева ударом с воздуха в 96-м в Чечне, нужны другие средства поражения, надо просить американцев о размещении фронтовой авиации на месте. Или просить самих американцев поддержать действия нашего спецназа авиацией, боевыми вертолетами и бронетехникой. Хаттаба, правда, устранили в Чечне отравленным письмом. Но только в группе захвата наших дипломатов было человек десять, и вряд ли всем удастся послать разом отравленные письма, не вызывая подозрений, даже если точно знать адреса.

Из американских военных источников известно, что в Ираке сегодня действует много небольших (6-10 человек) групп профессиональных и достаточно безыдейных террористов-наемников, которые рекламируют свои услуги на исламистских интернет-сайтах и за сравнительно малые деньги (300-1000 долл. за теракт) подряжаются для «Аль-Каиды» и прочих «идейных» группировок закладывать бомбы, устраивать убийства и похищения.

Скорее всего, российских дипломатов, которые были легкой целью со слабой охраной и постоянными маршрутами передвижения, похитила и убила именно такая анонимная наемная банда. Потому все попытки воздействовать на похитителей через ХАМАС, Иран и т.д. оказались неудачны. Поскольку требования террористов о немедленном выводе войск из Чечни и освобождении всех мусульман-заключенных в РФ были заведомо невыполнимы в указанные сроки, контракт, очевидно, с самого начала включал в себя убийство.

Можно попытаться самим нанять другую иракскую бригаду убийц с заданием убить наших убийц, а потом многозначительно наградить орденами всяких начальников, слив в прессу сообщение, что приказ Путина, мол, успешно выполнен. Риска в такой операции мало, а выгод много: учитывая мизерную цену жизни в Ираке и полное отсутствие налоговой инспекции, большую часть выделенных на возмездие средств можно спокойно увести в откат. Правда, в этом варианте истинные заказчики убийства навсегда останутся в тени.

Дружба с иранскими исламистами и с ХАМАСом заводит в тупик, где наших же и убивают. Можно сменить курс и в тесном контакте с англо-американцами устроить совместную настоящую охоту на «Шуру моджахедов», одновременно укрепив совсем развалившуюся антитеррористическую коалицию против общего врага. Также можно ничего не делать: надувать щеки, раздувать штаты и раскручивать бюджет. У наших спецслужб это получается лучше всего. Через месяц-другой убийство дипломатов забудется, и так до следующего теракта».

Указание дано, и наряду с опытом спецопераций на Северном Кавказе будет продолжен опыт зарубежной антитеррористической деятельности. С безоружным и потерявшим бдительность Зелимханом Яндарбиевым с грехом пополам, но справились. За 10 млн долларов надо теперь справиться с вооруженной группой, которая укрывается в Ираке не хуже Басаева у нас дома.


В избранное