Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Восьмерка, десятка или четверка

Код поведения России в мировом сообществе, исходя из геополитических и национальных интересов нашей страны, чётко сформулировал Пётр Аркадьевич Столыпин, осмысля тенденции мирового развития в эпоху империализма. Создание Лиги наций и затем ООН - в русле предложений нашего великого государственника. Кстати, внешняя политика Советского Союза тоже в основном следовала "коду Столыпина". От Горбачева по сей день Россия следует вспять ему. Под этим углом зрения оцениваю сегодняшнюю ситуацию.

Естественно, внешнеполитические позиции любой страны зависят от её успехов в экономике. Да, говоря словами классика, "политика есть концентрированное выражение экономики,... политика не может не иметь первенства над экономикой". Поскольку из-за шкурных интересов правящей компрадорскао-мародерской группировки у нас сознательно заблокирована постиндустриальная модернизация страны, то экономика деградирует, мы демодернизируемся и отбрасываемся в неофеодализм. Экономика ельцинско-путинской РФ до сих пор не достигла уровня экономики РСФСР 1991 года. Льется дождь нефтедолларов, которые вкладываются в развитие "золотого миллиарда", значительная часть идёт в карманы сами знаете кого, брызги достаются обслуге, подавляющее большинство еле сводит концы с концами, кое-что выделяется на пиар-имитации вроде "национальных проектов", в итоге же - беспросветность.

Такая страна - "больной человек" мирового сообщества, однако в ней - крупнейшие запасы сырья. Благодаря этому везению ныне путинская РФ разыгрывает роль жеманящейся сырьевой шлюхи и называет себя "энергетической супердержавой", но никакой мировой инициативы она объективно предложить не в состоянии.

Как отмечает газета "Ведомости" в редакционной статье "Смена закулисы" (18 июля 2006, № 130 /1657/, стр. А1,А4 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/07/18/109670), закончившийся саммит G8 "поразил видимой безрезультатностью и выхолощенностью". "Зато вполне осязаемым результатом саммита можно считать окончательную деформацию организации. Из элитного клуба развитых стран, принимавших консолидированные решения по основным международным вопросам, “семерка” превратилась в дискуссионную “восьмерку”, штампующую формальные и обтекаемые декларации. Позитивной ролью клуба могло бы стать формирование мировой повестки дня, с чем пока не справляется забюрократизированная и слишком разветвленная ООН. Но формирование реальной повестки дня невозможно без Китая и Индии. Появившись в Петербурге в качестве гостей саммита, эти государства имеют все основания стать полноправными членами клуба мировых лидеров. Дело не только в том, что по доле национальной экономики в мировом ВВП Китай занимает 2-е место в мире (15,4%), а Индия — 4-е (5,9%), но и в том, что именно в этих странах идут процессы, влияющие на весь мир и на членов “восьмерки” в том числе. Без Китая и Индии не удастся приблизиться к решению проблемы мирового финансового дисбаланса. Кроме того, возрастает роль Китая и Индии в решении энергетических проблем — по прогнозам CERA, к 2015 г. страны Азии будут потреблять половину всех энергоресурсов мира, а Китай и Индия станут основными инвесторами в мировой ТЭК".

Итак, КНР - это 15,4% мирового ВВП, а РФ, указывает газета, - 2,6%, то есть почти всемеро меньше! И бывшая недавно нищей миллиардная Индия со свистом нас обогнала вдвое, не выстраивая у себя "вертикали власти" и не устраивая какой-то особой "суверенной демократии".

Газета делает вывод, что "нынешняя “группа восьми” больше не является мировой закулисой. Чтобы быть эффективной, закулиса должна формироваться как-то иначе". Принять Китай и Индию, превратиться в "десятку"? Но тогда получится разношерстность, договариваться станет ещё сложнее, и кто будет считаться в этом составе с Россией с её ущербной экономикой? Что же делать, как лучше структурировать мировое сообщество? На этот вопрос дельный ответ в духе нетленных идей Петра Столыпина даёт обозреватель газеты Financial Times Вольфганг Мунхау в статье "Нужна "четверка"", перевод которой опубликован в том же выпуске газеты "Ведомости" на стр. А4 http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/07/18/109674):

"Многочисленные неудачи саммита в Санкт-Петербурге снова подняли вопрос о целесообразности существования “восьмерки”. Дело не в недостатке насущных проблем, требующих координации на мировом уровне. Напротив, сотрудничество нужно как никогда. Но какую сферу ни возьми: торговые переговоры, энергобезопасность, глобальный финансовый рынок — “восьмерка” оказывается неподходящим форматом.

“Семерка” и ее предшественники создавались в начале 1970-х гг. для преодоления глобального дисбаланса после краха бреттон-вудской валютной системы. В целом “семерка” проделала важнейшую работу в первые 15 лет своего существования. А потом повестка дня стала слишком расплывчатой. Сегодня мир снова находится в состоянии глобального дисбаланса, для преодоления которого нужна “группа четырех”, состоящая из США, еврозоны, Японии и Китая. Эта идея не нова. Но она становится все актуальнее, учитывая, что проблема глобального дисбаланса в последние годы обострилась. Дело даже не в том, что в “четверке” четыре крупнейшие экономики мира. Куда важнее, что для установления мирового равновесия нужны специфические действия каждого участника “четверки”.

Проблема не упирается в США и Китай, хотя многие и винят в нарушениях баланса только эти две страны. Но практически во всех сценариях присутствует фактор девальвации доллара. Дело не в том, как этого избежать, а как поддерживать рост мировой экономики во время и после коррекции реального курса доллара. Без активного участия еврозоны и Японии (второй и третьей крупнейшей экономики в мире) тут не обойтись.

Не все с этим согласны. “Так как еврозона не причина глобального дисбаланса, нам не нужно брать инициативу в свои руки”, — заявил месяц назад Жан-Клод Юнкер, премьер-министр Люксембурга. На поверхностный взгляд, Юнкер прав. Торговый баланс стран еврозоны, взятых вместе, действительно близок к нулевому. И это игра цифрами, а не плод действительной макроэкономической стабильности. В 2007 г., по прогнозу Европейской комиссии, торговый профицит Германии будет 4,1% ВВП, Нидерландов — 6,7%, а вот Испания столкнется с дефицитом в 9,2%, Португалия будет в минусе на 9,6%, Греция — на 7,8%.

Если евро сильно укрепится по отношению к доллару (что многие считают неизбежным при глобальной коррекции), шок для еврозоны будет тяжелым и асимметричным. Традиционные экспортеры вроде Германии и Италии столкнутся с рецессией. Испания, напротив, продолжит спокойно жить с надувающимся пузырем на рынке жилья, пытаясь выглядеть полностью здоровой экономикой.

Если коррекция будет небольшой, до 10%, то для минимизации ее последствий будет достаточно монетарных методов. Но если доллар упадет на 20-40%, то Германия и Италия втянут в рецессию всю еврозону. Это как раз то, чего странам еврозоны необходимо избежать любой ценой.

Экономист Дэвид Вайнс заявил недавно, что вполне возможен сценарий, при котором Европа может успокоиться и не нервничать. Но для этого нужно будет, чтобы США и Китай не просто договорились о корректирующих мерах, но предприняли бы их синхронно. Задача США — увеличить национальные сбережения, тогда как Китай и прочие развивающиеся экономики должны повысить курс своих валют по отношению к доллару. Тогда шок для еврозоны будет нейтрализован.

Судя по заявлениям китайских чиновников, вероятность такого развития событий стремится к нулю. Главной задачей “четверки” будет предупреждение рецессии, которую может вызвать глобальная коррекция. Интерес здесь общий, несмотря на то что негативные последствия (в случае если договориться не удастся) не будут для всех одинаковыми. От обширной коррекции еврозона потеряет больше, чем кто бы то ни было. Вот почему странам еврозоны есть смысл взять инициативу в свои руки, хотя они и не являются главными виновниками глобального дисбаланса". (FT, 16.07.2006, Антон Осипов)

Прекрасная, здравая статья. Евросоюзу предлагается проявить инициативу и уговорить Китай скоординироваться с Америкой, а не действовать эгоистично в ущерб остальному миру. Конечно, Китай потребует политических уступок. Ведь политика не может не иметь первенства над экономикой. Но искусство политики - также избегать сиюминутных выгод, способных обернуться стратегическим ущербом. Мне кажется, на ближайший период Китай удовлетворился бы воссоединением с Тайванем на условиях, схожих с условиями вхождения Гонконга в КНР. Недавний союз между КПК и Гоминданом - хорошая предпосылка для дальнейшего сближения между КНР и Тайванем и в конце концов их объединения. В обмен за помощь в воссоединении Китай мог бы провести коррекцию не столь драматично, как она сейчас вырисовывается.


В избранное